Источники правового регулирования отношений по перевозке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники правового регулирования отношений по перевозке



Гражданский кодекс включает в себя гл. 40 «Перевозка», которая содержит базовые нормы, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг по перевозке груза, пассажиров и багажа, а также от- ношения по организации и обеспечению перевозок. В силу прямого

 

Петербургским метрополитеном»; Правила пользования метрополитеном в г. Екате- ринбурге (утв. 18 апреля 2011 г. Администрацией г.Екатеринбурга) и др.

1 Перевозки в международном сообщении – перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (см., например, ст. 2 УЖТ).

2 Например, перевозки в прямом железнодорожном сообщении – перевозки пассажи- ров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 2 УЖТ).


 

указания закона общие нормы гл. 39 ГК, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг, не применяются к регулированию отношений по перевозке (п. 2 ст. 779 ГК).

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК). Транспортные уставы и кодексы имеют ста- тус федеральных законов и должны учитывать требование п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Отношения по перевозке так- же регулируются нормами международного права (ст. 7 ГК), иными федеральными законами и правовыми актами, содержащими нормы гражданского права (ст. 3 ГК), обычаями, сложившимися в сфере предпринимательской деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа (ст. 5 ГК).

При регулировании отношений перевозки условия перевозки гру- зов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также от- ветственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон (п. 2 ст. 784 ГК). Нормами ГК, транспортных уставов и кодексов, иных законов и издаваемыми в соответствии с ними правилами может быть установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Федеральными законами были приняты следующие транспортные уставы и кодексы:

• Воздушный кодекс Российской Федерации;

Кодекс торгового мореплавания;

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;

Устав автомобильного транспорта и городского наземного элект- рического транспорта.

Деятельность транспорта общего пользования и общие условия перевозки грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа определя- ются специальными федеральными законами, издаваемыми в соответ- ствии с ними правилами, а также обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности, о чем будет сказано при рассмотрении отдельных видов договоров перевозки.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Договор перевозки груза – это соглашение, в силу которого перевоз- чик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначе- ния и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю),


а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Приведенное определение договора будет распро- страняться также и на соглашения по перевозке железнодорожным транспортом порожних грузовых вагонов.

Груз – это объект (в том числе изделия, предметы, полезные ис- копаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятые в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах (ст. 2 УЖТ, п. 3 ст. 2 УАТ).

Помимо норм транспортных уставов и кодексов в рассматриваемой сфере действуют федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий- ской Федерации» и др. Отношения по перевозкам транспортом общего пользования грузов, порожних грузовых вагонов (при перевозке же- лезнодорожным транспортом) также регулируются иными правовыми актами, обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпри- нимательской транспортной деятельности.

2. Договор перевозки груза в большинстве случаев имеет конструкцию реального договора. Для его заключения необходимо, чтобы грузоот- правитель передал груз перевозчику. Может заключаться как реаль- ный, так и консенсуальный договор морской перевозки груза (торго- вое мореплавание)1, а также договор перевозки груза автомобильным транспортом2. При конструкции консенсуального договора перевозки передача груза для заключения договора не требуется. Достаточно, чтобы перевозчик и отправитель (грузоотправитель) достигли согла- шения по всем существенным условиям договора.

Договор перевозки груза является возмездным. Провозная плата вносится грузоотправителем до приема груза к перевозке. По согла- шению сторон (перевозчика и отправителя) груз может быть принят к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок.

Договор перевозки груза определяется как взаимный. У каждой из сторон договора перевозки есть права и корреспондирующие им обязанности другой стороны.

 

1 По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (п. 1 ст. 115 КТМ).

2 Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).


 

Договор перевозки груза транспортом общего пользования будет иметь публичный характер, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК).

3. Сторонами договора перевозки груза в ГК названы перевозчик и отправитель (ст. 785 ГК) (грузоотправитель). В перевозочных от- ношениях также участвует получатель (грузополучатель) – лицо, управомоченное на получение груза. Грузополучатель не участвует в заключении договора перевозки груза. Исключением может служить случай, когда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице. Например, если отправитель направляет груз в адрес своего филиала. При несовпадении отправителя и получателя в одном лице последний наделяется правовым статусом третьего лица. Данный договор перевозки груза относится к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Правовыми предпосылками такого договора следу- ет признать наличие между грузоотправителем и грузополучателем другого гражданско-правового договора (купли-продажи, поставки и др.)1. Следует отметить, что грузоотправитель и грузополучатель взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки груза не обладают. Каждый из них обладает правами и обязанностями по отношению к перевозчику. Правовая связь между грузоотправите- лем и перевозчиком возникает из договора перевозки груза, а между грузоотправителем и грузополучателем – из иного договора (купли- продажи, мены, аренды и др.), на основании которого грузополучатель наделяется правом требовать исполнения обязанности перевозчиком как третьим лицом (ст. 313 ГК). По общему правилу грузополучатель, как управомоченное лицо, являясь третьим лицом по отношению к сторонам договора перевозки, наделяется правом требовать от пе- ревозчика выдачи груза, отгруженного в его адрес грузоотправителем. Грузополучатель, не являясь стороной договора перевозки, обладает и некоторыми обязанностями по отношению к перевозчику. По до- говору перевозки груза грузополучатель приобретает не только права, но и обязанности, закрепленные в транспортных уставах и кодексах2, например получить груз, прибывший в его адрес.

По своему правовому статусу стороны договора перевозки груза – субъекты предпринимательской деятельности, что не исключает учас-

 

1 См. подробнее: Шешенин Е.Д. Глава 37: Перевозка // Советское гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. 3-е изд., испр. и доп. Т. 2. М., 1985. С. 234.

2 Там же.


 

тия в таких договорах некоммерческих организаций (п. 4 ст. 50 ГК)1. По общему правилу перевозчик – это юридическое лицо или индивиду- альный предприниматель, принявшие на себя до договору перевозки определенным видом транспорта общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его получателю. Грузоотправитель это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе.

Специфика правового статуса перевозчиков, осуществляющих пе- ревозку различными видами транспорта, конкретизируется транспор- тными уставами и кодексами, федеральными законами. Например, особый правовой статус имеют перевозчики по договору перевозки груза железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом общего пользования.

В случаях, предусмотренных Законом о лицензировании отдельных видов деятельности (ст. 12), для осуществления перевозки груза тре- буется наличие у перевозчика лицензии.

При перевозках в прямом или в прямом смешанном сообщении воз- никает обязательство с множественностью лиц на стороне перевозчика.

4. Порядок заключения договора перевозки груза и особенности законодательного регулирования возникающих при этом отношений зависят от вида перевозки и юридической конструкции соответству- ющего договора.

Договору перевозки груза всегда предшествуют организационные предпосылки – подача перевозчиком транспортных средств под пог- рузку (п. 1 ст. 791 ГК). Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отпра- вителя заявки (заказа), договора перевозки груза или договора об ор- ганизации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).

Договор перевозки груза, имеющий конструкцию реального, счита- ется заключенным с момента вручения отправителем груза перевозчи- ку. При перевозке груза морским, автомобильным, внутренним водным транспортом момент заключения договора зависит от его юридической конструкции. Если такой договор перевозки груза конструируется как консенсуальный, он считаются заключенным между отправителем и пе- ревозчиком с момента достижения между ними соглашения по всем

 

1 См., например, ст. 2 УЖД, ст. 100 Воздушного кодекса, ст. 2 УАТ, ст. 3 КВВТ, п. 3

ст. 115 КТМ.


 

существенным условиям договора. В этом случае перевозчик обязуется доставить груз, который ему передаст отправитель в будущем1. При р е - альной конструкции заключенного договора он считается заключенным с момента вручения отправителем груза перевозчику.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени- ем и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК, ст. 25 УЖТ, ст. 105 Воздушного кодекса, ст. 67 КВВТ, ст. 117, 143 КТМ, ст. 8 УАТ). В подтверждение заключения договора перевозки груза от- правителю выдается копия транспортной накладной, при перевозке железнодорожным транспортом – квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ). Договор перевозки груза морским транспортом должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 117 КТМ). Наличие и содер- жание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чар- тером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ).

Требования к оформлению и содержанию транспортных документов устанавливаются в транспортных уставах и кодексах, а также в соответ- ствующих правилах перевозок грузов различными видами транспорта общего пользования.

5. Существенное условие договора перевозки груза – условие о пред- мете договора, это транспортные услуги перевозчика по доставке оп- ределенным видом транспорта вверенного отправителем груза в пункт назначения, с последующей его выдачей управомоченному на получе- ние груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 785 ГК). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевоз- ки груза. Услуги по перевозке груза в своем комплексе могут вклю- чать погрузочно-разгрузочные работы, пломбирование транспортных средств, контейнеров, услуги по хранению груза и иные виды услуг, обеспечивающих исполнение договора перевозки груза (ст. 9 УЖТ, ст. 11–13 УАТ, ст. 69, 72 КВВТ, ст. 150 КТМ).

Условие договора о цене услуг по перевозке груза: за перевозку груза взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1

 

1 Например, по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доста- вить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (п. 1 ст. 115 КТМ).


 

ст. 790 ГК). Плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, уста- новленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Договор перевозки груза может содержать условие о цене работ и иных услуг, которые обеспечивают его исполнение.

Как и в любом возмездном договоре, стороны предусматривают условие о порядке, форме и сроках расчетов за оказанные услуги по пе- ревозке груза.

В консенсуальных договорах перевозки груза стороны согласуют

условие о сроках и порядке предоставления транспортных средств, кон- тейнеров под погрузку для последующей перевозки груза (п. 1 ст. 791 ГК, п. 1 ст. 9 УАТ, ст. 73 КВВТ, ст. 126, 129 КТМ), а также условие о порядке и сроках предъявления груза к перевозке. При заключении реальных до- говоров перевозки груза такие условия предусматриваются в разовой заявке на принятие груза к перевозке, направляемой отправителем перевозчику и впоследствии принятой им к исполнению, либо в заявке, которую предварительно должен представить отправитель перевозчику в соответствии с условиями долгосрочного договора об организации перевозок (п. 1 ст. 791 ГК).

В договоре перевозки груза стороны могут согласовать условие о по- рядке и о сроках его погрузки (выгрузки), с соблюдением положений, пре- дусмотренных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ст. 791 ГК).

По договору перевозки груза условия о сроках его доставки полу- чателю определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 33 УЖТ, ст. 14 УАТ, ст. 109 Воздушного кодекса, ст. 76 КВВТ, ст. 152 КТМ), а при отсутствии таких сроков доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК).

6. Объем прав и обязанностей перевозчика и отправителя по договору перевозки груза зависит от особенностей юридической конструкции заключаемого договора.

По реальному договору основная обязанность перевозчика – доставка вверенного ему отправителем груза в пункт назначения и выдача его уп- равомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 785 ГК). По консенсуальному договору, в частности при морской перевозке груза, перевозчик обязан доставить груз, который ему передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 115 КТМ).

В зависимости от вида транспорта, на котором будет осуществлена перевозка груза, обязанности по погрузке, размещению, креплению груза


 

и последующей его выгрузке распределяются между отправителем и пе- ревозчиком в соответствии с нормами, установленными транспортны- ми уставами, кодексами и соответствующими правилами перевозок, в частности с соблюдением технических норм (см., например, ст. 23 УЖТ). В зависимости от технических возможностей грузоотправителя и грузоперевозчика такие обязанности могут устанавливаться на осно- вании соглашения сторон договора перевозки груза.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, оп- ределенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 33 УЖТ, ст. 14 УАТ, ст. 109 Воздушного кодекса, ст. 76 КВВТ, ст. 152 КТМ), а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК).

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки (ст. 25 УЖТ, ст. 103 Воздушного кодекса, ст. 67 КВВТ, ст. 150 КТМ).

При консенсуальной конструкции договора грузоотправитель обязан своевременно предъявить груз к перевозке. Во всех остальных случаях права и обязанности грузоотправителя не зависят от конструкции договора. Грузоотправитель обязан поместить груз в требуемую тару, осуществить его маркировку, указать в отгрузочных документах необхо- димые сведения о грузе, в том числе объявить о его цене. Грузоотправи- тель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату и иные необходимые платежи, как правило, до момента отправления груза, если иное не установлено транспортными уставами или кодексами, правилами перевозки или договором с перевозчиком. На отправителя груза может быть возложена обязанность по его погрузке.

В зависимости от вида подвижного состава и перевозимого в нем груза стороны договора перевозки могут иметь и иные права и обязан- ности, которые предусмотрены транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки грузов.

7. Ответственность сторон по договору перевозки груза (регламенти- руется ст. 794, 796 ГК, ст. 95–106 УЖТ, ст. 34–36 УАТ, ст. 116, 118–121 Воздушного кодекса, ст. 66–120 КВВТ, ст. 166, 169, 170 КТМ).

8. В ст. 797 ГК содержатся правила предъявления претензий и исков по перевозкам грузов. Установлен претензионный порядок урегулиро- вания споров, возникающих из перевозки груза. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответ- ствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК, ст. 120, 122 УЖТ, ст. 39 УАТ, ст. 124 Воздушного кодекса, ст. 162 КВВТ, ст. 403, 405 КТМ).


 

Следует иметь в виду, что сроки предъявления претензий, указанные в транспортных уставах и кодексах, не действуют, поскольку в соот- ветствии с п. 1 ст. 797 ГК к ведению транспортных уставов и кодексов отнесено регулирование только порядка предъявления претензий из пе- ревозок грузов. Гражданский кодекс РФ не установил сроков на предъ- явление претензий и не предоставил такую возможность транспортным уставам и кодексам. По действующему законодательству достаточно, чтобы претензия была предъявлена перевозчику в порядке, предусмот- ренном транспортным уставом и кодексом и в пределах установленного срока исковой давности. Срок исковой давности по требованиям, вы- текающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Следовательно, такой срок исковой давности исчисляется по правилам, установленным транспортными уставами и кодексами для соответству- ющего вида перевозки груза. Поэтому иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок, но в пределах действия срока исковой давности – один год.

§ 4. ТРАНСПОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 1

1. Транспортные организационные договоры можно разделить на две группы.

Во-первых, договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза. К таким договорам могут быть отнесены договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке (п. 1 ст. 791 ГК), долгосрочные договоры об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).

Во-вторых, договоры, обеспечивающие исполнение договоров пе- ревозки груза. Таковыми могут считаться договоры между различными транспортными организациями об организации работы по обеспече- нию перевозок грузов (соглашения о прямом сообщении, о прямом смешанном сообщении, узловые соглашения, договоры на централизо-

 

1 В научной литературе предложено различать транспортные договоры, направлен- ные на организацию разовых перевозок, рамочные организационные договоры между грузоотправителями (грузовладельцами) и перевозчиками, рамочные организационные договоры между транспортными организациями (см.: Морозов С.Ю. Система транспорт- ных организационных договоров. С. 171–347).


 

ванный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 788, 799 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры1.

2. Договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза. Порядок и сроки предъявления груза и необходимых для его перевозки транспортных средств должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки груза. Договору перевозки груза, имеющему конструкцию реального договора, всегда предше- ствуют действия организационного характера: подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК)2. Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возни- кающих из принятой им от отправителя заявки (заказа) или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – это соглашение, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом)3, исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК).

Стороны договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – перевозчик и грузоотправитель (владелец груза).

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъяв- лении груза к перевозке является организационным, его специфика проявляется в следующем. П о да ч а грузоотправителем з а явки 4  на пере-

 

1 См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров.

М., 2011.

2 В консенсуальных договорах перевозки грузов действия организационного харак- тера охватываются условиями таких договоров. Стороны согласуют условия об объемах, о сроках и порядке предоставления транспортных средств (их видов), контейнеров под погрузку для последующей перевозки грузов (п. 1 ст. 791 ГК, п. 1 ст. 9 УАТ, ст. 73 КВВТ, ст. 126, 129 КТМ), а также условия о порядке и сроках предъявления грузов к перевозке.

3 Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и предо- ставления, а также другие требования могут устанавливаться правилами перевозок отдельными видами транспорта (см., например, ст. 12 УЖД и др.).

4 По вопросу об особенностях заключения договора перевозки грузов путем принятия заказа к исполнению, о правовой природе заявки на принятие груза к перевозке см.: Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958. С. 60; Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорож- ной перевозки грузов. Екатеринбург, 2008. С. 27; Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации. М., 1998. С. 28, 29; Витрянский В.В. Указ. соч. С. 679, 680; Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. С. 171–180.


 

возку груза выполняет функцию оферты, поскольку содержит условия о сроках и порядке предоставления транспортных средств (их видов), контейнеров под погрузку для последующей перевозки груза (ст. 11 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 66 КВВТ). Принятие перевозчиком заявки к ис- полнению (ее акцепт) свидетельствует о заключении самостоятельного договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке. Такой договор считается заключенным с момен- та принятия перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя и регулирует отношения, предшествующие заключению реального договора перевозки грузов. Существенные условия договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – условия о наименовании транспортных средств, их количестве и сроках их предоставления отправителю для предъявления грузов к перевозке.

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъяв- лении груза к перевозке является публичным, консенсуальным, двусто- роннеобязывающим (взаимным) и безвозмездным.

На основании договора о подаче транспортных средств под погруз- ку и предъявлении груза к перевозке возникает обязательство, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК), а грузоотп- равитель обязан предъявить соответствующие грузы к перевозке. От- правитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств только в случае, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК, ст. 94 УЖТ).

Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке устанавливается в соот- ветствии с положениями ст. 794 ГК, ст. 115 КВВТ.

Договор об организации перевозок грузов – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется систематически в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обуслов-

ленном объеме (ст. 798 ГК, ст. 10 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 66, 68 КВВТ,

ст. 118 КТМ)1. Названный договор определяется законодателем как долгосрочный, заключается, как правило, на неопределенный срок, пос- кольку перевозчик осуществляет систематические перевозки грузов (ст. 798 ГК).

 

1 См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров.

С. 207–237.


 

Стороны договора об организации перевозок грузов – перевозчик и владелец груза.

Следует отметить, что заключение конкретных договоров пере- возки грузов не имеет своим последствием прекращение договора об организации перевозок, он продолжает действовать наряду с дого- вором перевозки груза1. Такой договор является организационным. Его цель – организация систематических перевозок грузов, предъявляе- мых перевозчику отправителем. Заключение договора об организации перевозок груза является основанием для возникновения в будущем между перевозчиком и отправителем обязательства по возмездному оказанию услуг по перевозке грузов.

Договор об организации перевозок является консенсуальным, дву- стороннеобязывающим (взаимным) и безвозмездным.

Существенные условия договора об организации перевозок грузов – условия о наименовании транспортных средств, об объемах, сроках их предоставления и предъявления грузов к перевозке (ст. 798 ГК). К не- существенным условиям относятся другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, условия о порядке расчетов и иные условия организации перевозки грузов (ст. 798 ГК).

3. Договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза, – договоры между транспортными организациями при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 788 ГК), об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 799 ГК), догово- ры между владельцами транспортных инфраструктур, направленные на организацию договора на оказание услуг по использованию транс- портной инфраструктуры2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.08 с.)