Пространство терапии и рамочные условия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространство терапии и рамочные условия.



 

 

Установление ограничений.

 

Другая форма структурирования, применяемая терапевтами, — это установление ограничений. Все признают, что установление ограничений обладает значитель­ной терапевтической ценностью, потому что при помощи этого процесса ребенок узнает о границах приемлемого поведения, развивает у себя межличностную от­ветственность и видит ваш интерес в поддержании его безопасности. Даже самые ярые клиент-центрированные детские терапевты признают, что «дети не чувству­ют себя в безопасности, не чувствуют себя оцененными и принимаемыми, если находятся в абсолютно позволяющих (попустительских) отношениях».Помимо этого, установление ограничений полностью со­ответствует модели терапии реальности, в которой ранние усилия родителей по организации мира ребенка таким образом, чтобы помочь ему удов­летворять свои потребности адекватными способами, рассматриваются в качестве первичной силы, направляющей ребенка к эмоциональному здоровью и оптималь­ной социализации.

Большая часть действий по установлению ограничений, осуществляемых вами в течение игровых сессий, совершается ненамеренно. Ваши вербализации и по­ведение обеспечивают ребенку постоянное подкрепление различного характера. Каждый раз, когда вы произносите позитивное или негативное высказывание, вы по-разному оцениваете поведение ребенка. Вы не можете отражать все, что делает ребенок, и не можете быть максимально активным каждую минуту. Так как ваши реакции варьируют, то со временем начинает варьироваться и поведение ребенка. Если вы более активно реагируете на слова ребенка, чем на его действия, через некоторое время он начнет больше говорить. Обратное происходит, если вы боль­ше внимания обращаете на поведение ребенка и меньше — на его вербализации. Многократно доказано, что ребенок с большей вероятностью воспринимает все ваши проявления позитивного поведения как мощные подкрепляющие факторы, поэтому вы должны пытаться использовать это. Вам не следует говорить просто цля того, чтобы поговорить. Вы должны понимать, что ваши реакции, действия и высказывания структурируют игровую сессию ребенка благодаря или своему со­держанию, или просто факту их демонстрации.

 

Наиболее часто терапевты вводят ограничения в ответ на агрессивное поведение, направленное на терапевта, агрессивное поведение, направленное на игрушки или предметы обстановки, а также поведение, создающее угрозу здоровью и безопасно­сти ребенка. Большинство из них допускают проявления социально неприемле­мого поведения, например ругань. Но если в вопросе о том, какое именно поведе­ние терапевт должен ограничивать, достигнуто согласие, то методы ограничений остаются предметом споров.

Ландрет  предложил следующие шаги по введению ограниче­ний: 1) признать чувства, желания и побудительные мотивы ребенка; 2) сообщить ему об ограничении или запрете; 3) уточнить, какое альтернативное поведение будет приемлемым в данной ситуации. Если ситуация позволяет, полезно доба­вить две дополнительные детали. Первая из них — уточнение причины, повлек­шей ограничение, которое делается в тот момент, когда вы заявляете о суще­ствовании этого ограничения. Это действие помогает детям понять и усвоить логическое обоснование требуемого от них поведения, а не просто заставляет их соблюдать правила. Другая деталь призвана предоставить ребенку несколько аль­тернативных способов поведения в ходе осуществления третьего шага, что позво­ляет ему делать выбор. Еще лучше, если ребенок сам участвует в генерировании хотя бы одного из этих способов. Это делает ребенка активным участником раз­решения проблемы и снижает его зависимость от терапевта. Если при помощи этих непрямых действий ограничить поведение ребенка не удается, терапевт про­должает искать способы совладания с проблемой, предлагая удалить вызвавшие затруднения игрушки или материалы из игровой комнаты и, если все бесполезно, закончить сессию. Хотя он предоставляет много примеров проблем в игровой ком­нате, он никогда не упоминает самую проблематичную ситуацию агрессии, на­правленной на терапевта. Эта специфическая проблема рассматривается в следу­ющем разделе, посвященном удержанию.

В гуманистической и аналитической терапии часто прибегают к такому мето­ду ограничения, как завершение сессии. Но принципы экосистемной игровой те­рапии исключают такую возможность. Здесь структурирование, в том числе путем установления ограничений, — важное средство достижения прогресса в терапии. А что ребенок поймет, если вы завершите сессию? Только то, что вы не хотите находиться рядом с ним, когда он совершает негативные поступки, а это, несо­мненно, окажет сильный структурирующий эффект, но в то же время воспроизве­дет негативные транзакции, с которыми ребенок сталкивается в своей экосистеме за пределами игровой комнаты. Ребенок просто научится приравнивать потерю контроля над собой к отвержению со стороны других и начнет бояться своих соб­ственных побуждений, которые потенциально могут стать причинами его непри­нятия. Вторым сообщением, которое получит ребенок, станет сообщение о том, что вы неспособны его контролировать и вынуждены прибегать к изгнанию, вместо того чтобы обращаться к его поведению. Если вы на самом деле неспособны кон­тролировать ребенка, маловероятно, что терапия имеет шанс на успех. В конце концов, какой шанс на успешное воспитание ребенка есть у родителей, если они не готовы или неспособны в случае необходимости вмешаться и осуществить конт­роль? Вы должны быть способны или обеспечить структуру, позволяющую» вам контролировать данного клиента, или уметь изыскивать ресурсы, помогающие осуществлять контроль этого типа. Если вы на самом деле теряете контроль над ходом сессии, в результате чего наносится вред либо вам, либо ребенку, вы нано­сите такую травму, от которой терапевтический процесс, скорее всего, не оправит­ся. Ребенок узнает, что никто не находится в безопасности, и атмосфера доверия будет утрачена безвозвратно.

Прерывание сессии делает очевидным тот факт, что терапия возможна только если ребенок ведет себя адекватно, что, как нам кажется, создает некоторое струк­турное противоречие. Если бы ребенок мог все время вести себя адекватно, он бы не нуждался в терапии, и все же он не может приходить на терапию, если не ведет себя адекватно. Более того, вам придется учесть возможность, что прерывание сессии может подкрепить модель использования ребенком негативного отреагирования в целях избегания неприятных для него сессий или тем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.006 с.)