И ополчения для минина и пожарского» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И ополчения для минина и пожарского»



НОМИНАЦИЯ

«ЛУЧШИЙ ЯХТЕННЫЙ ПОХОД ПО ВВП»

 

«ПОХОД НА ЯХТЕ ПО ПУТИ «ЖЕЛЕЗНЫХ КАРАВАНОВ»

И ОПОЛЧЕНИЯ ДЛЯ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО»

(учебно-методические материалы)

 

 

Автор:

Миковоров Игорь Леонидович,

педагог дополнительного образования

 

 

Нижний Тагил

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация………………………………………………………………. 3
2. Пояснительная записка………………………………………………... 5
3. Условия выполнения мероприятия…………………………………… 7
4. Материально-техническое и методическое обеспечение…………… 8
5. Список литературы и информационных источников………………... 9
6. Приложение…………………………………………………………….. 10

АННОТАЦИЯ

Учебно-методические материалы «Поход на яхте по пути «Железных караванов» и ополчения для Минина и Пожарского» (далее – «Поход») описывают основные этапы организации похода и условия его проведения.

Поход позволил реконструировать исторический путь от Усть-Утки до Нижнего Новгорода, который был предпринят в 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому купцами-солепромышленниками Строгановыми для победы над поляками во время ополчения.

Представленные материалы могут быть использованы при проведении занятий в системе дополнительного образования детей, а также при подготовке проектов и исследований.

 

 

                                

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность мероприятия. В 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому был организован «Железный караван» купцами-солепромышленниками Строгановыми – народное ополчение, чтобы помочь выбить поляков из Москвы. А в 2006 году из Москвы губернатору Свердловской области Э. Э. Росселю поступило предложение организовать поход под названием «Железный караван». Поход посвящен 300-летию организации железных караванов и ополчения для Минина и Пожарского. 22 августа в д. Усть-Утка был большой праздник областного масштаба – открытие памятника единению народов Урала и церемония проводов нашего каравана в далёкий путь до Нижнего Новгорода. Нижний Новгород – речная и ярморочная столица центральной России, имеющая большую и славную историю речных плаваний, великих географических открытий, историю судостроения, спортивных достижений в области парусного спорта, а также многоструктурную систему образования в области морской деятельности.

Мы сумели организовать – повторить этот поход на Маломерных судах по реке Чусовая от Усть-Утки до города Пермь. От Перми до Нижнего Новгорода на яхте Т-2. Протяженность пути от Перми до Новгорода 1400 км. Общий маршрут составил 1800 км. Мы достойно прошли этот маршрут с заходами в поселки, где были беседы о Родине, а в Нижнем Новгороде была большая пресс-конференция в детском речном пароходстве (устье реки Ока).

Лозунг похода: «Труден наш путь, но почетен».

Дата проведения: август – сентябрь 2006 г.

Место проведения: речной поход по рекам Чусовая – Кама – Волга (1800 км).

Маршрут: г. Нижний Тагил – д. Усть-Утка – г. Пермь – г. Нижний Новгород.

Начало проведения: август 2006 г.

Количество участников: экипаж яхты (7 человек), 2 учащихся (один школьный экипаж – юноши) и преподаватель. Всего – 9 человек.

6 человек:

- руководитель В.В. Солярский;

- 2 воспитанника детского морского центра «Парус» Александр Бердышев, Павел Смирнов;

- Сергей Пунтус, директор природного парка «Река Чусовая»;

- Леонид Пещерский опытный турист, ответственный за сплав на р. Чусовой, председатель РОСТО «Уралвагонзавон»;

- Николай Дубровский видеооператор;

- Николай Черемных журналист, была группа сопровождения РОСТО корресподент Николай Черемных, Валерий Исимов начальник «МТС».

 

Педагогическая целесообразность мероприятия. Парусный спорт способствует воспитанию и развитию положительных качеств личности, совершенствует систему физического воспитания и физической подготовки. Он направлен на улучшение здоровья, социальную адаптацию и раскрытие интеллектуальных способностей школьников.

Большое внимание уделено использованию инновационному методу обучения – технический фактор (крейсерская яхта). Крейсерская парусная яхта по своим возможностям (тактико-техническим данным) более комфорта и безопасна, к тому же «ходить как в старину», как герои полюбившихся книг, накладывает особое настроение, дух романтики и приключений, способствует лучшему усвоению практических задач, и, конечно, поход на яхте на всю жизнь оставит яркие положительные эмоции. С патриотической точки зрения, подростки имеют возможность, в какой-то степени, вжиться в ситуацию речного похода, проделать тот же путь по воде, ощутить дыхание рек Чусовая, Кама и Волга и ветра. Когда ты в раскачивающейся яхте, в маленьком замкнутом мире, а кругом вода и раскинувшиеся города на побережье, восприятие более чутко и ответственно. Для подроста такие минуты очень важны, чтобы ощутить себя частью большого мира, оценить красоту родного края и дух Отечества.

Яхта, как средство использования для достижения цели летней практики, способна увлечь школьников романтическим ореолом и напоминанием об эпохи парусного флота. Работая с парусами, в сознании подростков всплывают прочитанные страницы литературных произведений, оживают полюбившиеся герои приключенческих романов. В такой момент, двигаясь, «как в старину», они испытывают максимальный душевный подъем, происходит психологическое взросление, осознание собственного достоинства, удовлетворение от работы юнги, радость окружающего бытия.

Цель похода: реконструировать исторический путь от Усть-Утки до Нижнего Новгорода, который был предпринят в 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому купцами-солепромышленниками Строгановыми для победы над поляками во время ополчения.

Задачи похода:

Обучающие:

- закрепить практические знания, умения и навыки по управлению крейсерской яхтой, полученные на занятиях;

- обучить навыкам морского дела, закрепить начальные умения для занятия парусным спортом и участию в дальних походах;

- обучить учащихся основам безопасности на воде, основным навыкам пользования средствами безопасности.

Развивающие:

- способствовать развитию необходимых моральных, физических и психологических качеств;

- расширить кругозор, подготовить к действиям в экстремальных ситуациях;

- способствовать развитию познавательной активности, дисциплинированности, внимания, умения сосредотачиваться на выполнении задания;

- обучить навыкам морского дела, подготовить кадры для занятия парусным спортом и участию в дальних походах.

Воспитательные:

- содействовать формированию сознания у подростков чувства гражданственности и патриотизма при проведении похода на яхте в честь 300-летия с начала перевозки металла по рекам «железные караваны»;

- воспитать у подростков чувства патриотизма и гражданственности на основе примеров и героических страниц истории Отечества и Российского флота;

- содействовать формированию у подростков мотивации к осознанному выбору профессии в морской сфере деятельности;

- привить чувство гордости и любви к российскому флоту и российскому судостроению;

- воспитать умение работать в команде, привить чувства ответственности за свои поступки перед коллективом;

- воспитать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, воспитать морально-психологические и физические качества.

Формы и методы реализации – инструктаж, мастер-класс, поход на яхте.

По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, частично-поисковый, исследовательский.

По логичности подхода: дедуктивный, аналитический, синтетический, то есть организация познавательной деятельности обучающихся по решению патриотических и спортивных задач воспитания, направленных на овладение изучаемого материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты:

1. Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 года, приказ №1493.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.

Литература:

1. Аношкин, Б. Н. Юный яхтсмен [Текст] / Борис Аношкин. – Омск: Омскбланкиздат, 2010. – 60 с.

2. Болле, Л. Маневры в гавани. Шаг за шагом [Текст]: швартовка и отход под мотором и парусами, повороты в гавани, постановка на якорь в бухтах и маринах, искусство буксировки, маневры «человек за бортом» / Ларс Болле, Клаус Эндрюс. – Москва: Аякс-пресс, 2014. – 141 с.

3. Бучан, А. Управление парусной яхтой в одиночку [Текст] = Short-handed sailing / Алэстер Бучан; [пер. с англ. И. Закаряна]. – Москва: Smart Book, 2010. – 140 с.

4. Ватрунин, В. Яхтенный капитан [Текст]: учебно-практическое пособие для владельцев парусных и моторных яхт / В. Ватрунин. – Москва: Smart Book, 2013. – 203 с.

5. Каторин, Ю. Ф. Все о кораблях: [Текст]: от гребного флота Древнего мира до наших дней / Н. Ф. Каторин, Н. Л. Волковский. – Москва: Астрель; Санкт-Петербург: Полигон, 2010. – 671 с.

6. Особенности подготовки юных яхтсменов на начальном этапе обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Министерство спорта Российской Федерации, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Кафедра теории и методики гребного и парусного спорта. – Москва: РГУФКСМиТ, 2015. – 80 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Труден путь, но почетен

9 сентября последний день экспедиции «железный караван». Позади 1800 километров водного пути по Чусовой, Каме, Волге. Конечный пункт исторический город почти с 800-летней историей Нижний Новгород, где посланцы региональной партии «Единой России» завершили экспедицию.

Но хочется вернуться в тот день, 22 августа, когда был дан старт нашей экспедиции. Тогда её участники ещё не знали, насколько этот поход будет экстремальным.

22 августа в Усть-Утке был большой праздник областного масштаба – открытие памятника единению народов Урала. Проникновенная речь губернатора области Эдуарда Росселя, счастливые лица тысяч гостей праздника. Такое не забывается. Кроме того, состоялась церемония проводов нашего каравана в далёкий путь.

Отплывали на резиновых лодках-катамаранах. О красоте Чусовой сказано достаточно много. Тысячи туристов сплавляются по ней ежегодно. От причудливых скал по берегам глаз не оторвёшь. И у каждой своё название, своя история.

Легенда о Камне Оленьем гласит, что охотники загнали на него оленя. Куда ему деться: или пасть от стрелы охотников, или бросаться со стометровой кручи в реку Чусовую. Олень выбрал свободу, пусть и ценой жизни.

Другая легенда о Камне Ермак: по Чусовой шла дружина Ермака Тимофеевича, покорителя Урала и Сибири. И этот камень – свидетель того времени. Будто бы дружина останавливалась, отдыхала в его пещере. Она и сегодня манит туриста. Но нам не до неё, торопимся в путь. До Перми 400 километров, а времени в обрез. Задерживают мелководье, пороги, приходится на вёслах плыть, а то и тащить лодки вброд.

Подходим к городу Чусовому, замечаем стаю журавлей. Редкая птица в наших краях. Похоже, непуганая, потому, что равнодушно, без паники и страха провожают нас, баржи, катера. Лишь моторные лодочки рыбаков шныряют вверх-вниз по течению. Встречаем и туристов, приветливо машущих нам рукой.

Прекрасную картину немного омрачила встреча с прошлым. На берегу за городом мы заметили небольшое здание, обнесённое колючей проволокой. Пришвартовались. Оказалось здесь с 1937-го по 1957 годы томились в заключении политические узники. Назывался лагерь – ГУЛАГ «Пермь-36». От увиденного мурашки бегут по спине.

Сегодня здесь музей. Читаются лекции для молодёжи, ведётся патриотическая работа. И такое прошлое – тоже наша история, которую нельзя забывать.

А впереди водохранилище, большая вода. Ветерок, дождик, волна. Небезопасное плавание на лодочках, что под нами. Благо, мир не без добрых людей. Нашей команде протянул руку помощи капитан одного из буксиров, шедшего в одном направлении с нашим караваном. Благодаря ему спокойно дошли до Перми.

От Перми до Нижнего Новгорода предстояло идти на яхте, которую заблаговременно доставили из Нижнего Тагила воспитанники детской школы моряков, со своим директором В.В. Солярским, он же стал капитаном нашего дальнейшего плавания.

До Нижнего Новгорода оставалось ещё более тысячи километров по большой воде. Погода в день меняется несколько раз: то солнце, штиль на воде, а то дует шквалистый ветер, поднимет волну – подбрасывает нашу яхту «Седой Урал», словно щепку на море.

В трудную минуту снова приходит на помощь капитан буксира «Дунайский – 58» Пермского пароходства С.М.Березин со своей командой.

Миновали города Чайковский, Набережные Челны. Впереди столица Чувашии Чебоксары. Швартуемся. Здесь у нас запланирована встреча с бывшим тагильчанином, комсомольским вожаком Уралвагонзавода в 70-е годы И.И. Долгушиным. Это была памятная встреча! Иван Иванович усадил нас в ГАЗель, провёз по всему городу, рассказал о его достижениях. Город чист, ухожен, много зелени, красивых современных построек. А какой здесь речной порт – сказка!

От увиденного, услышанного мы были в восторге. Вдвойне приятно, что во всех этих благих делах есть доля труда, инициативы нашего земляка И.И.Долгушина. Он много лет работал заместителем генерального директора тракторного завода в Чебоксарах. Выйдя на пенсию, стал советником директора и сейчас здесь весь в делах и заботах.

Однако пора и в путь. И снова наша яхта под прикрытием буксира «Дунайский – 58» отправляется вниз по течению. Проходим три шлюза. Два работают на спуск (до 30 метров) один на подъём, но гораздо меньшей высоты.

Наконец мы в устье Волги. Здесь уже и берега рядышком, и вода без волны. В общем, комфорт, да и только.

Очень красивый пейзаж. Зелень по берегам, словно ковровое покрытие, разрисованное умелой рукой художника. А среди зелени коттеджи-дворцы. Видно, не нищенствуют здесь люди. Живут более чем справно.

Ночью прошли Казань. Море огней. Казань сегодня – узловой порт речного судоходства. Не из Перми, как раньше, а из Казани начинаются все речные путешествия по Волге. А в Перми речной флот стоит на приколе, в затоне ржавеют великолепные пассажирские суда – когда-то гордость речного пароходства. Ждут своих арендаторов.

Волга – царица рек. Сколько легенд, песен сложено о ней. А какова история! Здесь гуляли разбойничьи челны Степана Разина. Здесь проходили караваны заводчиков Демидовых и владельцев Пермского края Строгановых. Первыми на своих стругах по великой реке сплавляли железо знаменитой марки «Старый соболь». Вторые – гнали караваны судов с солью, лесом, другим товаром. Поэтому же пути именитые уральцы посылали дружину в помощь нижегородцам, Минину и Пожарскому, собравшим ополчение против польского нашествия на Москву в 1612 году. И наш караван хоть немного да прикоснулся к этой истории.

Итак, на горизонте Нижний Новгород, город-история, город-легенда.

Живём по напряжённому графику. Становимся свидетелями торжественного открытия вахты памяти на площади Славы. Встречаемся с молодёжной организацией «Молодая гвардия» партии «Единая Россия». Провели заседание «круглого стола», где состоялся заинтересованный разговор. Дарили сувениры, подарки. Даже свой штандарт (Урал – России), прошедший вместе с нашей экспедицией весь путь длиною в 1800 километров, вручили ребятам. Пусть помнят нижегородцы посланцев партии «Единая Россия» с Урала.

Очень тёплой, памятной оказалась встреча с ветераном войны, майором запаса В.М. Зотовым. В 1943 году он получал в Тагиле танки Т-34. Перегонял эшелон на фронт, а затем на этих машинах с боями дошёл до Берлина. Сегодня его танк под номером 471 установлен на постаменте посреди площади Славы а Нижнем Новгороде.

 Довелось нам побывать и в нижегородском кремле. Возложили цветы, зажгли поминальную свечу на могиле великого патриота Кузьмы Минина. Любовались копией (оригинал стоит на Красной площади в Москве) памятника Минину и Пожарскому – это дар городу москвичей.

Заглянули на нижегородскую ярмарку, организованную к Дню города, который нижегородцы праздновали 9-10 сентября.

Домой возвращались поездом.

Считаем, что эстафету «Железного каравана» своих предков наша экспедиция прошла с честью.

 

 

 

 

НОМИНАЦИЯ

«ЛУЧШИЙ ЯХТЕННЫЙ ПОХОД ПО ВВП»

 

«ПОХОД НА ЯХТЕ ПО ПУТИ «ЖЕЛЕЗНЫХ КАРАВАНОВ»

И ОПОЛЧЕНИЯ ДЛЯ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО»

(учебно-методические материалы)

 

 

Автор:

Миковоров Игорь Леонидович,

педагог дополнительного образования

 

 

Нижний Тагил

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация………………………………………………………………. 3
2. Пояснительная записка………………………………………………... 5
3. Условия выполнения мероприятия…………………………………… 7
4. Материально-техническое и методическое обеспечение…………… 8
5. Список литературы и информационных источников………………... 9
6. Приложение…………………………………………………………….. 10

АННОТАЦИЯ

Учебно-методические материалы «Поход на яхте по пути «Железных караванов» и ополчения для Минина и Пожарского» (далее – «Поход») описывают основные этапы организации похода и условия его проведения.

Поход позволил реконструировать исторический путь от Усть-Утки до Нижнего Новгорода, который был предпринят в 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому купцами-солепромышленниками Строгановыми для победы над поляками во время ополчения.

Представленные материалы могут быть использованы при проведении занятий в системе дополнительного образования детей, а также при подготовке проектов и исследований.

 

 

                                

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность мероприятия. В 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому был организован «Железный караван» купцами-солепромышленниками Строгановыми – народное ополчение, чтобы помочь выбить поляков из Москвы. А в 2006 году из Москвы губернатору Свердловской области Э. Э. Росселю поступило предложение организовать поход под названием «Железный караван». Поход посвящен 300-летию организации железных караванов и ополчения для Минина и Пожарского. 22 августа в д. Усть-Утка был большой праздник областного масштаба – открытие памятника единению народов Урала и церемония проводов нашего каравана в далёкий путь до Нижнего Новгорода. Нижний Новгород – речная и ярморочная столица центральной России, имеющая большую и славную историю речных плаваний, великих географических открытий, историю судостроения, спортивных достижений в области парусного спорта, а также многоструктурную систему образования в области морской деятельности.

Мы сумели организовать – повторить этот поход на Маломерных судах по реке Чусовая от Усть-Утки до города Пермь. От Перми до Нижнего Новгорода на яхте Т-2. Протяженность пути от Перми до Новгорода 1400 км. Общий маршрут составил 1800 км. Мы достойно прошли этот маршрут с заходами в поселки, где были беседы о Родине, а в Нижнем Новгороде была большая пресс-конференция в детском речном пароходстве (устье реки Ока).

Лозунг похода: «Труден наш путь, но почетен».

Дата проведения: август – сентябрь 2006 г.

Место проведения: речной поход по рекам Чусовая – Кама – Волга (1800 км).

Маршрут: г. Нижний Тагил – д. Усть-Утка – г. Пермь – г. Нижний Новгород.

Начало проведения: август 2006 г.

Количество участников: экипаж яхты (7 человек), 2 учащихся (один школьный экипаж – юноши) и преподаватель. Всего – 9 человек.

6 человек:

- руководитель В.В. Солярский;

- 2 воспитанника детского морского центра «Парус» Александр Бердышев, Павел Смирнов;

- Сергей Пунтус, директор природного парка «Река Чусовая»;

- Леонид Пещерский опытный турист, ответственный за сплав на р. Чусовой, председатель РОСТО «Уралвагонзавон»;

- Николай Дубровский видеооператор;

- Николай Черемных журналист, была группа сопровождения РОСТО корресподент Николай Черемных, Валерий Исимов начальник «МТС».

 

Педагогическая целесообразность мероприятия. Парусный спорт способствует воспитанию и развитию положительных качеств личности, совершенствует систему физического воспитания и физической подготовки. Он направлен на улучшение здоровья, социальную адаптацию и раскрытие интеллектуальных способностей школьников.

Большое внимание уделено использованию инновационному методу обучения – технический фактор (крейсерская яхта). Крейсерская парусная яхта по своим возможностям (тактико-техническим данным) более комфорта и безопасна, к тому же «ходить как в старину», как герои полюбившихся книг, накладывает особое настроение, дух романтики и приключений, способствует лучшему усвоению практических задач, и, конечно, поход на яхте на всю жизнь оставит яркие положительные эмоции. С патриотической точки зрения, подростки имеют возможность, в какой-то степени, вжиться в ситуацию речного похода, проделать тот же путь по воде, ощутить дыхание рек Чусовая, Кама и Волга и ветра. Когда ты в раскачивающейся яхте, в маленьком замкнутом мире, а кругом вода и раскинувшиеся города на побережье, восприятие более чутко и ответственно. Для подроста такие минуты очень важны, чтобы ощутить себя частью большого мира, оценить красоту родного края и дух Отечества.

Яхта, как средство использования для достижения цели летней практики, способна увлечь школьников романтическим ореолом и напоминанием об эпохи парусного флота. Работая с парусами, в сознании подростков всплывают прочитанные страницы литературных произведений, оживают полюбившиеся герои приключенческих романов. В такой момент, двигаясь, «как в старину», они испытывают максимальный душевный подъем, происходит психологическое взросление, осознание собственного достоинства, удовлетворение от работы юнги, радость окружающего бытия.

Цель похода: реконструировать исторический путь от Усть-Утки до Нижнего Новгорода, который был предпринят в 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому купцами-солепромышленниками Строгановыми для победы над поляками во время ополчения.

Задачи похода:

Обучающие:

- закрепить практические знания, умения и навыки по управлению крейсерской яхтой, полученные на занятиях;

- обучить навыкам морского дела, закрепить начальные умения для занятия парусным спортом и участию в дальних походах;

- обучить учащихся основам безопасности на воде, основным навыкам пользования средствами безопасности.

Развивающие:

- способствовать развитию необходимых моральных, физических и психологических качеств;

- расширить кругозор, подготовить к действиям в экстремальных ситуациях;

- способствовать развитию познавательной активности, дисциплинированности, внимания, умения сосредотачиваться на выполнении задания;

- обучить навыкам морского дела, подготовить кадры для занятия парусным спортом и участию в дальних походах.

Воспитательные:

- содействовать формированию сознания у подростков чувства гражданственности и патриотизма при проведении похода на яхте в честь 300-летия с начала перевозки металла по рекам «железные караваны»;

- воспитать у подростков чувства патриотизма и гражданственности на основе примеров и героических страниц истории Отечества и Российского флота;

- содействовать формированию у подростков мотивации к осознанному выбору профессии в морской сфере деятельности;

- привить чувство гордости и любви к российскому флоту и российскому судостроению;

- воспитать умение работать в команде, привить чувства ответственности за свои поступки перед коллективом;

- воспитать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, воспитать морально-психологические и физические качества.

Формы и методы реализации – инструктаж, мастер-класс, поход на яхте.

По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, частично-поисковый, исследовательский.

По логичности подхода: дедуктивный, аналитический, синтетический, то есть организация познавательной деятельности обучающихся по решению патриотических и спортивных задач воспитания, направленных на овладение изучаемого материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.074 с.)