Или Интеллектуальные путешествия в страну Философию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Или Интеллектуальные путешествия в страну Философию



 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Краткое предисловие, или Несколько слов об этой книге

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Философия в современном мире

1. Почему философия?

2. Философское вопрошание как внутренний мотив развития человека

3. Нужна ли сегодня философия?

4. Что такое философия — наука, искусство или образ жизни?

5. Философия — это взгляд на мир с позиции целого

6. Философия — это умение задавать предельные вопросы

7. Философия является инструментом анализа

8. Философия — это средоточие критического мышления

9. Философия — это посредница между разными дискурсами

10. Философия является важным фактором развития человека и общества

 

Первая часть в кратких тезисах

Вопросы к первой части

Путешествия в философские мир ы

Путешествие первое

Философия и наука у Платона и Аристотеля

Путешествие второе

Академия Платона

Путешествие третье

Позднеантичные школы и их влияние на христианскую Европу

Путешествие четвертое

Средневековый университет (XIII век)

Путешествие пятое

От Флорентийской академии до академических научных сообществ эпохи Модерна

Рекомендуемая литература к первой части

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Философская теория реальности

І. Пути философского постижения реальности: топография для первопроходцев

1. Зачем нам философская теория реальности?

2. Платон: бытие идей как истинная реальность           

3. Аристотель: реальность состоит из множества индивидуальных субстанций

4. Новая онтология: Творец и творение

5. Кант: теория опыта вместо теории бытия

6. Современное понимание реальности: философия и естественные науки

 

II. Дидактический материал. Онтология и метафизика как философские дисциплины

1. Что такое онтология

2. Главные темы онтологии и метафизики

2.1. Субстанции и свойства (акциденции)

2.2. Универсалии (абстрактные объекты и общие понятия)

2.3. Теория категорий

2.4. Учение о трансценденталиях

3. Направления современной метафизики и онтологии

3.1. Классическая онтология

3.2. Феноменологическая онтология

3.3. Аналитическая онтология

Вопросы ко второй части

Путешествия в философские мир ы

Путешествие шестое

Запутанный словарь реальности

Путешествие седьмое

Имя Бога «Я есмь Сущий» и средневековая теория бытия

Рекомендуемая литература ко второй части

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Познание реальности

І. Что такое познание или путь к истине

1. Загадка познания, или Чжуан Чжоу и счастливый мотылек

2. Природа человеческого знания

2.1. Особенности человеческого знания

2.2. Почему знание имеет для нас такую ценность?

3. Что такое знание?

4. Вопрос об истине в плоскости повседневной жизни

5. Вопрос об истине: языковой контекст

6. Достоверность нашего знания и внутренний мир человека

 

II. Дидактический материал. Эпистемология, или теория познания

1. Что такое эпистемология

2. Откуда у человека способность познавать истину?

3. Теории истины

3.1. Классическая, или «корреспондентная», теория истины

3.2. Прагматистская теория истины

3.4. Когерентная теория истины

3.4. Эвиденциалистская теория истины

3.5. Консенсусная теория истины

4. Теории обоснования (оправдания)

4.1. Фундационизм

4.2. Когерентизм

4.3. Интерналистские теории обоснования

4.5. Экстерналистские теории обоснования

 

Вопросы к третьей части

Литератур а к третьей части

Философский словарь (для дидактического материала)

Выдающиеся философы и их произведения, упоминаемые в этой книге

Литература ко всем частям. Философские словари и другие полезные источники

 

Краткое предисловие, или Несколько слов об этой книге

Эта книга задумана как популярное введение в философские исследования. Она адресована как начинающим, так и тем, кто стремится углубить свои философские познания. Почему именно философия? Зачем сегодня изучать философию? В чем ее ценность и польза для современного человека? Какое место занимает философское знание в современном мире? На эти вопросы я попробую ответить в первой части книги. Но предварительно можно на них ответить так:

 

· Философия учит нас задавать «предельные» вопросы. Она представляет собой великую школу вопрошания. Философское вопрошание является основанием и внутренним мотивом развития человека.

· Философия способствует развитию целостного взгляда на мир.

· Она является эффективным инструментом анализа.

· Философия развивает критическое мышление и способствует интеллектуальной открытости человека.

· Философия является посредницей между разными дискурсами (язык философии делает возможным диалог между различными науками, искусствами и религиями).

· Философия формирует толерантное отношение людей к другим культурам и способам мышления, является важным фактором развития демократии в современном мире.

 

На генеральной конференции ЮНЕСКО в 2005 году (когда было принято решение праздновать День философии ежегодно в третий четверг ноября) отмечалось, что философия как дисциплина развивает в человеке «критическое и независимое мышление, учит лучше понимать мир, а также способствует развитию толерантности и свободы».

 

Большая часть этой книги по своему стилю и содержанию доступна для всех заинтересованных читателей, для всех тех, кто хотел бы сделать первые шаги в своем путешествии в страну Философию. Те же разделы, которые отмечены как «дидактический материал», могут быть полезными для студентов и преподавателей философских факультетов (хотя надеюсь, не только философских).

В «дидактическом материале» излагаются главные вопросы философской теории реальности (онтологии) и философского учения о познании (эпистемологии). Причем особое внимание уделяется современным дискуссиям вокруг онтологической и эпистемологической тематики. Задача этих разделов – представление главных дисциплин теоретической философии в систематическом и общепонятном изложении. Конечно, большое количество вопросов осталось в этой книге без внимания (назову хотя бы философию языка и философию сознания). Освещение всех тем современной теоретической философии существенно увеличило бы объем книги и затруднило бы ее восприятие. Поэтому я ограничился двумя базовыми дисциплинами, которые можно рассматривать как фундамент теоретико-философского строения. На этом фундаменте можно надстраивать этажи и проектировать дизайн.

Еще одна особенность книги – отсутствие академических ссылок. По-моему, отвлекать внимание читателя большим количеством ссылок и сносок противоречит жанру популярного вступления. Однако после каждой части всегда прилагается библиография, которая позволит всем желающим расширить и углубить свои знания. Особенно библиографические списки важны для дидактических целей (для обучения и преподавания). И поэтому я составлял списки литературы с особой аккуратностью и ответственностью, рекомендуя только лучшие источники (на русском и украинском, а затем и на иностранных языках).

В книге, помимо основного материала, читатель найдет специальную рубрику, которую составляют «философские путешествия» – короткие экскурсы в мир философских школ и философской терминологии. Философия является определяющим элементом европейской культуры. Чтобы лучше показать важную роль философии в развитии европейской идентичности, я позволял себе, в конце первой и второй частей, немного отклоняться от общего тематического плана. Мне хотелось обратить внимание читателей на такие конкретные культурные явления, как Академия Платона, средневековые университеты, академии эпохи Модерна и т. д. Философия — это культурный код европейской цивилизации и представленные в настоящей книге короткие путешествия помогают это понять.

В каком возрасте начинать заниматься философией? Философия не знает возрастных и профессиональных ограничений. Аристотель стал учеником платоновской Академии, когда ему было 17 лет. А выдающийся философ-неоплатоник Плотин нашел своего учителя Аммония и начал под его руководством философские исследования почти тридцатилетним зрелым мужчиной. В ХІІІ веке на факультете искусств (базовом факультете для средневекового университетского образования, на котором собственно и преподавалась философия) учились юноши юноши в возрасте от 15-16 лет. Например, Фома Аквинский начал учебу в Неаполитанском университете в 15-летнем возрасте (где ему пришлось читать естественно-философские произведения Аристотеля).

Арман Жан дю Плесси (будущий кардинал Ришелье), поступив 9-летним мальчиком в Наваррский коллеж, на третьем, философском, цикле обучения читал и комментировал произведения Аристотеля в оригинале, когда ему было приблизительно 13–14 лет. Гегель штудировал «Критику чистого разума» Канта в неполные 19 лет, а основоположник американского прагматизма Чарльз Пирс начал изучать этот труд в возрасте 16 лет. Причем Пирс читал «Критику чистого разума» более трех лет по два часа ежедневно и два года подряд ежедневно подолгу обсуждал идеи Канта со своим отцом (выдающимся математиком и последователем философии Джона Стюарта Милля). Тот, кто читал «Метафизику» Аристотеля или «Критику чистого разума» Канта, лучше поймет, что значит читать эти произведения в таком раннем возрасте.

Уже пятилетний ребенок задает взрослым философские вопросы (часто в форме «почему?»). Но сознательное отношение к философским проблемам возникает в подростковом возрасте, в 13-15 лет. Чаще всего стимулом для постановки первых философских вопросов становится художественная литература (лучшие ее образцы), фильмы и, конечно же, собственный жизненный опыт.

 

5 декабря 2015 года я был членом комиссии ІІ Всеукраинской олимпиады школьников по философии, которая проводилась при содействии Малой академии наук. Задача членов комиссии состояла в том, чтобы внимательно прочитать и оценить философские эссе учашихся 8-11 классов. Читая эти эссе, я убедился, что примеры из голливудских блокбастеров значительно преобладают над примерами из художественной литературы. Другим, и даже главным фактором формирования философского интереса (а также источником вдохновения творческих работ), был личный опыт – опыт первой любви и дружбы, опыт измены и страдания, попытки понять свое место в мире и свое призвание.

В тот день мне понравились многие эссе. Но, как мне показалось, в большинстве работ чего-то явно не доставало. Чего же именно? Попробую сформулировать свой ответ таким образом. Известно, что восприятие информации телезрителями (сюда можно отнести и видеоролики на youtube и другие видеоматериалы) и читателями существенно разнится. Восприятие печатного слова активизирует те участки мозга, которые отвечают и за логическое, и за образное мышление. Когда мы читаем «Остров сокровищ», «Дети капитана Гранта», части романа «Властелин колец» (The Lord of the Rings) или цикл романов «Песнь льда и огня» (A Song of Iceand Fire), мы внимательно следим за сюжетом, выстраиваем логические связи между разными частями повествования и активно реконструируем реальности, описываемые в этих текстах. Читатель книги является настоящим соавтором, он сам становится полноправным участником событий. Участки головного мозга, отвечающие за процесс мышления, постоянно активизируются во время чтения.

Совсем по-другому воспринимается визуальная информация. Как отмечает Альберт Гор в своей книге «Атака на разум», «примитивная четкость телевизионных образов стимулирует инстинктивную реакцию, подобно реакции, вызванной реальностью самой по себе – без применения логики, разума и рефлексии». Телевидение (как и разнообразные формы видеоинформации) предлагает уже завершенное, сформированное представление о реальности. Точно так же экранизация упомянутых выше романов, какой бы качественной она не была, не только упрощает замысел авторов и сюжетные линии (превращая все в привлекательный «экшн»), но и предлагает определенную интерпретацию литературных произведений.

Никоим образом я не выступаю против экранизаций классики, против искусства кино, против компьютерных игр или против видео-лекций. Напротив, я осознаю их полезность и сам в учебных целях советую своим слушателям различные видеоматериалы. Я здесь говорю о другом, а именно о формировании важных компетенций, востребованных сегодня и в ближайшем будущем.

 

Школа и университет должны формировать такие важные в ближайшем будущем компетенции, как аналитическое и творческое мышление, умение аргументировать и находить правильные решения. Для этого особое внимание следует уделять трем, на первый взгляд простым и понятным, навыкам: (1) медленному и вдумчивому чтению, (2) умению выражать свои мысли в письменной форме (в форме эссе) и (3) умению аргументовано аргументировано излагать и обосновывать собственную позицию (в докладах, дискуссиях и дебатах). В развитии этих компетенций лучше всего помогают качественная литература и философия (можно сюда добавить кроме литературы и другие искусства).

Современная украинская школа, к сожалению, мало внимания уделяет литературе (несмотря на наличие такого предмета в программе, чаще всего изложение сводится к механической передаче какой-то элементарной информации) и совершенно пренебрегает философией. А в гимназиях и лицеях Франции, Германии, Австрии и Италии философия преподается два или три года (иногда достаточно углубленно). В возрасте, когда происходит формирование личности, философия могла бы не только способствовать развитию упомянутых трех компетенций, но кроме этого помочь лучше понять те «экзистенциальные» вопросы, которые волнуют молодых людей. Ведь философия развивает главное умение – задавать вопросы, и в первую очередь – самим себе. Остается только надеяться на положительные перемены…

Украинская философская традиция достаточно молода. У нас еще не так много переводов классических философских произведений, у нас еще не так много философских достижений. Но это нельзя считать каким-то недостатком или же пороком. Напротив, это значительно повышает наши шансы подключиться к общемировой интеллектуальной работе и сказать свое весомое слово. Хочется верить, что это слово будет сказано в скором времени. Возможно теми, кто как раз сейчас заканчивает среднюю школу. А может и теми, кто только пошел в школу. И если предлагаемая книга пробудит у кого-то интерес к философии, если она станет первым стимулом к философскому вопрошанию, то уже этим самым она оправдает факт своего существования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.029 с.)