Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества
В данном параграфе раскрывается методика проведения опытно-экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования, уточняются и конкретизируются уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества, этапы диагностики взаимодействия учащихся. Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов.Одним из методов явилась опытно-экспериментальная работа, проводимая в марте - апреле 2015 года в МБОУ ДО «Планета» г.Тольятти, в естественных условиях в процессе осуществления воспитательного процесса. Для осуществления эксперимента были определены контрольная – 22 человека и экспериментальная группы 26 человек. Исследовательская работа включала в себя: 1. определение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; 2. выявление эффективных методов и приемов технологии сотрудничества в процессе коммуникативного взаимодействия; 3. проектирование и апробацию комплекса занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий через технологию сотрудничества. Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: прямого и косвенного наблюдения, беседы. При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования мы выделили следующие этапы: 1 – констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; 2 – формирующий, который направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; 3 – контрольный, который дает возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы. Для того чтобы проектировать формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через технологию сотрудничества, необходимо было сначала выявить реальный уровень их сформированности, а затем проследить динамику развития.
Исследование осуществилось поэтапно. Для решения задач на каждом этапе выделены критерии, показатели и определены соответствующие диагностические методики В начале эксперимента на диагностическом этапе с целью уточнения показателей сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников были определены критерии: - коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности); - коммуникация как кооперация (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели); - коммуникация как условие интериоризации (коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания). На основе соотношения данных критериев в структуре коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, были определены и описаны уровни и показатели коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а именно: Таблица 2.1 - Показатели сформированности коммуникативных УУД у младших школьников
Цель констатирующего этапа экспериментазаключалась в определении уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Констатирующий эксперимент состоял из трех этапов: Первый этап– выявление уровня сформированности коммуникативных действий, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности.С этой целью проводилось анкетирование 11.03.2015г. в учебное время (Приложение 2). Каждому школьнику был дан экземпляр анкеты, состоящей из пяти вопросов с вариантами ответа. Учащимся необходимо было выбрать один из вариантов ответа: ответ «а» оценивался в 2 балла, ответ «б» в 1 балл и «в» - 0 баллов. Были выделены следующие показатели уровня сформированности коммуникативных действий у младших школьников: 8 – 10 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 0 – 3 балла – низкий уровень. Данные представлены в протоколе 1, 2 (Приложение 3). Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне сформированность коммуникативных действий младших школьников составила у 5 учеников – (23%); 9 учеников – (41%) на среднем уровне; 8 учеников – (36%) на низком уровне. В экспериментальной группе на высоком уровне сформированность коммуникативных действий младших школьников составила у 5 учеников – (19%); на среднем уровне 12 учеников – (46%); 9 учеников – (35%) на низком уровне. Данные показатели представлены в таблице 2.2: Таблица 2.2 - Результаты уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника или партнера по деятельности (коммуникация как взаимодействие) Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |||||||||||||||
чел | % | чел | % | |||||||||||||||
Высокий уровень | 5 | 23% | 5 | 19% | ||||||||||||||
Средний уровень | 9 | 41% | 12 | 46% | ||||||||||||||
Низкий уровень | 8 | 36% | 9 | 35% |
Данные представлены на рисунке 2.1:
Рисунок 2.1 - Результаты уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника или партнера по деятельности
По результатам анкеты было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 4% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 5% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 1% ниже, чем в контрольной группе.
Второй этап – выявление уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на согласование усилий по достижению общей цели.
12.03.15г. – 13.03.15г. было проведено наблюдение по методике Г.А. Цукермана «Рукавички» (Приложение 4). Наблюдение проводилось в естественных условиях во время группы продленного дня. Учащиеся выполняли работу в парах.
Результаты наблюдения оценивались по уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень- умеет договариваться, находить общее решение; аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; всегда предоставляет помощь.
Средний уровень - не всегда может договориться, найти общее решение, аргументировать свое предложение, сохранить доброжелательность.
|
Низкий уровень - не может и не хочет договариваться; пассивен или агрессивен; не предоставляет помощь.
Данные представлены в протоколе 3, 4 (Приложение 5).
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне 4 ученика – (18%); на среднем уровне – 10 учеников (46%), на низком уровне 8 учеников - (36%).
В экспериментальной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне 3 ученика – (12%); на среднем уровне – 13 учеников (50%); на низком – 10 учеников (38%).
Данные показатели представлены в таблице 2.3:
Таблица 2.3 -Результаты уровня сформированности коммуникативных действия, направленных на согласование усилий по достижению общей цели (коммуникация как кооперация)
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
чел | % | чел | % | |
Высокий уровень | 4 | 18% | 3 | 12% |
Средний уровень | 10 | 46% | 13 | 50% |
Низкий уровень | 8 | 36% | 10 | 38% |
Данные представлены на рисунке 2.2:
Рисунок 2.2 - Результаты уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на согласование усилий по достижению общей цели
По результатам наблюдения было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 6% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 6% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 2% выше, чем в контрольной группе.
Третий этап – выявление уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям.
14.03.15г. – 15.03.15г. было проведено наблюдение по методике Г.А. Цукермана «Узор под диктовку»(Приложение 6). Наблюдение проводилось в естественных условиях во время группы продленного дня, где учащиеся осуществляли работу в парах.
Результаты наблюдения оценивались по уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется; строит понятные для партнера высказывания; умеет задавать вопросы; эмоционален в отношении к совместной деятельности.
Средний уровень - не всегда строит понятные для партнера высказывания, не всегда задает вопросы; отношение нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости).
Низкий уровень – не умеет строить понятные для партнера высказывания, не задает вопросы; негативное отношение к партнеру по деятельности.
|
Данные представлены в протоколе 5, 6 (Приложение 7).
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне обладают 3 учеников – (14%); на среднем уровне – 10 учеников (45%), на низком уровне 9 учеников - (41%).
В экспериментальной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне обладают 4 ученика – (16%); на среднем уровне – 12 учеников (46%); на низком – 10 учеников (38%).
Данные показатели представлены в таблице 2.4:
Таблица 2.4 - Результаты уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям (коммуникация как условие интериоризации)
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
чел | % | чел | % | |
Высокий уровень | 3 | 14% | 4 | 16% |
Средний уровень | 10 | 45% | 12 | 46% |
Низкий уровень | 9 | 41% | 10 | 38% |
Данные представлены на рисунке 2.3:
Рисунок 2.3 - Результаты уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям
По результатам наблюдения было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 2% выше, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 1% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 3% ниже, чем в контрольной группе.
По результатам проведенных методик исследования был выведен средний показатель сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Данные показатели представлены в таблице 2.5:
Таблица 2.5 - Средний показатель результатов сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
% | % | |
Высокий уровень | 18% | 16% |
Средний уровень | 44% | 47% |
Низкий уровень | 38% | 37% |
Данные представлены на рисунке 2.4:
Рисунок 2.4 - Средний показатель результатов сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
По результатам среднего показателя было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 2% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 3% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 1% ниже, чем в контрольной группе.
На основе анализа стало очевидно, что младшие школьники в недостаточной степени имеют навыки коммуникации, так как низкий уровень составил 37% в экспериментальной и 38% в контрольной группах.
Таким образом, в данном параграфе разработаны и представлены критерии сформированности коммуникативных действий на основе взаимодействия, кооперации и интериоризации, которые позволяют проектировать комплекс учебных занятий, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через технологию сотрудничества.
|
Приложение 7
Пример оформления содержания формирующего этапа эксперимента
2.2 Разработка и реализация комплекса учебных занятий по изучению авторской песни для формирования духовно-нравственных ориентиров у подростков |
На основе констатирующего этапа исследования была определенна цель формирующего этапа: спроектировать и реализовать комплекс занятий и воспитательных досуговых мероприятий по изучению авторской песни, направленных на формирование духовно-нравственных ориентиров у подростков.
Задачи формирующего эксперимента:
-сформировать у подростков знания о духовных ценностях и выработать потребность в их развитии;
-обеспечить реальные условия для формирования ценностных ориентации обучающихся;
-способствовать обогащению внутреннего мира подростков;
-стимулировать интерес к общественно-полезной и значимой деятельности.
-апробировать программу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
В ходе формирующего эксперимента были спланированы и реализованы:
- комплекс занятий по изучению авторской песни:
Занятие по творчеству В.С. Высоцкого;
Занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы;
Занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон».
- досуговые мероприятия:
Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну»;
Воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!».
В досуговых мероприятиях предусмотрено участие родителей (лиц, их замещающих), что значительно усилило их воспитательное действие.
Комплекс занятий и мероприятия формирующего этапа эксперимента представлены в календарно-тематическом плане (Таблица 2.6):
Таблица 2.6 - Календарно-тематический план формирующего эксперимента
Дата | Наименование мероприятия | Цель |
02.05.19 | Занятие по творчеству В.С.Высоцкого | Углубить знания учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу воздействия его стихов и песен на слушателя и исполнителя. Выучить песню. |
03.05.19 | Занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы | Углубленное знакомство ребят с творчеством и судьбой поэта, прозаика, барда Булата Шалвовича Окуджавы. |
04.05.19 | Занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» | Через разбор и разучивание песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» воспитывать любовь к Родине, патриотизм, коллективизм, гордость за свой народ, уважение к старшему поколению. |
09.05.19 | Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну» | Воспитание любви к Родине у подростков посредством участия их в мероприятии ко дню Победы для жителей города. |
11.05.19 | Совместное с родителями воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!» | Через создание атмосферы доверия, доброжелательного общения, взаимопонимания, сотрудничества, непринужденность, сопереживание, через диалоги, размышления, дискуссию привести ребят к пониманию ценности объединяющего начала авторской песни. |
02.05.19 было проведено занятие по творчеству В.С. Высоцкого
Целью занятия было углубление знаний учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу воздействия его стихов и песен на слушателя и исполнителя. Выучить песню В.Высоцкого.
Занятие проводилось в форме лекции-концерта при участии ребят, обучающихся на 2 году обучения, способных сыграть аккомпанемент к изучаемым песням.
Из рассказа педагога ребята узнали об основных вехах жизни В.Высоцкого Просмотрели видеозапись песни «Я не люблю» в исполнении Владимира Высоцкого и совместно сделали разбор текста песни «Я не люблю». Затем, с большим интересом посмотрели презентацию «Высоцкий и горы». После презентации получили игровое задание: собрать песню «Ну вот, исчезла дрожь в руках». До этого ребята не были знакомы с этой песней и у них получилась своя версия песни, довольно неожиданная. Судя по их эмоциональному отклику, игра им понравилась. Потом ребята разучили мелодию и текст песни «Ну вот, исчезла дрожь в руках» в авторском варианте. И в конце занятия с большим интересом был просмотрен фрагмент документального фильма «Высоцкий в кино».
На протяжении всего занятия подростки проявляли интерес к творчеству В.Высоцкого, с удовольствием пели его песни, знакомились с элементами его биографии и при подведении итогов занятия, изъявили желание продолжить изучение песен Высоцкого.
03.05.19 было проведено занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы Целью занятия было углубленное знакомство ребят с творчеством и судьбой поэта, прозаика, барда и основоположника жанра авторской песни, Булата Шалвовича Окуджавы.
Во время лекции-концерта прозвучали его песни и песни других бардов в исполнении наших старших воспитанников, были прочитаны стихи, отрывки из воспоминаний, которые познакомили ребят с такой непростой биографией автора и с его многогранным творчеством.
Анализируя деятельность детей во время занятия, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на исполняемые песни. Они были заинтересованы, внимательны друг к другу, и судя по их высказываниям, стали лучше относиться к представителям других национальностей.
04.05.19 проведено занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон»
Целью занятия было: через подробный разбор текста и разучивание песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» воспитывать любовь к Родине, патриотизм, коллективизм, гордость за свой народ, уважение к старшему поколению.
Во время занятия ребята узнали историю написания одной из самых известных песен Булата Окуджавы «Десятый десантный батальон». Был продемонстрирован фрагмент кинофильма «Белорусский вокзал», где звучала эта песня и были зачитаны комментарии автора по поводу написания этой песни. Ребята записали текст песни, расставили аккорды. Педагог показал способы игры аккомпанемента к песне. В процессе разучивания песни, у ребят менялся взгляд, выражение лица, они так проникновенно пели эту песню, что было понятно, что они действительно верят в то, о чем в ней говорит автор и что с таким настроем они действительно победят врага и выгонят его с территории своей Родины.
Подводя итог занятия можно сказать, что цель была достигнута и мы сделали еще один шаг в формировании у этих подростков духовно-нравственных ориентиров.
09.05.19 Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну» Целью мероприятия было воспитание любви к Родине у подростков посредством участия их в мероприятии ко дню Победы для жителей города.
Сценарий составлен так, что почти всё дети делали самостоятельно. Читали текст и исполняли песни под гитарный аккомпанемент обучающиеся гитарной студии авторской песни 2 года обучения. Некоторые песни исполнялись совместно 2 и 1 годом обучения. Родители были самыми активными слушателями и обеспечивали фото и видео съемку мероприятия.
Дети были заинтересованы, внимательны друг к другу. Чувствовалось, что они делают общее полезное дело. Некоторые ребята перед началом мероприятия говорили, что боятся выступать на сцене, но в процессе выступления для них стало более важным донести до слушателей саму песню, и на страх уже перестали обращать внимание, и он отступил. Дети почувствовали себя в роли артистов, запевал, которые чувствуют гордость за свою Родину и побуждают зрителей петь с ними вместе.
Данное мероприятие имело огромное практическое значение в воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся и в стимуляции интереса к общественно-полезной и значимой деятельности.
11.05.19 было проведено совместное с родителями воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!» . Целью мероприятия было привести ребят к пониманию ценности объединяющего начала авторской песни, через создание атмосферы доверия, доброжелательного общения, взаимопонимания, сотрудничества, сопереживания, через совместное исполнение песен, размышления, дискуссию. Оно было задумано, как заключительное и обобщающее мероприятие, способствующее обогащению внутреннего мира подростков.
Сценарий мероприятия строился так, чтобы обеспечить реальные условия для формирования ценностных ориентаций обучающихся. Все подростки имели возможность проявить себя, участвовать в общем песнопении, обсуждении, дискуссии. Каждому подростку была дана возможность почувствовать себя не ребенком, но взрослым, ведь авторская песня писалась думающими людьми и для думающих людей. В авторской песне всегда прослеживается мысль о том, что взрослый - значит ответственный за всё, что происходит в твоем окружении. Ребята получили удовольствие от мероприятия и от знакомства с новыми песнями.
. В мероприятии помимо подростков участвовали и их родители. Они помогали создавать атмосферу единения, доброжелательности, помогали проводить игровые моменты, а так же сами участвовали в них и с удовольствием пели вместе с ребятами.
Наблюдая за детьми, можно сделать вывод, что у них был устойчивый интерес к занятиям авторской песней благодаря хорошей организации мероприятия, доброжелательной атмосфере, наличии необходимых материалов. Мероприятие способствовало формированию у подростков знания о духовных ценностях и выработке потребности в их развитии. В конце встречи ребята изъявили желание продолжать изучение авторской песни.
Приложение 8
Примеры оформления содержания контрольного этапа эксперимента
2.3 Анализ результатов исследования |
На основе констатирующей и формирующей части эксперимента была выдвинута цель контрольного эксперимента: сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов и сделать выводы.
Методики исследования, используемые в контрольном эксперименте, были аналогичны методикам, использованным в констатирующем эксперименте.
На первом этапе 15.05.19 - 16.05.19 мы провели повторное анкетирование с двумя группами, контрольной и экспериментальной, на выявление нравственных и жизненных позиций. Каждому подростку был дан экземпляр анкеты, состоящей из десяти вопросов с вариантами ответа. Данные представлены в протоколе 3, 4 (Приложение 11).
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне сформированность нравственных и жизненных позиций составила у 3 учеников - (30%); на среднем уровне - 4 учеников (40%); на низком уровне - 3 учеников (30%).
В экспериментальной группе на высоком уровне сформированность нравственных и жизненных позиций продемонстрировали 5 учеников - (50%); на среднем уровне 4 учеников - (40%); 1 ученика - (10%) на низком уровне.
Данные показатели представлены в таблице 2.7:
Таблица 2.7 – Сравнительные результаты уровня сформированности нравственных и жизненных позиций подростков.
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
Констати-рующий этап |
Контрольный этап |
Констати-рующий этап |
Контрольный этап | |||||
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |
Высокий уровень | 3 | 30% | 3 | 30% | 2 | 20% | 5 | 50% |
Средний уровень | 4 | 40% | 4 | 40% | 5 | 50% | 4 | 40% |
Низкий уровень | 3 | 30% | 3 | 30% | 3 | 30% | 1 | 10% |
Сравнительные результаты контрольной группы представлены на рисунке 2.5:
Рисунок 2.5 – Сравнительные результаты контрольной группы уровня сформированности нравственных и жизненных позиций подростков
Сравнительные результаты экспериментальной группы представлены на рисунке 2.6:
Рисунок 2.6 - Сравнительные результаты экспериментальной группы уровня сформированности нравственных и жизненных позиций подростков
На основе результатов анкетирования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе уровни сформированности нравственных и жизненных позиций подростков не изменились. В экспериментальной группе высокий уровень сформированности нравственных и жизненных позиций подростков повысился на 30%, средний уровень понизился на 10%, а низкий уровень уменьшился на 20%.
Второй этап – 15.05.19г. – 16.05.19г., было проведено исследование, в котором мы выявили степень интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике, воспользовавшись методикой М. Рокича "Ценностные ориентации" (Приложение 2).
Данные представлены в протоколе 3,4 (Приложение 11).
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне 3 ученика – (30%); на среднем уровне – 4 ученика (40%), на низком уровне 3 ученика - (30%).
В экспериментальной группе на высоком уровне 5 ученика – (50%); на среднем уровне – 4 ученика (40%); на низком – 1 ученика (10%).
Данные показатели представлены в таблице 2.8:
Таблица 2.8 Сравнительные результаты уровня сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
Констати-рующий этап |
Контрольный этап |
Констати-рующий этап |
Контрольный этап | |||||
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |
Высокий уровень | 2 | 20% | 3 | 30% | 3 | 30% | 5 | 50% |
Средний уровень | 4 | 40% | 4 | 40% | 4 | 40% | 4 | 40% |
Низкий уровень | 4 | 40% | 3 | 30% | 3 | 30% | 1 | 10% |
Сравнительные результаты контрольной группы представлены на рисунке 2.7:
Рисунок 2.7 – Сравнительные результаты контрольной группы уровня сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике
Сравнительные результаты экспериментальной группы представлены на рисунке 2.8:
Рисунок 2.8 - Сравнительные результаты экспериментальной группы уровня сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике
На основе результатов наблюдения на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе высокий уровень сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике повысился на 10%, средний уровень остался без изменения, низкий уровень понизился на 10%.
В экспериментальной группе высокий уровень сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике повысился на 20%, средний уровень остался без изменения, низкий уровень понизился на 20%.
Третий этап – выявление уровня нравственной воспитанности подростков
15.05.19г. – 16.05.19г. было проведено повторное тестирование по методике Н.Е. Щурковой, «Размышляем о жизненном пути» для выявления нравственной воспитанности учащихся.
Данные представлены в протоколе 3,4 (Приложение 11).
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе уровнем нравственной воспитанности на высоком уровне обладают 0 учеников – (0%); на среднем уровне – 5 учеников (50%), на низком уровне 5 учеников - (50%).
В экспериментальной группе уровень нравственной воспитанности на высоком уровне обладают 5 учеников – (50%); на среднем уровне – 3 учеников (30%); на низком – 2 ученика (20%).
Данные показатели представлены в таблице 2.9:
Таблица 2.9 – Сравнительные результаты уровня воспитанности подростков
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
Констати-рующий этап |
Контрольный этап |
Констати-рующий этап |
Контрольный этап | |||||
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |
Высокий уровень | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% | 5 | 50% |
Средний уровень | 5 | 50% | 5 | 50% | 6 | 60% | 3 | 30% |
Низкий уровень | 5 | 50% | 5 | 50% | 4 | 40% | 2 | 20% |
Сравнительные результаты контрольной группы представлены на рисунке 2.9:
Рисунок 2.9 - Сравнительные результаты контрольной группы уровня воспитанности подростков
Сравнительные результаты экспериментальной группы представлены на рисунке 2.10:
Рисунок 2.10 - Сравнительные результаты экспериментальной группы уровня воспитанности подростков
На основе результатов наблюдения на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе все показатели остались на прежнем уровне. В экспериментальной группе высокий уровень воспитанности подростков повысился на 50%, средний уровень понизился на 30%, низкий уровень понизился на 20%.
По результатам проведенных методик исследования на контрольном этапе эксперимента был выведен средний показатель сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков.
Данные показатели представлены в таблице 2.10:
Таблица 2.10 – Сравнительные результаты среднего показателя сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Констати-рующий этап | Контрольный этап | Констати-рующий этап | Контрольный этап | |
% | % | % | % | |
Высокий уровень | 30% | 30% | 30% | 50% |
Средний уровень | 40% | 40% | 40% | 40% |
Низкий уровень | 30% | 30% | 30% | 10% |
Сравнительные результаты среднего показателя контрольной группы представлены на рисунке 2.11:
Рисунок 2.11 - Сравнительные результаты среднего показателя контрольной группы сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков
Сравнительные результаты среднего показателя экспериментальной группы представлены на рисунке 2.12:
Рисунок 2.12 - Сравнительные результаты среднего показателя экспериментальной группы сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков
По результатам среднего показателя выявлено, что в контрольной группе уровень сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков не изменился.
В экспериментальной группе высокий уровень сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков повысился на 20%, средний уровень не изменился, низкий уровень понизился на 20%.
Таким образом, на основе опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что разработанный и апробированный комплекс занятий позволил выявить положительную динамику формирования духовно-нравственных ориентиров у подростков посредством изучения авторской песни в экспериментальной группе: низкий уровень понизился на 20%, средний уровень остался неизменным, высокий уровень повысился на 20%.
Выводы по второй главе:
На основании проведенных исследований, можно сделать вывод, что в ходе спланированных и проведенных мероприятий, состоящих из комплекса занятий по изучению авторской песни и воспитательных досуговых мероприятий удалось достичь положительной динамики в формировании духовно-нравственных ориентиров у подростков.
Анализ проведенных занятий позволил выявить сильные и слабые стороны в деятельности педагога, провести корректировку.
Опираясь на проведенные исследования можно сказать, что занятия по изучению авторской песни, основанные на высоко художественном музыкальном материале, на знакомстве с творчеством известных авторов-бардов, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и др. активно формирует целостное мировоззрение подрастающего поколения.
Таким образом, подтверждается вывод, что именно авторская песня с присущей ей яркой индивидуальной авторской интонацией, связанной с личным мироощущением, мировосприятием автора-исполнителя, его манерой общения со слушателями наилучшим образом способствует формированию у подростков духовно-нравственных ориентиров.
ВНИМАНИЕ: после окончания каждой главы не забывайте писать вывод (« Выводы по первой (второй) главе»).
Приложение 9
Пример оформления заключения к выпускной квалификационной работы
Тема: « Формирование коммуникативных универсаль
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.128 с.)