А.В. Энговатова, О.В. Орфинская, В.П. Голиков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.В. Энговатова, О.В. Орфинская, В.П. Голиков



Рис. 1. Схема текстильного переплетения ткани (образец 3), из которой сшита лента очелья (самит)

А-А - разрез вдоль нитей основы: Б-Б - разрез вдоль нитей утка: а - нити связующей основы: б - нити внутренней основы: у.1.у.2, уЗ - нити различных утков

 

[177]

 

Рис. 2. Схема текстильного переплетения ткани (образец 7), из которой сшита подкладка ворота (тафты)

п - нити основы: в - нити утка

 

Рис. 3. Схема текстильного переплетения тканой тесьмы (образец 1) полотняпого переплетения

А-А - разрез вдоль нитей основы: а - нити основы: у.ф. - нити фонового утка: у.з. - золотные нити утка

 

Рис. 4. Схема текстильного переплетения тканой тесьмы (образец 6) полотпяного переплетения

А-А - разрез вдоль нитей основы: а - нити основы; у.ф. - нити фонового утка: уз. - золотные нити утка

 

Для двух тканей, на которые были нашиты бляшки, определить структуру переплетений не удалось. От этих тканей сохранились лишь фрагменты шелковых нитей и отдельные текстильные волокна шелка.

Тесьма (4 фрагмента) - тоже шелковая, но в процессе ее ткачества участвовали, кроме шелковых нитей, создающих фон. и золотные нити, формирующие узор. Рисунок на исследованных фрагментах тесьмы достаточно простой: это имитация плетенки, елочный орнамент н четырехчастный ромбический узор (рис. 3). Для изготовления тесьмы использовались две схемы текстильных переплетений: полотняная и саржевая (рис. 4. 5).

Все ткани, судя по технологии изготовления, являются импортными для средневековой Руси. Высокая стоимость привозных тканей косвенным образом отражает достаточно высокий статус погребенных.

Анализ таблицы 1 показывает, что в данном случае использование той или иной отделки (ткань с вышивкой или тесьма) не отражает пол погребенного, так как отделка из тесьмы присутствует как в женском, так и в мужском погребении, как и отделка с вышивкой (для сравнения использован ворот с вышивкой из захоронения в кургане 5 около д. Новлянской Московской обл., раскопки Н.Г. Недошивиной 1969 г. Хранение ГИМ).

Сохранившийся в погребениях текстиль не позволяет сделать полную реконструкцию ни одного костюма, но дает возможность высказать ряд предположений.

Так, погребальный головной убор девочки (раскоп I боатебры»е.6.0 срггоеГчмъчгтеишчьвотшгсцтд^х пов: восьми перстнеобразных серебряных височн колец в полтора оборота, расположенных в райе головы по обеим ее сторонам, и двух серебрян трехбусинных височных колец высокого качества,; рашенных мелкой зернью и сканью.

Положение на костяке и наличие пуговок в ворс нике из погребения девочки свидетельствует, что О)жда была с центральным разрезом ворота или р; пашной. Длина воротника 35 см. что является среди размером горловины нательной рубахи для взросл (современной) женщины. Для ребенка 10-15 лет Iкрупного телосложения такой ворот не будет плот обхватывать шею, а будет слегка отходить, что хар ктерно для верхней одежды. Но, возможно, для погт бения использовали готовое изделие, не совсем под> дящее по размеру. Например, приготовленную свадьбе отделку платья.

Интересной, на наш взгляд, особенностью я пляс ся разделение воротников на две неравные час вдоль изделия (манжет из погребения и воротник погребения). Причем, если в первом случае это рг деление вызвано использованием двух видов тесьм т.е. можно считать естественным, то в третьем изд лии на широкую тесьму был нашит шнур. т.е. созн тельно разделена единая поверхность воротника! две части в отношении один к двум. Такое членен воротников и манжет можно считать элементом м ды или искать другое объяснение. Имел ли так< членение воротник с вышивкой - сказать нельзя, т;

 

[178]

 

как сохранившийся фрагмент имеет обрывы по всем четырем сторонам.

Цветовая реконструкция данного комплекса была сильно затруднена. Анализ результатов микроскопического исследования микроволокон шелка не выявил наличия в большинстве из них красных или синих красителей (анализировалось 26 нитей, из которых были приготовлены иммерсионные препараты в пихтовом бальзаме). Только в одной нити из тесьмы 4 была обнаружена красная окраска волокон. Плохая сохранность красителей может быть связана с разрушениями, которые происходят в текстиле в результате длительного нахождения в почве.

Исходя из полученных данных, невозможно представить корректную цветовую реконструкцию текстиля с золотной нитью. Возможны несколько вариантов.

В нашем материале представлено два типа рисунков:

• Фон формируется шелковой нитью, а рисунок -золотом. Отношение фона к рисунку примерно одинаковое (тесьма 1: Прил.. п. 1.1).

• Фон формируется золотной нитью, а рисунок -шелковой. Фон занимает почти всю площадь тесьмы (тесьма 3 и 4; Прил.. п. 3.1. 4.1).

Во всех вариантах шелковые нити, формирующие фон или узор, могли быть красными. Но единственная вить, в которой были обнаружены красные волокна, была золотная нить. То есть это техническая основа, вокруг которой обвивали полоску металла. Следовательно, саму нить не было видно. Какие выводы можно сделать из этой информации? Только предположение, что в этой нити краситель сохранился благодаря защите металла, а во всех других нитях он полностью утрачен. Только как предположение, требующее дальнейшего подтверждения, можно сказать, что все шелковые нити были красными. Сочетание золотого и красного считалось престижным и было широко распространено у многих народов (в частности, в Византин и на Руси).

В ходе исследования ткани с вышивкой удалось определить, что темная нить вышивки была темно-коричневого, почти черного цвета. Такую окраску могли получить при танидном крашении по железной ро траве.

Ткань, на которой была сделана вышивка, имела рисунок из трех цветов. Это утверждение вытекает из ткацкой структуры ткани, в формировании которой участвовали три уточные нити, работающие одновременно.

Следовательно, можно сделать примерную цветовую реконструкцию ворота с вышивкой - на цветном фоне (рисунок мог быть достаточно крупным) распо-иагался узор из золотных нитей, очерченный темным контуром.

 

Рис. 6. Схема текстильного орнамента тканой тесьмы (образец 2)

• Раппорт состоит из четырех частей: косого креста, концы которого имеют поперечные перекладины, пятиугольника, заполненного 10 мелкими ромбиками, второго креста и пятиугольника, заполненного 17 мелкими ромбиками.

Схема орнамента тканого раппорта дана на рис. 7. Характеристика цвета: На светло-коричневом фоне узор из золотных нитей (рис. IV. /; VI, /).

Технический анализ

Структура ткани: Ткань полотняного переплетения с тканым орнаментом.

Для ткачества использовалась одна система нитей основы и две системы нитей утка: фоновый и узорообразу-ющий (золотная нить).

Нити основы почти полностью перекрывают нити фонового утка в системе полотняного переплетения (основный репс 1:1) н создают фон. по которому узорообра-зующий уток (золотная нить) формирует орнамент. Золотная нить соединяется с фоновым полотном теми же нитями основы, захватывая по две соседние нити, в зависимости от рисунка.

Схема текстильного переплетения дана на рис. 3. Основа.

Природа текстильных волокон: шелк. Характеристика нити: нить второго порядка с S-крут-кой (шаг крутки 0.6 мм), состоит из двух нитей первого порядка со слабой Z-круткой (шаг не определяется). Общая толщина нити 0.10-0.15 мм. Цвет светло-коричневый.

Плотность: 83 нити на 1 см. Утки.

На один проброс фонового утка приходится один про-

брос узорного утка.

Фоновый.

Природа текстильных волокон: шелк Характеристика нити: нить второго порядка с S-крут-кой (шаг крутки 0.4 мм), состоит из двух нитей первого порядка без крутки или с очень слабой Z-круткой. Общая толщина нити 0.15 мм. Узорообразующий.

Природа нитей: пряденая золотная нить, где тонкая металлическая полоска была обвита вокруг шелковой основы.

Характеристика металлической полоски: На нитях сохранились только незначительные частички золота, поэтому определить толщину и ширину золотых полос не представляется возможным.

Характеристика текстильной основы: нить первого порядка с S-круткой (шаг крутки 0.7 мм), толщина нити 0.20 мм.

Плотность: 28 шелковых и 28 золотных нитей на 1 см.

Рис. 7. Схема текстильного орнамента тканой тесьмы (образец 1)

Изображена только правая часть раппорта. Левая часть имеет те же размеры, но зеркально симметрична относительно центральной оси раппорта (А-Б)

Реконструкция процесса ткачества Расчет количества нитей основы и утка для

построения

раппорта

• Размеры раппорта: высота 7 см. ширина 2.9 см.

• Количество нитей основы, необходимых для ткачества тесьмы, при плотности 83 нити на 1 см равно 240 нитям.

• Количество уточных нитей, необходимых для одной технически повторяющейся единицы узора, равно 196 нитям (плотность нитей по утку - 28 умножить на высоту раппорта - 7). т.е. потребуется сделать 196 пробросов нитей фонового утка и 196 пробросов золотной нити.

• Для ткачества раппорта высотой 7 см и шириной 2.9 см необходимо было иметь нитей утка ИЗ расчета: количество пробросов нитей утка для создания раппорта (196) умножить на ширину раппорта (2.9). т.е. потребуется 5 м 68 см нитей фонового утка и столько же золотных нитей.

• Для ткачества 10 см такой тесьмы потребуется 24 м нитей основы (без учета отходов при заправке станка) и по 8.12 метров шелковых и золотных нитей утка.

 

[186]

 

Реконструкция ткацкого устройства

• Для ткачества тесьмы могли использовать простую раму, на которую натягивали нити основы. Работу в таком случае выполняли простым перебором в технике, близкойк бранному ткачеству.

• Для ткачества такой тесьмы мог использоваться специальный маленький станок, где для образования ткацкого зева использовалось бердо. Поднимаясь или опускаясь, оно позволяло пробрасывать нити фонового утка в системе полотняного переплетения. Когда бердо находилось в нейтральном положении, т.е. все нити основы располагались в одной плоскости, формировался узор. С помощью специальной дощечки (бранницы) по схеме рисунка поднимались основные нити, необходимые для создания узора, и в этот зев пропускалась золотная нить.

1.2. Узкая тесьма 2.

Общие характеристики

Название изделия: Отделка. Фрагмент. Место изготовления: Византия. Время создания: XII в.

Место и время находки: Дмитров. Кремль. Раскоп III. квадрат А-3. Яма погребения 36 (переотложения). 2001 г.

Чатериа.1ы, из которых изготовлена ткань: шелковые и пряденые золотные нити. Рахчеры: длина 9.2 см. ширина 1.3 см. Место хранения: Дмитровский музей. Сохранность: Обрывы по двум сторонам фрагмента. Тесьма имеет небольшие утраты и потертости нитей утка и основы. Золото в золотных нитях почти полностью утрачено.

Изделие отреставрировано в 2001 г. (Реставрация ОАиЭ № ЗИА и ХМ-ДМ-3-2001). Описание узора:

• Мелкий геометрический орнамент.

• Размеры раппорта: ширина 1.0 см (по утку), высота 0.3 см (по основе).

• Узор имитирует рисунок плетеной тесьмы с диагонально-полотняным переплетением, где в одном направлении плут двойные штрихи, а в другом - тройные. Схема орнамента тканого раппорта дана на рис. 6. Характеристика цвета: На светло-коричневом фоне золотой узор (рис. IV. 2: VI. 2).

Технический анализ

Структура ткани: Ткань саржевого переплетения с тканым орнаментом.

Для ткачества использовалась одна система нитей основы и две системы нитей утка: фоновый и узорообразу-ющий.

Нити основы почти полностью перекрывают нити фонового утка (основная саржа 2:1) и создают фон, по которому узорообразующнй уток (золотная нить) формирует орнамент. Общее направление рисунка саржи в центральной части тесьмы имеет S-направленне. а по кромкам направление саржи Z. Золотная нить захватывает по одной нити основы в соответствии с рисунком по схеме саржевого переплетения.

Схема текстильного переплетения дана на рис. 4. Основа.

Природа текстильных волокон: шелк. Характеристика нити: нить второго порядка со слабой S-круткой (шаг крутки 1.00 мм), состоит из двух нитей

Головной убор

5.1.1. Ткань

Название изделия: Ткань головного покрывала или платка.

Место изготовления: не установлено. Время создания: ХИ-ХШ вв.

Место и время находки: Дмитров. Кремль. Раскоп 16, погребение 61. 2002 г. (см. рис. 11. 12). Материалы, из которых изготовлена ткань: шелковые нити.

Размеры: фрагмент не расправлен, примерные размеры: длина 1,5 см. ширина 1,5 см. Место хранения. Дмитровский музей. Сохранность: обрывы по всем сторонам фрагмента. Сильные загрязнения поверхности. Визуальная характеристика цвета: ткань светло-коричневая (рис. V).

Технический анализ

Структура ткани: ткань полотняного переплетения (рис. 10).

плотная темно-коричневая супесь с включением волокон древесного тлена (остатки гроба)

0 2 см

Рис. 11. Погребение 61 (прорисовка, крупный план)

[191]

 

Рис. 12. Погребение 61, вид с северо-запада (сверху)

В ткачестве участвует одна система нитей основы и две системы нитей утка: толстые и тонкие нити. Уточные нити чередуются через ряд: 1 ряд - толстые. 2 ряд - тонкие и т.д. На фрагменте отмечены отклонения от простого переплетения в форме "жучков" (перевитые основные нити). "Жучки" расположены в одном ряду, через равные расстояния.

Характеристика нити основы: нить шелковая, первого порядка с S-круткой (шаг крутки 0.7 мм). Толщина нити 0,20 мм.

Визуальная оценка цвета: нить светло-коричневая. Плотность: 28 нитей основы на 1 см. Характеристика нити тонкого утка: нить шелковая, первого порядка без крутки или с очень слабой Z-круткой. Толщина нити 0.05-0.07 мм. Цвет светло-коричневый. Характеристика нити толстого утка: нить шелковая, второго порядка с S-круткой (шаг крутки 0.4 мм). Толщина нити 0,15 мм. Визуальная оценка цвета: нить светло-коричневая.

Плотность: 28 нитей каждого утка на 1 см.

Реконструкция процесса ткачества

Для изготовления такой ткани необходим простой двухремизный ткацкий станок.

5.2.2. Нить крепления бляшки типа 1

Характеристика нити: Нить шелковая, второго порядка с S-круткой (шаг крутки 1.0 мм), состоит из двух ни-

тей первого порядка с очень слабой Z-круткой. Общая толщина нити - 0.30-0.40 мм.

Анализ состава металла и технологии золочения золотных нитей

Исследование состава металла было проведено в Институте физической химии РАН А.Д. Алиевым.

Металл в золотных нитях образца I

Металл нити состоит из двух полосок - "А" и "Б", между которыми виден некоторый зазор. Полоска "А" содержит почти 90% золота (Аи) (рис. 13). В то же время полоска "Б" состоит из серебра (до 73% Ag) с добавками золота (рис. 14).

Анализ структуры и элементного состава позволяет заключить, что в золотных нитях этого образца применялось не чистое, высокопробное золото, а его имитация, выполненная в технике "двойника".

Металл в золотных нитях образца 6

Поверхность металлической полоски в этой нити имеет специфическую структуру.

На некоторых участках видно почти чистое золото (рнс. 15). на других участках наблюдаются хлориды серебра (AgCI) (рис. 16). В этих нитях отсутствуют сдвиги золотой и серебряных полосок, наблюдаемые в золотных нитях образца I.

 

[192]

Рис. 14. Элементный состав поверхности серебряного слоя "Б" в золотной нити тесьмы (образец 1)

Оптическая микроскопия в отраженном поляризованном свете позволила скоррелировать структуру поверхности нитей, полученную методами электронной микроскопии и микрозондового анализа:

• на участках с высоким содержанием золота хорошо видна тончайшая пленка золота:

• там. где расположены участки с высоким содержанием серебра, хорошо видна зона, в которой отсутствует пленка золота, но хорошо видны темные хлориды серебра.

Совокупность вышеприведенных данных позволила заключить, что металл золотных нитей

 

[194]

 

Литература

Археологическая карта России: Владимирская область. М.. 1995.

Даркевич В.П.. Борисов Г.В.. 1995. Древняя столица Рязанской земли. М.

Орфинская О.В., Лантратова О.Б.. Голиков В.П.. Алиев АД.. 2002а. Комплексное экспериментальное исследование текстиля из погребений XII—XIII вв. на территории кремля в г. Дмитрове // Архнв И А РАН. М.

Орфинская О.В.. Энговатова А.В.. Голиков В.П.. Егоров КА.. 20026. Исследование тканей из погребений средневекового могильника на территории кремля города Дмитрова // Археологическое изучение Подмосковья (Дмитров. Мытищи. Тарасовка). М. (Тр. Подмосковной экспедиции ИА РАН. Т. 1).

Сабурова МА.. 1988. Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы ее типологии // Древности славян и Руси. М.

Самоквасов ДЛ., 1916. Древности Северной Черниговщи-ны. М.

Седова М.В.. 1997. Суздаль в X-XV веках. М.

Седова М.В.. 2001. Украшения "городского типа" X-XI вв. из Суздаля и его округи // КСИА. Вып. 212.

Фехнер М.В.. 1967. Заключение: (деревня Северо-Западной и Северо-Восточной Руси Х-ХШ вв. по археологическим данным) // Очерки по истории русской деревни Х-ХШ вв. М. (Труды ГИМ).

Фехнер М.Ф.. 1993. Древнерусское золотное шитье X-XIII вв. в собрании Государственного Исторического музея. М.

Jaro М., 1998. Differences in manufacturing technique usually neglected with the description of medieval metal threads made coated organic material. Interim Meeting ICOM-CC-Texliles Working Group "Interdisciplinary Approach About Studies And Conservation Of Medieval Textiles" Palermo. Italy. October 1998. P. 141-149.

 

 

А.В. Энговатова, О.В. Орфинская, В.П. Голиков

Исследование золототканых текстильных изделии из некрополей Дмитровского кремля

 

Среди погребального инвентаря отдельных курганов (Самоквасов, 1916), курганных групп (Фехнер, 1967) и городских некрополей {Седова. 1997; Дарке-вич. Борисов, 1995) наименее описанными и изученными являются текстильные изделия, в частности тесьма и вышивка с золотными нитями. В научной литературе довольно долгое время ткань с золотными нитями однозначно связывалась с византийским и испанским импортом (Фехнер, 1967; 1993).

Золототканые и текстильные фрагменты одежды обнаружены в курганных погребениях и фунтовых могильниках ХI-ХIV вв. в районе Чернигова, Владимира, Суздаля и Старой Рязани, в Подмосковье. Только в ГИМ на хранении находятся 63 образца таких изделий. Довольно часто золототканые ткани используются в исследованиях для датировки и выявления районов импорта, а также определения социального статуса погребенных.

Несмотря на малую изученность, текстиль с золотными нитями вызывает огромный интерес. Поэтому, когда при раскопках в Дмитровском кремле была найдена серия золототканого текстиля, мы попытались с использованием современных методов рассмотреть этот материал как источник информации для реконструкций.

При исследовании Дмитровского кремля, предпринятом в связи с проведением строительных работ, были исследованы два средневековых кладбища. Могильники располагались на юго-западном участке кремля, под зданием бывшего Дворянского собрания и вокруг него и рядом с Успенским собором. Исходя из типологии находок и стратиграфических наблюдений, могильники можно датировать ХII-ХVI вв. Детальный анализ инвентаря, планиграфии. стратиграфии, ориентировки погребений, характера заполнения и размеров могильных ям показывает, что могилы не одновременны. Косвенным образом об этом свидетельствуют и различная сохранность костей, и различия в материале и форме гробовищ.

Всего в двух могильниках было вскрыто 206 захоронений, из них около 100 разрушено. Глубина могильных ям - от 10 до 70 см от уровня дневной поверхности. Установить их первоначальную глубину невозможно из-за нивелировки дневной поверхности в ХVIII-ХХ вв.

Могильные ямы - в плане подпрямоугольные со слабо скругленными углами.

Все захоронения представляют собой вытянутые на спине трупоположения. Погребения, в основном, ориентированы головой на юго-юго-запад (100 захоронений) и на юго-запад (87 захоронений). Однако.

присутствовали погребения, ориентированные головой на юг (10 захоронений) и на запад (6 захоронений, характерные для могильника в юго-западном участке кремля под зданием бывшего Дворянского собрания).

Положение рук погребенных в подавляющей массе однотипно: руки сложены на груди или животе. Встречаются также погребения, в которых одна из рук или обе руки вытянуты вдоль тела, что в ряде случаев могло быть и следствием посмертного смещения в процессе разложения тела. Материал гробовин различен: в основном, это остатки узких деревянных колод, прослеженных в виде тлена; встречены также остатки берестяных гробов.

Остатки берестяного гроба, в частности, находились в погребении 17 (раскоп 3) в виде крышки гроба, ориентированного СВ-ЮЗ. По сохранившимся останкам захороненного (всего несколько зубов) удалось установить, что это погребение принадлежало девочке 10-11 лет. Наибольший интерес вызывает обнаруженный внутри гробовища комплекс погребального инвентаря, связанного с остатками: костюма. В районе головы находились восемь височных перстнеобразных колец, скрученных из серебряной проволоки, со свободными концами. Там же обнаружено два серебряных полых трехбусенных кольца с мелкой зернью и сканью. В районе шеи находился фрагмент воротника - сложенная треугольником золототканая лента (положение примерно соответствует прижизненному). Сходившиеся ниже концы ленты были скреплены двумя пуговицами - мелкими нашивными стеклянными бусинами заглушённого темно-зеленого стекла. Судя по аналогиям в погребальном инвентаре (Седова, 2001). погребение может быть отнесено ко второй половине XII в. Погребения Менделеевского курганного могильника, содержавшие аналогичный погребальный убор, датируются второй половиной XII - первой половиной XIII в. (АКР. 1995). Таким образом, по приведенным аналогиям и наличию берестяного гробовища погребение 17 может быть датировано XII - началом XIII в.

Вероятна его принадлежность к знатному роду средневекового Дмитрова. Помимо богатого погребального инвентаря и довольно редкой конструкции берестяного гробовища. обращает на себя внимание свободное расположение этой могилы в окружающем пространстве. Остальная часть некрополя очень плотно насыщена погребениями. Все это вкупе указывает на особенный статус погребения 17, подчеркнутый и его локализацией, и инвентарем.

В погребении 18 (раскоп 16) был найден воротник изтесьмы, находившийся в момент расчистки погребенияна черепе. На черепе же в погребении 61(раскоп 16) были найдены остатки очелья. Гроб в этом погребении сохранился фрагментарно, в виде пятна плотной темно-серой супеси с волокнами древесного тлена. Очелье располагалось поперек лба в виде выложенного продольно лентой набора прямоугольных орнаментированных бляшек. Сверху на бляшках сохранились остатки очень тонкой прослойки органического тлена (бересты). Между черепом и сохранившимся ребром погребенного находилась вторая лента бляшек сдругим орнаментом. Органическая прослойка в этой ленте находилась под бляшками, кроме того, орнаментальный ряд ленты включал и мелкий бисер коричневого непрозрачного стекла (см. Прил.. с. 192).

По антропологическим данным, это погребение принадлежало женщине 20-25 лет. Наличие подобного головного убора позволяет датировать это захоронение концом XII - началом XIII в.

Коллекция золототканого текстиля из раскопок могильников Дмитровского кремля содержит фрагмент воротника с вышивкой, воротник из ленты «также с вышивкой) (погребение 56, могильник 1, раскоп 3), воротник с пуговками (стеклянными бусинами заглушённого темно-зеленого стекла) (погребение 17, могильник 1. раскоп 3), остатки манжета (погребение 36. могильник 1. раскоп 3) и остатки головного убора (погребение 61, могильник 2. раскоп 16) (Прил., с. 191-192) и тесьмы (погребение 18. могильник 2. раскоп 116).

Реконструкция одежды

По материалам из других средневековых некрополей известно, что тканная золотом тесьма использовалась, в основном, как отделка ворота и рукавов одежды, а также для декорирования плащей. Исследованные образцы (воротники и манжет) являются отделкой одежды, целые формы которой установить не удалось.

Многими исследователями используется рабочий тезис, что одежда, украшения и погребальный инвентарь отражают возраст и пол погребенного.

Таблица 1 (Прил., с. 185) позволяет посмотреть на наши материалы с этой точки зрения. Конечно, полученного материала не достаточно для серьезных выводов.

Фрагменты найденного текстиля свидетельствуют о том, что в трех погребениях находились одежды с воротниками стоечками, сшитыми из золототканой тесьмы и шелковых тканей. В одном погребении был обнаружен фрагмент манжета из двух видов шелковой тесьмы, и еще в одном - воротник из шелковой ткани с вышивкой, а также платок, входивший в систему головного убора из женского погребения.

Все ткани, а их всего было исследовано 5. были изготовлены из шелковых нитей. Две ткани имели полотняное переплетение, а одна ткань (самит) является сложной, двухосновной тканью (рис. 1). Очень интересной, на наш взгляд, является ткань полотняного переплетения, которая входила в систему головного убора. В ней нити утка первого и второго порядка чередуются в каждом ряду и, кроме этого, в процессе ткачества была сделана декоративная полоса с перекручиванием нитей основы (рис. 2).

Рис. 1. Схема текстильного переплетения ткани (образец 3), из которой сшита лента очелья (самит)

А-А - разрез вдоль нитей основы: Б-Б - разрез вдоль нитей утка: а - нити связующей основы: б - нити внутренней основы: у.1.у.2, уЗ - нити различных утков

 

[177]

 

Рис. 2. Схема текстильного переплетения ткани (образец 7), из которой сшита подкладка ворота (тафты)

п - нити основы: в - нити утка

 

Рис. 3. Схема текстильного переплетения тканой тесьмы (образец 1) полотняпого переплетения

А-А - разрез вдоль нитей основы: а - нити основы: у.ф. - нити фонового утка: у.з. - золотные нити утка

 

Рис. 4. Схема текстильного переплетения тканой тесьмы (образец 6) полотпяного переплетения

А-А - разрез вдоль нитей основы: а - нити основы; у.ф. - нити фонового утка: уз. - золотные нити утка

 

Для двух тканей, на которые были нашиты бляшки, определить структуру переплетений не удалось. От этих тканей сохранились лишь фрагменты шелковых нитей и отдельные текстильные волокна шелка.

Тесьма (4 фрагмента) - тоже шелковая, но в процессе ее ткачества участвовали, кроме шелковых нитей, создающих фон. и золотные нити, формирующие узор. Рисунок на исследованных фрагментах тесьмы достаточно простой: это имитация плетенки, елочный орнамент н четырехчастный ромбический узор (рис. 3). Для изготовления тесьмы использовались две схемы текстильных переплетений: полотняная и саржевая (рис. 4. 5).

Все ткани, судя по технологии изготовления, являются импортными для средневековой Руси. Высокая стоимость привозных тканей косвенным образом отражает достаточно высокий статус погребенных.

Анализ таблицы 1 показывает, что в данном случае использование той или иной отделки (ткань с вышивкой или тесьма) не отражает пол погребенного, так как отделка из тесьмы присутствует как в женском, так и в мужском погребении, как и отделка с вышивкой (для сравнения использован ворот с вышивкой из захоронения в кургане 5 около д. Новлянской Московской обл., раскопки Н.Г. Недошивиной 1969 г. Хранение ГИМ).

Сохранившийся в погребениях текстиль не позволяет сделать полную реконструкцию ни одного костюма, но дает возможность высказать ряд предположений.

Так, погребальный головной убор девочки (раскоп I боатебры»е.6.0 срггоеГчмъчгтеишчьвотшгсцтд^х пов: восьми перстнеобразных серебряных височн колец в полтора оборота, расположенных в райе головы по обеим ее сторонам, и двух серебрян трехбусинных височных колец высокого качества,; рашенных мелкой зернью и сканью.

Положение на костяке и наличие пуговок в ворс нике из погребения девочки свидетельствует, что О)жда была с центральным разрезом ворота или р; пашной. Длина воротника 35 см. что является среди размером горловины нательной рубахи для взросл (современной) женщины. Для ребенка 10-15 лет Iкрупного телосложения такой ворот не будет плот обхватывать шею, а будет слегка отходить, что хар ктерно для верхней одежды. Но, возможно, для погт бения использовали готовое изделие, не совсем под> дящее по размеру. Например, приготовленную свадьбе отделку платья.

Интересной, на наш взгляд, особенностью я пляс ся разделение воротников на две неравные час вдоль изделия (манжет из погребения и воротник погребения). Причем, если в первом случае это рг деление вызвано использованием двух видов тесьм т.е. можно считать естественным, то в третьем изд лии на широкую тесьму был нашит шнур. т.е. созн тельно разделена единая поверхность воротника! две части в отношении один к двум. Такое членен воротников и манжет можно считать элементом м ды или искать другое объяснение. Имел ли так< членение воротник с вышивкой - сказать нельзя, т;

 

[178]

 

как сохранившийся фрагмент имеет обрывы по всем четырем сторонам.

Цветовая реконструкция данного комплекса была сильно затруднена. Анализ результатов микроскопического исследования микроволокон шелка не выявил наличия в большинстве из них красных или синих красителей (анализировалось 26 нитей, из которых были приготовлены иммерсионные препараты в пихтовом бальзаме). Только в одной нити из тесьмы 4 была обнаружена красная окраска волокон. Плохая сохранность красителей может быть связана с разрушениями, которые происходят в текстиле в результате длительного нахождения в почве.

Исходя из полученных данных, невозможно представить корректную цветовую реконструкцию текстиля с золотной нитью. Возможны несколько вариантов.

В нашем материале представлено два типа рисунков:

• Фон формируется шелковой нитью, а рисунок -золотом. Отношение фона к рисунку примерно одинаковое (тесьма 1: Прил.. п. 1.1).

• Фон формируется золотной нитью, а рисунок -шелковой. Фон занимает почти всю площадь тесьмы (тесьма 3 и 4; Прил.. п. 3.1. 4.1).

Во всех вариантах шелковые нити, формирующие фон или узор, могли быть красными. Но единственная вить, в которой были обнаружены красные волокна, была золотная нить. То есть это техническая основа, вокруг которой обвивали полоску металла. Следовательно, саму нить не было видно. Какие выводы можно сделать из этой информации? Только предположение, что в этой нити краситель сохранился благодаря защите металла, а во всех других нитях он полностью утрачен. Только как предположение, требующее дальнейшего подтверждения, можно сказать, что все шелковые нити были красными. Сочетание золотого и красного считалось престижным и было широко распространено у многих народов (в частности, в Византин и на Руси).

В ходе исследования ткани с вышивкой удалось определить, что темная нить вышивки была темно-коричневого, почти черного цвета. Такую окраску могли получить при танидном крашении по железной ро траве.

Ткань, на которой была сделана вышивка, имела рисунок из трех цветов. Это утверждение вытекает из ткацкой структуры ткани, в формировании которой участвовали три уточные нити, работающие одновременно.

Следовательно, можно сделать примерную цветовую реконструкцию ворота с вышивкой - на цветном фоне (рисунок мог быть достаточно крупным) распо-иагался узор из золотных нитей, очерченный темным контуром.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.115 с.)