Частные признаки папиллярных линий пальцев рук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частные признаки папиллярных линий пальцев рук



1. Начало, окончание папиллярной линии (определяются по часовой стрелке)

2. Слияние-разветвление

3. Крючок (до 3 мм)

4. Мостик (до 3 мм)

5. Глазок (до 2 мм)

a. Боковой

b. Центральный

6. Фрагмент (от 2 до 5 мм)

7. Встречные линии (до 3 мм)

 

Виды следов рук

Объемные следы образуются в результате соприкосновения рук с пластичной поверхностью (на масле, свежей краске, пластилине, обледенелых поверхностях и т.п.).

Поверхностные следы образуются на твердых поверхностях за счет отслоения или наслоения следообразующего вещества.

Следы-отслоения образуются в результате прилипания частиц следоносителя к рукам

Следы-наслоения - в результате прилипания к следовоспринимающей поверхности частиц вещества, имеющегося на руках (потожировое вещество, чернила, кровь, краска и т.п.).

Поверхностные следы могут быть бесцветными, возникающими в результате наслоения на следовоспринимающую поверхность бесцветного потожирового вещества, и окрашенными, образованными руками, покрытыми кровью, чернилами, жидкой краской и т.п.

Маловидимые следы рук образуются на гладких непористых поверхностях (стекле; предметах, покрытых лаком, эмалью; пластмассе и т.п.).

Невидимые - возникают на пористых поверхностях (бумаге, картоне, фанере, необработанном дереве и т.п.).

Методы, способы и технические средства обнаружения следов пальцев рук.

  1. Физические – основаны на тех или иных свойствах потожирового в-вещества. В зависимости от того, какое свойство используется:
    1. Основаны на оптических свойствах – люминесцентный метод (использование ультрафиолетовых лучей)
    2. Основанные на молекулярных свойствах –

i. Порошковый метод (порошок оседает на поверхности потожирового в-ва, т.к. его частицы смачиваются этим в-вом, эффективен для выявления следов небольшой степени давности). Нанесение – кисть, магнитная кисть, насыпание с последующим перекатыванием, распыление с помощью специального пистолета. Недостаток – при нанесении порошка закрашивается фон и забиваются папиллярные промежутки. При выборе порошка нужно учитывать условия:

1. Материал (дерево, металл, пластмасса)

2. Цвет (подбирается контрастный к поверхности)

3. Состояние поверхности

4. Структура поверхности (шероховатая, гладкая и т.д.)

5. Дисперсность порошка (его измельченность)

ii. Термическое вакуумное напыление – связан с тем, что пары металла разгоняются в вакууме и осаждаются на поверхность и выявляет отпечатки тем самым. Он не нарушает структуру потожирового в-ва.

  1. Химические – основаны на химических реакциях спец. реактивов с отдельными компонентами потожирового в-ва – в результате след окрашивается в определенный цвет. Используется для следов большой степени давности. Недостатки – дальнейшее медико-биологическое исследование следа невозможно. Это лабораторные методы. Например это:
    1. Основанные на свойствах взаимодействовать с хлоридами – например реагент – азотно-кислое серебро.
    2. Основанные на свойствах взаимодействовать с азотосодержащими соединениями потожирового вещества. Реагенты – раствор аллоксана, нингидрина, ортотолидин.
    3. Реагенты, кот. взаимодействуют с жировой компонентой – реагенты - осьмиевая кислота, судан три.
  2. Физико-химические – это комбинированный метод. Примеры:
    1. Обработка следа парами йода – следы ими выявленные в дальнейшем обрабатываются порошком железа, восстановленного в водороде, для их закрепления
    2. Обугливание органических веществ наслоения

 

Следы ног человека.

В подошве обуви различают следующие части: подметочную, промежуточную и каблук (рис. 12.10). Если обувь не имеет каблука, то задняя часть подошвы называется пяточной частью.

Подошва обуви и ее части характеризуется с точки зрения формы и размеров. Форма подметочной части зависит от формы носка и заднего края. Различают следующие типовые формы носков: острый, прямоугольный удлиненный, прямоугольный широкий и круглый широкий. Задний край подметки может быть: прямым, скошенным, вогнутым, фигурным. Передний край каблука по форме бывает: прямой, вогнутый, выпуклый, фигурный. Каблуки делятся на низкие, средние и высокие.

В подошве стопы ноги человека различают следующие части: пальцевая, плюсневая, свод и пятка (рис. 12.11). Контур стопы делят на линии: внутреннюю, внешнюю, заднюю (область пятки), переднюю (граница ногтевых фаланг пальцев).


Рис. 12.10. Подошва обуви: 1 - носок; 2 - подметка;
3 - задний край подметки; 4 - промежуточная часть;
5 - передний край каблука;
6 - каблук А - передний край подошвы; Б - наружный край подошвы;
В - задний край подошвы; Г - внутренний край подошвы


Рис. 12.11. Подошва стопы ноги человека:
1 - плюсневая часть; 2 - промежуточная часть;
3 - пяточная часть. А - передний край;
Б - внешний край; В - задний край;
Г - внутренний край

 

Виды следов ног (обуви)

Следы ног человека подразделяются на: следы босых ног; следы ног, одетых в носки (чулки), и следы обуви.

В зависимости от механизма следообразования возникают статические или динамические следы ног (обуви). Статические следы образуются, когда человек стоит, идет или бежит, а динамические, когда он скользит.

Следы ног (обуви) могут быть объемными, если они образуются на пластичной поверхности (песок, рыхлая земля, грязь, мягкая глина, снег и т.п.), либо поверхностными, когда они оставлены на твердой поверхности (твердый грунт, пол, паркет и т.п.) за счет отслоения или наслоения пыли, грязи, красящих веществ, крови и т.п.

Поверхностные следы ног (обуви) могут быть видимыми и невидимыми. Поверхностные следы видимы, если они сами одного цвета, а их фон другого цвета, и соответственно невидимы, если они того же цвета, что и фон, т.к. они сливаются со своим фоном. К невидимым относятся и следы, оставленные чистой подошвой обуви на чистой гладкой поверхности. Босая нога также может оставить невидимый поверхностный след, состоящий из потовых выделений, обычно смешанных с частицами пыли и грязи.

Объемные следы ног (обуви) обычно хорошо различимы. Для выявления слабовидимых поверхностных следов используются косонаправленное освещение и осмотр под различными углами зрения.

Невидимые поверхностные следы ног (обуви), образованные за счет отслоения или наслоения пылеобразных веществ, особенно на различных тканях (обивке мебели, коврах и т.п.), удается выявить лишь с помощью дактилоскопической пленки, скотча, увлажненной фотобумаги, шероховатой поверхности резины, путем наложения и прижатия их к следу.

Невидимые следы, оставленные чистой подошвой резиновой обуви (на линолеуме, крашенном и струганном дереве, бумаге, керамических плитках пола), выявляются путем обработки поверхности мелкозернистым железным порошком с помощью магнитной кисти и могут быть затем откопированы на дактилоскопическую пленку (скотч). Подобные же следы, выявленные на неровных поверхностях, копируются с помощью силиконовых компаундов так же, как это делается с аналогичными следами рук.

Следы подошв резиновой обуви, выявленные порошком восстановленного водородом железа на пористых поверхностях, можно закрепить посредством интенсивного окуривания парами йода с помощью йодной трубки.

Свежие кровяные следы, сливающиеся с фоном, можно увидеть, подождав несколько часов, т.к. с течением времени они меняют свою окраску и выделяются на том фоне, с которым раньше сливались.

Сохранение следов ног (обуви). Следы ног (обуви) легко подвергаются разрушению, поэтому с момента обнаружения должны быть приняты меры к их сохранению.

Следы на открытой местности необходимо оградить, а при неблагоприятных атмосферных условиях (дождь, снег и т.п.) прикрыть водонепроницаемым предметом (ящиком, коробкой, листом железа или фанеры), однако так, чтобы прикрывающий предмет не касался следа. Кроме того, предмет не должен быть загрязненным и обладать резким запахом. Если имеется опасность размыва следа водой, его не только накрывают, но и делают вокруг водоотводную канавку.

Для сохранения объемных следов в песке от повреждения ветром и засыпания песком, необходимо прикрыть их ящиком или тазом, и поставить ветровой заслон в виде щита из досок или ветвей.

Для сохранения объемных следов в снегу от деформации в результате таяния нужно прикрыть след чем-то теплонепроницаемым (укрепленной на подпорках зимней верхней одеждой, толстым деревянным ящиком и т.п.), либо тазом или другой посудой, которую затем засыпать снегом.

Фиксация следов ног (обуви). Любые обнаруженные на месте происшествия следы ног (обуви) прежде всего фотографируются, затем измеряются и описываются в протоколе осмотра.

Следы ног (обуви) фотографируются в максимально крупном масштабе по правилам масштабной фотографии. При этом фотокамера располагается так, чтобы плоскость кадра была строго параллельна плоскости расположения следа.

 

Следы транспортных средств.

Это материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта на грунте или дорожном покрытии, на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии и других объектах. К следам транспортных средств относятся также части, отделившиеся от целого в результате разрушения транспортного средства и других объектов, пятна смазочных и горючих веществ, крови, частицы грунта, краски на объектах ДТП. Виды:

1. отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);

2. отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);

3. вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);

4. сопутствующие (следы ног водителя).

Следы транспортных средств дают возможность:

· определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

· идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

· установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Признаки следов:

1) Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

2) По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

 

Геометрические параметры автомобиля (рисунок):
1 - длина; 2 - ширина; 3 - высота; 4 - колея передних колес; 5 - колея задних колес; 6 - база; 7 - передний свес; 8 - задний свес; 9 - передний угол свеса; 10 - задний угол свеса; 11 - просвет под передней осью; 12 - просвет под задней осью.

 

1. Беговая дорожка – следы качения шины одного колеса (обычно заднего). Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Исследуются:

· ширина беговой дорожки (отдельно левых и правых колес).

· рисунок протектора шины.

По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности.

2. Следы ходовой части - в зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности могут быть поверхностными и объемными.

· Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

· Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

3. Колея – следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

4. Колесная база – это расстояние между осями передних и задних колес. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах юза передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов юза передних и задних колес.

Признаки определения направления движения автомобиля:

1) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

2) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

3) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

4) рисунок протектора типа "елочка" должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

5) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

6) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

7) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

8) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д.

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

1) вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;

2) вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);

3) количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);

4) место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;

5) размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);

6) рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;

7) наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;

8) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);

9) признаки, указывающие на направление движения автомашины;

10) способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагаемых к протоколу;

11) как упакованы изъятые следы.

 

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

1) колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;

2) рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;

3) отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног.

 

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1) не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства;

2) к какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия;

3) автомобилем какой марки оставлены следы;

4) в каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам;

5) не составляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия;

6) не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.039 с.)