Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества



 

 В данном параграфе раскрывается методика проведения опытно-экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования, уточняются и конкретизируются уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества, этапы диагностики взаимодействия учащихся. 

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов.Одним из методов явилась опытно-экспериментальная работа, проводимая в марте - апреле 2015 года в МБОУ ДО «Планета» г.Тольятти, в естественных условиях в процессе осуществления воспитательного процесса. Для осуществления эксперимента были определены контрольная – 22 человека и экспериментальная группы 26 человек.

Исследовательская работа включала в себя:

1.  определение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

2. выявление эффективных методов и приемов технологии сотрудничества в процессе коммуникативного взаимодействия;

3. проектирование и апробацию комплекса занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий через технологию сотрудничества.

Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: прямого и косвенного наблюдения, беседы.

При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования мы выделили следующие этапы:

1 – констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;

2 – формирующий, который направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;

3 – контрольный, который дает возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.

Для того чтобы проектировать формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через технологию сотрудничества, необходимо было сначала выявить реальный уровень их сформированности, а затем проследить динамику развития.

Исследование осуществилось поэтапно. Для решения задач на каждом этапе выделены критерии, показатели и определены соответствующие диагностические методики

В начале эксперимента на диагностическом этапе с целью уточнения показателей сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников были определены критерии:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели);

- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания).

На основе соотношения данных критериев в структуре коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, были определены и описаны уровни и показатели коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а именно:

Таблица 2.1 - Показатели сформированности коммуникативных УУД у младших школьников

Уровни Показатели
I уровень – высокий - различает и понимает различные позиции другого человека, дает обратную связь, проявляет доброжелательность в общении; - умеет договариваться, находить общее решение; аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; не конфликтен; всегда готов придти на помощь; - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает; легко усваивает материал.
II уровень – средний - понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях; - не всегда может договориться, сохранить доброжелательность; предоставляет помощь только близким, знакомым; - читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов; высказывает свои мысли по алгоритму.
III уровень – низкий - редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным или легко поддается влиянию других, более сильных; - не может и не хочет договариваться; пассивен или агрессивен; не предоставляет помощь; - не всегда может и хочет выражать свои мысли; читает, но не понимает прочитанного, всегда требуется помощь взрослого.

 

 

Цель констатирующего этапа экспериментазаключалась в определении уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Констатирующий эксперимент состоял из трех этапов:

Первый этап– выявление уровня сформированности коммуникативных действий, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности.С этой целью проводилось анкетирование 11.03.2015г. в учебное время (Приложение 2). Каждому школьнику был дан экземпляр анкеты, состоящей из пяти вопросов с вариантами ответа. Учащимся необходимо было выбрать один из вариантов ответа: ответ «а» оценивался в 2 балла, ответ «б» в 1 балл и «в» - 0 баллов.

Были выделены следующие показатели уровня сформированности коммуникативных действий у младших школьников:

8 – 10 баллов – высокий уровень;

4 – 7 баллов – средний уровень;

0 – 3 балла – низкий уровень.

Данные представлены в протоколе 1, 2 (Приложение 3).

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне сформированность коммуникативных действий младших школьников составила у 5 учеников – (23%); 9 учеников – (41%) на среднем уровне; 8 учеников – (36%) на низком уровне.

В экспериментальной группе на высоком уровне сформированность коммуникативных действий младших школьников составила у 5 учеников – (19%); на среднем уровне 12 учеников – (46%); 9 учеников – (35%) на низком уровне.

Данные показатели представлены в таблице 2.2:

Таблица 2.2 - Результаты уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника или партнера по деятельности (коммуникация как взаимодействие)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

чел % чел %
Высокий уровень 5 23% 5 19%
Средний уровень 9 41% 12 46%
Низкий уровень 8 36% 9 35%

 

Данные представлены на рисунке 2.1:

 

Рисунок 2.1 - Результаты уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника или партнера по деятельности

 

По результатам анкеты было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 4% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 5% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 1% ниже, чем в контрольной группе.

Второй этап выявление уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на согласование усилий по достижению общей цели.

12.03.15г. – 13.03.15г. было проведено наблюдение по методике Г.А. Цукермана «Рукавички» (Приложение 4). Наблюдение проводилось в естественных условиях во время группы продленного дня. Учащиеся выполняли работу в парах.

Результаты наблюдения оценивались по уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень- умеет договариваться, находить общее решение; аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; всегда предоставляет помощь.

    Средний уровень - не всегда может договориться, найти общее решение, аргументировать свое предложение, сохранить доброжелательность.

    Низкий уровень - не может и не хочет договариваться; пассивен или агрессивен; не предоставляет помощь.

Данные представлены в протоколе 3, 4 (Приложение 5).

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне 4 ученика – (18%); на среднем уровне – 10 учеников (46%), на низком уровне 8 учеников - (36%).

В экспериментальной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне 3 ученика – (12%); на среднем уровне – 13 учеников (50%); на низком – 10 учеников (38%).

Данные показатели представлены в таблице 2.3:

 

Таблица 2.3 -Результаты уровня сформированности коммуникативных действия, направленных на согласование усилий по достижению общей цели (коммуникация как кооперация)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

чел % чел %
Высокий уровень 4 18% 3 12%
Средний уровень 10 46% 13 50%
Низкий уровень 8 36% 10 38%

 

Данные представлены на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2 - Результаты уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на согласование усилий по достижению общей цели

 

По результатам наблюдения было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 6% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 6% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 2% выше, чем в контрольной группе.

Третий этап – выявление уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям.

14.03.15г. – 15.03.15г. было проведено наблюдение по методике Г.А. Цукермана «Узор под диктовку»(Приложение 6). Наблюдение проводилось в естественных условиях во время группы продленного дня, где учащиеся осуществляли работу в парах.

 Результаты наблюдения оценивались по уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется; строит понятные для партнера высказывания; умеет задавать вопросы; эмоционален в отношении к совместной деятельности.

Средний уровень - не всегда строит понятные для партнера высказывания, не всегда задает вопросы; отношение нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости).

Низкий уровень – не умеет строить понятные для партнера высказывания, не задает вопросы; негативное отношение к партнеру по деятельности.

Данные представлены в протоколе 5, 6 (Приложение 7).

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне обладают 3 учеников – (14%); на среднем уровне – 10 учеников (45%), на низком уровне 9 учеников - (41%).

В экспериментальной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне обладают 4 ученика – (16%); на среднем уровне – 12 учеников (46%); на низком – 10 учеников (38%).

Данные показатели представлены в таблице 2.4:

Таблица 2.4 - Результаты уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям (коммуникация как условие интериоризации)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

чел % чел %
Высокий уровень 3 14% 4 16%
Средний уровень 10 45% 12 46%
Низкий уровень 9 41% 10 38%

 

Данные представлены на рисунке 2.3:

Рисунок 2.3 - Результаты уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям

По результатам наблюдения было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 2% выше, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 1% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 3% ниже, чем в контрольной группе.

По результатам проведенных методик исследования был выведен средний показатель сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Данные показатели представлены в таблице 2.5:

Таблица 2.5 - Средний показатель результатов сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Уровни

Контрольная группа Экспериментальная группа
% %
Высокий уровень 18% 16%
Средний уровень 44% 47%
Низкий уровень 38% 37%

 

Данные представлены на рисунке 2.4:

Рисунок 2.4 - Средний показатель результатов сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

По результатам среднего показателя было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 2% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 3% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 1% ниже, чем в контрольной группе.

На основе анализа стало очевидно, что младшие школьники в недостаточной степени имеют навыки коммуникации, так как низкий уровень составил 37% в экспериментальной и 38% в контрольной группах.

Таким образом, в данном параграфе разработаны и представлены критерии сформированности коммуникативных действий на основе взаимодействия, кооперации и интериоризации, которые позволяют проектировать комплекс учебных занятий, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через технологию сотрудничества.

 

 

Приложение 7

Пример оформления содержания формирующего этапа эксперимента

2.2 Разработка и реализация комплекса учебных занятий по изучению авторской песни для формирования духовно-нравственных ориентиров у подростков

 

На основе констатирующего этапа исследования была определенна цель формирующего этапа: спроектировать и реализовать комплекс занятий и воспитательных досуговых мероприятий по изучению авторской песни, направленных на формирование духовно-нравственных ориентиров у подростков.

Задачи формирующего эксперимента:

-сформировать у подростков знания о духовных ценностях и выработать потребность в их развитии;

-обеспечить реальные условия для формирования ценностных ориентации обучающихся;

-способствовать обогащению внутреннего мира подростков;

-стимулировать интерес к общественно-полезной и значимой деятельности.

-апробировать программу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В ходе формирующего эксперимента были спланированы и реализованы:

- комплекс занятий по изучению авторской песни:

Занятие по творчеству В.С. Высоцкого;

Занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы;

Занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон».

- досуговые мероприятия:

Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну»;

Воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!».

В досуговых мероприятиях предусмотрено участие родителей (лиц, их замещающих), что значительно усилило их воспитательное действие.

Комплекс занятий и мероприятия формирующего этапа эксперимента представлены в календарно-тематическом плане (Таблица 2.6):

Таблица 2.6 - Календарно-тематический план формирующего эксперимента

Дата Наименование мероприятия Цель
02.05.19 Занятие по творчеству В.С.Высоцкого Углубить знания учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу воздействия его стихов и песен на слушателя и исполнителя. Выучить песню.  
03.05.19 Занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы Углубленное знакомство ребят с творчеством и судьбой поэта, прозаика, барда Булата Шалвовича Окуджавы.
04.05.19 Занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» Через разбор и разучивание песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» воспитывать любовь к Родине, патриотизм, коллективизм, гордость за свой народ, уважение к старшему поколению.
09.05.19 Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну» Воспитание любви к Родине у подростков посредством участия их в мероприятии ко дню Победы для жителей города.
11.05.19 Совместное с родителями воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!» Через создание атмосферы доверия, доброжелательного общения, взаимопонимания, сотрудничества, непринужденность, сопереживание, через диалоги, размышления, дискуссию привести ребят к пониманию ценности объединяющего начала авторской песни.

 

02.05.19 было проведено занятие по творчеству В.С. Высоцкого   

Целью занятия было углубление знаний учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу воздействия его стихов и песен на слушателя и исполнителя. Выучить песню В.Высоцкого.

Занятие проводилось в форме лекции-концерта при участии ребят, обучающихся на 2 году обучения, способных сыграть аккомпанемент к изучаемым песням.

Из рассказа педагога ребята узнали об основных вехах жизни В.Высоцкого Просмотрели видеозапись песни «Я не люблю» в исполнении Владимира Высоцкого и совместно сделали разбор текста песни «Я не люблю». Затем, с большим интересом посмотрели презентацию «Высоцкий и горы». После презентации получили игровое задание: собрать песню «Ну вот, исчезла дрожь в руках». До этого ребята не были знакомы с этой песней и у них получилась своя версия песни, довольно неожиданная. Судя по их эмоциональному отклику, игра им понравилась. Потом ребята разучили мелодию и текст песни «Ну вот, исчезла дрожь в руках» в авторском варианте. И в конце занятия с большим интересом был просмотрен фрагмент документального фильма «Высоцкий в кино».

На протяжении всего занятия подростки проявляли интерес к творчеству В.Высоцкого, с удовольствием пели его песни, знакомились с элементами его биографии и при подведении итогов занятия, изъявили желание продолжить изучение песен Высоцкого.

03.05.19 было проведено занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы Целью занятия было углубленное знакомство ребят с творчеством и судьбой поэта, прозаика, барда и основоположника жанра авторской песни, Булата Шалвовича Окуджавы.

Во время лекции-концерта прозвучали его песни и песни других бардов в исполнении наших старших воспитанников, были прочитаны стихи, отрывки из воспоминаний, которые познакомили ребят с такой непростой биографией автора и с его многогранным творчеством.

Анализируя деятельность детей во время занятия, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на исполняемые песни. Они были заинтересованы, внимательны друг к другу, и судя по их высказываниям, стали лучше относиться к представителям других национальностей.

04.05.19 проведено занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон»   

Целью занятия было: через подробный разбор текста и разучивание песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» воспитывать любовь к Родине, патриотизм, коллективизм, гордость за свой народ, уважение к старшему поколению.

Во время занятия ребята узнали историю написания одной из самых известных песен Булата Окуджавы «Десятый десантный батальон». Был продемонстрирован фрагмент кинофильма «Белорусский вокзал», где звучала эта песня и были зачитаны комментарии автора по поводу написания этой песни. Ребята записали текст песни, расставили аккорды. Педагог показал способы игры аккомпанемента к песне. В процессе разучивания песни, у ребят менялся взгляд, выражение лица, они так проникновенно пели эту песню, что было понятно, что они действительно верят в то, о чем в ней говорит автор и что с таким настроем они действительно победят врага и выгонят его с территории своей Родины.

Подводя итог занятия можно сказать, что цель была достигнута и мы сделали еще один шаг в формировании у этих подростков духовно-нравственных ориентиров.

09.05.19 Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну»    Целью мероприятия было воспитание любви к Родине у подростков посредством участия их в мероприятии ко дню Победы для жителей города.

Сценарий составлен так, что почти всё дети делали самостоятельно. Читали текст и исполняли песни под гитарный аккомпанемент обучающиеся гитарной студии авторской песни 2 года обучения. Некоторые песни исполнялись совместно 2 и 1 годом обучения. Родители были самыми активными слушателями и обеспечивали фото и видео съемку мероприятия.

Дети были заинтересованы, внимательны друг к другу. Чувствовалось, что они делают общее полезное дело. Некоторые ребята перед началом мероприятия говорили, что боятся выступать на сцене, но в процессе выступления для них стало более важным донести до слушателей саму песню, и на страх уже перестали обращать внимание, и он отступил. Дети почувствовали себя в роли артистов, запевал, которые чувствуют гордость за свою Родину и побуждают зрителей петь с ними вместе.

Данное мероприятие имело огромное практическое значение в воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся и в стимуляции интереса к общественно-полезной и значимой деятельности.

11.05.19 было проведено совместное с родителями воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!»  . Целью мероприятия было привести ребят к пониманию ценности объединяющего начала авторской песни, через создание атмосферы доверия, доброжелательного общения, взаимопонимания, сотрудничества, сопереживания, через совместное исполнение песен, размышления, дискуссию. Оно было задумано, как заключительное и обобщающее мероприятие, способствующее обогащению внутреннего мира подростков.

Сценарий мероприятия строился так, чтобы обеспечить реальные условия для формирования ценностных ориентаций обучающихся. Все подростки имели возможность проявить себя, участвовать в общем песнопении, обсуждении, дискуссии. Каждому подростку была дана возможность почувствовать себя не ребенком, но взрослым, ведь авторская песня писалась думающими людьми и для думающих людей. В авторской песне всегда прослеживается мысль о том, что взрослый - значит ответственный за всё, что происходит в твоем окружении. Ребята получили удовольствие от мероприятия и от знакомства с новыми песнями.

. В мероприятии помимо подростков участвовали и их родители. Они помогали создавать атмосферу единения, доброжелательности, помогали проводить игровые моменты, а так же сами участвовали в них и с удовольствием пели вместе с ребятами.

Наблюдая за детьми, можно сделать вывод, что у них был устойчивый интерес к занятиям авторской песней благодаря хорошей организации мероприятия, доброжелательной атмосфере, наличии необходимых материалов. Мероприятие способствовало формированию у подростков знания о духовных ценностях и выработке потребности в их развитии. В конце встречи ребята изъявили желание продолжать изучение авторской песни.

Приложение 8

Примеры оформления содержания контрольного этапа эксперимента

  2.3 Анализ результатов исследования

 

На основе констатирующей и формирующей части эксперимента была выдвинута цель контрольного эксперимента: сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов и сделать выводы.

Методики исследования, используемые в контрольном эксперименте, были аналогичны методикам, использованным в констатирующем эксперименте.

 На первом этапе 15.05.19 - 16.05.19 мы провели повторное анкетирование с двумя группами, контрольной и экспериментальной, на выявление нравственных и жизненных позиций. Каждому подростку был дан экземпляр анкеты, состоящей из десяти вопросов с вариантами ответа. Данные представлены в протоколе 3, 4 (Приложение 11).

 Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне сформированность нравственных и жизненных позиций составила у 3 учеников - (30%); на среднем уровне - 4 учеников (40%); на низком уровне - 3 учеников (30%).

В экспериментальной группе на высоком уровне сформированность нравственных и жизненных позиций продемонстрировали 5 учеников - (50%); на среднем уровне 4 учеников - (40%); 1 ученика - (10%) на низком уровне.

Данные показатели представлены в таблице 2.7:

Таблица 2.7 – Сравнительные результаты уровня сформированности нравственных и жизненных позиций подростков.

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констати-рующий этап

Контрольный этап

Констати-рующий этап

Контрольный этап

чел % чел % чел % чел %
Высокий уровень 3 30% 3 30% 2 20% 5 50%
Средний уровень 4 40% 4 40% 5 50% 4 40%
Низкий уровень 3 30% 3 30% 3 30% 1 10%

 

Сравнительные результаты контрольной группы представлены на рисунке 2.5:

Рисунок 2.5 – Сравнительные результаты контрольной группы уровня сформированности нравственных и жизненных позиций подростков

Сравнительные результаты экспериментальной группы представлены на рисунке 2.6:

Рисунок 2.6 - Сравнительные результаты экспериментальной группы уровня сформированности нравственных и жизненных позиций подростков

На основе результатов анкетирования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе уровни сформированности нравственных и жизненных позиций подростков не изменились. В экспериментальной группе высокий уровень сформированности нравственных и жизненных позиций подростков повысился на 30%, средний уровень понизился на 10%, а низкий уровень уменьшился на 20%.

Второй этап 15.05.19г. – 16.05.19г., было проведено исследование, в котором мы выявили степень интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике, воспользовавшись методикой М. Рокича "Ценностные ориентации" (Приложение 2).

Данные представлены в протоколе 3,4 (Приложение 11).

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне 3 ученика – (30%); на среднем уровне – 4 ученика (40%), на низком уровне 3 ученика - (30%).

В экспериментальной группе на высоком уровне 5 ученика – (50%); на среднем уровне – 4 ученика (40%); на низком – 1 ученика (10%).

Данные показатели представлены в таблице 2.8:

Таблица 2.8 Сравнительные результаты уровня сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констати-рующий этап

Контрольный этап

Констати-рующий этап

Контрольный этап

чел % чел % чел % чел %
Высокий уровень 2 20% 3 30% 3 30% 5 50%
Средний уровень 4 40% 4 40% 4 40% 4 40%
Низкий уровень 4 40% 3 30% 3 30% 1 10%

 

Сравнительные результаты контрольной группы представлены на рисунке 2.7:

 

Рисунок 2.7 – Сравнительные результаты контрольной группы уровня сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике

Сравнительные результаты экспериментальной группы представлены на рисунке 2.8:

Рисунок 2.8 - Сравнительные результаты экспериментальной группы уровня сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике

На основе результатов наблюдения на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе высокий уровень сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике повысился на 10%, средний уровень остался без изменения, низкий уровень понизился на 10%. 

В экспериментальной группе высокий уровень сформированности интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике повысился на 20%, средний уровень остался без изменения, низкий уровень понизился на 20%.

Третий этап – выявление уровня нравственной воспитанности подростков

 15.05.19г. – 16.05.19г. было проведено повторное тестирование по методике Н.Е. Щурковой, «Размышляем о жизненном пути» для выявления нрав­ственной воспитанности учащихся.

Данные представлены в протоколе 3,4 (Приложение 11).

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе уровнем  нравственной воспитанности на высоком уровне обладают 0 учеников – (0%); на среднем уровне – 5 учеников (50%), на низком уровне 5 учеников - (50%).

В экспериментальной группе уровень нравственной воспитанности  на высоком уровне обладают 5 учеников – (50%); на среднем уровне – 3 учеников (30%); на низком – 2 ученика (20%).

Данные показатели представлены в таблице 2.9:

Таблица 2.9 – Сравнительные результаты уровня воспитанности подростков

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констати-рующий этап

Контрольный этап

Констати-рующий этап

Контрольный этап

чел % чел % чел % чел %
Высокий уровень 0 0% 0 0% 0 0% 5 50%
Средний уровень 5 50% 5 50% 6 60% 3 30%
Низкий уровень 5 50% 5 50% 4 40% 2 20%

 

Сравнительные результаты контрольной группы представлены на рисунке 2.9:

Рисунок 2.9 - Сравнительные результаты контрольной группы уровня воспитанности подростков

 

Сравнительные результаты экспериментальной группы представлены на рисунке 2.10:

Рисунок 2.10 - Сравнительные результаты экспериментальной группы уровня воспитанности подростков

 

На основе результатов наблюдения на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе все показатели остались на прежнем уровне. В экспериментальной группе высокий уровень воспитанности подростков повысился на 50%, средний уровень понизился на 30%, низкий уровень понизился на 20%.

По результатам проведенных методик исследования на контрольном этапе эксперимента был выведен средний показатель сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков.

Данные показатели представлены в таблице 2.10:

Таблица 2.10 – Сравнительные результаты среднего показателя сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков

 

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констати-рующий этап Контрольный этап Констати-рующий этап Контрольный этап
% % % %
Высокий уровень 30% 30% 30% 50%
Средний уровень 40% 40% 40% 40%
Низкий уровень 30% 30% 30% 10%

Сравнительные результаты среднего показателя контрольной группы представлены на рисунке 2.11:

Рисунок 2.11 - Сравнительные результаты среднего показателя контрольной группы сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков

Сравнительные результаты среднего показателя экспериментальной группы представлены на рисунке 2.12:

Рисунок 2.12 - Сравнительные результаты среднего показателя экспериментальной группы сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков

По результатам среднего показателя выявлено, что в контрольной группе уровень сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков не изменился.

 В экспериментальной группе высокий уровень сформированности духовно-нравственных ориентиров у подростков повысился на 20%, средний уровень не изменился, низкий уровень понизился на 20%.

Таким образом, на основе опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что разработанный и апробированный комплекс занятий позволил выявить положительную динамику формирования духовно-нравственных ориентиров у подростков посредством изучения авторской песни в экспериментальной группе: низкий уровень понизился на 20%, средний уровень остался неизменным, высокий уровень повысился на 20%.

Выводы по второй главе:

На основании проведенных исследований, можно сделать вывод, что в ходе спланированных и проведенных мероприятий, состоящих из комплекса занятий по изучению авторской песни и воспитательных досуговых мероприятий удалось достичь положительной динамики в формировании духовно-нравственных ориентиров у подростков.

Анализ проведенных занятий позволил выявить сильные и слабые стороны в деятельности педагога, провести корректировку.

Опираясь на проведенные исследования можно сказать, что занятия по изучению авторской песни, основанные на высоко художественном музыкальном материале, на знакомстве с творчеством известных авторов-бардов, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и др. активно формирует целостное мировоззрение подрастающего поколения.

Таким образом, подтверждается вывод, что именно авторская песня с присущей ей яркой индивидуальной авторской интонацией, связанной с личным мироощущением, мировосприятием автора-исполнителя, его манерой общения со слушателями наилучшим образом способствует формированию у подростков духовно-нравственных ориентиров.

 

ВНИМАНИЕ: после окончания каждой главы не забывайте писать вывод (« Выводы по первой (второй) главе»).


Приложение 9

 Пример оформления заключения к выпускной квалификационной работы

Тема: « Формирование коммуникативных универсаль



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.128 с.)