Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прием «незаконченного предложения».
В 8 классе, приступая к преподаванию курса «Введение в обществознание», каждый учитель, как правило, принимает во внимание, что у учащихся навык развернутого аргументированного ответа еще не сформирован на достаточном уровне. Большинство учеников испытывают затруднения при формулировании ответа, который чаще всего бывает односложным. Между тем развернутое аргументированное суждение — необходимый элемент эссе. На помощь учителю приходит прием «незаконченного предложения», использовать который возможно на различных этапах урока в соответствии с поставленными целями. Хотелось бы обратить внимание на применение данного приема при работе с вопросами и заданиями, предложенными авторами учебника и ориентированными на актуализацию жизненного опыта учащихся, что особенно значимо на начальном этапе изучения обществознания. Приведем примеры. При изучении § 1 в работе с вопросом 7 («Какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего?»2) уместно предложить учащимся своего рода шаблон ответа: «Из рассмотренных человеческих качеств я ценю более всего...., так как...». Аналогичным образом при обсуждении задания 4 к § 4 («Человек совершает хороший поступок в расчете на вознаграждение. Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?»3) восьмиклассникам предлагается следующая схема построения ответа: «Я думаю, что такой поступок можно оценить как..., потому что...». При введении данного приема впервые желательно, чтобы учитель первым выразил свое мнение по рассматриваемому вопросу, построив предложение по заданному «шаблону»: это не только служит образцом выполнения задания, но и позволяет создать столь необходимую на уроке обществознания атмосферу доверия, доброжелательности, сотрудничества. Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение 5-6 уроков, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности (например, на задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации и др.). По мере освоения учащимися данной формы развернутого ответа вводятся понятия «тезис», «аргумент». Схема первичной отработки вводимых понятий предполагает следующий алгоритм учебной деятельности:
1) ученикам предлагается выполнить письменно задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «шаблону» «незаконченного предложения»; 2) введение непосредственно самих понятий «тезис», «аргумент» (возможно, в занимательной форме); 3) учащимся предлагается в своих ответах выделить тезис и аргумент (возможен обмен тетрадями, если ранее применялись и детьми приняты формы взаимопроверки); 4) обсуждение полученных результатов с обязательным словесным поощрением и при необходимости с корректировкой (желательно привлечение мнения одноклассников); 5) в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить 1-2 задания из изучаемой темы (обязательно на выбор), предполагающих конструирование ответа по шаблону, и выделить в ответе тезис и аргумент (аргументы).
3. Обучение подбору аргументов. Следующий этап предполагает обучение подбору аргументов для поддержки и опровержения какого-либо положения, позиции с опорой на изученные обществоведческие понятия и с использованием терминологии. Первоначально для выполнения задания учащимся предлагается использовать в ответе определенный учителем круг понятий и терминов. Так, при выполнении задания 1 к § 20:«Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения объясните», учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «человек — существо биопсихосоциальное»; «трудовая деятельность»; «самореализация личности»; «материальные потребности»; «социальные потребности»; «ценностные ориентации». Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению его собственного жизненного опыта или известных примеров. Впервые задание такого характера целесообразно дать на дом с последующим разбором на уроке. Далее в процессе учебной деятельности возможно применение различных приемов и форм учебной работы в целях дальнейшего закрепления осознанного использования в ответе понятий и терминов. Возможна, например, постановка следующих опережающих заданий на дом:
1) произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма; 2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме. В первом случае на уроке эффективны различные варианты организации учебной деятельности: каждый ученик работает со своей «домашней заготовкой»; происходит обмен «домашними заготовками» между учащимися; если отработан навык групповой работы, возможна организация работы в группах. При использовании второго задания на уроке при различных вариантах организации учебной деятельности фактически пишется эссе (необходимо сразу же объявить учащимся, что данный вид работы ограничен по времени и объему). Далее обучение приемам аргументации собственной позиции проводится в ходе учебных дискуссий. Желательно (при наличии резерва учебного времени) отвести один урок на более подробное ознакомление учащихся с понятием «дискуссия», формами и методами, правилами ее ведения на основе рекомендаций для учащихся, предложенных в рабочей тетради «Введение в обществознание» (8 класс).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.005 с.) |