Теория и практика Игровой Песочной Терапии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика Игровой Песочной Терапии.



 

Игровая песочная терапия (Sand Play Therapy) складывалась на протяжении 70 лет и задействовалась, главным образом, как дополнительный ин­струмент психоаналитического процесса. Основным атрибу­том песочной терапии является поднос с песком, выкрашенный изнутри голубой краской (символизирующей небо и воду). На расположенных рядом с ящиком полках находится большое количество мини­атюрных предметов, которые используют при создании песоч­ной композиции. Клиент может не совершать с песком ника­ких манипуляций, а может придавать ему ту или иную фор­му.

После завершения и обсуждения композиции фигурки убирают на прежнее место, а песку придается та же форма, которая была в начале сессии; таким образом, позднее из них вновь можно создавать новую композицию. Несмотря на то, что компози­ция разбирается, клиент интернализирует свою работу. Сле­довательно, в процессе песочной терапии клиент сохраняет воспоминание о созданном им образе. Образы остаются такими, какими их придумал клиент, хотя психотерапевт отслеживает все этапы их создания. Разруше­ние песочной композиции и возможность многократного ис­пользования песка, воды и миниатюрных предметов для созда­ния в ящике заданного формата новых работ, придает созданию песочных композиций ритуальный оттенок. Это творческий акт, происходящий в присутствии психотерапевта и имеющий определенные временные границы. В отличие от песочной те­рапии, создаваемые из традиционных изобразительных мате­риалов художественные образы, сохраняются в неизменном виде. Данное различие специально обсуждается в последую­щих главах.

Создание песочных композиций не требует каких-либо осо­бых умений. Они могут быть и очень простыми, и весьма слож­ными. Так же как и в изобразительном искусстве, при оценке песочных композиций вряд ли возможно использовать какую-либо единую шкалу, позволяющую говорить о том, что одни его формы «лучше» или «хуже» других. Основным критерием оценки качества художественной продукции является ее аутен­тичность, переданная в единстве формы, цвета и символиче­ского содержания и способная вызывать у зрителя эмпатиче-ский отклик. Разработанная Юнгом техника «активного вооб­ражения» может рассматриваться как основа экспрессивного использования различных изобразительных средств в психоте­рапевтическом процессе, и как теоретический фундамент для применения песочной терапии в качестве дополнения традици­онной психотерапевтической работы.

Вейнриб определяет песочную терапию как «невербальную форму психотерапии, позволяющую установить доступ к глу­боким довербальным уровням психики». Она также добавляет, что «глубоко в бессознательном скрыты самоисцеляющие возможности психики, и они проявляются при определенных условиях», а также, что песочная терапия «обеспечивает творческий регресс, который делает возможным самоисцеление». Брэдвей рассматри­вает песочную терапию как «форму активного воображения, хотя используемые в песочной терапии образы конкретны и осязаемы, а отнюдь не иллюзорны и невидимы». Она указывает на сходство песочных ком­позиций со сновидением, протекающим в определенных вре­менных границах сессии и наблюдаемых как пациентом, так и психотерапевтом.

Понимание песочной терапии углубилось благодаря ее включению в психотерапевтический процесс. Литература, по­священная описанию теории и практики процесса песочной терапии, написана, главным образом, представителями юнги-анского анализа, начиная с основательницы юнгианской пе­сочной терапии Доры Калфф, а отнюдь не психотерапевта­ми, имевшими подготовку в области изобразительного искус­ства. Описанные в работах по песочной терапии процессы, как правило, рассматриваются с точки зрения представлений о стадиях психического развития и представлений о символическом содержании используемых клиентом миниатюрных предметов. Некоторые авторы указывают также на важность тактильного контакта и игры с песком. Указывается, что создаваемые с по­мощью песка и миниатюр композиции могут напоминать внутренние органы человеческого тела Калфф полагала, что «материальные элемен­ты песочной терапии выступают в качестве метафор челове­ческого тела»

Песочная терапия иногда анализируется с привлече­нием представлений об иных формах визуальной экспрессии, таких как живопись, рисунок и скульптура. Брэдвей приводит весьма инте­ресное описание визуальных особенностей подноса с песком в ходе песочной терапии, включая его расположение в пространстве и высоту над полом, позу психотерапевта, располо­жение рядом с подносом разнообразных природных материа­лов, глины, красок и бумаги. То внимание, которое она уделя­ет тактильному, невербальному опыту, очень напоминает по­зицию художника. Она сравнивает процесс песочной терапии с использованием музыкальных инструментов, возможности которых человек должен освоить.

Каждый изобразительный материал имеет свои особые свойства, вызывает определенные ощущения и чувства и предполагает ту или иную степень спонтанности и контроля над ним. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми не обладают другие материалы. Проведение сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песоч­ных форм, являющихся основой для расположения миниатюр­ных фигурок. Песочные композиции как с миниатюрными фи­гурками, так и без них могут заключать в себе различные труд­но вербализуемые содержания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.005 с.)