Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества



                             

Специальность:     44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Форма обучения:

заочная

Студентка: Кузнецова Елена Викторовна                                                     

 

 

Руководитель: Дабагян Оксана Юрьевна

 

 

 
     

 

Допущена к защите: «___»____________2019 г. Заместитель директора по учебной и научно- методической работе О.И.Дьякова/___________ Выпускная квалификационная работа Защищена с оценкой «______________» «_____»______________2019 г. Председатель ГЭК__________________

 

                                

 

Тольятти, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

Введение ……………………………………………………………………..

3

1

Теоретические основы формирования Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ………….. 9

1.1

Теоретический анализ современных концепций ценностных ориентаций……………………………………………………………..   9

1.2

Особенности формирования нравственных ценностей у подростков 12

1.3

Педагогические условия эффективности формирования общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций подростков посредством изучения ПДД в автоклубе..........……… Выводы по первой главе     18 20
2

Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентации подростков посредством изучения ПДД в автоклубе……………………………………………………………..

21

2.1

Выявление уровня сформированности ценностных ориентаций подростков посредством изучения ПДД в автоклубе ……………….   21

2.2.

Проектирование и апробирование комплекса учебных занятий по  формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества.........................................................................................   32

2.3.

Анализ результатов исследования......................................................... Выводы по второй главе 44 49

Заключение …………………………………………………………………

50

Список используемой литературы ………………………………………

54

Приложение………………………………………………………………….

56
       

Приложение 5

Пример разработки введения выпускной квалификационной работы

Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества на занятиях в объединении дополнительного образования (ЭТО ПИСАТЬ НЕ НУЖНО!)

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что Проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.

А в связи с развитием средств массовой информации, информационно - компьютерных технологий, эта проблема приобретает все большую и большую остроту, т.к. учащиеся большую часть свободного времени проводят у экранов телевизора, компьютера. Чтению книг, общению уделяется все меньше внимания.

 Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. И поэтому основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир.
У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни). Поэтому, социальные идеи и образы не просто усваиваются им на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности.

Изобразительная деятельность, включая все ее виды, обладает большими воспитательными возможностями.
Ещё Одна важная потребность, которая удовлетворяется в художественно-изобразительной  деятельности,– потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Работа с детьми организуется так, чтобы они смогли свободно общаться друг с другом и с взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время декоративно-прикладной деятельности дети могли свободно подойти к доске, мольберту, столу взрослого, чтобы лучше рассмотреть образцы и работф друг друга.

Выполнение некоторых работ (панно, коврики, салфетки) носит коллективный характер, в процессе которых дети сами распределяют между собой процесс изготовления отдельных деталей, подбирают необходимое оборудование и материалы, оказывают друг другу помощь, советуют, как лучше и интереснее сделать совместную работу.

Одна из важнейших потребностей ребенка – потребность в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Младший школьник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности.

Предоставляя детям возможности заниматься художественно-изобразительной деятельностью, мы помогаем осознать им свое «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить творчество, инициативность, самостоятельность. Занимаясь с младшими школьниками интересной и содержательной деятельностью, которая вызывает у них чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, мы в итоге формируем у них основы общей культуры, накопление собственного социального опыта, ценностных ориентаций, поднимаем их на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

 

Коммуникативные способности - индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности

 

формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

    В связи с развитием средств массовой информации, информационно - компьютерных технологий, проблема развития речи учащихся приобретает все большую и большую остроту, т.к. учащиеся большую часть свободного времени проводят у экранов телевизора, компьютера. Чтению книг, общению уделяется все меньше внимания.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д.Ушинский говорил о развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.

Коммуникативные технологии предполагают такую организацию воспитательного процесса, когда за счет активного включения обучаемых ворганизованную деятельность повышается интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимальнореализуется через технологию сотрудничества. Успешность занятий во многом зависит от способности преподавателя организовать на занятии сотрудничество детей с преподавателем и друг с другом. В процессе такого общения проявляются интересы каждого ребенка, устанавливаются дружеские контакты на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ребенка в группе. Формирование коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др. Среди авторов идеи обучения в сотрудничестве были Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования, предложены методы обучения технологии сотрудничества. Однако все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников через технологию сотрудничества.

Проблема исследования заключается в том, что Концепция развития дополнительного образования определяет в качестве одного из приоритетных формирующих результатов – коммуникативные, однако механизмы приобщения к социальному миру и формирования коммуникаций посредством изобразительной деятельности у младших школьников в системе дополнительного образования разработаны в недостаточной степени.

Объектом исследования является процесс социализации личности дошкольника формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Предметом исследования является технология сотрудничества, направленная на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях в объединении дополнительного образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования технологии сотрудничества в   формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством занятий в объединении дополнительного образования

Задачи исследования:

- осуществить анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе;

- изучить особенности технологии сотрудничества младших школьников по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в педагогической и методической литературе; 

- выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;

- апробировать комплекс учебных занятий по технологии сотрудничества, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий;

- обобщить результаты исследования.

    Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основными условиями эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников являются:

- выявление специфики формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;

- выявление эффективных методов и приемов технологии сотрудничества с младшими школьниками;

- проектирование и апробация комплекса учебных занятий по технологии сотрудничества, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса.

Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко, Б. Блум, В.А. Трайнев др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский, Л. М. Фридман); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И. Пидкасистый и др.); классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский).

  В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школ города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.

Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:

На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2020 г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.

На втором этапе (декабрь-февраль 2020-2021 г.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ города Тольятти, изучались основные показатели и критерии формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс занятий.

На третьем этапе (март 2021 г.) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной методики, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса занятий по технологии сотрудничества младших школьников для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

На четвертом этапе (апрель-май 2021 г.) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.

База опытно-экспериментального исследования:   МБОУ ДО «Планета».

 Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись  (ЕСЛИ БЫЛИ ПУБЛИКАЦИИ) участием в VI научно-практической Интернет - конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования», где была представлена статья на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на современном этапе», на сайте http://www.tgl.net.ru/wiki. (Приложение 1)

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс учебных занятий по технологии сотрудничества, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, может быть использован педагогами дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, состоящего из 30 источников, 8 приложений, 13 таблиц, 12 рисунков.

 

 

Приложение 6

 

 

Примеры оформления содержания методики исследования и констатирующего эксперимента



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.027 с.)