Виды связей в доказательстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды связей в доказательстве.



Что такое эссе.

 

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского  и  переводится  как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».

Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический сло­варь» дает развернутое определе­ние: «Эссе -  жанр философской, литера­турно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, со­четающий подчеркнуто индивидуаль­ную позицию автора с непринужден­ным, часто парадоксальным изложени­ем, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопе­дия» уточняет: «Эссе -  прозаическое со­чинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра­жения, так или иначе, с нею связанные».

Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Итак, во всех представленных опре­делениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратив­шись к специальной литературе, посвя­щенной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.

 

2.Особенности эссе как литератур­ного жанра.

 

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определе­нию не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, неко­торые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, слу­жащих благой цели», «Против безде­лья», «О большом пальце руки» и др.

2. Личностный характер воспри­ятия проблемы и ее осмысления.

Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность уви­деть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отно­шения к миру.

3. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конеч­но, не существует, но даже самый крас­норечивый эссеист, как правило, огра­ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до­статочно и одного листа, нескольких ем­ких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция.

Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, под­чиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — на­оборот!».

5. Непринужденность повествова­ния.

 Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может на­писать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчер­пывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.

7. Внутреннее смысловое единство.

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован­ностью ключевых тезисов и утвержде­ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора.

  8. Открытость.

Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Таковы некоторые особенности, ко­торые свойственны эссе как литератур­ному жанру.

 

3. Разновидно­сти эссе.

 

Исследова­тели выделяют следующие разновидно­сти эссе.

С точки зрения содержания, эссе бы­вают философскими, литературно-кри­тическими, историческими, художест­венными, художественно-публицисти­ческими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе пред­стают в виде рецензии, лирической ми­ниатюры, заметки, странички из днев­ника, письма, слова и др.

Различают также эссе описатель­ные, повествовательные, рефлексив­ные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произве­дения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классифика­ция эссе на две большие группы: лично­стное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эс­се объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или ка­кой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадле­жит ко второй группе.

 

Структурная схема эссе

 

Введение — определение основного вопроса эссе

Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично от­ветом на поставленный вопрос

Заключение -суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую техни­ку доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это со­вокупность логических приемов обосно­вания истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убежде­нием, но не тождественно ему; аргумен­тация или доказательство должны осно­вываться на данных науки и обществен­но-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, - видимости дока­зательности. Другими словами, доказа­тельство или аргументация — это рассуж­дение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

 

1) Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает в себя по меньшей мере три со­ставляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

- Тезис — это суждение, которое надо доказать.

- Аргументы - это категории, которы­ми пользуются при доказательстве                                  истинности тезиса.

- Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

- Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, веро­ваниях или взглядах.  

Аргументы обычно делятся на следу­ющие группы:

а) Удостоверенные факты, к кото­рым относится так называемый фактичес­кий материал, то есть статистические дан­ные о доходах на душу населения, вели­чине выпускаемой продукции и т.д., территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания. Факты — это питательная сре­да для выяснения тенденций, а на их ос­новании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

б) Определения в процессе аргумен­тации используются как описание поня­тий, связанных с тезисом.

в) Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Если вернуться к требованиям, предъявляемым к эссе, и соотнести их с элементами структуры доказательства, то можно проследить тесную связь между критериями оценки и способностью уча­щегося аргументировать свой ответ, так как в первую очередь оценивается спо­собность мыслить не хаотически, а в стро­гой логике и использовать виды аргумен­тов для доказательства своего тезиса. Но для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последователь­ности, необходимо знать способы их вза­имосвязи.

Критерии оценивания эссе.

При оценивании ответа необходимо вы­делить следующие элементы:

- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии
проблемы;

- раскрытие проблемы на теоретическом и на бытовом
уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или соб­ственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ:

 4-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на теоретическом
уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих
терминов и понятий в контексте ответа; дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зре­ния (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и основания не присутствуют или явно не прослеживаются); дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта при формальном
использовании обществоведческих терминов; дана аргументация своего мнения с
опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретическо­го обоснования.

1 балла заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на бытовом уровне; сделана попытка аргументации своего мнения.

О баллов заслуживает эссе, в котором: 1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уров­не без аргументации; 2)проблема не раскрыта или 3) дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контекс­те задания.

 

 

Как написать эссе. Примеры эссе.

Первый шаг достижения успеха в вы­полнении такого вида ра­боты — формулирование темы эссе. В определен­ной степени это искусст­во. Почему? Тема не дол­жна инициировать изло­жение лишь определе­ний понятий, ее цель — побуждать к размышлению

Эссе — это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ту, кото­рая представляется ему наиболее ин­тересной.

Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое им очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в неко­торых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Глав­ная задача ученика - понять и рас­крыть тему, а не «уйти» от нее (ситуа­ция весьма распространенная в школь­ной практике).

Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный ха­рактер и предлагаются в виде высказы­вания ученого, писателя, поэта, мысли­теля. Чрезвычайно важно выделить ос­новную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать

Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рам­ках которой она должна быть раскры­та: экономика, социология, политоло­гия, правоведение, культурология, фи­лософия.

Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, по­нятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той об­ласти знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она долж­на быть раскрыта в контексте фило­софского или политологического, юри­дического или социологического, эко­номического или культурологического знания.

Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самими собой» (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосоз­нания, самосовершенствования челове­ка, рассмотрит особенности формирова­ния «я-концепции», поставит экзистен­циальные проблемы человеческого бы­тия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема «Не хлебом единым жив человек» ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписан­ные на черновик и вошедшие в оконча­тельный текст понятия, термины, при­меры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной пробле­матикой.

Вот какие темы были предложены в одном из экзаменационных вариантов:

1.Экономика. «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер.)

З.Социология, «Займите место и положение, подобающее вам, и все при­знают это». (Р.Эмерсон.)

3.Политология. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тира­нии». (К.Поппер.)

4.Правоведение. «Праву потреб­ны достоинства, дарования, добродете­ли. Силе надобны тюрьмы, железы, за­поры». (Д.Фонвизин.)

5.Культурология. «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (М.Пруст.)

6.Философия, «Без общества че­ловек был бы жалок, испытывая недо­статок в побуждениях к совершенство­ванию». (У.Годвин.)

Выбор темы эссе - ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он: имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с
ним, а понимает, что именно утверждает автор); может выразить свое отношение к
нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его); владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе); сумеет привести примеры из исто­рии, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Проанализируем с этих позиций приведенные темы.

По экономике предложено высказы­вание Л.Питера: «Экономика — это ис­кусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». В чем его смысл? Если вы­пускник помнит из курса обществознания, что основной проблемой экономики ученые признают проблему распреде­ления ограниченных ресурсов (или главных факторов производства, како­выми являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности, ин­формация), то он без труда поймет, что хотел сказать Л.Питер, и определить свое отношение к его утверждению. Без каких терминов и понятий обойтись ед­ва ли удастся? Собственно говоря, они уже названы: факторы производства, ограниченные ресурсы, потребности. Наверное, автор эссе употребит и такие понятия, как экономика, производство, распределение, потребление, обмен, - все они находятся в смысловом поле проблемы, а значит, их употребление экзаменаторы признают соответствую­щими ее контексту.

Если выпускник с интересом изучал на уроках обществознания основы со­циологических знаний, то имеет смысл задуматься над словами Р.Эмерсона: «Займите место и положение, подобаю­щее вам, и все признают это». Речь идет о социальном статусе личности, о спо­собах его достижения, о признании личности обществом. Р.Эмерсон полага­ет, что социальный статус, соответ­ствующий человеку (его интересам, уровню образования, деловым качест­вам, материальным и духовным по­требностям и пр.), обязательно будет признан обществом. Дело выпускника принять эту позицию или не согласить­ся с ней. В любом случае, необходимо правильно применить ключевые для данной темы социологические термины (социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, соци­альный престиж, социальный автори­тет и др.), найти примеры, подтвержда­ющие мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

«Демократию мы выбираем не пото­му, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании», - утвер­ждал К.Поппер. Трудности с понима­нием смысла этого высказывания едва ли возникнут. Очевиден и контекст, в который помещено это высказывание: речь идет о демократии как форме по­литического режима, ее сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Выпускнику предстоит показать, ка­ким именно образом демократия позво­ляет избежать тирании, и согласиться (или не согласиться, в обоих случаях — аргументировано), на базе фактов и теоретических обобщений) с мнением крупного австрийского философа XX в.. Круг понятий и терминов, обращение к которым поможет при написании эссе, приблизительно таков: политический режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей, авторитаризм, тоталитаризм и др.

Свою компетентность в области пра­ва выпускник сумеет продемонстриро­вать, обратившись к словам Д.Фонви­зина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». Смысл этого высказывания на поверхности, что на­зывается, не лежит. Разве право не со­пряжено с применением силы, с мерами государственного принуждения в отно­шении тех, кто нарушает правовые нормы, действующие в обществе? Раз­ве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и со­здававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности, эссе может стать попыт­кой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и прав­да, социальная роль права, правонару­шение и правовая ответственность, право и принуждение, право и сила, право и бесправие, — вот те понятия и термины, которые могут потребоваться выпускникам, выбравшим эту доволь­но сложную тему.

По словам М.Пруста, «чтение стоит у порога духовной жизни, оно может вве­сти нас в нее, но оно ее не составляет». Как тема эссе, она вводит выпускника в контекст культурологического, фило­софского знания, совокупность знаний о человеке, его духовном мире. По мне­нию французского писателя, духовная жизнь человека — явление куда более широкое, чем та ее составляющая, кото­рая связана с чтением. В то же время духовная жизнь тесно связана с чтени­ем, которое стоит на ее пороге. Навер­ное, наиболее ценными при раскрытии темы и обосновании позиции автора эс­се будут примеры и аргументы, почерп­нутые из его личного социального опы­та, опыта осмысления окружающего мира и самого себя. Термины и понятия, к которым может обратиться выпуск­ник, довольно широки: человек как су­щество биопсихосоциальное, индивид, личность, духовный мир, духовная жизнь, духовные потребности, духов­ные ценности, идеалы и др.

Вероятно, близкий круг понятий и терминов понадобится и для написания эссе на тему «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в по­буждениях к совершенствованию» (У.Годвин). Понятно, что речь идет о сложной системе взаимоотношений че­ловека и общества, о том, что вне обще­ства становление и развитие личности невозможно. Ключевыми, бесспорно, станут понятия «социализация», «инди­вид», «личность», обобщения и приме­ры, показывающие, что только в обще­стве и под влиянием общества челове­ческий индивид становится личностью, способной к самосовершенствованию и испытывающей в нем потребности.

Итак, выбор темы эссе - ответ­ственный этап работы, в ходе которого выпускник:

знакомится с предложенными те­мами; определяет, к какой базовой науке
относится каждая тема; определяет смысл предложенных высказываний (отвечает на вопрос «Что, по моему мнению, хотел сказать автор»?); осмысливает проблему в контекс­те базовых наук (отвечает на вопросы:
«С какими основными проблемами обществоведческого знания связана дан­ная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»); формулирует свое отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен?
Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»); определяет обществоведческие термины, понятия и обобщения, кото­рые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

отбирает факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обос­новывают его позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убеди­тельны ли они?»).

Итак, тема выбрана, осознана, опре­деленным образом понята.

Далее работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.

Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр..

Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ас­социации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Сло­вом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имею­щим отношение к теме. Есть рациональ­ное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

Следующая задача — привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с те­мой, выбрать эффектную цитату, точ­ную мысль, интересный факт, убеди­тельный аргумент.

 

Самые ответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на про­тиворечия, выявляет обществоведчес­кие аспекты темы. Начать эссе необходимо с введения, которое раскрывает тему и содержит определения основных встречающихся понятий. На этом этапе очень важно правильно сформулировать воп­рос, на который требуется ответить. Мож­но наметить путь развития рассуждений, обозначив круг прямо относящихся к теме понятий или теорий. При работе над введением могут помочь следующие воп­росы: «Надо ли давать определения тер­минам, прозвучавшим в теме эссе?», «По­чему тема, которую я раскрываю, явля­ется важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рас­суждения по теме?», «Могу ли я разде­лить тему на несколько более мелких под­тем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: тра­диционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следу­ющий вопрос: «Какие признаки были ха­рактерны для экономики того периода?». Начинать эссе целесообразно с ясно­го и четкого определения личной пози­ции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утвер­ждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Эк­заменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не сто­ит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформу­лировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который опре­деляет ее содержание и сущность.

Рассмотрим три примера.

1.       В качестве темы эссе выбраны слова О.Мандельштама: «Элементы ис­кусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обога­щают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает ("неутомимо работает на пользу", как говорит поэт) науки?»

2.       Тема эссе — «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У.Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если со­весть с ней враждует».

3. Выпускник, избрав тему «Про­гресс — отец проблем (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как мож­но принять эту точку зрения нам, лю­дям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»

Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представ­ляют мысль автора: изложение с вклю­чением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы за­висит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.

С этой точки зрения предпочтитель­ным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность ска­занного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой — позволяет перейти к основ­ной части эссе. Во втором случае оста­ется не вполне ясным, понимает ли вы­пускник тему. Этот вопрос для экзаме­наторов остается открытым. Что каса­ется третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Вы­пускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписы­вая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.

 

Структура эссе определяется предъ­являемыми к нему требованиями. Мыс­ли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказатель­ствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это фак­ты, явления общественной жизни, собы­тия, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приво­дить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубе­дительным, три аргумента могут «пере­грузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Основная часть строится на основе аналитической работы, и ее задача зак­лючается в сборе в систему основных, наиболее важных экономических поня­тий, которые раскрывают поставленный вопрос. В данном случае приведенные понятия и теории могут служить аргумен­тами, доказывающими правильность ут­верждений учащегося. Необходимо про­иллюстрировать аргументы с помощью как традиционных, так и современных примеров. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграм­мы и таблицы.

В процессе построения эссе необхо­димо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, под­крепленное графическим и иллюстратив­ным материалом. Приведем пример из эссе на уже известную нам тему: «За годы правления Петра I в экономике произош­ли огромные изменения — количество мануфактур по сравнению с 1725 годом выросло в 11 раз; было основано около 12 сталелитейных заводов. Однако дея­тельность вновь созданных промышлен­ных предприятий подвергалась жестоко­му контролю со стороны государствен­ных чиновников, труд оставался принуди­тельным, так как к заводам приписыва­лись целые деревни. Государевы указы повсеместно являлись единственным средством управления экономикой. Эко­номика оставалась командной».

В конце работы над эссе обязательно следует сделать заключение или дать от­вет на поставленный вопрос. В заключе­нии суммируются основные идеи, подво­дится итог рассуждений и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений. При этом необходимо из­бегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной ча­сти эссе. Заключение должно быть пред­ставлено в виде вывода или оценочного суждения, которое оставляет поле для дальнейшей дискуссии. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру. Количество тези­сов и аргументов зависит от темы, из­бранного плана, логики развития мысли:

вступление -

тезис, аргументы -

тезис, аргументы -

тезис, аргументы –

заключение

Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключе­нии — резюмируется мнение автора). Заключением долж­на стать наиболее яркая мысль, поды­тоживающая, резюмирующая рассуж­дения.

В заключительном предложении (аб­заце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проб­лема приобретает новое измерение

Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли крас­ных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессив­ность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспе­чивают короткие, простые, разнообраз­ные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

 

Структура эссе

 

Элемент структуры % к общему объему работы
Начало (актуализация заяв­ленной темы эссе) 20%
Тезис Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса 60%
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) 20%

 

 

Как написать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написа­нию эссе:

1) изучите заданный на дом теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заклю­чаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и опре­делите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины по­могут вам раскрыть суть тезиса и собст­венной позиции;

6) составьте тезисный план, сформу­лируйте возникшие у вас мысли и идеи.

 

При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом вариан­те, придерживаясь оптимальной струк­туры;

2) проанализируйте содержание на­писанного;

3)проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, ло­гичность и последовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

 

Требования, предъявляемые к эссе

 

1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3.Эссе должно иметь грамотное ком­позиционное построение, быть логич­ным, четким по структуре.

4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убеди­тельную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

 

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким тре­бованиям:

а)       интересна  вам;

б)      вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в)      по данной теме есть что сказать (знаете термины, мо­жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (ска­жите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: ис­пользовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — зна­ние современного законодательства и т.д.).

 

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци­таты и т.д.).

 

Изложите свою точку зрения в той последователь­ности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необ­ходимо, отредактируйте ее.

 

 

Тляубаев Рустам Сафиевич. 

Учитель истории МОБУ СОШ д. Набиево, Бурзянский район, Республика Башкортостан.

 

 

Что такое эссе.

 

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского  и  переводится  как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».

Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический сло­варь» дает развернутое опред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.139 с.)