Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности художественного метода ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1. Внезапность, нелогичность смерти героя, который был уверен в своем благополучии, подчеркивается наречием «вдруг». Картина агонии героя лишена авторских оценок: «шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, ос [1] ветив весь рот золотом пломб, голова за [1] валилась на плечо и замоталась, грудь ру [1] башки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, по [1] ползло на пол, отчаянно борясь с кем-то». 2. Бунин использует возможности реализма, переходя его грань. Символические образы и «вечные вопросы» сближают рассказ с произведениями символистов. Символично название парохода — «Атлантида». Комфортабельный плавучий отель — искусственность цивилизации — окружен бурлящим океаном (жизненная стихия), путешествие «господина» оказывается движением к смерти вместе с цивилизацией, обреченной на гибель (образ Дьявола в рассказе). Символично и отсутствие имени у главного героя, хотя проходные персонажи названы (коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо) 3. Обращение к пограничной ситуации смерти, ощущение жизни как вечного движения, постановка онтологических проблем сближает Бунина с литературой экзистенциализма
Образ главного героя
Господин из Сан-Франциско – главный персонаж одноименного рассказа И. А. Бунина, богатый человек из Нового Света, решивший в свои пятьдесят восемь лет отправиться с семьей в длительное путешествие. Настоящее имя персонажа нигде не упоминается, так как нигде его не запомнили и даже не знали, кто он такой. Он достаточно много работал и заслужил такой отдых. Они с семьей планировали посетить многие города и страны Старого Света, включая юг Италии, Францию, Англию и даже Японию. Внешне он был неладно скроенный, но крепкий мужчина, сухой, невысокий, с золотыми пломбами и с крепкой лысой головой. Когда он надевал сюртук и белоснежное белье, то выглядел моложаво. Несмотря на то, что он был довольно богат, он только начал жить. Однако внезапная смерть героя показывает, что никакие богатства не помогли господину из Сан-Франциско купить счастье. Подробно описывается роскошная жизнь на «Атлантиде», где всё время занято едой или подготовкой к поглощению пищи. Пассажиры едят, пьют, и забывают о Боге, о смерти, о покаянных мыслях. Они не думают о страшном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под «бесстыдно-грустную музыку», обманывают себя лживой любовью и за всем этим не видят истинного смысла жизни.
На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско (Бунин даже не дал ему имени) автор говорит о пустоте, бесцельности, никчёмности жизни типичного представителя капиталистического общества. Даже перед смертью герою рассказа не приходит просветление, мысль о Боге, покаянии, грехах. Его смерть как бы предвещает гибель всего несправедливого мира «господ из Сан-Франциско», который для Бунина - лишь одна из форм проявления «всеобщего зла».
Цитата:
История создания: новелла «Чистый понедельник» входит в книгу «Темные аллеи» ( 38 новелл о любви), над которой Бунин работал с 1937 по 1945 г., находясь в эмиграции во Франции. Работа над книгой служила писателю в какой-то мере спасением от трагизма жизни. По мнению автора, это лучшее, что было им создано: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать этот рассказ». Проблематика: • трагическая любовь; • противостояние телесного и духовного.
Смысл названия: чистый понедельник — это первый понедельник Великого поста, время, когда закончились масленичные праздники с их наслаждениями, прошло и Прощёное воскресенье. Символично, что в этот день героиня отказывается от плотских радостей и уходит в монастырь.
Литературное направление: реализм. Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: «Чистый понедельник» можно назвать новеллой, так как в рассказе имеется тот самый поворотный момент, который влечёт неожиданную развязку и тем самым отличает новеллу от рассказа.
Время и место действия: действие рассказа происходит в Москве, время — современное автору.
Действующие лица
Он — родом из Пензы, привлекательный, молодой, богатый, весёлый и улыбчивый. Она — шикарная юная брюнетка. Любит дорогую роскошную одежду. Живёт одна (отец в Твери). Посещает курсы истории.
Содержание
Они познакомились в декабре, на лекции Андрея Белого. Он не мог сосредоточиться, всё время шутил, чем и привлёк её внимание. Он ездил к ней каждый вечер, они ходили в кафе и в рестораны, посещали концерты и музеи. Он приносил ей цветы. Она улыбалась, всегда с аппетитом ела и не хотела говорить о завтрашнем дне. Он ничего не понимал и был мучительно счастлив. Окончилась зима. В Прощёное воскресенье она предложила ему съездить в Новодевичий монастырь. После его посещения они обедали в трактире, и она говорила, что когда-нибудь всё бросит и уйдёт в монастырь. Назавтра она захотела на театральный капуст[1]ник, хотя прежде не любила таких развлечений. На капустнике она вовсю веселилась, привлекая всех присутствующих мужчин. Утром она сказала, что ей нужно поехать в Тверь. Через две недели он получил от неё письмо. Она писала, что уходит в монастырь на послушание. Просила её не искать. Он утратил интерес к жизни, начал пить. Потом смог остановиться, но жизнь казалась бессмысленной. Пару лет спустя в тот же день — в Чистый понедельник — он случайно зашёл в Марфо-Мариинскую обитель и увидел её среди поющих монахинь. Она тоже почувствовала его присутствие. Он долго смотрел на неё, а потом, не оглядываясь, ушёл.
Организация повествования Повествование ведется от первого лица, образ героини воспринимается через два различных сознания: § героя-непосредственного участника описываемых событий § дистанцированное сознание повествователя, который смотрит на происходящее через призму своей памяти. Над этими ракурсами надстраивается авторская позиция, проявляющаяся в художественной целостности, отборе материала Мировоззрение героя после истории любви претерпевает изменения — изображая себя в 1912 г., повествователь прибегает к иронии, вскрывая свою ограниченность в восприятии любимой, непонимание значения переживаемого опыта, которое он может оценить только ретроспективно.
Образ главной героини • В новелле не упоминается имя героини. Для повествователя это та самая Она — главная женщина в его жизни • Главная героиня — противоречивая натура. Она учится на курсах, не сознавая, впрочем, зачем ей нужна учеба: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» Девушка образованна, утонченна, умна. • Но вместе с тем она кажется какой-то отстраненной от всего, что окружает ее: « Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом». При этом она умеет наслаждаться жизнью, получает удовольствие от чтения, вкусной еды, красивых вещей. • Девушка не может найти себя, пребывает в раздумьях. Ее привлекает роскошная, веселая жизнь. Но одновременно она противится ей, желает найти для себя что-то иное. В ее душе возникают противоречивые чувства, которые непонятны многим молодым людям, привыкшим к простому и беззаботному существованию. • Накануне «чистого понедельника», первого дня Великого поста, герою внезапно открывается тайная жизнь героини. Оказывается, девушка посещает церкви, кремлевские соборы, прекрасно разбирается в религиозных обрядах, цитирует житийную литературу. Но это не формальная религиозность: «Это не религиозность. Я не знаю что...». Внезапно в «чистый понедельник» она уезжает, а позже сообщает в письме о своем намерении принять постриг. Для Бунина, живущего в эмиграции, это героиня олицетворяла саму Россию, духовные традиции православия осознавались как основа национальной самобытности.
Темы сочинений
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.01 с.) |