Результаты исследования и реконструкции женского головного убора (раскоп 17, погребение 63) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования и реконструкции женского головного убора (раскоп 17, погребение 63)



Остатки головного убора были найдены в виде нерачительного многослойного конгломерата почвы, остатков текстиля и металлических бляшек на черепе огребенной. С самого начала было очевидно, что го-

ловной убор является сложной, многокомпонентной конструкцией, в которой использованы различные материалы, а также присутствуют остатки биологических тканей погребенной (см. Прил.).

Поэтому уже сама процедура выявления слоев в этом головном уборе оказалась весьма сложной, поскольку многие слои были перемешаны или уничтожены. Первоначально после визуального и микроскопического обследования была проведена предварительная реконструкция стратиграфической системы этого головного убора. В головном уборе сначала не удалось определить состав материалов в нескольких слоях, например, в слоях "X", "У".

Ниже описаны материалы, идентифицированные в каждом слое, а также окончательная реконструкция стратиграфической системы головного убора. Описание результатов дано в соответствии с этой стратиграфической системой, от биологических тканей погребенной до самых верхних деталей головного убора.

Самыми нижними слоями в изучаемых остатках головного убора являются волосы погребенной, на которых были видны незначительные фрагменты кожи ее черепа. Они были очень темными за счет высокой концентрации очень мелких зерен черного пигмента меланина. На поверхности волос отложились темные почвенные загрязнения.

Поверх волос погребенной лежит сравнительно тонкий темный слой слой "X". который лучше всего сохранился под бляшками типа 2. Первоначально казалось, что это просто темные гумифицированные органические остатки. Однако при такой оценке природы слоя "X" было не ясно, на что монтировались бляшки типа 2 в вышележащем слое.

Детальный микроскопический анализ позволил выявить в слое "X", помимо гумифицированных компонентов, также и остатки волокон и нитей.

Эта находка позволила сделать следующие выводы:

- в головном уборе непосредственно поверх волос была расположена шелковая ткань "X", к которой крепились бляшки типа 2.

- Естественно, что по незначительным остаткам нитей технологические характеристики ткани "X" оценить было невозможно.

- Эта ткань была настолько сильно деструктирова-на и замаскирована темными гумифицированными органическими соединениями, что не позволила обнаружить ее в слое "X" при предварительном визуальном и микроскопическом обследовании.

Слой бляшек типа 2 лежал поверх самой нижней шелковой ткани "X". на которой эти бляшки монтировались.

Бляшка представляет собой выпукло-вогнутое изделие, близкое по общей конфигурации к прямоугольнику длиной 1,0 см, шириной 0.6 см и толщиной около 0,1 см. На поверхности бляшки хорошо виден объемный рифленый узор, параллельные линии которого идут вдоль короткой стороны бляшки под углом около 30 градусов. В четырех углах бляшки найдены сквозные отверстия, очевидно, используемые для сшивных нитей, с помощью которых бляшки монтировались на шелковую основу и соединялись друг с другом.

 

[179]

 

Микроскопический анализ в отраженном поляризованном свете позволил выявить в углублениях рифленого узора на лицевой поверхности бляшки остатки позолоты. На выпуклых участках этого узора позолота отсутствовала. На оборотной, вогнутой стороне позолота также не была найдена.

Состав металла бляшек. В торце и на обеих поверхностях бляшки типа 2 обнаружено только серебро. Ранее при микроскопическом обследовании в углублениях бляшки обнаружилось золото из остатков позолоты. Однако золото не было найдено на поверхности выпуклых участков бляшки при ее микрозондо-вом анализе.

В торце и на обеих поверхностях бляшки было обнаружено значительное содержание атомов хлора. Атомы серебра и хлора присутствуют фактически в стехиометрических количествах, характерных для молекулы хлорида серебра А§С1, т.е. практически в соотношении 1: 1 (если измерять содержание А§ и С1 в атомных %). Эти данные позволяют сделать четкий вывод о том, что серебро бляшки типа 2 практически прокорродировало насквозь с образованием вместо серебра его хлорида. Хорошо видны мелкодисперсные хлориды, полностью заместившие серебро в торце и на обеих поверхностях бляшки.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы о технологии изготовления бляшек типа 2:

- бляшки были изготовлены из чистого серебра, которое в настоящее время было почти полностью замещено хлоридами.

- По крайней мере на лицевой стороне бляшек могла быть позолота, которая в настоящее время сохранилась только в углублениях рифленого узора.

- Наличие позолоты на оборотной стороне вогнутой поверхности маловероятно.

Выше слоя бляшек типа 2 шел слой двойной ткани, которую можно отнести к платку или головному покрывалу (Прил., п. 5).

Ткань имеет полотняное переплетение.

На небольшом сохранившемся фрагменте ткани встречен участок с нарушенным переплетением, что может являться ткацкой ошибкой или декоративным приемом. Так как такое нарушение встречено три раза подряд в направлении одной уточной нити, то с большой вероятностью это не ошибка, а ткацкий прием, декорирующий ткань.

Поверх вышеназванного двойного слоя шелковых тканей расположен толстый, очень темный гумифи-цированный слой. Толщина этого слоя неодинакова на разных участках головного убора.

Микроскопический анализ позволил выявить в этом слое следующие компоненты:

- остатки многочисленных наружных хитиновых покровов насекомых, вероятно, паразитировавших на органических материалах погребения.

- Темные аморфные органические продукты их жизнедеятельности, равномерно перемешанные с почвенными минералами. Вероятнее всего, аморфные продукты - это экскременты насекомых, которые они выделяли в жидком или полужидком виде, благодаря чему и возникли их однородные смеси с почвенными минералами.

Поверх толстого гумифицированного слоя лежит сравнительно тонкий слой бересты, толщиной приблизительно 1-1.5 мм. В нем присутствуют специфические растительные клетки.

Поверх бересты расположен темный слой "У", который лучше всего сохранился под бляшками типа 1. Первоначально, как и для слоя "X", казалось, что это темные гумифицированные органические остатки. Однако при такой оценке природы слоя "У" было не ясно, на что пришиты бляшки типа 1 в вышележащем слое.

Детальный микроскопический анализ позволил выявить в слое "У", помимо гумифицированных компонентов, также и остатки шелковых волокон и нитей.

Эта находка позволила сделать следующие выводы:

- в головном уборе непосредственно поверх бересты была расположена шелковая ткань "У", к которой крепились бляшки типа 1.

- Естественно, что по незначительным остаткам нитей технологические характеристики ткани "У" оценить было невозможно.

- Эта ткань была настолько сильно деструктирова-на и замаскирована темными гумифицированными органическими соединениями, что нельзя было обнаружить ее в слое "У" при предварительном визуальном и микроскопическом обследовании.

Слой бляшек типа 1 лежал поверх шелковой ткани "У", на которой эти бляшки монтировались. Между бляшками были найдены овальные стеклянные бусины диаметром 0,1-0,2 см.

Бляшки типа 1, так же как и бляшки типа 2. представляют собой выпукло-вогнутое изделие, близкое по общей конфигурации к прямоугольнику длиной 0,8 см, шириной 0,6 см и толщиной 0,1 см.

Однако на лицевой поверхности бляшек типа 1 обнаружен узор, который по рисунку принципиально отличается от узора на бляшках типа 2. Были изучены материалы и технология изготовления бляшек с помощью методов, ранее описанных в работах (Орфин-ская и др.. 20026). В процессе приготовления поперечного среза металл бляшки расщепился. Были сделаны электронно-микроскопические изображения торцов этих полосок. При изготовлении среза полоска металла бляшки расщепилась не на две. а на три полоски металла разной толщины (слева направо) - "1". "2". "3". Таким образом, металл бляшки является не "двойником", а "тройником". Это достаточно экстраординарная технология изготовления золотных деталей декора текстиля.

На торцах этих трех полосок (соответственно, в точках "А", "В", "С") были измерены качественный и количественный элементный состав.

Поскольку расщепление бляшки на три полоски выявилось только при электронной микроскопии уже после напыления пробы графитом и установления полоски на держателе микроскопа торцами вверх, было невозможно детально изучить состав поверхности каждой из полосок тройника металла бляшки. Поэтому были изучены только поверхности полосок "1", "2".

Элементный анализ позволил сделать следующие заключения о составах торцов различных полосок "тройника" бляшки.

 

[180]

 

Полоска "1" изготовлена практически из чистого серебра, часть которого превратилась в хлориды серебра.

На обеих сторонах найдена смесь золота и серебра. Их соотношение неодинаково на разных сторонах. На внешней стороне найдена смесь золота (13 весовых %) и серебра (66 весовых %). На другой стороне найдено почти чистое золото (87 весовых % золота и 11 весовых с серебра).

Сопоставление данных по составу торца и поверхностей полоски "1" позволяет сделать следующие выводы: 1) полоска "1" изготовлена из серебряной пластинки, а затем позолочена; 2) на внешней поверхности позолота сохранилась хуже, а на внутренней поверхности - лучше; 3) на позолоченной поверхности наблюдаются локальные утраты позолоты различных размеров. На поверхности утрат обнажается серебро, которое в значительной степени трансформировалось в холориды серебра - почти все атомы серебра превратились в хлориды.

Полоска "2" изготовлена из сплава золота и серебра. Часть серебра превратилась в хлориды серебра. Необходимо отметить, что в этом сплаве присутствует также значительное количество кремния. Не исключено, что кремний из почвенных загрязнений случайно попал на торец полоски в процессе приготовления поперечного среза бляшки. Поверхность полоски "2" состоит почти из чистого золота (90 весовых %).

Сопоставление данных по составу торца и поверхностей полоски "2" позволяет сделать вывод, что ее сердцевина была изготовлена из сплава золота и серебра, а затем полоска из сплава была позолочена. Необходимо отметить, что здесь встретился довольно необычный технологический вариант золочения, когда поверхности полоски из сплава серебра и золота были позолочены почти чистым золотом.

Полоска "3" изготовлена практически из чистого серебра, часть которого превратилась в хлориды серебра. Состав поверхности полоски было невозможно изучить из-за трудностей ее отделения от других полосок в бляшке. Однако очевидно, что ее сердцевина по составу элементов близка полоске "2" и представляет собой сплав золота и серебра. Возможно, что она также была позолочена.

В четырех углах бляшек типа 1 найдены сквозные отверстия, очевидно, используемые для их скрепления с помощью нитей, которыми бляшки монтировались на шелковую основу. В отверстиях некоторых бляшек найдены красноватые нити.

В изучаемом погребении рядом с головным убором было найдено металлическое височное кольцо овальной формы, длиной 1,8 см и шириной 1,2 см. Кольцо не сплошное, изготовлено из согнутой проволоки, концы которой тесно примыкают друг к другу. Для его изготовления была использована тонкая железная проволока, диаметр которой 0,1-0,2 см. Проволока сильно прокорродировала, так что ее сердцевина фактически превратилась в красноватый гематит. Вокруг проволоки видны различные темные и светлые, в том числе и зеленоватые, продукты почвенной коррозии. Однако меди в зеленоватых продуктах не обнаружено.

На поверхности кольца, противоположной месту контакта концов проволоки, присутствует пучок во-

локнистого материала, частично обвитый вокруг проволоки кольца. Между пучком и поверхностью кольца найдены продукты коррозии металла кольца, остатки хитиновых покровов и гумифицированные органические остатки.

Волокнистые материалы по микроскопическим структурным характеристикам максимально близки к человеческим волосам, либо к волосам из меха каких-то животных. В пучке "волос" отсутствует дерма, характерная для цельного меха.

В объеме "волос" полностью отсутствуют темные зерна меланина. Это означает, что эти "волосы" были либо совершенно бесцветными, либо очень светлыми. "Волосы" сильно деструктированы. а на поверхности "волос" лежат темные гумифицированные органические остатки. Если волокнистые материалы кольца являются человеческими волосами, то очевидно, что они не принадлежат владелице головного убора, поскольку ее волосы очень темные и содержат значительное число зерен меланина в объеме.

Результаты проведенного исследования позволяют выполнить реконструкцию сложного, многокомпонентного головного убора из женского погребения. По нашему мнению, в этом головном уборе можно выделить следующую последовательность деталей.

1. Непосредственно на голове погребенной, вероятно, была расположена шелковая налобная повязка, в которой на ткань *'Х" были нашиты бляшки типа 2.

2. Поверх повязки на голову, видимо, был надет платок или головное покрывало, представленное двумя слоями одинаковой шелковой ткани. Два слоя одинаковой ткани предполагают несколько возможных вариантов: головной платок мог быть изготовлен из двух слоев ткани; одинарная ткань платка могла быть согнута пополам; в данном месте на ткани специально или случайно могла быть заложена глубокая складка; по реконструкции погребальной одежды молодой женщины, выполненной М.А. Сабуровой, головной платок (покрывало) накидывался на голову и свободно спадал вниз.

3. Следующим после ткани расположен слой бересты, причем между тканью и берестой находится толстый, неравномерный по толщине слой гумифи-цированных органических остатков. Такой слой, вероятно, возник между тканью и берестой за счет жизнедеятельности почвенных насекомых, т.е. береста не очень плотно прилегала к ткани. Весьма вероятно, что слой бересты - это каркас сравнительно жесткого головного убора в форме шапочки. Корректная реконструкция самого каркаса невозможна из-за отсутствия данных. В почвенном конгломерате, где находились исследованные нами остатки головного убора, были найдены небольшие фрагменты деревянных палочек. К сожалению, невозможно определить, относились ли они к данной конструкции головного убора.

4. Непосредственно на бересте находилась шелковая ткань "У". Этой тканью, возможно, был обшит каркас. Полученные данные не позволяют однозначно оценить, были ли другие материалы между этой тканью и берестяным каркасом. Шелковая ткань "У", вероятно, была основным лицевым текстиль-

 

[181]

 

ным материалом шапочки. Она могла покрывать шапочку полностью или частично, в форме отделки, если в декоре шапочки применялись и другие материалы.

5. По краю головного убора на шелковой основе (ткань "У") в один ряд были нашиты бляшки типа 1. Между бляшками вертикальными полосками были укреплены мелкие стеклянные бусины, которые также могли выполнять функции бисера.

6. В настоящее время неясно, принадлежит ли височное кольцо погребенной. Если оно ей принадлежит, то не ясно, в каких конструктивных соотношениях оно находится с остальными деталями головного убора.

 

Социальный статус

 

Принято считать, что социальный статус погребенных, в одежде которых присутствуют фрагменты золототканых тканей, достаточно высок (Даркевич, Борисов, 1995). Анализ сопутствующего археологического материала из этих погребений, где встречались изделия с золотной нитью, показывает, что эти изделия, являясь предметом роскоши, были доступны достаточно большой группе населения. Погребальный инвентарь из исследованных погребений с осторожностью можно характеризовать как средний и выше среднего. Эти вещи предназначались не для повседневного ношения, а для особых ситуаций (являлись декором парадной одежды или элементами погребальных одеяний, были частью приданого).

В определении социального статуса погребенного по текстильным находкам важно учитывать размеры сохранившихся фрагментов и их расположение в костюме. Анализ материала показывает, что один и тот же шелк мог использоваться разными социальными группами, только в одной (группе) из него шилось целое изделие, а в другой использовались небольшие кусочки для отделки. Свидетельство вторичного использования (подкладочной ткани в воротнике из погребения 17 (раскоп 3), где в микроволокнах обнаружены повреждения, характерные для световой деструкции) не является понижением социального статуса данного лица, так как известно, что и царские особы несколько раз перешивали свою одежду.

В данном случае мы считаем, что ценность тесьмы с золотными нитями была несколько выше, чем ценность ткани с золотной вышивкой.

 

Место производства

 

Одним из наиболее важных и слабо изученных вопросов является аргументированное определение места производства золотных тканей. Для решения этого вопроса были проведены комплексные технологические исследования полученных образцов:

• Определена природа текстильных волокон в нитях.

• Технология изготовления нитей (толщина; наличие, тип и шаг крутки).

• Структура текстильных переплетений.

• Набор красителей и технология крашения.

• Природа металла и технология изготовления золотных нитей.

Анализ результатов проведенной работы позволил выдвинуть ряд предположений. Все изделия были шелковые, а все шелковые вещи для Руси являлись привозными.

Среди образцов выделено два типа тканей: самит (ткань ворота с вышивкой) и тафта (ткань подкладки). Технологические характеристики сложной многослойной ткани, самита, соответствуют многочисленным аналогам уже хорошо изученных, правда, более ранних тканей, относящихся к Средиземноморскому региону производства.

Простые ткани полотняного переплетения в ХН-ХШ вв. могли быть изготовлены почти в любом месте с развитыми традициями ткачества. Но отсутствие крутки в нитях свидетельствует об их восточном происхождении. Это могли быть страны Дальнего Востока, Китай, Восточный Туркестан. Средняя Азия.

С определением места производства тесьмы возникли проблемы, связанные с недостаточной изученностью этой группы текстиля.

Одним из критериев определения места производства является характер золотных нитей. В наших образцах это пряденое золото, т.е. на шелковую основу навивалась полоска металла. Такие нити характерны для западного текстиля, так как на Востоке использовали совершенно другие по строению золотные нити.

Анализ металла показал, что в одном изделии (манжет) использовали две тесьмы с золотными нитями, где металлическая полоска выполнена в технологии "двойника". В остальных нитях использовалась серебряная полоска с позолотой.

Во всех изученных образцах тканого текстиля золотные нити были найдены только в качестве уточных нитей. Нити вышивки и декоративного шнура также были золотными.

Степень сохранности металла в золотных нитях крайне низкая. Это, вероятно, обусловлено неблагоприятными почвенными условиями бытования текстиля в захоронениях, а также предварительно проведенной реставрацией.

Структура золотных нитей.

Для декорирования текстиля применяют различные типы золотных нитей:

• Тонкая "проволока" металла (волоченка).

• Плоские полоски металла (бить, канитель).

• Тонкие полоски сусального металла, нанесенные на органическую "подложку" - кожу, серозную оболочку кишечника, бумагу (Заго, 1998).

• Полоска металла, навитая на нить текстильной основы в форме спирали (пряденые золотные нити).

В раннесредневековом текстиле на территории Руси наиболее распространенными были пряденые золотные нити.

В изученных образцах текстиля из погребений второй половины ХН-ХШ вв., расположенных на территории кремля в городе Дмитрове, были найдены только пряденые золотные нити с различной степенью деструкции. В качестве текстильной основы золотных нитей использовались шелковые нити, на которые навивали металлические полоски в 5-направлении.

 

[182]

 

Рис. 5. Схема текстильного переплетения тканой тесьмы (образец 2) саржевого переплетения

А-А - разрез вдоль нитей основы (на участке кромки тесьмы): Б-Б - разрез вдоль нитей основы (в центральной части тесьмы): а - нити основы: у.ф. - нити фонового утка: ул. - золотные нити утка

 

Для пряденых золотных нитей употреблялись следующие технологические варианты.

1. Нити, изготовленные из высокопробного, почти чистого золота.

2. Нити, в которых имитировалось высокопробное золото:

• Сплавы из золота, серебра и меди, имитирующие по цветовым характеристикам высокопробное золото.

• "Двойник", когда сравнительно толстые золотая и серебряная полоски расковывались с наложением друг на друга, и между ними возникала сравнительно прочная связь. Нити, изготовленные из "двойника", использовались так. чтобы золотая полоска была на наружной части золотных нитей. В процессе бытования связь между золотой и серебряной полоской может нарушаться, тогда можно увидеть отдельно золотую и серебряную полоски.

• Позолоченное серебро, которое проводилось обычно в технологии "огневого золочения". По этой технологии на поверхность серебра с одной или двух сторон наносилась амальгама золота (раствор золота в ртути). При нагревании до высоких температур амальгамированного серебра ртуть испарялась, и на поверхности серебра оставалась очень тонкая пленка золота.

Характеристики металлической полоски в золотных нитях удалось оценить только в нитях декоративного шнура, в которых сохранность полоски была удовлетворительной:

• ширина полоски — 200 мкм:

• толщина полоски - около 5 мкм:

• спирали полоски при прядении - 700 мкм.

К сожалению, эти данные пока не с чем сравнивать, так как аналогичных анализов для различных золотных нитей из других памятников не проводилось (во всяком случае, публикации нам не известны).

В работах, выполненных М.В. Фехнер на материалах коллекции ГИМ. дается два варианта мест изготовления аналогичных изделий: это Византия и Испания (Фехнер. 1993). Критерии, которые она применяла для такого разделения, не кажутся нам убедительными. Исследованный нами материал подходит, по ее

классификации, как к одной, так и к другой группе. Для однозначного ответа на вопрос о месте производства текстиля с золотными нитями необходимо провести большую работу: исследовать на аналогичном уровне золототканые изделия, которые можно считать эталонно византийскими или испанскими, и разработать систему критериев для их разделения.

Узор тесьмы характерен для изделий византийского круга. В образцах представлено три вида узора (см. Прил.. с. 185).

1. Плетенка. Имитация плетенки является самым распространенным узором, и это вызвано, по-видимому, достаточно простой схемой ткацкого раппорта.

2. Елочный орнамент. Так же как и плетенка, является широко распространенным и технологически достаточно простым в исполнении.

3. Более сложный ромбический узор, раппорт которого состоит из четырех элементов. Прямых аналогов мы не нашли, но он по стилю не выпадает из серии ромбических узоров на других аналогичных тесемках.

Тип текстильных переплетений тесьмы также не дает нам однозначного ответа на поставленный вопрос. Для ткачества тесьмы использовали два вида текстильных переплетений: полотняное и саржевое (Прил.. с. 186; рис. 3, 5). Вид базового (фонового) переплетения в некоторой степени связан с узором. То есть крепление нитей, формирующих узор, должно совпадать со структурой базового переплетения. Сложный узор тесьмы легче формировать на более простом переплетении - полотняном. При этом способе ткачества тесьмы можно использовать приспособление для механического образования ткацкого зева (бердышко). Процесс ткачества облегчается за счет проброса нитей фонового утка. Ручной перебор нитей остается только для формирования узора из золотных нитей.

Саржевое переплетение более сложное. В нем все операции выполняются перебором, что усложняет процесс. Но зато узкая тесьма саржевого переплетения существенно плотнее и, как в тесьме 2, не скручи-

 

[183]

 

вается при растяжении, так как направление саржи в ее центральной части и на кромках различное.

Такой тип ткачества на основе как полотняного, так и саржевого переплетения является очень эффективным для изготовления тесьмы. Выбор базового переплетения скорее всего не связан с местом производства, а продиктован теми функциональными задачами, которые ставил перед собой производитель.

Судя по аналогиям, вышивка на ткани воротника выполнялась скорее всего на территории Древней Руси. Известно, что сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве в Андреевском монастыре в 1086 г. школу для обучения девочек вышивке золотом и серебром, а также в монастырских описях XII в. на Афоне упоминаются вышивки русской работы, т.е. в монастырях вышивали шелковыми и золотными нитками, которые привозили с Запада. Если тесьма была из Византии, то и золотная нить тоже оттуда, так как она имеет те же технологические характеристики, что и золотные нити из тесьмы.

 

Датировка

 

Подобный текстиль принято датировать Х-Х1У вв. (Фехнер, 1967; 1993; Даркевич. Борисов, 1995). Однако в связи с отсутствием системных исследовательских работ по технологическим особенностям изготовления золототканой тесьмы, датировка этих изделий всегда связана с датировкой все-

го памятника в целом или по конкретному инвентарю из этих погребений.

Такой подход нельзя считать абсолютно верным, так как не учитывается ни повторное использование текстильных изделий, ни возможность долгого их хранения, связанного с их стоимостью. Известны факты очень длительной жизни дорогих тканей - в монастырских хранилищах до тысячи лет, даже при интенсивном использовании и неоднократном перепаивании - около ста лет. Находки дорогой тесьмы в кладах свидетельствуют, что она являлась предметом накопления. По этой причине дорогие ткани (включая описанные в нашей статье), к сожалению, не могут считаться хронологическими, датирующими реперами.

В погребениях из некрополя Дмитровского кремля датировка изделий с золотными нитями производилась по сопровождающему инвентарю, который позволил датировать погребение девочки (погребение 17, раскоп) концом XII в.. погребение 63 (раскоп 16) -второй половиной XII в., а наличие в погребении 56 остатков берестяного гроба позволило датировать его XII в. Оставшиеся находки текстиля по аналогиям можно предположительно датировать второй половиной ХН-ХШ вв.

Только полное комплексное исследование этой группы текстильных изделий, хранящихся в различных музейных коллекциях на территории России. Украины и Польши, позволило бы определить места их изготовления и дать более узкие даты их бытования, чем Х-ХШ вв.

 

[184]

 

Приложение

Результаты исследования тканей из погребений средневекового могильника

на территории кремля г. Дмитрова. Определение технологических приемов в текстиле

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.081 с.)