Элементы языка АЯРН Структура программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы языка АЯРН Структура программы



Программа на любом языке программирования начинается с заголовка, после которого записывается имя программы. Для АЯРН заголовок обозначен словом НАЧАЛО. После заголовка размещаются операторы описания данных, они не обязательны, если для всех данных программы используется правило умолчания, что бывает крайне редко. Далее размещаются операторы ввода дан- ных, выполняемые операторы для реализации алгоритма, операторы вывода. Каждый оператор программы записывается в отдельной строке. Заканчивается программа ключевым словом КОНЕЦ.

Описание данных

Операторы описания в простейшем случае выглядят следующим образом:

<ключевое слово><список переменных>. В качестве ключевых слов использу- ются: ЦЕЛОЕ – для целых типов данных, ВЕЩЕСТВЕННОЕ – для вещест- венных, ЛОГИЧЕСКОЕ – для логических, СИМВОЛНОЕ – для символьных. В списке переменных через запятую перечисляются имена используемых в программе переменных соответствующего типа.

Массивы описываются с помощью этих же операторов с указанием их размерности, например описание матрицы А, состоящей из 25 строк и 10 столбцов выглядит следующим образом:

ВЕЩЕСТВЕННОЕ А(25,10).

Ввод/вывод данных

Оператор ввода с клавиатуры выглядит следующим образом: ВВОД<список ввода>.

Для вывода данных на экран используется один из двух операторов: ВЫВОД<список ввода>

Выражения и оператор присваивания

Выражение – это, формула, по которой вычисляется значение. Выраже- ния строятся из операндов и операций. Операнды – это то, над чем выполняют- ся действия, т. е. это переменные и конкретные значения (константы). Опера- ции указывают, какие действия над операндами должны быть выполнены. Тип операндов и операций определяют тип выражения. Частным случаем выраже- ния является константа или переменная.

Результатом арифметического выражения может быть целое или вещест- венное число. Результатом логического выражения является одно из двух зна- чений:.TRUE. – истина, либо.FALSE. – ложь. Результатом символьного выра- жения является последовательность символов, которая называется символьной строкой.

В арифметических выражениях допускаются следующие арифметические операции: сложение (+), вычитание (-), умножение (*), деление (/), возведение в степень (**). Кроме этого возможно использование условных обозначений


стандартных функций, как правило, встроенных в любой язык программирова- ния, например:

 

Категория

Пример функции

Обозначение Назначение

Числовые

ABS(a) возвращает модуль числа а.
MOD (a,b) возвращает остаток от деления числа a на число b.
DIV (a,b) возвращает целую часть от деления числа a на число b.
Статистические MIN (a1,a2…) возвращает минимум из двух или более значений.
Элементарные матема- тические SQRT (x) возвращает квадратный корень числа х.
Тригонометрические SIN (х) возвращает синус числа х

 

В логических выражениях (ЛВ) используются знаки сравнения (операции отношения) и логические операции сложения, умножения, отрицания:

 

Операции Альтернативная запись
Равно =
Неравно <>
Больше >
Больше или равно >=
Меньше <
Меньше или равно <=
НЕ (логическое отрицание) .НЕ.
И (логическое сложение) .И.
ИЛИ (логическое умножение) .ИЛИ.

 

Оператор присваивания выглядит следующим образом:

<переменная> := <выражение>

типы переменной и выражения должны соответствовать друг другу. Вы- полнение оператора присваивания заключается в следующем: вычисляется зна- чение выражения, вычисленное значение заносится в переменную, указанную в левой части оператора присваивания.

Условный оператор

Условный оператор (ЕСЛИ) используется для реализации разветвляю- щихся процессов и имеет две конструкции: «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ» – развилка и

«ЕСЛИ-ТО» – неполная развилка (см. рис. 3).

Конструкция «ЕСЛИ-ТО» имеет следующий вид:

ЕСЛИ < (ЛВ)>ТО

<Блок>

КОНЕЦ развилки;

если истинно логическое выражение, то выполняется блок (последова-

тельность) операторов, в противном случае управление передается  на оператор


программы, стоящий за словами КОНЕЦ развилки. В блок могут включаться любые операторы кроме операторов описания типов данных.

Управляющую конструкцию «Развилка» (рис. 2) реализует конструкция

«ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»:

ЕСЛИ < (ЛВ)>ТО

<Блок1>

ИНАЧЕ

<Блок2>

КОНЕЦ развилки;

Если логическое выражение принимает значение.TRUE. то выполняется Блок1 и управление передается на оператор, следующий за служебным словом КОНЕЦ развилки. Если логическое выражение принимает значение.FALSE., то выполняется Блок2 и управление передается на оператор, следующий за слу- жебным словом КОНЕЦ развилки.

Для структурного представления вложенных развилок при обозначении закрытия вложенной развилки используется ключевое слово КОНЕЦ вложен- ной развилки.

Операторы цикла

Реализация циклических процессов осуществляется с помощью операто- ров цикла ЦИКЛ. Согласно наличию нескольких управляющих конструкций для реализации циклических процессов, существует три вида операторов цикла. Для циклов с известным числом повторений (рис. 8) используется конструкция

«ЦИКЛ с параметром»:

ЦИКЛ по <счетчик_цикла> от <нач_знач> до <конеч_знач> шаг <шаг>

<Тело цикла> КОНЕЦ ЦИКЛА.

Тело цикла – последовательность любых операторов, кроме операторов описания типов данных. Цикл выполняется пока счетчик цикла «пробегает» все значения от начального до конечного с указанным шагом После завершения цикла управление передается на оператор, следующий за служебным словом КОНЕЦ ЦИКЛА.

Для циклов с неизвестным числом повторений (рис. 7) используется кон- струкция «цикл с предусловием»:

ПОКА <ЛВ>ПОВТОРЯТЬ:

<Тело цикла> КОНЕЦ ЦИКЛА

Цикл выполняется пока истинно логическое выражение. После заверше- ния цикла управление передается на оператор, следующий за служебным сло- вом КОНЕЦ ЦИКЛА.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гагарина Л. Г. Алгоритмы и структуры данных: учеб. пособие /

Л. Г. Гагарина, В. Д. Колдаев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 304 с.

2. Голицына О. Л. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие / О. Л. Голицына, И. И. Попов. – М.: ФОРУМ, 2008. – 432 с.

3. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных / Н. Вирт. – М.: Мир, 1989. –

360 с.

4. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы / Н. Вирт. – М.:

ДМК Пресс, 2010. – 426 с.

5. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ: в 3 т. / Д. Кнут. – Ки- ев, 2000.

6. Колдаев В. Д. Основы алгоритмизации и программирования /

В. Д. Колдаев, Л. Г. Гагарина. – М.: Форум, 2009. – 413 с.

7. Пешкова О. В. Основы алгоритмизации: учеб. пособие для студентов бакалавриата / О. В. Пешкова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. – 132 с.

8. Семакин И. Г. Основы алгоритмизации и программирования: учебник /

И. Г. Семакин, А. П. Шестаков. – М.: Академия, 2012. – 400 с.


Учебное издание

 

Пешкова Ольга Вячеславовна

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.62 (0.011 с.)