Тема № 3. Поведение и деятельность личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 3. Поведение и деятельность личности.



Психологический анализ деятельности.

 

Деятельность – целенаправленная активность человека, связанная с выполнением требований общества или удовлетворением потребностей и интересов самого человека.

Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельность – совокупность действий, объединенных единой целью.

 

Деятельность отличается от поведения наличием цели.

 

Особенности деятельности:

  1. Деятельность носит сознательный характер. Это значит, что человек осознает цель и способы ее достижения, а также результат.
  2. Результатом человеческой деятельности является какой – либо продукт (знание, продукт трудовой деятельности, предмет искусства и т. д.)
  3. Деятельность человека носит общественный характер.

 

Виды деятельности:

  1. Трудовая
  2. Учебная – заключается в приобретении знаний, умений, навыков.

Знание – усвоенная человеком теоретическая информация

Умения – освоенный способ выполнения деятельности

Навыки – автоматизированный способ выполнения деятельности.

  1. Игровая деятельность – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир (Рубинштейн С. Л.). В результате игры человек приобретает знания, умения, отдыхает, осуществляется личностный рост.
  2. Общение

 

 

Задание 1: Определите продукт в каждом виде деятельности. Запишите.

 

Психологический анализ деятельности (Леонтьев А. Н.) – из каких компонентов состоит деятельность.

 

  1. Потребность – осознание человеком нужды в чем – либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

 

А. Маслоу предложил иерархию потребностей человека.

 

  1. Потребность в самоактуализации
  1. Потребность в уважении и социальном принятии
  1. Потребность в любви и принадлежности
  1. Потребность в безопасности и защищенности
  1. Физиологические потребности

 

1, 2 – потребности низшего уровня

3, 4, 5 – потребности высшего уровня

Человек, в процессе своей жизнедеятельности, стремится удовлетворить все потребности.

Как правило, человек, удовлетворяя потребности более низшего порядка, переходит к удовлетворению потребностей следующего порядка.

 

  1. Мотив – личностный смысл деятельности, то что побуждает нас совершать деятельность, почему. В качестве мотива могут выступать интересы, потребности, мотивы и т. д.
  2. Цель – идеальный образ желаемого результата, то, ради чего мы совершаем деятельность.
  3. Задача – ступени достижения цели
  4. Условия
  5. Операция – ход выполнения деятельности
  6. Само действие.

Существует формула оценки эффективности деятельности =

 

= результат  (количество и / или качество)

время, затраченное на выполнение деятельности

 

Время очень часто зависит от мотивации, способностей!!!

Тема № 4. Общее понятие о личности. Мотивационный компонент личности.

Личность изучается в разных науках, как в психологии, так и в социологии, философии, истории. Во всех науках личность представлена своими различными свойствами, способностями и характеристиками. В психологии понятие личности является одним из основополагающих.

Наряду с понятием «личность», употребляют другие, такие как «индивид», «индивидуальность». Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны.

Личностью называют человека как субъекта социальных отношений, носителя социально значимых качеств.

Индивид – конкретный человек как представитель биовида  Homo Sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

Задание 1: сформулируйте различия между понятиями «индивид» и «личность», между «личностью» и «индивидуальностью».

Задание 2: сформулируйте главные условия развития и формирования личности.

Структура личности представляется различно в разных подходах. Структура указывает на определенную связь сторон, подструктур личности. В каждом из подходов выделяет как особые стороны личности, так и их связи.

Теория структуры личности Б.Г.Ананьева включает идею о том, что структура личности отдельного индивида должна анализироваться на основе всех характеристик человека как вида.

Б.Г.Ананьев ввел иерархический принцип, говоря, что свойства личности структурированы по иерархическому принципу. Также Ананьев говорил о том, что структура личности включает взаимосвязанные свойства.

Б.Г.Ананьев изложил систему организации человека и способов развития его сторон.

 

  Человек как вид   __________ История   __________ Человечество как история общества
    ОНТОГЕНЕЗ

 

Субъект

 

 

Индивидуальность

 

 

Деятельность

 

    ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
  Человек как индивид     __________ Взаимосвязь онтогенеза и жизненного пути     __________     Личность

 

Задание 3: представьте личность человека в виде дерева. Что составляет «почву», «корни», «ствол», «крону» «семена» личности? Изобрази графически.

Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности.

Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные – потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п. 

В современной психологической науке существует несколько классификаций потребностей. Мы остановимся на пирамиде потребностей по А.Маслоу (смотри тему № 3).

У человека согласно этой теории с рождения последовательно появляются следующие семь видов потребностей.

1. физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение,

2. потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страхов, неудач, агрессивности со стороны других людей,

3. потребности в принадлежности и любви - любить, быть любимым, находиться вместе с людьми,

4. потребность в уважении (почитании) – авторитет, признание, одобрение, компетентность, достижение успехов,

5. познавательные потребности – знать, уметь, понимать, изучать,

6. эстетические потребности – гармония, порядок и красота,

7. потребность в самоактуализации – реализация своих целей, смысла жизни, способностей, личностный рост.

Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Мотивы – непосредственные побудители к деятельности, внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют более значительную роль в ее жизни. 

Задание5: сформулируйте отличительные особенности мотивов от потребностей?

Убеждения – знание или теоретическое построение, в истинности которого человек не сомневается.

Мировоззрение – система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которым стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей, интересов, отношений, позиций.

Установки – это внутренняя настроенность личности (предрасположенность) на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Мотивация появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Она есть начальный этап психической и физической активности.

Мотивация – это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Она сопровождается определенными переживаниями, положительными и отрицательными эмоциями. Имеет место и определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива и упадка сил.

Задание 4: сформулируйте причины снижения мотивации, зависящие от учителя.

Задание 5: сформулируйте причины снижения мотивации ученика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.011 с.)