Особенности художественного метода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности художественного метода



1. Внезапность, нелогичность смерти героя, который был уверен в своем благополучии, подчеркивается наречием «вдруг». Картина агонии героя лишена авторских оценок: «шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, ос [1] ветив весь рот золотом пломб, голова за [1] валилась на плечо и замоталась, грудь ру [1] башки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, по [1] ползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

2. Бунин использует возможности реализма, переходя его грань.   Символические образы и «вечные вопросы» сближают рассказ с произведениями символистов. Символично название парохода — «Атлантида». Комфортабельный плавучий отель — искусственность цивилизации — окружен бурлящим океаном (жизненная стихия), путешествие «господина» оказывается движением к смерти вместе с цивилизацией, обреченной на гибель (образ Дьявола в рассказе). Символично и отсутствие имени у главного героя, хотя проходные персонажи названы (коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо)

3. Обращение к пограничной ситуации смерти, ощущение жизни как вечного движения, постановка онтологических проблем сближает Бунина с литературой экзистенциализма

 

 

Образ главного героя

 

Господин из Сан-Франциско – главный персонаж одноименного рассказа И. А. Бунина, богатый человек из Нового Света, решивший в свои пятьдесят восемь лет отправиться с семьей в длительное путешествие. Настоящее имя персонажа нигде не упоминается, так как нигде его не запомнили и даже не знали, кто он такой. Он достаточно много работал и заслужил такой отдых. Они с семьей планировали посетить многие города и страны Старого Света, включая юг Италии, Францию, Англию и даже Японию. Внешне он был неладно скроенный, но крепкий мужчина, сухой, невысокий, с золотыми пломбами и с крепкой лысой головой. Когда он надевал сюртук и белоснежное белье, то выглядел моложаво. Несмотря на то, что он был довольно богат, он только начал жить. Однако внезапная смерть героя показывает, что никакие богатства не помогли господину из Сан-Франциско купить счастье.  

Подробно описывается роскошная жизнь на «Атлантиде», где всё время занято едой или подготовкой к поглощению пищи. Пассажиры едят, пьют, и забывают о Боге, о смерти, о покаянных мыслях. Они не думают о страшном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под «бесстыдно-грустную музыку», обманывают себя лживой любовью и за всем этим не видят истинного смысла жизни.

На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско (Бунин даже не дал ему имени) автор говорит о пустоте, бесцельности, никчёмности жизни типичного представителя капиталистического общества. Даже перед смертью герою рассказа не приходит просветление, мысль о Боге, покаянии, грехах. Его смерть как бы предвещает гибель всего несправедливого мира «господ из Сан-Франциско», который для Бунина - лишь одна из форм проявления «всеобщего зла».

 

 

  1. «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»

 

 


Цитата:

 

История создания: новелла «Чистый понедельник» входит в книгу «Темные аллеи» ( 38 новелл о любви), над которой Бунин работал с 1937 по 1945 г., находясь в эмиграции во Франции. Работа над книгой служила писателю в какой-то мере спасением от трагизма жизни. По мнению автора, это лучшее, что было им создано: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать этот рассказ».

Проблематика:

• трагическая любовь;

• противостояние телесного и духовного.

 

Смысл названия: чистый понедельник — это первый понедельник Великого поста, время, когда закончились масленичные праздники с их наслаждениями, прошло и Прощёное воскресенье. Символично, что в этот день героиня отказывается от плотских радостей и уходит в монастырь.

 

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

 

Жанровые особенности: «Чистый понедельник» можно назвать новеллой, так как в рассказе имеется тот самый поворотный момент, который влечёт неожиданную развязку и тем самым отличает новеллу от рассказа.

 

Время и место действия: действие рассказа происходит в Москве, время — современное автору.

 

Действующие лица

 

Он — родом из Пензы, привлекательный, молодой, богатый, весёлый и улыбчивый.

Она — шикарная юная брюнетка. Любит дорогую роскошную одежду. Живёт одна (отец в Твери). Посещает курсы истории.

 

Содержание

 

Они познакомились в декабре, на лекции Андрея Белого. Он не мог сосредоточиться, всё время шутил, чем и привлёк её внимание. Он ездил к ней каждый вечер, они ходили в кафе и в рестораны, посещали концерты и музеи. Он приносил ей цветы. Она улыбалась, всегда с аппетитом ела и не хотела говорить о завтрашнем дне. Он ничего не понимал и был мучительно счастлив. Окончилась зима. В Прощёное воскресенье она предложила ему съездить в Новодевичий монастырь. После его посещения они обедали в трактире, и она говорила, что когда-нибудь всё бросит и уйдёт в монастырь. Назавтра она захотела на театральный капуст[1]ник, хотя прежде не любила таких развлечений. На капустнике она вовсю веселилась, привлекая всех присутствующих мужчин. Утром она сказала, что ей нужно поехать в Тверь. Через две недели он получил от неё письмо. Она писала, что уходит в монастырь на послушание. Просила её не искать. Он утратил интерес к жизни, начал пить. Потом смог остановиться, но жизнь казалась бессмысленной. Пару лет спустя в тот же день — в Чистый понедельник — он случайно зашёл в Марфо-Мариинскую обитель и увидел её среди поющих монахинь. Она тоже почувствовала его присутствие. Он долго смотрел на неё, а потом, не оглядываясь, ушёл.

 

Организация повествования

Повествование ведется от первого лица, образ героини воспринимается через два различных сознания:

§ героя-непосредственного участника описываемых событий

§ дистанцированное сознание повествователя, который смотрит на происходящее через призму своей памяти.

Над этими ракурсами надстраивается авторская позиция, проявляющаяся в художественной целостности, отборе материала

Мировоззрение героя после истории любви претерпевает изменения — изображая себя в 1912 г., повествователь прибегает к иронии, вскрывая свою ограниченность в восприятии любимой, непонимание значения переживаемого опыта, которое он может оценить только ретроспективно.

 

Образ главной героини

• В новелле не упоминается имя героини. Для повествователя это та самая Она — главная женщина в его жизни

• Главная героиня — противоречивая натура. Она учится на курсах, не сознавая, впрочем, зачем ей нужна учеба: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» Девушка образованна, утонченна, умна.

• Но вместе с тем она кажется какой-то отстраненной от всего, что окружает ее: « Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом». При этом она умеет наслаждаться жизнью, получает удовольствие от чтения, вкусной еды, красивых вещей.

• Девушка не может найти себя, пребывает в раздумьях. Ее привлекает роскошная, веселая жизнь. Но одновременно она противится ей, желает найти для себя что-то иное. В ее душе возникают противоречивые чувства, которые непонятны многим молодым людям, привыкшим к простому и беззаботному существованию.

• Накануне «чистого понедельника», первого дня Великого поста, герою внезапно открывается тайная жизнь героини. Оказывается, девушка посещает церкви, кремлевские соборы, прекрасно разбирается в религиозных обрядах, цитирует житийную литературу. Но это не формальная религиозность: «Это не религиозность. Я не знаю что...». Внезапно в «чистый понедельник» она уезжает, а позже сообщает в письме о своем намерении принять постриг. Для Бунина, живущего в эмиграции, это героиня олицетворяла саму Россию, духовные традиции православия осознавались как основа национальной самобытности.

 

Темы сочинений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.01 с.)