Объект, система и методы криминалистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, система и методы криминалистики



Схемка для лучшего восприятия (эт возможно надо будет нарисовать)

Идентификация оружия по следам на пуле:

Групповая идентификация, а также определение системы и модели оружия (т.е. задача по распознаванию) производится по вторичным следам.

В этих следах отображается:

· Количество нарезов в канале ствола

· Ширина полей нарезов

· Угол, под кот.нарезы нанесены в канале ствола

· Направление нарезов – слева направо или наоборот

Совпадение следовой картины позволяет сделать вывод о модели оружия, т.е. общая идентификация.

Индивидуальная идентификация (установления конкретного экземпляра оружия) осуществляется по микрорельефу, который нашел отражение в первичных и вторичных следах. Очень информативной для индивидуальной идентификации является линия окончания первичных следов и линия начала расположения первичных следов также индивидуальна.

Механизм образования следов на гильзах

1) Заряжение – след остается:

· От нижнего среза затвора

· От загибов магазина

· Первичный от зацепа выбрасывателя - первичный

· Может быть следы от патронника.

 

2) Выстрел – образование следов от:

· Ударно-спускового механизма – точнее его части,

от бойка (красненькая выступающая деталь) – через затравочное отверстие наковальни воспламеняется. След остается на капсюле, заряд и пуля отрывается от гильзы

· От неровностей стенок патронника.

· След от патронного упора (чашка затвора)

· Может остаться след от обработки чашки затвора

Разряжение –

· Вторичный след от зацепа выбрасывателя

· След от отражателя – на донной части

· След от ребра окна, ч/з который гильза удаляется

Идентификация оружия по следам на пуле:

Групповая идентификация, а также определение системы и модели оружия (т.е. задача по распознаванию) производится по вторичным следам.

В этих следах отображается:

· Количество нарезов в канале ствола

· Ширина полей нарезов

· Угол, под кот. нарезы нанесены в канале ствола

· Направление нарезов – слева направо или наоборот

Совпадение следовой картины позволяет сделать вывод о модели оружия, т.е. общая идентификация.

Индивидуальная идентификация (установления конкретного экземпляра оружия) осущ-ся по микрорельефу, кот. нашел отражение в первичных и вторичных следах. Оч информативной для индивидуальной идентификации яв-ся линия окончания первичных следов и линия начала расположения первичных следов также индивидуальна.

Пуля внутри канала ствола двигается поступательно, по спирали.

Один из объектов суд. баллистики - огнестрельные повреждения.

 

Запечатлевающая фотосъемка

1. Запечатлевающая фотографияэто система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, самим следователем, специалистом-криминалистом (специалистом-фотографом) или иным участником по предложению следователя с целью фиксации обстановки (объектов), хода, отдельных элементов процесса производства следственного действия и его результатов.

Запечатлевающая – производится при проведении следственных действий

Объектами съемки в следственной практике являются:

ü места происшествий с их обстановкой,

ü трупы,

ü следы преступления и преступника,

ü вещественные доказательства,

ü лица, обвиняемые в совершении преступления.

Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий.

Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат

ü событие преступления

ü и лицо, его совершившее.

Такой метод служит целям фиксации различных следов и объектов, видимых невооруженным взглядом

Панорамная съемка

Панорамная съемка - это последовательная съемка объекта на нескольких отдельных взаимосвязанных кадрах, соединенных затем в общий снимок - панораму. Данный метод фотографирования целесообразен в тех случаях, когда подлежащие запечатлению объекты по разным обстоятельствам не умещаются в одном кадре. В результате такой съемки значительно расширяются пределы фотографируемого пространства и полностью запечатлевается участок местности или крупный объект любой протяженности.

Различают:

1. круговую панорамную съемку (производится из одной точки, которая одинаково удалена от всех фотографируемых предметов);

2. линейную панорамную съемку (фотокамеру последовательно перемещают по линии, параллельной объектам съемки).

Измерительная фотосъемка

Измерительная фотосъемка применяется с целью определения по снимкам действительных размеров сфотографированных объектов или расстояния между ними.

В следственной практике разработан и применяется ряд методик измерительной съемки:

1. плановая съемка с линейным масштабом;

2. перспективная съемка с глубинным масштабом;

3. перспективная съемка с квадратным масштабом;

4. перспективно-метрическая съемка специальными аппаратами.

Репродукционная съемка

Репродукционная фотосъемка представляет собой систему приемов запечатления плоскостных объектов. В судебной фотографии она широко используется как следователями, так и экспертами. Этим методом фиксируют общий вид документов, получают иллюстративный материал к протоколам осмотра и к заключениям экспертов, размножают снимки.

Данный вид съемки производят при небольшом уменьшении или в натуральную величину. При фотографировании соблюдают все правила масштабной съемки, что обеспечивает наибольшую точность копии.

Репродукционную фотосъемку осуществляют специальной или обычной аппаратурой. Применяемые для этого репродукционные установки можно разделить на три вида:

1. вертикальные,

2. горизонтальные,

3. универсальные.

Опознавательная съемка

Опознавательная фотосъемка применяется для последующего опознания, розыска и уголовной регистрации преступников, а также для опознания трупов.

5) Стереоскопическая съемка – фотосъемка с двух ракурсов, в результате которой получается стереопара (объекмное, трехмерное фотоизображение)

6) Макросъемка - фотографирование мелких объе6ктов в натуральную величину или с непосредственно увеличением без использования микроскопа.

Следы рук.

Папиллярные линии - возвышения на внешней поверхности кожи, образованные протоками потовых желез.

Свойства:

1. Индивидуальность

2. Способность к неоднократному отображению

3. Способность к регенерации

4. Устойчивость

Типы узоров:

  1. Дуговые узоры – встречаются 5-7%. Снизу-вверх – базисный поток – дуги – периферийный поток. Дуги бывают:
    1. Шатровые
    2. Пиромидальные
    3. С неопределенным центром
    4. Ложнопетлевой
  2.   Петлевые узоры - 60-65%. Вдоль сгибательной складки идет базисный поток + третий поток – центральный + периферийный поток. Угол соприкосновения базисного поток и центрального поток – дельта, подвиды узоров:
    1. в зависимости от того, где начинается центральный поток:

i. Ульнарные – если ножка потока обращена к мизинцу

ii. Радиальные – редко встречаются, если ножка обращена к большому пальцу

Начало центрального потока – начинается с ножки, заканчивается головкой центрального потока.

    1. В зависимости от строения петли:

i. Простая петля

ii. Изогнутая к центру изгибу

iii. Ракетки петли:

a. Половина ракетки (боковой карман)

b. Простая ракетка

iv. Встречные петли

v. Параллельные петли

  1. Узоры завитковые – 30-35% - у него всегда 2 дельты. По строению завиткового потока разделяются на:
    1. Овальные - замкнутые
    2. Спираль – незамкнутые:

i. Спирали-клубки

ii. Комбинированные клубки

    1. Клубковые
  1. Смешанные узоры, т.е. кот. не подаются классификации, той или иной группе – их численность оч мала. Встречаются оч редко с частотой примерно 1 на 1000. Однако эти узоры оч ценны, но не дают их идентифицировать.

 

Виды следов рук

Объемные следы образуются в результате соприкосновения рук с пластичной поверхностью (на масле, свежей краске, пластилине, обледенелых поверхностях и т.п.).

Поверхностные следы образуются на твердых поверхностях за счет отслоения или наслоения следообразующего вещества.

Следы-отслоения образуются в результате прилипания частиц следоносителя к рукам

Следы-наслоения - в результате прилипания к следовоспринимающей поверхности частиц вещества, имеющегося на руках (потожировое вещество, чернила, кровь, краска и т.п.).

Поверхностные следы могут быть бесцветными, возникающими в результате наслоения на следовоспринимающую поверхность бесцветного потожирового вещества, и окрашенными, образованными руками, покрытыми кровью, чернилами, жидкой краской и т.п.

Маловидимые следы рук образуются на гладких непористых поверхностях (стекле; предметах, покрытых лаком, эмалью; пластмассе и т.п.).

Невидимые - возникают на пористых поверхностях (бумаге, картоне, фанере, необработанном дереве и т.п.).

Следы ног человека.

В подошве обуви различают следующие части: подметочную, промежуточную и каблук (рис. 12.10). Если обувь не имеет каблука, то задняя часть подошвы называется пяточной частью.

Подошва обуви и ее части характеризуется с точки зрения формы и размеров. Форма подметочной части зависит от формы носка и заднего края. Различают следующие типовые формы носков: острый, прямоугольный удлиненный, прямоугольный широкий и круглый широкий. Задний край подметки может быть: прямым, скошенным, вогнутым, фигурным. Передний край каблука по форме бывает: прямой, вогнутый, выпуклый, фигурный. Каблуки делятся на низкие, средние и высокие.

В подошве стопы ноги человека различают следующие части: пальцевая, плюсневая, свод и пятка (рис. 12.11). Контур стопы делят на линии: внутреннюю, внешнюю, заднюю (область пятки), переднюю (граница ногтевых фаланг пальцев).


Рис. 12.10. Подошва обуви: 1 - носок; 2 - подметка;
3 - задний край подметки; 4 - промежуточная часть;
5 - передний край каблука;
6 - каблук А - передний край подошвы; Б - наружный край подошвы;
В - задний край подошвы; Г - внутренний край подошвы


Рис. 12.11. Подошва стопы ноги человека:
1 - плюсневая часть; 2 - промежуточная часть;
3 - пяточная часть. А - передний край;
Б - внешний край; В - задний край;
Г - внутренний край

 

Виды следов ног (обуви)

Следы ног человека подразделяются на: следы босых ног; следы ног, одетых в носки (чулки), и следы обуви.

В зависимости от механизма следообразования возникают статические или динамические следы ног (обуви). Статические следы образуются, когда человек стоит, идет или бежит, а динамические, когда он скользит.

Следы ног (обуви) могут быть объемными, если они образуются на пластичной поверхности (песок, рыхлая земля, грязь, мягкая глина, снег и т.п.), либо поверхностными, когда они оставлены на твердой поверхности (твердый грунт, пол, паркет и т.п.) за счет отслоения или наслоения пыли, грязи, красящих веществ, крови и т.п.

Поверхностные следы ног (обуви) могут быть видимыми и невидимыми. Поверхностные следы видимы, если они сами одного цвета, а их фон другого цвета, и соответственно невидимы, если они того же цвета, что и фон, т.к. они сливаются со своим фоном. К невидимым относятся и следы, оставленные чистой подошвой обуви на чистой гладкой поверхности. Босая нога также может оставить невидимый поверхностный след, состоящий из потовых выделений, обычно смешанных с частицами пыли и грязи.

Объемные следы ног (обуви) обычно хорошо различимы. Для выявления слабовидимых поверхностных следов используются косонаправленное освещение и осмотр под различными углами зрения.

Невидимые поверхностные следы ног (обуви), образованные за счет отслоения или наслоения пылеобразных веществ, особенно на различных тканях (обивке мебели, коврах и т.п.), удается выявить лишь с помощью дактилоскопической пленки, скотча, увлажненной фотобумаги, шероховатой поверхности резины, путем наложения и прижатия их к следу.

Невидимые следы, оставленные чистой подошвой резиновой обуви (на линолеуме, крашенном и струганном дереве, бумаге, керамических плитках пола), выявляются путем обработки поверхности мелкозернистым железным порошком с помощью магнитной кисти и могут быть затем откопированы на дактилоскопическую пленку (скотч). Подобные же следы, выявленные на неровных поверхностях, копируются с помощью силиконовых компаундов так же, как это делается с аналогичными следами рук.

Следы подошв резиновой обуви, выявленные порошком восстановленного водородом железа на пористых поверхностях, можно закрепить посредством интенсивного окуривания парами йода с помощью йодной трубки.

Свежие кровяные следы, сливающиеся с фоном, можно увидеть, подождав несколько часов, т.к. с течением времени они меняют свою окраску и выделяются на том фоне, с которым раньше сливались.

Сохранение следов ног (обуви). Следы ног (обуви) легко подвергаются разрушению, поэтому с момента обнаружения должны быть приняты меры к их сохранению.

Следы на открытой местности необходимо оградить, а при неблагоприятных атмосферных условиях (дождь, снег и т.п.) прикрыть водонепроницаемым предметом (ящиком, коробкой, листом железа или фанеры), однако так, чтобы прикрывающий предмет не касался следа. Кроме того, предмет не должен быть загрязненным и обладать резким запахом. Если имеется опасность размыва следа водой, его не только накрывают, но и делают вокруг водоотводную канавку.

Для сохранения объемных следов в песке от повреждения ветром и засыпания песком, необходимо прикрыть их ящиком или тазом, и поставить ветровой заслон в виде щита из досок или ветвей.

Для сохранения объемных следов в снегу от деформации в результате таяния нужно прикрыть след чем-то теплонепроницаемым (укрепленной на подпорках зимней верхней одеждой, толстым деревянным ящиком и т.п.), либо тазом или другой посудой, которую затем засыпать снегом.

Фиксация следов ног (обуви). Любые обнаруженные на месте происшествия следы ног (обуви) прежде всего фотографируются, затем измеряются и описываются в протоколе осмотра.

Следы ног (обуви) фотографируются в максимально крупном масштабе по правилам масштабной фотографии. При этом фотокамера располагается так, чтобы плоскость кадра была строго параллельна плоскости расположения следа.

 

Следы транспортных средств.

Это материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта на грунте или дорожном покрытии, на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии и других объектах. К следам транспортных средств относятся также части, отделившиеся от целого в результате разрушения транспортного средства и других объектов, пятна смазочных и горючих веществ, крови, частицы грунта, краски на объектах ДТП. Виды:

1. отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);

2. отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);

3. вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);

4. сопутствующие (следы ног водителя).

Следы транспортных средств дают возможность:

· определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

· идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

· установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Признаки следов:

1) Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

2) По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

 

Геометрические параметры автомобиля (рисунок):
1 - длина; 2 - ширина; 3 - высота; 4 - колея передних колес; 5 - колея задних колес; 6 - база; 7 - передний свес; 8 - задний свес; 9 - передний угол свеса; 10 - задний угол свеса; 11 - просвет под передней осью; 12 - просвет под задней осью.

 

1. Беговая дорожка – следы качения шины одного колеса (обычно заднего). Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Исследуются:

· ширина беговой дорожки (отдельно левых и правых колес).

· рисунок протектора шины.

По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности.

2. Следы ходовой части - в зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности могут быть поверхностными и объемными.

· Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

· Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

3. Колея – следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

4. Колесная база – это расстояние между осями передних и задних колес. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах юза передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов юза передних и задних колес.

Признаки определения направления движения автомобиля:

1) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

2) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

3) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

4) рисунок протектора типа "елочка" должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

5) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

6) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

7) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

8) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д.

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

1) вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;

2) вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);

3) количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);

4) место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;

5) размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);

6) рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;

7) наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;

8) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);

9) признаки, указывающие на направление движения автомашины;

10) способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагаемых к протоколу;

11) как упакованы изъятые следы.

 

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

1) колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;

2) рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;

3) отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног.

 

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1) не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства;

2) к какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия;

3) автомобилем какой марки оставлены следы;

4) в каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам;

5) не составляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия;

6) не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства.

 

 

Дистанции выстрела

Выделяют три основные дистанции:

1. Выстрел в упор – точное название – контактный выстрел, дифференцируется на

a. Выстрел при плотном контакте – плотно соприкасается с преградой

b. Выстрел при неплотном контакте – дуло оружия отстоит не более чем на 1 см.

c. Соприкосновение с преградой – дульный срез оружия располагается под углом к преграде

Факторы:

· Предпульный столб воздуха – причиняет механические повреждения, если преграда неплотная (крестообразные разрывы)

· Действие высокой температуры – приводит к оплавлению краев преграды, не повреждает преграду

· Пороховые газы, опередившие снаряд – отлагаются на преграде в виде копоти

· Снаряд - нарушает преграду, наносит те повреждения, которые указаны выше.

· Пороховые газы, следующие за снарядом - отлагаются на преграде в виде копоти

· Различные частицы металла, несгоревшие порошинки, копоть, смазка – отлагаются в физическом плане на преграде

· *Поясок осаднения/обтирания

· *Отпечаток дульного среза (штанцмарка)

Отложение всех этих продуктов в виде отпечатков на снаряде.

След от снаряда являются основным следом, а следы от продуктов, сопутствующих выстрелу – дополнительные следы выстрела.

Главным отличительным признаком контактного выстрела являются отложение дополнительных следов в виде отпечатка дульного среза оружия.

2. Выстрел с близкой дистанции – не будут воздействовать следующие факторы:

a. Предпульный столб воздуха – значит, не будет наблюдаться механических повреждений (крестообразных разрывов)

b. Нет сильного воздействия температуры, т.к. на преграду первым б. воздействовать на преграду, опережая пороховые газы– не будет оплавления краев преграды

c. Будут: копоть, смазка, поясок обтирания

Важен фактор внешней обстановки.

Есть закономерность: по мере увеличения дистанции на следовой картине наблюдается интенсивность отложений сопутствующих выстрелу продуктов уменьшается, а зона отложения увеличивается.

3.   Выстрела с дальней дистанции – основной след – след от снаряда. Дополнительный след – поясок обтирания.

НО есть исключение - феномен Виноградова: обнаружение отложений копоти на внутренних слоях одежды или коже при отсутствии ее на поверхностных слоях одежды при выстрелах с неблизкого расстояния. Основными условиями для возникновения такого отложения является наличие нескольких слоев одежды, отстоящих друг от друга на 1-1,5 см. и большая скорость полета пули свыше 500 метров в секунду.

Направление выстрела определяется по входному и выходному отверстию.

Этапы механизма выстрела

Первый этап.

· Снаряжение патронов в магазин, который располагается обычно в рукоятке пистолета. При этом возникают следы от губ магазина в виде продольных трасс.

· Отводя затем затвор назад, освобождают место для патрона, который под действием пружины движется вверх из магазина.

· С возвращением затвора в исходное положение ударно спусковой механизм ставится на боевой взвод, а патрон подается (досылается) в патронник. В этот момент на крае шляпки гильзы образуется след от досылателя, а на закраине (кольцевой проточке) след от зацепа выбрасывателя, захватывающего гильзу. Движение патрона вперед иногда сопровождается образованием на пуле и корпусе гильзы следов от скоса патронника.

Второй этап.

· Выстрел производится нажатием на спусковой крючок.

· Срабатывает ударно-спусковой механизм, боек ударяет по капсюлю, инициирующий состав которого в результате механического воздействия воспламеняется, поджигая пороховой заряд. На капсюле при этом возникает ярко выраженный объемный след от бойка ударника каплевидной, овальной или иной формы.

· Сгорание пороха сопровождается выделением большого количества тепла, создающего в гильзе высокое давление, под действием которого пуля с большой скоростью начинает двигаться по каналу ствола и, вылетая, продолжает движение по траектории до встречи с препятствием.

· В результате гильза входит в плотный контакт со стенками патронника, микрорельеф которого отображается на ее корпусе (следы от стенок патронника). Одновременно гильза за счет давления пороховых газов и силы отдачи начинает движение противоположное направлению полета пули, плотно прилегая к переднему срезу (чашечке) затвора. При этом на шляпке гильзы образуются характерные следы, чаще в виде дуг (следы от чашки затвора).

Третий этап - перезарядка связан с извлечением стреляной гильзы из патронника.

· В момент начала движения пули по каналу ствола затвор под воздействием силы отдачи и пороховых газов перемещается назад, а зуб выбрасывателя, захвативший гильзу, вытаскивает ее из патронника, оставляя след на внутренней части закраины (кольцевой проточки) – след от зуба выбрасывателя.

· Извлекаемая гильза, ударяясь об отражатель, выбрасывается через окно затвора. В результате удара на шляпке гильзы ближе к краю образуется след от отражателя, взаимное расположение которого со следом от зуба выбрасывателя учитывается при определении групповых характеристик огнестрельного оружия по следам на стреляной гильзе

 

Общие признаки почерка

Выражающие степень выработанности и характер письменно-двигательного навыка.

1. Выработанность – степень автоматизма и координации, выражается в согласованности и координации движений

a. Маловыработанный

b. Средневыработанный

c. Высоковыработанный

2. Связанность почерка – количество элементов, выполняемых без отрыва от бумаги

a. Малосвязанный (до 2 элементов)

b. Среднесвязанный (3-4)

c. Высокосвязанный (5 и более)

3. Строение почерка – определяется относительно прописей

a. Простое (=правилам прописи)

b. Упрощенное (пропуск элементов)

c. Сложное (наличие дополнительных элементов)

4. Размер - по высоте строчной буквы

a. Мелкий (до 2 мм)

b. Средний (от 2 до 5 мм)

c. Крупный (больше 5 мм)

5. Разгон – соотношение ширины и высоты трехстрочных букв

a. Сжатый (высота больше ширины)

b. Размашистый (высота меньше ширины)

c. Средний (высота равна ширине)

6. Нажим – по соотношению ширины основных и соединительных штрихов

a. Слабый (до 0,5 мм)

b. Средний

c. Сильный (более 1 мм)

7. Наклон - расположение почерка относительно перпендикуляра к строке

a. Ненаклонный

b. Левонаклонный

c. Правонаклонный

d. Смешанный

Форма написания

a. Округлая

b. Прямолинейно-угловая

c. Прямолинейно-петлевая

d. Смешанная

9. Темп – количество знаков в единицу времени

a. Высокий

b. Средний

c. Маленький

Частные признаки

Частные признаки почерка - особенности системы движений пишущего при исполнении отдельных знаков

1) точка начала и окончания движения

2) направление движения (отводящее к строке; приводящее от строки)

3) кол-во движений

4) форма/величина/размер надстрочных и подстрочных элементов

5) характер связи между элементами

Виды образцов почерка

1. Свободные – выполнены исполнителем вне связи с расследованием, до возбуждения уголовного дела (например, дневники). Способ получения – обыск, выемка, в рамках ОРД

2. Условно-свободные – которые исполнены в связи с расследованием, но специально не предназначенные для экспертизы (к-л объяснения, ходатайства в деле)

3. Экспериментальные – полученные в связи с расследованием уголовного дела и специально предназначенные для экспертного исследования, ст. 202 УПК – выносится постановление об отобрании образцов почерка.

 

Дописка

Дописка – это вид изменения первоначального содержания документа путем внесения в текст новых записей или отдельных письменных знаков, а иногда – отдельных штрихов, изменяющих смысл и значение написанного ранее текста.

Признаки:

· отличия в общих и частных признаках почерка или машинописного текста

· различия оттенков красителя

· различия люминесценции красителя

· сдвоенные, утолщённые штрихи

· части штрихов, оставшиеся от прежнего знака

· различие признаков, отображающих состав материалов письма.

Способы обнаружения:

· просмотр в косо падающем свете или на просвет

· УФ и ИК освещение документа

· сильное увеличение

· исследование пересекающихся штрихов основного и дописанного текста с использованием микроскопии, люминесцентного анализа, копировального метода.

· определение давности выполнения записей.

 

Подчистка

Подчистка — это механическое удаление знаков документа в целях изменения его первоначального содержания.

Признаки:

· нарушение поверхностного слоя бумаги (приподнятость, взъерошенность волокон бумаги)

· оставшиеся следы старого текста

· изменение глянца бумаги

· уменьшение толщины бумаги

· расплывчатость чернил на месте подчистки

· повреждение линии защитной фоновой сетки, типографской линовки

· подрисовка с целью маскировки защитных линий.

 

Способы обнаружения:

· просмотр в косо падающем свете или на просвет

· УФ и ИК освещение документа

· сильное увеличение

· вдавленные следы на обратной стороне листа или на след. листе бумаги

· диффузно-копировальный метод

· окуривание парами йода

· комплекс физико-химических методов.

Травление

Травление – это способ удаления первоначальной записи химическим путем за счет обесцвечивания красителя штрихов, подвергающегося воздействию химическими реактивами: кислотами, щелочами, окислителями.

Признаки:

· наличие шероховатости;

· изменение цвета бумаги;

· «вздутие» бумаги;

· оставшиеся части старого текста;

· следы химических веществ.

Способы обнаружения:

· Просмотр в косо падающем свете или на просвет.

· Сильное увеличение.

· УФ и ИК освещение документа.

· Диффузно-копировальный метод.

· Методики физико-химического обнаружения.

Замена частей документа

Замена частей документов – замена страниц в многостраничных документах и фотографий.

Признаки:

· изменение цвета бумаги;

· изменения в местах крепления;

· наличие потёртостей;

· новая бумага – гладкая, старая – шероховата;

· изменение в нумерации документа (серия, номер и т.д.);

· различие люминесценции.

Способы обнаружения:

· Внешний осмотр документа.

· Просмотр под углом или на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.211 с.)