Технической учебы по электробезопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технической учебы по электробезопасности



КОНСПЕКТ

Технической учебы по электробезопасности

В эксплуатационном локомотивном депо Березники

 

           Утверждаю:

                     Главный инженер

                                                  эксплуатационного локомотивного

                  депо Березники

                                              _______________ О.С. Мачихин

                                         «_____»_____________2015г.

 

КОНСПЕКТ

Технической учебы по электробезопасности

Общие положения

2.1. Работники, принимаемые в подразделения ОАО "РЖД" для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы.

Работники без профессиональной подготовки должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки.

2.2. Эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт электроустановок и электрооборудования ОАО "РЖД" осуществляет специально подготовленный электротехнический персонал, который подразделяется на:

- административно-технический;

- оперативный;

- ремонтный;

- оперативно-ремонтный.

2.3. Обучению и проверке знаний норм и правил работы в электроустановках подлежат:

а) административно-технический персонал, на которого возложены обязанности контроля организации работы по электрической безопасности, а также организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках:

б) оперативный и оперативно-ремонтный персонал структурных подразделений (включая административно-технический персонал, имеющий права оперативного и оперативно-ремонтного персонала), осуществляющий оперативное управление и обслуживание электроустановок (осмотр, оперативные переключения, подготовку рабочего места, допуск и надзор за работниками, выполнение работ в порядке текущей эксплуатации);

в) ремонтный персонал подразделений, обеспечивающий техническое обслуживание и ремонт, монтаж, наладку и испытание электрооборудования;

г) электротехнологический персонал структурных подразделений.

2.4. Персонал, обслуживающий электроустановки, должен пройти проверку знаний «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», нормативных документов ОАО «РЖД» и других нормативно-технических документов и иметь соответствующую группу по электробезопасности.

 

2. Порядок подготовки и допуска персонала к самостоятельному обслуживанию электроустановок

2.1. Локомотивная бригада относится к электротехническому персоналу.

Машинисты электровозов должны иметь V группу по электробезопасности, помощники машинистов электровозов IV – V группу и права оперативно-ремонтного персонала.

Машинисты тепловозов – IV группу по электробезопасности, помощники машинистов тепловозов – III – IV группу и права оперативно-ремонтного персонала.

Права оперативно-ремонтного персонала предоставляются помощнику машиниста после прохождения дублирования.

До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, а так же при перерыве в работе свыше одного года машинист, помощник машиниста обязаны пройти стажировку под руководством опытного работника, имеющего стаж практической работы по данной профессии не менее 2 лет. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 рабочих смен. Конкретная продолжительность стажировки устанавливается ответственным за электрохозяйство индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого и оформляется приказом. Помощник машиниста электровоза обязан пройти дублирование. Допуск  работника к стажировке и дублированию оформляется приказом (распоряжением) начальника депо.

 Целью дублирования является приобретение достаточных практических навыков при предоставлении впервые электротехническому персоналу прав оперативного или оперативно-ремонтного персонала с правом переключений и единоличного осмотра электроустановок.

Дублирование проводится на рабочем месте под руководством опытного работника. Продолжительность дублирования должна быть от 2 до 12 рабочих смен. Для конкретного работника она устанавливается решением комиссии по проверке знаний в зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы.

Ответственный за электрохозяйство вправе увеличить продолжительность дублирования, исходя из уровня знаний работников и его профессиональной подготовки. 

В период дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках.

Если в период дублирования будет установлена профессиональная непригодность работника, он снимается с подготовки.

2.2.   Особенности присвоения группы по электробезопасности при подготовке помощников машинистов электровоза, тепловоза.

2.2.1. Работники, принятые без профессиональной подготовки на работу в эксплуатационное локомотивное депо для работы в качестве помощников машиниста, для подготовки по профессии направляются в образовательные подразделения ОАО «РЖД» (дорожные технические школы, дорожно-технические школы, технические школы, учебные центры, учебно-производственные центры).

2.2.2. При подготовке в образовательных подразделениях ОАО «РЖД» по основной профессии работники проходят дополнительную подготовку по 72-х часовой «Программе профессионального обучения для рабочих основных профессий, эксплуатирующих электрические установки ОАО «РЖД» по курсу «Безопасная эксплуатация электрических установок ОАО «РЖД».

2.2.3. По окончании обучения по 72-х часовой программе в образовательном подразделении ОАО «РЖД» обучающемуся выдается Свидетельство и проводится итоговый экзамен. При успешной сдаче присваивается II группа по электробезопасности с правами ремонтного персонала в электроустановках до и выше 1000В.

2.2.4. После получения II группы по электробезопасности обучающийся продолжает обучение по профессии и проходит практику на локомотиве в качестве дублера 3-м лицом. На время практики (стажировки) работник закрепляется приказом руководителя депо за членом локомотивной бригады с группой по электробезопасности не ниже IV до и выше 1000 В. Обучающийся может принимать участие в выполнении работ под руководством закрепленного работника и наличии в бригаде еще одного члена бригады с группой не ниже III.

Практическое обучение (стажировка) работника осуществляется по программе, разработанной для помощника машиниста и утвержденной в установленном порядке.

2.2.5. Не ранее, чем через 2 месяца после присвоения II группы по электробезопасности, обучающему может быть присвоена  III группа по электробезопасности комиссией образовательного учреждения.

2.2.6. После завершения профессиональной подготовки, работник по прибытии в эксплуатационное локомотивное депо проходит стажировку.  Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 рабочих смен порд руководством опытного работника. Далее, в комиссии депо проходит первичную проверку знаний норм и правил работы в электроустановках и подтверждает III группу по электробезопасности в электроустановках до и выше 1000В и право участия в качестве члена бригады при работах в электроустановках выше 1000В.

Комиссия депо оформляет работнику, подтвердившему III группу по электробезопасности, новое удостоверение о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, установленного образца.

2.2.7. Помощник машиниста после подтверждения III группы по электробезопасности проходит дублирование на рабочем месте от 2 до 12 рабочих смен, после чего ему предоставляются права оперативного персонала в электроустановках до и выше 1000В.

В период дублирования помощник машиниста может проводить оперативные переключения, осмотры или иные работы в электроустановке только с разреше­ния и под надзором обучающего.

Ответственность за правильность действия обучаемого и соблюдения им правил техники безопасности несет обучающий и сам обучаемый.

2.2.8.  Помощнику машиниста электровоза, через 3 месяца после присвоения 3 группы, комиссией депо присваивается 4 группа по электробезопасности и предоставление прав оперативно-ремонтного персонала в электроустановках до и выше 1000 В.

2.2.9. Допуск к самостоятельной работе осуществ­ляется распоряжением (приказом) по предприятию.

2.2.10. При подготовке к проверке знаний норм и правил работы в электроустановках используется тематика программ подготовки при проведении технических занятий. Допускается самостоятельная подготовка.

2.3. Обязательные формы работы с различными категориями работников в при подготовке электротехнического и электротехнологического персонала.

2.3.1. Оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный, административно-технический персонал с правами оперативного или оперативно-ремонтного персонала, электротехнологический персонал должен пройти до назначения на самостоятельную работу:

а) вводный инструктаж по охране труда;

б) первичный инструктаж на рабочем месте;

в) стажировку на рабочем месте;

г) первичную проверку знаний правил, норм по охране труда, электрической безопасности, пожарной безопасности и других нормативных документов;

д) дублирование (для предоставления права оперативного и оперативно-ремонтного персонала).

2.3.2. В процессе работы оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный, административно-технический персонал с правами оперативного или оперативно-ремонтного персонала:

а) повторный инструктаж по охране труда;

б) внеплановый инструктаж по охране труда;

в) целевой инструктаж по охране труда;

г) очередную и внеочередную проверку знаний правил, норм по охране труда, электрической безопасности, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;

д) противоаварийные, противопожарные тренировки.

 

Стажировка

2.4.1.  Стажировка на рабочем месте для электротехнического персонала также проводится при перерыве в работе свыше 1 года и при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией электроустановок.

2.4.2. В процессе стажировки работник должен:

- усвоить требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правил противопожарного режима в Российской Федерации и их практическое применение на рабочем месте;

- изучить схемы, производственные инструкции и инструкции по охране труда, знание которых обязательно для работы в данной должности (профессии);

- отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте;

- приобрести необходимые практические навыки в выполнении производственных операций;

- изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования.

2.4.3. Стажировка на рабочем месте работника проводится под руководством опытного работника, имеющего стаж практической работы по данной профессии не менее 2 лет, по программам, разработанным для каждой должности и рабочего места и утвержденным в установленном порядке. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 смен.

Конкретная продолжительность стажировки устанавливается ответственным за электрохозяйство индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого и оформляется локальным документом.

2.4.4. Стажировка  проводится с изучением схем, плакатов, местных инструкций. Ознакомление работника с приемами и безопасными методами обслуживания оборудования действующей электроустановки, выполняемых работающей бригадой, проводится без включения работника в состав бригады.

2.4.5. Допуск к стажировке оформляется распорядительным документом (приказом, указанием, распоряжением) руководителя структурного подразделения. В документе указываются календарные сроки стажировки и фамилии лиц, ответственных за ее проведение.

 

Дублирование

2.6.1. Допуск к дублированию для оперативного и оперативно-ремонтного персонала оформляется распоряжением (приказом) руководителя  депо. Дублирование производится на рабочем месте под руководством опытного обучающего лица.

После дублирования работник из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала может быть допущен к самостоятельной работе. Продолжительность дублирования - от 2 до 12 рабочих смен. Для конкретного работника она устанавливается решением комиссии по проверке знаний в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, стажа и опыта работы.

Допуск к самостоятельной работе для оперативного или оперативно-ремонтного персонала оформляется распоряжением (приказом)  по предприятию.

2.6.2. В период дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в соответствующих журналах.

Количество тренировок и их тематика определяются программой подготовки дублера.

2.6.3. Если за время дублирования работник не приобрел достаточных производственных навыков или получил неудовлетворительную оценку по противоаварийной тренировке, допускается продление его дублирования на срок от 2 до 12 рабочих смен, и дополнительное проведение контрольных противоаварийных тренировок. Продление дублирования оформляется соответствующим документом руководителя структурного подразделения.

2.6.4. Если в период дублирования будет установлена профессиональная непригодность работника к данной деятельности, он снимается с подготовки.

2.6.5. Во время прохождения дублирования обучаемый может производить оперативные переключения, осмотры и другие работы в электроустановках только с разрешения и под надзором обучающего. Ответственность за правильность действий обучаемого и соблюдение им правил несут как сам обучаемый, так и обучающий его работник.

 

Шаговое напряжение

Шаговое напряжение – это разность потенциалов между двумя точками цепи тока, на которых одновременно стоит человек, т.е. между точками, находящимися одна от другой на расстоянии шага. Иными словами, под напряжением шага понимают падение напряжения на теле человека, включенного в электрическую цепь по пути тока «нога-нога».

Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются или не касаются они земли или заземленных конструкций. При обнаружении оборванного провода контактной подвески или воздушной линии электропередачи, также свисающих с них посторонних предметов необходимо принять меры к ограждению этого опасного места и, используя любой вид связи, сообщить об этом дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру, на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения либо энергодиспетчеру.

7. При поднятом и находящимся под напряжением токоприемнике разрешается:

· заменять перегоревшие лампы в кабине управления, машинном отделении (без захода в высоковольтную камеру), буферных фонарей и лампы освещения ходовых частей при обесточенных цепях освещения;

· протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова применяя средства индивидуальной защиты, не приближаясь к находящимся под напряжением токоведущим частям контактной подвески на расстояние менее 2м и не касаясь их через какие-либо предметы;

· заменять в цепях управления предохранители, предварительно их обесточив и включив автоматы защиты;

· менять прожекторные лампы при обесточенных цепях;

· осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров;

· проверять на ощупь нагрев букс;

· вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;

· настраивать электронный регулятор напряжения;

· продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;

· проверять подачу песка под колесную пару, пробивать песочные трубы;

· осматривать аппаратуру под напряжением 50В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной камеры;

· проверять показания электроизмерительных приборов, расположенных в шкафах с электрооборудованием;

· проверять показания манометров;

· контролировать по приборам, а также визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;

· включать автоматы защиты;

· обтирать нижнюю часть кузова;

· осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не заходя под кузов;

· проверять давление в маслопроводе компрессора;

· регулировать предохранительные клапаны воздушной системы;

· производить сухую уборку кабины при выключенных печах отопления, тамбуров и проходов в машинном отделении.

Выполнение других работ на электровозе, в том числе состоящем из двух и более секций при поднятом и находящемся под напряжением токоприёмнике запрещается.

 

8. При запущенном дизеле и нахождении тепловоза под контактным проводом  разрешается:

· заменять перегоревшие лампы в кабине управления, кузове (без захода в высоковольтную камеру), буферных фонарей, менять прожекторную лампу и лампы освещения ходовых частей при обесточенных цепях освещения;

· протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к находящимся под напряжением токоведущим частям контактной подвески на расстояние менее 2м и не касаясь их через какие-либо предметы;

· заменять в низковольтных цепях управления предохранители, предварительно их обесточив;

· осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров;

· проверять на ощупь нагрев букс;

· продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;

· проверять подачу песка под колесную пару;

· осматривать аппаратуру приборов безопасности;

· проверять показания манометров;

· контролировать по приборам, а также визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;

· включать автоматы защиты;

· обтирать ходовую часть кузова;

· осматривать механическое оборудование и производить его крепление;

· проверять давление в маслопроводе компрессора;

· производить уборку кабины, тамбуров и проходов в дизельном помещении.

 

Порядок захода в ВВК

На электровозе:

При необходимости захода в высоковольтную камеру для устранения неисправности локомотива, машинист должен в журнале ТУ-152 произвести запись «Вхожу в высоковольтную камеру для производства работы (указывается вид работы)», поставить подпись, указать дату, время и внести запись в 5 раздел бланка маршрута о выполнении всех мер безопасности и после этого:

- остановить локомотив;

- затормозить локомотив (поезд) и подложить под колесные пары тормозные башмаки (при необходимости);

- отключить вспомогательные машины;

- опустить токоприемники и убедиться визуально и по вольтметру, что они опущены;

- заблокировать кнопки управления ключом КУ;

- снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста. Ключ КУ и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, который будет проводить осмотр или ремонт в ВВК;

- перекрыть разобщительным краном подвод сжатого воздуха к клапану токоприемника на каждой секции;

- отключить крышевой разъединитель и убедиться, что нож заземляющего контактора находится в положении «Заземлено»;

- убедиться на слух в полной остановке вспомогательных машин;

- открыть дверь ВВК;

- один член бригады заходит в высоковольтную камеру, другой остается снаружи и контролирует действия находящегося в ВВК;

- положить диэлектрический коврик, надеть диэлектрические перчатки, предварительно проверить сроки их испытания и целостность. Запрещается пользоваться средствами защиты, срок годности которых истек;

- войти в высоковольтную камеру;

- дверь и шторы ВВК должны оставаться открытыми на все время пребывания работника в опасной зоне.

На тепловозе:

При необходимости работы в ВВК тепловоза необходимо:

- сделать запись «Вхожу в высоковольтную камеру для производства работы (указывается вид работы)», поставить подпись, указать дату, время и внести запись в 5 раздел бланка маршрута о выполнении всех мер безопасности и после этого:

- остановить локомотив;

- затормозить локомотив (поезд) и подложить под колесные пары тормозные башмаки (при необходимости);

- заглушить дизель-генератор;

- установить контроллер на «нулевую» позицию;

 - снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста. Ключ КУ и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, который будет проводить осмотр или ремонт в ВВК;

- убедиться по показаниям приборов в отсутствии напряжения;

- открыть дверь ВВК;

- положить диэлектрический коврик, надеть диэлектрические перчатки, предварительно проверить сроки их испытания и целостность. Запрещается пользоваться средствами защиты, срок годности которых истек;

- отключить рубильник аккумуляторной батареи и вынуть предохранитель;

- выполнение осмотра и ремонта оборудования производится двумя работниками, один из которых находится вне ВВК и контролирует действия работника, выполняющего работы в высоковольтной камере.

При обслуживании локомотива одним машинистом, по согласованию с ДСП или ДСЦ станции, для выполнения работ в ВВК вторым лицом привлекается составитель поездов или один из членов ЛБ другого локомотива.

 

КОНСПЕКТ

технической учебы по электробезопасности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.083 с.)