Экспрессионизм-новое движение в искусстве ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспрессионизм-новое движение в искусстве ХХ века



Содержание

Введение

1. Экспрессионизм-новое движение в искусстве ХХ века

1.1 Истоки и причины возникновения

1.2 Понятие термина

1.3 Особенности стиля

2. Архитектура экспрессионизма

2.1 Экспрессионизм в архитектуре Европы 1920-1930х гг.

2.1.1 в Германии

2.1.2 «Кирпичный экспрессионизм»

2.1.3 Амстердамская школа

2.2 Экспрессионизм в Зарубежной архитектуре середины, конца ХХ и начала ХХI века

2.2.1 Экспрессионизм в архитектуре 1950-х-1960-х годов (неоэкспрессионизм)

2.2.3 Экспрессионизм в архитектуре 1970-х-1980-х годов.

2.2.4 Экспрессионизм в архитектуре 1990-2010-х годов.

3. Предложение по использованию экспрессионизма в современной городской среде.

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данного исследования определяется возросшим в последние годы интересом профессионалов и широкого круга зрительской аудитории к проблемам развития современной архитектуры. Для этого важно знать ключевые моменты формообразования, послужившие толчком для рождения новых стилей

Объектом исследования является экспрессионизм.

Предмет исследования: архитектурная эстетика экспрессионизма.

Цель работы: выявить эстетические особенности в архитектуре экспрессионизма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• изучить зодчество данного стиля;

• проанализировать самые яркие произведения архитекторов;

• определить роль произведений экспрессионизма для искусства в целом.

 

Экспрессионизм-новое движение в искусстве ХХ века

Особенности стиля

Экспрессионизм - это искусство резких, тревожных красок, искусство крика. Основной предмет изображения в экспрессионизме - внутренние переживания человека (боль, страдания, любовь, вера, надежда), выраженные предельно - эмоционально - как вопль отчаяния или безудержно - восторженное утверждение. В войны главной темой экспрессионизма стали кошмар бессмысленной войны и резкий протест против неё.

Для экспрессионизма характерен сильнейший социально критический пафос (разоблачение механизма цивилизации, протест против подавления личности). Стилистика экспрессионизма определяется тяготением к абстрактности, острой эмоциональностью высказываний автора, использованием гротеско.

Для достижения эмоциональности в архитектуре использовались различные приемы. Например, острые архитектурные формы, их гротескность, деформация и даже отказ от традиционного построения композиции и формирование ее в соответствии с принципами скульптуры. Конструкции эпохи экспрессионизма биоморфны, формы уподобляются объектам неживой природы. Некоторые специалисты считают проекты, созданные в это время экспрессионистами прародителями бионических направлений в архитектуре.

 


 

Архитектура экспрессионизма

Экспрессионизм в архитектуре Европы 1920-1930х гг.

В Германии

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х годов становится Германия, а её ведущими мастерами - Эрик Мендельсон (1887- 1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пёльциг (1969-1926), Г. Хёринг (1882-1958)

     
 

Наиболее ярким в этот период было творчество Эрика Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х годов большинство своих крупных произведений. Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 году здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна»(Рис.1). Оно запроектировано как своеобразное здание - скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.

«Башня Эйнштейна»(Рис.1)            Кинотеатр «Универсум» (Рис.2)

Кинотеатр «Универсум» в Берлине (1926—1929 (Рис.2), ныне театр Шаубюне, входящий в состав лишь частично осуществленного комплекса, — выдающийся пример чрезвычайно удачного функционального решения — план имеет форму несколько удлиненной подковы, обеспечивающую хорошую видимость. Вместе с тем это распластанное полукруглое здание с резко противопоставленной его мягким очертаниям вертикалью прямоугольной рекламной башни хорошо организует угол парадной столичной магистрали.

 

Кирпичный экспрессионизм»

Кирпичный экспрессионизм как стиль возник и развивался в Германии параллельно с функционально-экономической школой Баухауса, которая осознанно отказывалась от любых декоративных украшений. В свою очередь, представители второго направления, наоборот, разработали собственный орнаментальный язык - с многочисленными углами, ребрами, разными горизонтальными и вертикальными формами. Тем самым они пытались передавать динамику и напряжение бурной послевоенной эпохи, прогресс и радостное предвосхищение будущего Франческа Принца.

В Германии сохранилось немало зданий, построенных в данном стиле. Красный кирпич - материал старый и традиционный, получивший распространение много столетий назад.

Ганзейская башня в Кёльне (1925) (Рис.3) - работа Якоба Кёрфера - яркий пример кирпичного экспрессионизма, в своё время была самым высоким зданием Европы (17 этажей, 65 м). Она похожа на маяк, который по большой дуге вокруг центра города огибают поезда и электрички. С правой стороны пассажирам открывается вид на почерневший от времени Кёльнский собор (более ранний пример экспрессии в архитектуре!). Ганзейская башня стала «мостиком» от кирпичной готики - к кирпичному экспрессионизму.

Кирпичные фасады Ганзейской башни по сравнению со зданиями предыдущих архитектурных эпох выглядят стерильно и суховато, но скульптуры на замковых камнях, несомненно, обладают большей экспрессией.

Стиль иногда называют не кирпичным, а клинкерным экспрессионизмом (Klinkerexpressionismus), так как для строительства и отделки фасадов использовался не только обычный обожженный кирпич, но и клинкерная плитка, стоившая дороже, но из-за большей устойчивости идеально подходившая для промышленных объектов. Именно поэтому кирпичный экспрессионизм получил особо широкое распространение в Рурской области с ее угольными шахтами и сталелитейными заводами. Здесь он стал типичным региональным стилем.

Что качается цветовой гаммы, архитекторы могли выбирать между многочисленными оттенками красного и коричневого тонов и вплоть до фиолетовой плитки. На этом фоне эффектно смотрелись ослепительно белые рамы, как правило, высоких и узких оконных проемов, напоминавших бойницы средневековых крепостей.

Фасады зданий украшали скульптурами и другими элементами, например, в духе Арт деко, что совсем не удивительно для тех лет. Чувствуется и влияние модерна. Зодчие-экспрессионисты вообще охотно цитировали другие стили, в частности, восточную архитектуру. Выдающийся пример - издательская высотка Анцайгерхоххаус в Ганновере архитектора Фрица Хёгера. В оформлении ее фасада помимо восточных также читаются готические цитаты. Это 50-метровое здание с импозантным позеленевшим от времени медным куполом сейчас считается одним из главных архитектурных символов Ганновера - столицы Нижней Саксонии. Строительство было завершено в 1928 году. В «золотые двадцатые» Анцайгерхоххаус принадлежал к числу самых высоких зданий в Германии

Из кирпичей и обожженных плиток выкладывались самые разные орнаменты, что оживляло фасады, придавая им вертикальный и горизонтальный ритм. Некоторые узоры чем-то напоминают «косички», кроме которых художники и архитекторы создавали из кирпичей целые скульптурные изображения.

 

С приходом к власти национал-социалистов в 1933 г. развитие и распространение экспрессионизма в архитектуре надолго приостановилось, а в моду вошел столь любимый Гитлером неоклассицизм с гранитом, мрамором и необузданной гигантоманией. Даже убежденные сторонники коричневой идеологии, но ранее принадлежавшие к экспрессионистической школе, с трудом получали заказы, несмотря на готовность принять новую тоталитарную эстетику

Ганзейская башня в Кёльне (Рис.3)

 

Амстердамская школа

Частным случаем архитектурного экспрессионизма стали здания, созданные так называемой Амстердамской школой, достигшей в 1920-х и 1930-х гг. больших успехов. Они соединяли в себе черты экспрессивности и романтики, сочетавшиеся с элементами модерна.

Амстердамская школа просуществовала недолго. Со смертью Мишеля де Клерка её идеи прекратили своё развитие. Несмотря на то, что здания в этом силе ещё строились вплоть до начала 1940-х годов, они не повлияли дальнейшее развитие Амстердамской школы. Среди архитекторов последователей можно назвать Б.Т. Буйинга, П.Х. Эндт, Х.Т. Вейдевелд, Й.Ф. Стал, К.Й. Блау и П.Л. Марнетте.

Влияние экспрессионизма наблюдается и в известном культовом сооружении – лютеранской Церкви Грундвига (1921-1926) (Рис.5) в г.Копенгагене,  датский архитектор Педер Вильгельм Клинт (1853- 1930). Это редкий образец смешения готических мотивов с традиционной датской культовой архитектурой и экспрессионизмом. Строительный материал - традиционный датский желтый кирпич.

Многие смелые проекты экспрессионистических сооружений оставались в это время на бумаге. Это был довольно краткий период появления экспрессионизма в архитектуре, который уже в 1930-е годы временно сошел со сцены европейской архитектуры, но оставил заметный след в истории. Следующее возрождение экспрессионизма произошло в середине ХХ века

 

 

Церковь Грундтвига (Рис.5)

 

 

Заключение

Экспрессионизм проявляется в истории архитектуры наиболее ярко в периоды социальных, идеологических, политических кризисов и является индикатором революционных изменений в различных сферах жизни.

Особенности, композиционные приемы и образные характеристики, принципы экспрессионизма:

-композиционные приемы (асимметрия, ритм, контраст, незавершенность или открытость композиции, динамика и деформация);

- специфические особенности заключаются в уникальном градостроительном местоположении объектов, в неординарных планировочных структурах, особом внимании к объемной композиции, образной форме и силуэту.

В настоящее время экспрессионизм остается востребованным в новейшей мировой архитектуре и продолжает эволюционировать. Характерным для него является дальнейшее развитие образного языка архитектуры, в т.ч. нелинейной архитектуры, свободное формотворчество, приводящее к сложной композиционной игре, авторские фантазии и эксперименты.

Список литературы

1. Архитектура и градостроительство: энциклопедия / Рос. Акад. Архитектур.-строит. наук; под ред. А. В. Иконникова. - Москва: Стройиздат, 2001. - 688 с.: ил.

2. Блохина, И. В. Архитектура. Всемирная история архитектуры и стилей: отдельное издание / И. В. Блохина. – Москва: АСТ, 2014. – 400 с.: ил

3. Всеобщая история архитектуры. Т. 2 / Акад. стр-ва и архитектуры СССР; науч. ред. М. Б. Аптекарь. – Москва: Изд-во лит. по стр- ву, 1973. - 722 с.

4. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Кн. II. М-Я / гл. ред. В. М. Полевой; ред. В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синкоков. – Москва: Сов. энцикл., 1986. - 432 с.

5. Что нужно знать об архитекторе Фрэнке Гери [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://exteriorcenter.ru/blog/frehnk-geri.

6. Экспрессионизм // Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино: сб. ст. / под. ред. Г. Н. Недошивина. – Москва: Наука, 1966. - 156 с.

7. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура.

8. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка: пер. с фр. /Ришар. – Москва: Республика, 2003. - 432 с.

9. Рябушин, A. B. Архитекторы рубежа тысячелетий / A. B. Рябушин. – Москва: Искусство XXI век, 2005. - 288 с.

10.  Рябушин, А. В. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну / А. В. Рябушин. - Москва: Архитектура-С, 2007. – 336 с.: ил.

11. Рябушин, А. В. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970-1980-е годы / А. В. Рябушин. – Москва: Стройиздат, 1990. - 325 с.

12. http://archi-story.ru/expressionism/

 

 

Содержание

Введение

1. Экспрессионизм-новое движение в искусстве ХХ века

1.1 Истоки и причины возникновения

1.2 Понятие термина

1.3 Особенности стиля

2. Архитектура экспрессионизма

2.1 Экспрессионизм в архитектуре Европы 1920-1930х гг.

2.1.1 в Германии

2.1.2 «Кирпичный экспрессионизм»

2.1.3 Амстердамская школа

2.2 Экспрессионизм в Зарубежной архитектуре середины, конца ХХ и начала ХХI века

2.2.1 Экспрессионизм в архитектуре 1950-х-1960-х годов (неоэкспрессионизм)

2.2.3 Экспрессионизм в архитектуре 1970-х-1980-х годов.

2.2.4 Экспрессионизм в архитектуре 1990-2010-х годов.

3. Предложение по использованию экспрессионизма в современной городской среде.

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данного исследования определяется возросшим в последние годы интересом профессионалов и широкого круга зрительской аудитории к проблемам развития современной архитектуры. Для этого важно знать ключевые моменты формообразования, послужившие толчком для рождения новых стилей

Объектом исследования является экспрессионизм.

Предмет исследования: архитектурная эстетика экспрессионизма.

Цель работы: выявить эстетические особенности в архитектуре экспрессионизма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• изучить зодчество данного стиля;

• проанализировать самые яркие произведения архитекторов;

• определить роль произведений экспрессионизма для искусства в целом.

 

Экспрессионизм-новое движение в искусстве ХХ века



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.73 (0.037 с.)