Принципы дидактики в музыкальном обучении школьников. Принцип единства эмоционального и сознательного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы дидактики в музыкальном обучении школьников. Принцип единства эмоционального и сознательного.



Принципы дидактики в музыкальном обучении школьников. Принцип единства эмоционального и сознательного.

Методику музыкального воспитания школьников, следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство нескольких значений – образования (овладение школьниками системой музыкальных знаний, присвоение накопленного человечеством опыта художественного освоения мира), обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и способов действий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся).
Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их: – обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;
– соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
– связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
– комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
– взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;
– сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;
– постоянство требований и систематическое повторение действий;
– обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.
Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров, выполнение музыкально-ритмических движений – проявление эмоционального отклика на чувствуемое впечатление и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.). Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.

Принципы дидактики в муз обучении школьников. Принцип единства развития чувства лада, ритма и формы.

Принцип единства развития чувства лада, ритма и формы должен лежать в основе различных видов музыкальной деятельности. Благодаря комплексному развитию музыкальных способностей у школьников формируются представления о выразительности элементов музыкальной речи(темпа,динамики,дада,ритма,тембра и т.д.),выразительных возможностях музыкальный формы.

7.Реализация принципов дидактики на уроках музыки в начальной школе:

Музыкально-педагогическая концепция Д.Б Кабалевского: цель и задачи массового музыкального воспитания. Структура и принципы построения программы «Музыка» под редакцией Д.Б.Кабалевского.

Инструментальное музицирование как один из видов исполнительской деятельности младших школьников. Связь инструментального музицирования с другими видами деятельности обучающихся на уроке.

Заключение

 При последовательном ознакомлении с разными уровнями исполнения на музыкальных инструментах, индивидуальные и совместные инструментальные импровизации способствуют осознанному восприятию средств музыкальной выразительности.

 Усвоение средств музыкальной выразительности активизирует эмоциональность восприятия музыки, развивает содержательность мыслительных операций (узнавание, сопоставление, анализ, обобщение), вырабатывает у детей умение верно, обоснованно и стройно рассказывать о переживаемом музыкальном впечатлении. Это ведет к полноценному, глубокому и осознанному усвоению материала в целом, музыкальному и общему развитию, активному формированию музыкального, духовного потенциала учащихся.

Инструментальное музицирование тесно связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Приобщая детей
к музыке через музыкальное музицирование, учителю необходимо помнить, что ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция, а учитель должен помочь выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренируют мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться. Таким образом, инструментальное музицирование активизирует всех
детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку

 

20.Педагогические задачи, которые решает включение в урок игры на детских музыкальных инструментах (ДМИ). Что должны уметь и знать школьники в результате этих занятий.

Назначение игры на ДМИ на уроке способствует проявлению и развитию способностей, интересу к исполнительской деятельности.

Игра на ДМИ решает много педагогических задач:

· Стимулирует исполнительскую деятельность

· Способствует формированию художественного вкуса и интереса

· Учит различать тембры музыкальных инструментов

· Активизирует развитие музыкальных способностей учащихся (чувство лада, ритма, формы и т.д.)

· Формирует представление об игре в оркестре, ансамбле.

Игра на ДМИ особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса. Кроме того, это хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.

Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения как вид творческой деятельности на уроках музыки. Роль музыкально-ритмических движений в формировании музыкального восприятия младших школьников.

Пластическое интонирование - один из видов музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки наряду с таким видами деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная грамотность, элементарное музицирование. Музыка и движение для детей являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений, поскольку обладают возможностью прямого воздействия на эмоциональную сферу. Они – первый шаг к пониманию искусства, так как понимание возникает, главным образом, на основе моторного отклика и вызываемых им ассоциаций, знакомых каждому человеку. Пластическое интонирование было задумано как метод активизации восприятия смысла музыки, как способ осознанного его проживания в простых и естественных движениях рук, головы и корпуса. Привлечение движений помогает активизировать у школьников слышание музыки, выявление ее интонационно-образного содержания через жест, характерные обобщенные движения. На уроках учителя музыки часто используют такие приемы, как передача жестами пульсации музыки, сильных долей, ритмического рисунка, фразировки; свободное дирижирование.

Музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития воображения детей, их творческой активности и усиленного восприятия музыки. Музыкально-ритмическое воспитание, как один из основных видов музыкального воспитания. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами.

 

22.Основные направления развития массового художественно- эстетического образования в России на рубеже 20-21 веков. Тенденции и актуальные проблемы современного музыкального образования.

Современная музыкальная культура России как целостное явление развивается с учетом использования многолетнего опыта, ранее накопленного в Советском Союзе..Ко второй половине ХХ в. В России сложилась,хорошо организованная, сбалансированная, структурно упорядоченная музыкально-образовательная система, не имеющая аналогов в мире. Одной из тенденций современного этапа развития музыкального творчества стало изменение жанрово-видового состава любительских объединений и творческих коллективов. Появляется немало творческих коллективов, которые в своей деятельности опираются на старинные синкретичные фольклорные жанры (народные действа, обряды), синтезирующие театральное, хореографическое, декоративно-прикладное искусства и вокально-инструментальное исполнительство.

Следующей тенденцией современного этапа развития музыкального творчества является падение уровня исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в большинстве творческих коллективов.Возникает острая потребность в формировании нового типа специалистов с высокой степенью творческого и профессионального потенциала. Намечаются также и позитивные тенденции: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, открываются новые специализации по художественной и музыкальной культуре в разных учебных заведениях.

Эстетическое воспитание – это процесс, в котором, на основе формирования и развития способности воспринимать, тонко чувствовать и ценить прекрасное и возвышенное в жизни, развивается способность и потребность личности в творчестве по законам красоты с учетом гуманистических идеалов, ценностей во всех сферах и видах человеческой деятельности.

Содержание музыкально-эстетического воспитания в начальной школе отражено в соответствующих учебных программах в виде требований по развитию музыкальных способностей, формированию музыкальных знаний, умений и навыков у школьников, рекомендательного списка репертуара по всем видам музыкальной деятельности в различных классах.

 

Принципы дидактики в музыкальном обучении школьников. Принцип единства эмоционального и сознательного.

Методику музыкального воспитания школьников, следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство нескольких значений – образования (овладение школьниками системой музыкальных знаний, присвоение накопленного человечеством опыта художественного освоения мира), обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и способов действий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся).
Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их: – обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;
– соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
– связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
– комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
– взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;
– сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;
– постоянство требований и систематическое повторение действий;
– обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.
Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров, выполнение музыкально-ритмических движений – проявление эмоционального отклика на чувствуемое впечатление и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.). Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.01 с.)