Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место психологии в системе наук.
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, - понимание того, в какой мере правомочна психология, использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одно отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В конце 20 века академик Б.М. Кедров разработал нелинейную классификацию связей между науками. Схема Б.М. Кедрова имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное значение (положение) между философскими науками, с одной стороны, естественнонаучными – с другой, социальными – с третьей. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психология следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. Отрасли психологии. Структуру большинства современных наук можно представить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений – отдельные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п. Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. Общая психология – фундамент всех остальных ее отраслей. Современная психологическая наука представляет собой весьма разветвленную систему более 40 относительно самостоятельных научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики.
Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза (процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти). Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действия радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Этнопсихология анализирует взаимоотношения различных наций и народностей. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми (между мужчинами и женщинами, представителями разных профессий). Зоопсихология изучает особенности психики животных. Нейропсихология изучает влияние изменений структуры и функционирования мозга, его повреждений, возрастного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека. Парапсихология – исследует психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Это, прежде всего восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, на их взаимоотношения с близкими.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.006 с.) |