Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 3. Поведение и деятельность личности.
Психологический анализ деятельности.
Деятельность – целенаправленная активность человека, связанная с выполнением требований общества или удовлетворением потребностей и интересов самого человека. Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Деятельность – совокупность действий, объединенных единой целью.
Деятельность отличается от поведения наличием цели.
Особенности деятельности:
Виды деятельности:
Знание – усвоенная человеком теоретическая информация Умения – освоенный способ выполнения деятельности Навыки – автоматизированный способ выполнения деятельности.
Задание 1: Определите продукт в каждом виде деятельности. Запишите.
Психологический анализ деятельности (Леонтьев А. Н.) – из каких компонентов состоит деятельность.
А. Маслоу предложил иерархию потребностей человека.
1, 2 – потребности низшего уровня 3, 4, 5 – потребности высшего уровня Человек, в процессе своей жизнедеятельности, стремится удовлетворить все потребности. Как правило, человек, удовлетворяя потребности более низшего порядка, переходит к удовлетворению потребностей следующего порядка.
Существует формула оценки эффективности деятельности =
= результат (количество и / или качество) время, затраченное на выполнение деятельности
Время очень часто зависит от мотивации, способностей!!! Тема № 4. Общее понятие о личности. Мотивационный компонент личности. Личность изучается в разных науках, как в психологии, так и в социологии, философии, истории. Во всех науках личность представлена своими различными свойствами, способностями и характеристиками. В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Наряду с понятием «личность», употребляют другие, такие как «индивид», «индивидуальность». Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны. Личностью называют человека как субъекта социальных отношений, носителя социально значимых качеств. Индивид – конкретный человек как представитель биовида Homo Sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств. Задание 1: сформулируйте различия между понятиями «индивид» и «личность», между «личностью» и «индивидуальностью». Задание 2: сформулируйте главные условия развития и формирования личности. Структура личности представляется различно в разных подходах. Структура указывает на определенную связь сторон, подструктур личности. В каждом из подходов выделяет как особые стороны личности, так и их связи. Теория структуры личности Б.Г.Ананьева включает идею о том, что структура личности отдельного индивида должна анализироваться на основе всех характеристик человека как вида. Б.Г.Ананьев ввел иерархический принцип, говоря, что свойства личности структурированы по иерархическому принципу. Также Ананьев говорил о том, что структура личности включает взаимосвязанные свойства.
Б.Г.Ананьев изложил систему организации человека и способов развития его сторон.
Задание 3: представьте личность человека в виде дерева. Что составляет «почву», «корни», «ствол», «крону» «семена» личности? Изобрази графически. Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: направленность, темперамент, характер и способности. Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности. Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо. Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные – потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п. В современной психологической науке существует несколько классификаций потребностей. Мы остановимся на пирамиде потребностей по А.Маслоу (смотри тему № 3). У человека согласно этой теории с рождения последовательно появляются следующие семь видов потребностей. 1. физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение, 2. потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страхов, неудач, агрессивности со стороны других людей, 3. потребности в принадлежности и любви - любить, быть любимым, находиться вместе с людьми, 4. потребность в уважении (почитании) – авторитет, признание, одобрение, компетентность, достижение успехов, 5. познавательные потребности – знать, уметь, понимать, изучать, 6. эстетические потребности – гармония, порядок и красота, 7. потребность в самоактуализации – реализация своих целей, смысла жизни, способностей, личностный рост. Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности. Мотивы – непосредственные побудители к деятельности, внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют более значительную роль в ее жизни.
Задание5: сформулируйте отличительные особенности мотивов от потребностей? Убеждения – знание или теоретическое построение, в истинности которого человек не сомневается. Мировоззрение – система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которым стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей, интересов, отношений, позиций. Установки – это внутренняя настроенность личности (предрасположенность) на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Мотивация появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Она есть начальный этап психической и физической активности. Мотивация – это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Она сопровождается определенными переживаниями, положительными и отрицательными эмоциями. Имеет место и определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива и упадка сил. Задание 4: сформулируйте причины снижения мотивации, зависящие от учителя. Задание 5: сформулируйте причины снижения мотивации ученика.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.011 с.) |