Критический реализм: эстетические принципы, социальная направленность. В. Перов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критический реализм: эстетические принципы, социальная направленность. В. Перов.



Василий Григорьевич Перов (1834-1882) вначале учился в Арзамасской школе живописи, а потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861 – 1862 гг. появились одно за другим три жанровых полотна, сделавших Перова самым популярным художником 60-ых. За “Проповедь в селе” (1861 г.) Академия художеств присудила ему большую золотую медаль, которая давала ему право на заграничную поездку. В картине “Проповедь в селе”, созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры об отношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неопрятного. Сидящая рядом барынька тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что ей нашептывает на ухо какой-то холеный господин. Левее стоят крестьяне в разорванных одеждах. Они, почесывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от бога. Картина читается как рассказ, причем рассказ очень простой, прямолинейный. Богатые господа и лицемерный священник, им угождающий, изображены явно сатирически.

“Сельский крестный ход на Пасху” (1861 г.), вызывающий у одной части публики негодование, а у других – восторг, продолжил обличительную линию в творчестве Перова. Из кабака вываливаются пьяные участники пьяные участники шествия во главе со священником, и зрителя приглашают разглядывать фигуру за фигурой. Хмурый пейзаж усиливает атмосферу беспросветного мрака, грязи, тоски. В картине нет улыбки, юмора, насмешки, есть лишь предельная серьезность.

На полотне “Чаепитие в Мытищах” (1862 г.) разжиревший, самодовольный монах пьет чай за столиком на свежем воздухе. Он не замечает стоящих рядом нищих – босоногого мальчика и солдата, калеку с боевой наградой на старой шинели. Его грубо отталкивает от стола прислужница.

В картинах, которые Перов написал, вернувшись из заграничной поездки 1862-1864 гг., звучит тоже настроение скорбного сочувствия. Сгорбленная фигура вдовы крестьянина, главной героини “Проводов покойника” (1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усиливает ощущение тоски, затерянности героев в пустынном холодном мире. Персонажи картины “Тройка. Ученики мастеровые везут воду” (1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще больше сострадания у зрителя. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как “Утопленница” (1867 г.) и “Последний кабак у заставы” (1868 г.).

Портреты, которые Перов создал в конце 60-х – начале 70-х гг., традиционны по композиции и очень сдержаны по цвету. При этом художник как можно точнее стремился передать внешний облик и особенности личности героя. Портрет драматурга Александра Николаевича Островского (1871 г.) слегка напоминает жанровое полотно. Островский изображен в домашней одежде; он внимательно глядит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор.

Федор Михайлович Достоевский (1872 г.) показан иначе. Руки сцеплены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев, но, в сущности, обращенных внутрь себя (в этот период писатель работал над романом “Бесы”). В облике Достоевского подчеркнута почти болезненная напряженность.

Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от серьезной идейной или социальной нагрузки. Перов изображал ничем не примечательных людей, поглощенным любимым занятием: они ловят птиц (“Птицелов”, 1870 г.), рассказывают и слушают охотничьи истории (Охотники на привале, 1871 г.). Позы, мимика и жесты этих героев кажутся несколько нарочными.

Перов превосходно отразил в созданных им произведениях нравы и типы, взгляды и интересы своей эпохи. Его творчество оказало влияние и на современные и на последующие поколения художников. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.006 с.)