Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Родовое деление художественной литературы. Литературный жанр. Лирика. Лирические виды и жанры.
Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия муз. инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись словесные произведения. Лирика художественно осваивает внутренний мир ч-ка: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни. Речь в лирике выступает в ее выразительной функции, она воплощает эмоциональное отношение к жизни лир. героя. К традиционным жанрам малой формы относятся эпиграмма, эпитафия и мадригал (небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания). Как в эпосе и драме, в лирике есть различия в жанровой проблематике – национально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются через типизацию переживания лир. героя. Жанры лирики: Ода: - стихотворение, выражающее восторженные чувства за личность великого ч-ка, историческое событие и пр. С упадком классицизма начинается разрушение оды как нормативного жанра. В русской поэзии Державин вводит в оду юмористические мотивы, слова «низкого штиля». Сатира: - стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. По жанровой проблематике сатира нравоописательна. Римскую сатиру стремились возродить классицисты (во Франции – Буало, в России – Кантемир, Сумароков), а позднее поэты революционного романтизма, применявшие александрийских стих. С развитием реализма основной формой выражения сатиры в лирике становятся стихотворения, которые не подчиняются каким-либо стилевым нормам в своей композиции, ритмике, объеме (напр., «Прозаседавшиеся» Маяковского). Элегия: - стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворённостью жизни. Элегия может выражать скорбь о гражданском состоянии общества («Дума» Лермонтова), но чаще она связана с личной судьбой поэта – одиночество, страдания любви, воспоминание о прошлом. Иногда разочарование поэта в жизни принимает философский хар-р, тогда возникают мотивы быстротечности жизни, неизбежности смерти Малые формы лирики: - древнегреческая эпиграмма (дословно «надпись») ведет свое начало от надписей на предметах культа. Видом эпиграммы была эпитафия (короткое лирическое стихотворение, написанное на смерть кого-то) – надпись на надгробии. Эпиграмма могла заключать в себе описание какого-н. предмета или лица, поучение, насмешку, восхищение. Второе значение эпиграммы – короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, высмеивающее определенное лицо. Антиподом эпиграммы является мадригал (короткое дружеское комплиментарное послание) – короткое полушутливое стихотворение, обычно обращенное к даме. Был популярен в русской поэзии конца 18 – нач. 19в. Послание – это стихотворение, написанное в форме письма, но предполагающее открытое прочтение. Эпиталама – свадебный гимн.
Проблема лирических жанров Сложность классификации лирических жанров связана с тем, что в лирике очень часто решающими оказываются не общеродовые, а вторичные признаки: объем, адресат, событие, форма и т. д. Поскольку оснований очень много, строгая классификация вообще невозможна. По характеру эмоции (часто не совсем точно говорят «по характеру пафоса») можно выделить оду (торжественное, чаще всего утверждающее что-то или восхваляющее кого-то стихотворение), элегию (грустное лирическое размышление чаще всего о быстротечности бытия, о том, что все уходит) и сатиру (гневное, язвительное обличение чего-то или кого-то). Исторически ода, элегия и сатира были довольно жесткими жанрами, требовавшими соблюдения формальных условий (метра, строфы и т. д.), сегодня в чистом виде эти жанры встречаются редко, однако традиции жанров сохранились, и совершенно корректно говорить об элегических, сатирических или одических стихотворениях какого-то поэта. Проще просто перечислить некоторые характерные жанры, распространенные в русской лирике. Сонет – один из наиболее известных литературных жанров. Это так называемый «строгий жанр», требующий безусловного соблюдения формы, во всяком случае, четырнадцати строк (допускалась пятнадцатая, чаще всего неполная). Из других распространенных в русской лирике жанров можно отметить песню (именно как жанр литературы, а не музыкальный жанр), романс (опять-таки в литературном, а не в музыкальном смысле, к этому жанру тяготеют многие стихи С. Надсона, Н. Рубцова и др.). В целом же границы лирических жанров подвижны, возможны и авторские жанры, например, «поэзы».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.227 (0.004 с.) |