Вхождение удмуртов в состав Русского государства. Историческая оценка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вхождение удмуртов в состав Русского государства. Историческая оценка.



Кякизвестно, в 1489 г. независимости Вятской земли был по­жен конец после трехдневной осады Хлынова вятское вече выкинуло белый флаг и выдало трех главных «коромольников», впоследствии казненных. Очевидно, как раз они и являлись вятскими земскими воеводами. В 1490 г. Иван III производит развод Вятки: наиболее влиятельных и богатых вятчан вывозят и расселяют в основном на землях юга Московского княжества — в Боровске, Алексине, Кременце, купцов — в Дмит­рове, а Арскпх князей возвращают на Вятку.

Элита вятских удмур­тов была включена в систему управления Вяткой. Вечевое уст­ройство способствовало складыванию демократических традиций, этнической и религиозной терпимости, что позволяло регулиро­вать вероятные конфликты еще в зародыше. По сущеетву Вятка являлась объединением достаточно самостоятельных волостей с полиэтпчным населением. Постоянная внешняя опасность в лице золотоордынеких отрядов и новгородских ушкуйников привела в середине XIV к установлению союзнических отношений с Арским княжеством. Кроме того, их сближали и другие обстоятельства: полиэтничность населения, наличие родственного удмуртского компонента, религиозный синкретизм их жителей, извест­ная политическая автономия. К началу 1460-х гг. Арская земля, по существу, превратилась в один из улусов Казанского государства. Часть арских князей, пользуясь покровительством союзного вятского руководства, перебирается на Вятку, где получает земельные пожалования в ра­йоне Карино и судя по более поздней грамоте 1522 г., жилье в городах. Поэтому их участие в обороне Вятской земли в 1489 г. вполне закономерно. Процесс миграции арских людей на Вятку продолжался и в начале XVI в но на этот раз уже при поддержке московского правительства.

После разгрома Арской земли Казань осталась в тесном кольце окружения один на один с огромной русской армией. Иван IV 1 октября 1552 г. еще раз предложил осаж­денным сдать город без боя. Получив от­каз, он приступил к решительному штурму. Несмотря на героическое сопротивление защитников, 2 октября Казань пала.

Вопрос о политике по отношению к на­селению уже теперь бывшего Казанского ханства рассматривался на особом сове­те. Часть бояр, по свидетельству А. Курб­ского, советовала Ивану IV остаться под Казанью, с тем чтобы он "усмирил землю на веки". Другая часть бояр и сам Иван IV не поддержали политику продолжения вой­ны и уничтожения мирного населения.

Южные удмурты, еще не оправившиеся от ужаса после сокрушительного разгрома Арской стороны, 2 октября прислали своих представителей - казаков Шемая и Кубиша с грамотой, в которой просили, "чтобы госу­дарь их …пожаловал, велел ясаки имати, как прежние цари, и прислал бы к ним сына боярского, хто бы им сказал царево жалованное слово, а их собрал, понеже оне от страху разбежалися.

По-видимому, челобитная арских людей и подсказала царю содержание "жалован­ных опасных грамот", с которыми были от­правлены послы ко всем народам бывшего Казанского ханства. В грамотах содержался призыв, "чтобы шли ко государю, не бояся ничего". Непременным условием, которое должны были выполнять будущие поддан­ные, была уплата ясака "якоже и прежним Казанским царям".

К арским людям были направлены Камай-мурза и боярский сын Никита Казаринов. В результате их успешной мис­сии 10 октября в ставку Ивана IV прибыли "многие арские люди", от имени всей земли изъявившие покорность и намерение пла­тить ясак. Прибывшие были приведены к шерти, последовало распоряжение "ясакы на них имати прямые, как было при Магмеделиме (Мухаммет-Эмине) царе". Управление Арской стороной было поруче­но А. Б. Горбатому, возглавлявшему поход на ее территорию в сентябре.

Покинув Казань 11 октября, Иван IV поставил воеводой в Свияжске П. И. Шуй­ского, а в Казани - А. Б. Горбатого. После­дней подчинялась вся Луговая, т. е. лево­бережная сторона с Арской землей.

Вхождение в состав русского государства в целом стимулировало процесс сближения удмуртов, их этническую консолидацию, так что к XVII в. сложилась единая народность с некоторыми диалектными различиями в языке и локальными особенностями в культуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.005 с.)