Жанровая живопись 1890-х гг. А. Архипов, С. Иванов, И. Касаткин, А. Рябушкин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровая живопись 1890-х гг. А. Архипов, С. Иванов, И. Касаткин, А. Рябушкин.



Андрей Петрович Рябушкин - живописец, представитель историко-бытового жанра (1861, 17 октября, Станичная слобода около г.Борисоглебска Тамбовской губернии - 27 апреля, 1904, имение художника В.В.Беляева Дидвино Новгородской губернии)

"После Сурикова - это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка". (Бенуа А.Н.)

Родился в селе Станичная Слобода Тамбовской губернии в семье крестьянина-иконописца. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у В.Г.Перова и И.М.Прянишникова и в петербургской Академии Художеств. Его искусство впоследствии станет идеальным сочетанием московского и петербургского начал, соединив пристрастие художника к бытовому жанру, импрессионистической свободе мазка, красочности с уравновешенной графической линией и стилизаторской игрой. Рябушкин - автор разнообразнейших произведений: иллюстраций, журнальных рисунков, икон, церковных росписей, декоративных панно и живописных работ. Отказавшись от пенсионерской поездки за границу, он много путешествовал по России, старинным русским городам - Новгороду, Угличу, Ярославлю, где изучал в музеях местные древности, копировал фрески, писал этюды средневековой архитектуры. Все это впоследствии отразится в его живописных шедеврах 1890-х годов («Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899; «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895). На полотне «Свадебный поезд в Москве» (1901) оживают образы древней Москвы XVII столетия. На дальнем плане движется красочная свадебная процессия, но все внимание зрителя приковано не к ней, а к фигуре молодой девушки на первом плане. Она стремится подальше уйти от шумного празднества, ее лицо выражает печаль. Что с ней произошло неизвестно - возможно, на месте невесты должна была быть она или ее жених уехал далеко, а может быть, и погиб - каждый вправе увидеть здесь свою историю. Творчество Рябушкина - мотивы бытового историзма времен Московской Руси, но это события не большой истории, а истории повседневно-будничной, уже после великого события, когда жизнь вошла в привычную колею («Семья купца в XVII веке», 1896), хотя художник обращался и непосредственно к историческому жанру («Потешные Петра I в Кружале», «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», 1890-е). Последним произведением Рябушкина стала картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году». Он скоропостижно скончался от туберкулеза в усадьбе Дидвино близ Петербурга 27 апреля 1904 года.

Сергей Васильевич Иванов - мастер бытового жанра и исторических картин (1864, 4 июня, город Руза Московской губернии - 3 августа, 1910, деревня Свистуха Московской губернии)

Художник яркого дарования, Иванов родился в Рузе Московской губернии в семье чиновника. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества (1878-1882, 1884-1885) у И.М.Прянишникова и Академии Художеств в Петербурге. С самого начала направленность его произведений вполне очевидна: история России в прошлом и настоящем. Первая картина «В дороге. Смерть переселенца» (1889), которая принесла художнику известность, была написана в стиле раннего творчества передвижников, но отношение к происходящему уже другое. Смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи — подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи. В картине художник активно использовал художественные средства композиции. Продолжая традиции, Иванов стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души», которое нашло воплощение в картинах о жизни крестьян («К помещице с просьбой», 1885) и «арестантской» темах («Этап», 1892). Поиски Ивановым новых композиционных и цветовых решений — неожиданные ракурсы, декоративность плоских цветовых пятен привели художника к участию в создании Союза русских художников. В 1900 г. в творчестве С.Иванова становится все заметнее влияние импрессионизма. Передача световоздушной среды выделяет главные объекты композиций. Произведения художника характеризует лаконично-заостренная трактовка образов. С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого. В прошлом России художника влекли прежде всего острые драматические моменты, сила русских народных характеров («Поход москвитян. XVI век», 1903), красота старинного быта («Семья», 1910). Злой иронией были проникнуты работы Иванова из жизни паря, бояр, демонстрируя исторические корни таких явлений, как дремучее мещанство, сановнее чванство. В 1902 голу на выставке «Союза 36» Иванов представил картину «Царь. XVI век». Зимний день, по московской улице движется парадный кортеж, во главе которого торжественно шествуют гридни (стражи) в красных кафтанах. На великолепно украшенной лошади, в богатых одеждах едет царь, толстый и неуклюжий, с поднятым кверху, напыщенным липом. Но люли, в приступе подданнического чувства уткнувшиеся в снег, не могут оценить «величия момента». Используя прием «калорированной композиции», художник максимально приблизил изображение к зрителю, как бы создав «эффект присутствия» его внутри. Эту работу отличает яркий цветовой строй, выразительность силуэтных решений, свободная живопись. В поисках нового живописного языка, Иванов выступил новатором исторического жанра: его полотна напоминали застывшие кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом («Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», 1901). Последней работой художника стал цикл о событиях 1905 года («Расстрел»).

Абрам Ефимович Архипов - мастер бытового пейзажа, живописец

(1862, 15 августа, деревня Егорово Рязанской губернии - 25 сентября, 1930, Москва)

"Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь - то ли красного солнышка, то ли страшного пожара... От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого..." (Стоцкий Ш.И.)

Родился в одном из глухих селений Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Впервые мальчик начал рисовать в местной школе. Родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году, с трудом собрав средства, отправили его учиться в Москву в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, где любимым педагогом будущего художника был В.Г.Перов. Уроки Перова, призывавшего художников изображать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром. Архипов начал свой творческий путь как явный последователь своего учителя («В лавке старьевщика», «Пьяница»). После смерти Перова он занимался у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова. Во время учебы Архипов писал много этюдов, жанровых картин. Два учебных года (с сентября 1884 г. по февраль 1886 г.) занимался в Петербургской Академии Художеств. В 1887 г. за картину «Посещение больной» ему была вручена большая серебряная медаль и присвоено звание классного художника. Сотрудничал с Товариществом Передвижных Художественных Выставок, членом которого стал в 1891 г. В картине «На Волге» (1888-1889) художник подошел к решению одной из основных проблем пленэрной живописи — изображению человека на открытом воздухе, где эмоциональное состояние человека передается через пейзаж. В картинах «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894-1895), «На реке» (1898), «Проводы крестного хода» (конец 1890-х гг.) также хорошо видно слияние пейзажа и жанрового сюжета. Картина «Обратный» (1896) завершила цикл крестьянского жанра, и художник обращается к теме социального жанра. В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Основная мысль раскрывается через обстановку, в которой происходят события. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. К числу наиболее известных и самых значительных произведений Архипова относится картина «Прачки», существующая в двух вариантах (1899).

 

В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи Архипова. Здесь величавая природа, с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, низкими избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря («Северная деревня», 1902; «На Севере», 1912). В сероватой, строгой гамме этих полотен заключено удивительное цветовое богатство, их колорит торжественен и звучен. В эти же годы Архипов создал своеобразную серию крестьянских портретов - девушек и женщин Нижегородской и Рязанской губерний. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты написаны темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, яркой красочной гаммой. Излюбленными становятся красные, интенсивно-розовые, звучные тона («Девушка с кувшином», 1927).

Касаткин Николай Алексеевич 13 декабря 1859 (Москва) — 17 декабря 1930 (Москва) Живописец, график.

   Родился в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки. Первые художественные навыки получил дома под руководством отца. В 1873 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. В 1878 за «Этюд старухи» и в 1882 за рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1883 за картину «Нищие на церковной площади» удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника. С 1878 преподавал в школе при типографии Общества распространения полезных книг, в 1884–1894 — в Художественной школе при типографии товарищества «И. Д. Сытин и К°». С 1894 до революции 1917 сотрудничал с издательством Сытина и как художник.

 В 1893 был удостоен звания академика. В 1894–1918 преподавал в МУЖВиЗ.

С 1890 регулярно экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (до 1910, с перерывами) и ТПХВ, в 1891 стал членом Товарищества (до 1922). Несколько картин с выставок ТПХВ были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х сблизился в Л. Н. Толстым, часто гостил в имении писателя Ясная Поляна, испытал влияние на свое творчество его идей. В 1894 принимал участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств, был избран в члены совета съезда. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1903 был избран действительным членом ИАХ в Петербурге.

Неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 побывал на Кавказе, в 1898 предпринял поездку на Урал, в 1900-х ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья. В 1893 посетил Париж и Берлин, с 1901 ежегодно бывал в Италии, в 1907–1917 совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам.

После Октябрьской революции принимал участие в оформлении революционных празднеств. Создал районную художественную студию, при которой основал музей художников, вышедших из народа. С 1918 до середины 1920-х заведовал художественной студией на Биостанции им. К. А. Тимирязева, преподавал рисование в Лесной школе им. В. Д. Бонч-Бруевича и на учительских курсах. С 1920 руководил детской изостудией при санатории «Захарьино», с 1924 — Музеем труда. В 1923 первым был удостоен звания народного художника РСФСР.

В 1924 совершил поездку в Лондон и Южный Уэльс, чтобы запечатлеть борьбу пролетариата в Англии. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках АХРРа до 1927. В 1927 стал членом Общества художников-реалистов. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.

Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.

Касаткин — один из ведущих русских мастеров реалистического искусства второй половины XIX — первой трети ХХ века. Наиболее значительный период его художественной деятельности связан с ТПХВ. В раннем творчестве (конец 1880-х — начало 1890-х) создавал жанровые работы в духе передвижничества, для которых характерны повествовательность сюжета, взятого из обыденной жизни, сдержанность колористической гаммы, тщательность исполнения.

В середине 1890-х тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин.

Помимо бытового жанра, являющегося основным в творчестве художника, обращался к портрету и пейзажу.

Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.014 с.)