Вот главнейшая наша задача - научить детей не только уважать, но и любить господа Иисуса Христа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вот главнейшая наша задача - научить детей не только уважать, но и любить господа Иисуса Христа.



3. Это приводит нас к третьей мысли, к слову БОГОСЛУЖЕНИЕ. Каково значение этого слова? На самом деле это 2 слова: Бог и служение. Бога не может быть без служения, и служения - без Бога. Где можно служить Богу? На работе - можно быть справедливым, честным, не "наговаривать" на других. Дома - не обижать, не "оскаливаться", не раздражаться на родных.

А можем ли мы как руководители служить Богу? Где? Как? (Здесь пусть ответит каждый курсант.)

 

Первая и большая заповедь Господа: "Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею мыслею твоею".

Пастыри церкви учат нас, что мы не должны отталкиваться от активного участия в жизни церкви, говоря, что мы не священники. Мы, конечно, не можем совершать таинства евхаристии, исповеди, причастия. Но вот крестить может даже мирянин за неимением священника. Как крещеные христиане мы являемся сотрудниками церкви, мы призваны быть активными.

Как у руководителей у нас есть минимум один "талант" - заниматься с детьми или помогать другим заниматься с ними. Если мы не употребляем этот талант во славу Божию, то мы его зарываем. Вспомните притчу о талантах, где Господь говорит: "Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет".

Вы задаете себе вопрос, какие у каждого из вас таланты, которые вы смогли бы развить как руководитель во славу Божью? (Здесь каждый курсант имеет время на размышление.)

Как можно конкретно включить религиозный аспект в строевую работу?

Мы говорили, что наша задача научить детей любить Бога. Чтобы полюбить, нужно узнать, "приручить себя", если можно так выразиться. Узнать Бога - это позволить Ему участвовать в нашей жизни.

В отрядной жизни это можно осуществить по-разному:

· Отмечать перед строем на собрании именины; пусть каждый знает житие своего святого;

· Участвовать в крестном ходе;

· Помогать убирать храм к праздникам;

· Участвовать в церковном хоре или, если есть возможность, создать молодежный хор, изучать церковное песнопение;

· В России - уникальная возможность работать над восстановлением храмов;

· На Пасху: покрасить для прихода яйца, связать вербочки, стоять в почетном карауле у Плащаницы;

· На Рождество: петь колядки, устроить для детей елку, делать игрушки для елки, посетить приюты и дома для престарелых.

 

Мы дожили до необыкновенного времени. Россия становится на ноги, как человек после долгого сна или после продолжительной болезни: ноги слабые, голова кружится, она может и упасть несколько раз.

 

Я думаю, что у всех нас есть что дать, чтобы помочь ей встать и окрепнуть и чтобы главой ее иерархии ценностей стал снова Господь Бог.

 

1994 г.

Жаворонок

_______________________________________________________________________________

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. "Религиозное воспитание". Доклад на съезде руководителей в Менхегофе 1946. (о. Георгий Бенигсен).

2. "Религиозные основы нашей работы". В помощь руководителям. Опыт № 7, 1948 (Брат Пилигрим).

3. "Развитие скаутизма и проблемы религиозного воспитания". Опыт № 12, 1950 (Акела).

4. "О методике религиозного и национального воспитания.» Опыт № 14, 1952 (Волчий клык).

5. "Проблемы религиозного воспитания". Опыт № 14, 1952 (Акела).

6. “Школьное и внешкольное воспитание”. Oпыт № 19, 1955 (Кирилл Фотиев).

7. “Вопросы религиозного воспитания”. Опыт № 20, 1956.

8. “Опыт построения религиозно-педагогической методики. “ Опыт № 23, 1957 (Акела и Волк 2-ой).

9. “Религиозные специальности ". Опыт № 25, 1957 (Ерш).

10. "Взгляд ветерана". Опыт № 27,1957 (Еж).

11. "О роли руководителя и о литургической сущности религиозного воспитания". Опыт № 28, 1958 (Овсянка).

12. "Преподавание Закона Божия". Опыт № 32, 1959 (инс. к. 7).

13. "О религиозных требованиях разрядов". Опыт № 40, 1962 (Г.Кишковский / свящ. Кирилл Фотиев).

14. "О некоторых ходячих недоразумениях". Опыт № 46, 1964 (свящ.Кирилл Фотиев).

15. "Вопросы религии и ОРЮР". Доклад на заседании Совета. Опыт № 89, 1991 (друж. Н. Осинова /скм. М.Левитская).

16. "Духовное воспитание (часть 1)". Опыт № 89, 1991 (прот. Михаил Протопопов).

17. "Духовное воспитание (часть 2)".Опыт № 90,1992 (прот. Михаил Протопопов).

18. "Духовное воспитание (часть 3)". Опыт № 91, 1992 (прот. Михаил Протопопов).

19. "Разведчик верен Богу". Опыт № 91, 1992 (скм. Л. Джурджинович).

20. "Религиозные аспекты работы разведчества". Беседа на КДР, Царское Село, Нью-Йорк, 1992 (Жаворонок).

 


НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Во всех скаутских организациях мира занимаются главным образом воспитанием здоровых телом и душой детей, которые потом станут хорошими гражданами своей страны. Изучают природу, учат умению выжить, если заблудятся, учат их быть ловкими, находчивыми, выносливыми, учат уметь быть полезными членами общества и т.д. В России до революции работа с разведчиками шла таким же образом. Очень большую роль в развитии разведческого движения сыграло желание помогать ближним, когда началась Первая мировая война.

Заниматься теоретическими предметами такими, как Закон Божий или история и география России не было никакой надобности. Все это изучалось в школах, гимназиях и гораздо глубже, чем это можно было сделать на сборах и в лагерях. Но когда русские разведчики оказались за границей, все положение совершенно изменилось. Это поняли наши молодые зарубежные руководители в Югославии: Борис Мартино, Святослав Пелипец, Ростислав Полчанинов и Малик Мулич. Стало ясно, что, если мы хотим воспитывать православных русских детей, необходимо дать им знания об их вере, о прошлом их далекой Родины и понимание того, что там происходит.

Дети росли, окруженные чужими народами и чуждыми верованиями, но они сохраняли свое лицо, с достоинством несли тяготы эмигрантской жизни и готовились к тому, чтобы принести разведчество назад в Россию. Прошло несколько поколений. Те, когда-то молодые, руководители почти все умерли. Наша Организация меняла свое название, но в названии всегда было слово «Русский» или «Российский». И это были не пустые слова. Русский дух все новых и новых поколений поддерживался песнями, беседами, чтением, рассказами и, конечно, занятиями.

Наконец, настало время, когда появилась возможность вернуть разведчество в Россию. Казалось бы, что теперь можно будет перейти на классический скаутизм. Но это совсем не так. То, что изучали дети в школах последние 70 лет о прошлом своей страны и о современном ее положении, не соответствовало действительности, не говоря о Законе Божьем, которого вообще не было. Для того чтобы быть патриотом своей страны, сознательным гражданином, который будет служить обществу и приносить пользу, необходимо знать правду обо всем, что произошло и не бояться этой правды. В русской истории было много блестящих страниц, которыми любой может гордиться. Были и темные периоды, как в истории любой страны, но русский человек всегда, в конце концов, выходил победителем. Самым страшным временем были последние 70 лет, когда уничтожали лучших людей, когда оставшихся в живых старались превратить в роботов, которые бы делали только то, что желает власть и слушались бы всех приказов. Но и тут русские люди духовно победили этот ужасный гнет и своим внутренним сопротивлением разрушили постепенно всю тоталитарную систему и привели к ее окончательному крушению.

Изучать историю надо не только ради знания, не только ради того, чтобы любить свою страну и гордиться ею. Знания, во-первых, могут помочь, если надо заступиться за честь России, когда на нее несправедливо нападают. И это наш долг как патриотов. Во-вторых, и это самое главное, мы должны сделать практические выводы в нашей настоящей жизни на основании правдивой истории России. Мы должны знать, какой страной была Россия в действительности до революции, что с ней произошло, когда пришла новая власть, как она постепенно высосала все богатейшие ресурсы во имя мировой революции и построения «рая» на земле и довела ее до теперешнего состояния полного развала.

Если мы все это поймем, мы не будем думать, что с возвратом к прошлому мы обретем утраченное благополучие, как многие теперь говорят. Надо знать, что это видимое благополучие было, во-первых, на очень низком уровне, во-вторых, оно покупалось за границей за счет остатков русского сырья, а в-третьих, во время этого «благополучия» людей сажали в концлагеря и психиатрические больницы за инакомыслие, за веру в Бога.

Теперь мы должны нести правдивое слово о России разведчикам, которых мы воспитываем. Они должны вырасти свободолюбивыми, честными, жертвенными для того, чтобы строить заново нашу разрушенную Родину. Они должны противостоять всему моральному разложению, которое воспитала предыдущая власть. На этом поколении лежит колоссальная ответственность перед Россией и всем миром. Но все это будет возможно, если у них будет правильный подход к истории России и понимание, куда ее надо вести.

География, конечно, тоже важна. Ее надо знать, просто потому, что это наша страна. Но, кроме того, она является как бы фоном для изучения истории. Если не знать географии, как можно себе представить обстановку исторических событий? В России географию изучают в школах, так что разведчикам на сборах или в лагере нечего особенно добавить к школьным знаниям.

Методов преподавания у нас много:

Во-первых, занятия должны проходить интересно. Главное, руководитель должен хорошо готовиться к проведению очередного занятия. И в географии и, особенно, в истории можно найти занимательные эпизоды из летописей, из воспоминаний, из впечатлений путешественников. Источников много.

Во-вторых, когда дети отдыхают (или перед сном), можно устраивать чтения книг, исторических романов или рассказов путешественников. Есть прекрасные романы из истории России, изданные в Советском Союзе во время войны или во время ”оттепели”, когда цензура была не слишком строга. Если книги нет под рукой, можно рассказать что-нибудь, что руководитель когда-то читал или даже что-нибудь из своих собственных впечатлений.

В-третьих, на кострах иногда можно беседу посвятить исторической или даже географической теме, но это, конечно, должно быть интересным и, по возможности, поучительным. Кроме того, можно даже ”точки” посвящать каким-нибудь серьезным темам. Тогда они становятся чем-то более доступным и реальным. Можно, например, весь костер, посвятить забавным эпизодам из русской истории, представленным в виде точек. Перемежать их надо песнями, посвященными историческим событиям. Когда дети разучивают эти песни, им надо объяснять, какое событие отражено в них, чтобы они пели, сознательно переживая происшествия нашей истории.

Все это приближает детей к пониманию истории, как реальной жизни, к пониманию исторических личностей, как живых людей, которые жили когда-то так же, как мы живем теперь. Изобретательные руководители могут найти много других методов. В одном из лагерей в Америке, например, в конце лагеря ставилась пьеса. Ставили “Князя Игоря”, “Александра Невского”, русские народные сказки и многое другое. Дети всего лагеря разучивали свои роли, шили костюмы, готовили декорации. Представления происходили с большим подъемом, приезжали родители и все были в восторге. Участвовал весь лагерь до последнего волчонка и белочки, и все запоминали героев на всю жизнь.

Разведчество дает неисчерпаемые возможности. Обычно с волчатами и белочками проводятся цикловые игры. Очень часто они посвящены историческим темам, как например, борьба татар и русских, шведов и русских, немцев и русских и другие исторические события. Когда разведчество вернулось в Россию, в некоторых лагерях стали проводить цикловые игры во всем лагере в течение всего лагерного времени. Лагерь проходил в сплошной игре. Опять таки, тема такой игры может быть исторической. Руководитель может приспосабливаться к потребностям и вкусам своих ребят, к своим возможностям и придумывать любые способы, чтобы оживить занятия и сделать их увлекательными.

В область национального воспитания входит также серьезное отношение к национальным культурным ценностям. Здесь необходимо упомянуть русский язык. Русский язык в настоящее время страдает от неслыханного загрязнения иностранными словами. С этим можно и нужно бороться. Начнем с очищения нашего скаутского лексикона. Зачем нам пользоваться словом скаутинг, словом с чуждым нашему произношению нерусским суффиксом “инг”. Слово джамбори не следует употреблять, когда мы говорим о наших российских съездах или слетах.

Целесообразно уделять внимание знанию пословиц и поговорок, обогащающих наш язык. Мы обязаны внушать детям уважение к родному языку и бережное к нему отношение.

Не забудем также национальные праздники, важные исторические даты и обычаи. Это особо богатый материал для национального воспитания.

Определенную национальную ценность представляют собой обычаи. Некоторые оказались забытыми, но их можно восстановить. Практика говорит о том, что большинство приветствует такой старинный обычай как колядование. Вряд ли кто-либо станет протестовать против девичников, катания яиц на Красной горке, гадания в Крещенский вечер, масленицы с блинами, гуляньем, кукольным театром, ученым медведем, ледяными горками, снежным городом и т.д., либо протестовать против проводов зимы в середине марта и празднеств, связанных с днем Ивана Купалы. Этим занимались столетиями в нашей стране.

Есть и еще и прекрасные церковные обычаи, существующие только в России. Это печение жаворонков (22 марта - 40 Севастийских мучеников), печение крестов в середине Великого поста, освящение куличей, украшение храмов на Пасху, украшение храмов и домов на Троицу, освящение меда в первый Спас (14 августа - Происхождение Честн. Древ Животворящего Креста), освящение плодов во второй Спас (19 августа - Преображение Господне), освящение колосьев в третий Спас (29 августа - Перенесение Нерукотворного Образа), освящение зерна и печение хлеба из нового помола (28 августа – Успение), освящение овощей и первый засол капусты (14 октября - Покров), обычай не есть до первой звезды в сочельник, приглашать в сочельник одного бездомного человека или оставлять одно место за столом свободным, приготовление 12 блюд в сочельник, хождение христославов со звездой. Важно также умение приготовлять блюда, относящиеся к разным церковным праздникам.

В первом законе и в тексте Торжественного Обещания говорится о преданности Родине и долге перед Родиной. Преданность Родине - это любовь к Родине, долг перед Родиной мы видим как служение Родине. Оба понятия взаимосвязаны. Одно не может проявляться без другого. Оба лежат в основе национального воспитания, которому мы придаем такое большое значение и которое так тесно связано с программой нашей работы с любой возрастной группой.

Если вера без дел мертва, то и любовь к Родине без дел также мертва. Недостаточно знать историю и географию России, ее литературу и искусство. Это доступно и иностранцу. По-настоящему любить Россию и служить ей может только русский.

Мы очень рано должны прививать детям понятие служения Родине. Лучше всего начинать с более понятных определений как, что такое Родина, а потом говорить о любви к Родине, требующей конкретных дел.

Всем должно быть ясно, что мы стремимся воспитать хороших граждан, которым должно быть неприемлемо пресловутое “моя хата с краю”. В строительстве новой России этому не может быть места. Слово “гражданственность” должно вернуться в наш ежедневный словарь. Ведь были у нас так называемые гражданственные поэты, сложившие головы в борьбе за народное благо.

Наша непосредственная задача учить детей тому, что из маленьких индивидуальных дел или поступков складывается благо всего народа. Самым конкретным примером здесь может послужить активная охрана окружающей среды. Если лагерь, стоящий в лесу на берегу озера, загрязнит воду и лес, то пострадает вся природа и ближайшая деревня. Сознательное отношение к окружающей среде, которому мы учим детей, не только не позволит совершить такой поступок, но и заставит не разрешить этого другим.

Вежливость - еще одна возможность оказать положительное влияние на своих сограждан личным примером. Поздороваться, поблагодарить в магазине, уступить место старшему человеку, матери с детьми, подержать дверь вслед идущему в метро, помочь перейти через улицу, помочь нести тяжесть и т.п. Хороший пример, хороший поступок не останутся бесследными.

Наша обязанность - воспитать граждан будущей России, которые будут принимать активное участие в жизни страны, решать ее судьбу. Касаться политики в этом процессе мы не имеем права. Политические взгляды наши воспитанники сформируют сами в зрелом возрасте.

В нашей работе мы будем постоянно сталкиваться с другими детскими и юношескими организациями. Нас будут просить о помощи или приглашать сотрудничать. Важно сохранить хорошие отношения со всеми, но настоящее, близкое сотрудничество возможно только с теми, кто разделяет нашу идеологию. Нас могут попытаться втянуть в избирательную кампанию, обещая за это привилегии в будущем. Как Организация мы не имеем права этого делать, но наши старшие члены могут участвовать в политических начинаниях, при условии, что они не выступают от имени Организации и не надевают формы.

 

Возврат к старым русским традициям, достойное поведение, знание русской истории, ощущение гражданского долга перед Россией - все это ступеньки, по которым мы будем подниматься, чтобы быть достойными гражданами нашей Родины, такой, какой она должна быть. Никогда не нужно забывать, что по нас судят обо всей стране, что мы все и составляем нашу Родину. Чем жертвенней мы будем ей служить, тем выше поднимемся мы сами, тем лучше будет и сама Россия.

 

1997 г.


ЛАГЕРНОЕ ДЕЛО

 

"Положение о лагерях" - является основным руководством при проведении лагерей. Лагерь - это самый важный этап разведческой работы. Поэтому он должен протекать по заранее задуманному и разработанному плану. Чем опытнее руководитель, тем лучше он знает, что нельзя в лагерной жизни полагаться на пресловутое "авось". Программу лагеря нужно разработать по дням. Лучше всего приготовить два варианта, главный и запасной, на случай плохой погоды, чтобы потом не метаться в поисках гениальной идеи. Ее не будет!

В лагере нужно заниматься тем, чем нельзя заниматься в городе, то есть всем тем, что называется "лесной школой": разведческой практикой, знакомством с природой, ориентацией, следопытством, походами, прогулками, знакомством с данной местностью, лесными и ночными играми. Все это невозможно успешно осуществить без хорошей подготовки. Желательно, чтобы теоретические занятия были закончены в городе так, чтобы не устраивать из лагеря школы для желающих сдавать 3 и 2 разряды. Поэтому не следует брать в лагерь новичков, недавно поступивших в организацию.

В лагерной обстановке чаще, чем в городе, происходят задушевные разговоры. В лагере лучше всего осуществляется индивидуальный подход. Всему этому способствует отдаленность от города и всех его пороков - суеты, спешки, влияния масс, телевизора и пр. В лагере легче всего создать настоящую скаутскую среду, столь важную в нашей воспитательной работе. В лагере больше чувствуется облагораживающее влияние природы, ее красоты, величия и мудрости.

Для руководителя лагерь - это большой труд и большой экзамен одновременно. Для детей лагерь - это поток интересных, глубоких переживаний. Об этом следует помнить, составляя программу лагеря, а также проводя лагерь. Наши лагерные традиции и церемонии тоже требуют четкой подготовки, чтобы быть красивыми и чтобы оставлять определенное впечатление.

В лагере можно укрепить звеновой дух. Звено должно делать все вместе в лагере: спать, питаться, дежурить, участвовать в состязаниях, ходить в походы, сидеть у костра.

Место лагеря и сам лагерь должны отвечать эстетическим требованиям. Красота и гармония - важный воспитательный элемент. Красиво расположенные палатки, удачно поставленная мачта, уютная и удобная кухня, красивое место для костра - также важны для лагерников.

Костер лучше всего устраивать недалеко от лагеря, в удобном, безопасном месте. Как романтичны и красивы костры у скалы, под высокими деревьями, когда по ним "играют" тени. Или не берегу большого озера.

Часовня, ворота, ограда, доска для объявлений - типичные лагерные сооружения. Все это должно быть сделано из лесного материала, гармонирующего с окружающей природой. Лагерникам нужно предоставить свободу творчества, оказать доверие к их вкусам.

Строительным делом - сооружение часовни, столовой, мачты, ворот, моста и мостков, вышки - следует заниматься только старшим. У младших порой не хватает терпения доводить постройки до конца. Правда, в установке мачты обычно участвует весь лагерь. Все лагерники должны научиться строить "патенты". Учить этому могут вожаки или старшие, опытные ребята. В расписании необходимо предусмотреть время для изготовления патентов.

Лагерь - лучшее место для лесных и ночных игр. Это самые трудные игры. Важно выбрать хорошее и безопасное для бега место. Лесным и ночным играм надо учить, учить постепенно, начиная с более простых. Хотя все их очень любят, нельзя злоупотреблять этими играми потому, что они очень утомительны.

Кухня в большом дружинном лагере часто находится в ведении платного лица, а иногда и добровольца, что является помощью для руководителя. С воспитательной точки зрения лучше, чтобы лагерники готовили сами. Это часть разведческой практики.

Нехорошо, если все кухонные обязанности берет на себя один лагерник, любящий и знающий кулинарию. Этим он лишается возможности участвовать в лагерной жизни.

Мертвый час имеет не только гигиеническое, но и воспитательное значение. Во время мертвого часа нельзя разговаривать, нужно лежать или сидеть. Для этого требуется сила воли и дисциплина.

Ночные дежурства имеют тоже воспитательное значение. За редким исключением, нападений со стороны других единиц или вторжения животных в продовольственную палатку, практическое их значение минимально: оказать первую помощь заболевшему, утешить проснувшегося от плохого сна, накрыть инвентарь в случае неожиданного дождя. Как правило, дети, выросшие в городе, боятся ночного леса. Все звуки ночью им кажутся страшными. Маленьких и неопытных лучше ставить в первую смену с кем-нибудь старшим или даже с самим руководителем, особенно, если это первое в жизни дежурство.

Дежурные должны точно знать свои обязанности и основные правила дежурства. Руководителю следует проверять дежурных. Ночные дежурства не обязательны каждую ночь. Важно, чтобы каждый дежурил в течение лагеря, по крайней мере, один или два раза.

Ночные бдения, затянувшееся за полночь собрание штаба или совета - недопустимы. Они типичны для лагерей с плохо разработанной программой. Результаты их пагубны для лагеря. Невыспавшийся, усталый и, поэтому раздражительный руководитель - плохой воспитатель.

В конце лагеря руководителю предстоит дать лесные имена некоторым лагерникам. Нелегкая это задача. Надо иметь с собой список возможных лесных имен, наблюдать кандидатов, советоваться с помощниками и вожаками. Не оставлять это решение до последней минуты. Получение лесного имени важное событие в жизни разведчика или разведчицы.

Далеко не все руководители наделены даром красноречия. Проводить беседу у лагерного костра нужно каждый вечер. Темы для бесед можно наметить в городе, запастись заметками и нужной литературой. Остальное приложится!

Лагерные дни не могут походить один на другой. Нужно вносить как можно больше разнообразия. Можно каждый день посвятить какой-то теме: вежливость, точность, дружба, доброе дело, внешний вид. Можно, например, за завтраком объявить, что сегодня весь лагерь должен до обеда молчать.

В некоторых лагерях вывешивают таблицу с ежедневной оценкой лагерников. В конце лагеря объявляется лучший лагерник. Лучшего лагерника можно выбирать и без оценки.

Если у руководителей есть в лагере свои собственные дети (кроме совсем маленьких), то нельзя им уделять особое внимание: помогать с уборкой палатки, причесывать, целовать на ночь и т.п.

В лагерной жизни есть свой ритм. Утром темп быстрее. Утром обычно занимаются самым трудным и умственно, и физически. После обеда начинается некоторый спад. Иной раз хочется полежать на солнышке, а не пилить бревно для кухни. К вечеру появляется более эмоциональное, лирическое настроение. Тогда мы сидим у костра, беседуем, поем песни. Если нужно сделать выговор, то лучше его делать утром. События дня сгладят обиду. Вечером хочется мира к предстоящей ночи.

Руководитель в лагере – главное лицо, модель для подражания. Он постоянно на виду у всех. Его поведение должно быть безупречным. Хочется привести здесь одно из поучений СтСкм Бориса Мартино, Старого Волка, касающееся лагерной жизни.

«Наш дух, дух простоты и воздержания – аскезы. Мы очень высокого мнения о нравственных качествах наших руководителей. Однако, несмотря на это, или, вернее, как раз поэтому, нам кажется, что даже невинные диссонансы в гармонии лагерной жизни, вроде празднования именин и дней рождения руководителями, с особой закуской и пивом в руководительской палатке (или комнате – в зимнем лагере) совершенно излишни. Отказаться от этих городских замашек не так уж трудно, а тогда не будет нужды ставить руководительские палатки в стороне от прочих». Хромой Комар, «Опыт» № 24.

 Очень важно учить лагерников охране окружающей среды и постоянно напоминать об этом. Разведчики, закрывая лагерь и уходя из леса, оставляют его совершенно чистым.

 

1994 г.

 

Составлено на основе скаутмастерской работы скм А.Ю. Амбургера “Перед лагерями”.


СИМВОЛИКА

 

Символ - это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного (Ожегов). Существуют традиционные международные символы. Так, крест - символ христианства, голубь - символ мира, сердце - символ любви. На протяжении всей своей истории человечество пользовалось символами. У каждой религии есть своя богатая символика. Символами пользуются государства, политические партии, общественные организации. У каждой семьи есть своя символика. Эти семейные традиции, семейные "словечки".

Символы могут быть разной степени сложности, выразительности и наглядности. В основном, это зависит от культурного уровня той группы людей, которая их создает и ими пользуется.

Символика - это совокупность или система символов. Символика выражается в разнообразных формах. В область символики входят не только значки, но также традиции, обычаи, ритуалы, язык, музыка, танцы и одежда. Чем дольше и интенсивнее данная группа пользуется символами, тем богаче становится ее символика.

Трудно точно определить, как создаются символы. Вероятно, основную роль здесь играют эстетика, психология и культура. Символика определенно связана с удовлетворением эстетического чувства. Символы рассчитаны также на то, чтобы вызвать определенное умонастроение, вызвать определенные эмоции. Символ - образный упрощенный способ постоянно напоминать о чем-то важном или возвышенном.

В разведческой работе символика играет определенную воспитательную роль.

Мы окружены символами. Все они призывают нас стремиться к нашим высоким идеалам. Наша символика проявляется в нашей форме, наших значках, украшениях, церемониях, традициях, обычаях, в песнях и в языке. Постороннему, незнакомому с нашей организацией человеку, бывает трудно подчас понять содержание простого лагерного приказа.

Применяя символику в нашей работе, следует помнить, что самое важное - это эстетическое начало и исходящее из него единство стиля и чувство меры. Стремление к гармонии и красоте заложено в каждом человеке. Руководитель должен научиться развивать в детях это чувство, направлять их вкусы, но предоставлять свободу творчества.

Украшая лагерь, штаб-квартиру или звеновой уголок, выбирая название звена, рисуя пятно звена, выбирая клич, важно найти соответствующий стиль и строго его придерживаться. Несоответствие между стилем и содержанием разрушает гармонию и "ослабляет" символ. Все, связанное с символами, необходимо объяснить детям. В детях можно и нужно воспитывать вкус к красивому.

Не менее важно чувство меры. Символикой злоупотреблять нельзя. Она теряет свою силу и прелесть от этого. Чрезмерное увлечение церемониями может привести к театральности.

Наши традиции, обычаи, песни и наш язык также являются частью нашей символики. К сожалению, руководители иногда забывают или не успевают объяснить их смысл ребятам.

У нас есть свой разведческий жаргон. И этому явлению присуща некоторая символика. И здесь так важны эстетика и чувство меры. Хороши такие слова как: патент, пятно, точка, нежнолапка. Но пора покончить с начлагами, звенсистемами, запкнижками... Конечно, ничего теперь не поделаешь с завхозами и стенгазетами.

 

1994 г.


КОСТРЫ

 

Проводить костры приходится каждому руководителю. У костра он должен быть оратором, актером, дирижером, регентом и затейником. Немногие одарены всеми этими способностями. Их приходится возмещать усилием воли и хорошей подготовкой.

Костер важнейшее в скаутской жизни явление. В лагере костер - "апофеоз" лагерного дня. Вечером, когда все настроены более эмоционально, открываются сердца и души, руководителю легче воздействовать на детей. Поэтому мы начинаем костер гимном, в смысл которого можно глубже вникнуть, стоя у костра. Поэтому так важна беседа, от души произнесенная руководителем. Поэтому важны и подбор песен, и содержание точек. Это оставляет впечатление на всю жизнь.

Большие торжественные костры с гостями в какой-то мере теряют воспитательное значение: исчезает дружеская, задушевная атмосфера. Такие костры более театральны. Зато они достигают определенных "пропагандных" целей.

Даже самый опытный и талантливый руководитель готовится к костру, письменно составляет программу, даже если потом, во время костра, редко в нее заглядывает.

Костер невозможен без беседы. Беседа обычно самая трудная для руководителя часть костра. Нужно выбирать знакомую и близкую тему и настроить себя так, чтобы беседа была искренней и доходчивой. Если это рассказ, он должен быть интересным и увлекательным. Беседа может быть "разговорного характера", тогда в ней могут участвовать несколько руководителей и даже ребята. Таковой может быть беседа, посвященная воспоминаниям о каком-нибудь событии или каком-нибудь ушедшем руководителе. Можно, например, попросить всех рассказать о самом страшном переживании. У дальневосточных (русских) скаутов есть обычай просить каждого руководителя сказать несколько слов в дополнение к короткой беседе, а иногда и вместо нее. Если беседа вызвала вопросы или комментарии, ее следует продолжить, чтобы дать возможность всем высказаться. Беседы-дискуссии типичны для костров витязей и дружинниц.

Темы для бесед неисчерпаемы, главное - подготовиться и не говорить долго. Говорить можно сидя или стоя. Лучше стоять, так как тогда можно передвигаться, чтобы следить за лицами слушателей.

После беседы поются песни, желательно, связанные с ее содержанием. Затем можно перейти к чередованию песен с точками и играми. Русские любят петь, изливать в песнях душу. Песен мы знаем много и всегда разучиваем новые (но не у костра). В лагере нужно устраивать ежедневные короткие спевки, чтобы на костре петь без песенников. Тоску наводят костры с разведчиками, уткнувшими свои лица в песенники, освещаемые фонариками. Эта плохая привычка разрушает гармонию костра.

Точки - важный элемент наших костров. Точки - не только средство увеселения у костра. Они имеют воспитательное значение: участие в точках развивает драматические способности, помогает преодолеть застенчивость. Точки лучше всего ставить всем звеном: укрепляется звеновой дух, застенчивым не так страшно.

Есть у нас так называемые "классические" точки, переходящие от одного поколения к другому и всегда популярные, как например, "Шапочка с кисточкой". В некоторых лагерях звенья ставят хронику текущих событий с кадрами спортивных матчей, встреч на высшем уровне, крупных преступлений и т.п. Все любят точки на злобу дня лагерной жизни. Иногда неплохо получаются шарады.

Невозможно ожидать от исполнителей точек высокой художественности, но можно требовать соблюдения правил хорошего вкуса. Поэтому руководитель должен знать не только, какое звено ставит точку, он должен знать также содержание точки. Дети иногда не чувствуют или не понимают пошлости или неуместности точки. Точки должны быть прорепетированы до костра. Недопустимы импровизации в последнюю минуту, когда от костра уходит большая группа, чтобы наскоро что-нибудь представить. Лучше спеть больше песен или сыграть во что-нибудь, чем разрушать настроение и нарушать порядок у костра.

Игра - еще один элемент программы, который может внести некоторое разнообразие. К сожалению, у нас мало игр пригодных для этого. Может быть, мы еще не научились заниматься играми у костра. Теоретически, все сидячие игры, в которых не нужно ни писать, ни рисовать подошли бы. Игры и танцы (хороводы) хороши тем, что все из зрителей превращаются в участников.

У костров не аплодируют. Одобрение или восторг, неодобрение, насмешка или просьба выступить у костра - выражаются в форме кличей. Их у нас много. Постоянно сочиняются новые.

Руководителю, проводящему костер, подобно дирижеру симфонического оркестра, подчиняются все у костра. Это должен сознавать он сам, это должны чувствовать разведчики. У костра должна царить дисциплина. Любой беспорядок, любое замешательство, любая задержка сразу снижают настроение. Программа костра должна проходить живо и в ровном темпе. Костры нельзя затягивать: падает интерес, появляется усталость.

Руководитель ведет программу. Самим костром заведует костродуй, который обычно зажигает костер. Для точек или торжественных моментов нужно больше света. Костродуй следит за программой и соответственно ей регулирует силу огня. Если руководитель проводит большой, торжественный костер с большим количеством гостей, то ему нужны помощники. Без них трудно соблюдать порядок и проводить программу.

Тематические костры - это костры, посвященные одной теме. Обычно это серьезные костры, требующие особой подготовки. Теме костра должны соответствовать беседа, песни, декламации, выступления. Тематические костры мы часто устраиваем после церемонии поминовения верных.

 

Костры волчат и белочек отличаются тем, что они не берутся за руки и вместо гимна поют песню "У задумчивого леса". Последнее еще не является традицией. В конце волчатского костра поется песня "Слети к нам, тихий вечер", а не заря ("Гаснет день").

 

Вместо костров иногда устраиваются и в лагерях (во время дождя), и в помещении так называемые лампы, а порой и "свечки", с соблюдением всех костровых правил и традиций. Хотя вокруг лампы (в палатке) бывает тесно, зато можно читать вслух.

 

Как складывать и зажигать костер - знает разведчик третьего разряда. Тут многое зависит от условий данной местности (правил пожарной безопасности).

 

Церемонии и традиции, относящиеся к проведению костров, подробно описаны в "Положении о церемониях".

 

 

1994 г.


ПЕНИЕ

Русский народ всегда выражал свои переживания в песнях. Пение - особенность русской культуры. Трудно себе представить Россию без песни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.083 с.)