Попытки Правительства и Центробанка по преодолению кризиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытки Правительства и Центробанка по преодолению кризиса



Правительство РФ вместе с Центробанком предпринимали следующие меры по борьбе с экономическим кризисом 2014 года:

· Поддержка курса.

Центробанком неоднократно повышалась ключевая ставка. Только в 2014 году это происходило 6 раз. Рост составил 11,5% (с 5,5% в начале 2014 года до 17% в конце). В 2015 год имел место обратный процесс. Ставка в итоге была снижена до 11%. Банком Росси проводились валютные интервенции.

· Поддержание российских компаний и банков.

18-миллардные госгарантии получило АО «Роснано». 150 млрд рублей от государства получила добывающая компания «Ямал СПГ». Деньги предназначались на создание завода на Ямале. Правительство РФ повысило уставный капитал РЖД. Он возрос на 50 млрд рублей. Правительство также выделило порядка триллиона рублей «Сбербанку», «ВТБ», «Россельхозбанку», «Банку Москвы», «Росбанку», «Газпромбанку» и ряду других крупнейших банковских организаций страны. Также Центробанк провел финансовое оздоровление банка «Траст». Компания «Роснефть» для преодоления финансового кризиса 2014 года получила от государства 625 млрд руб.

· Оказание помощи населению.

Для смягчения негативных последствий экономического кризиса 2014 года Центробанком были смягчены требования резервирования для банковских организаций, занимавшихся реструктуризацией валютных ипотечных кредитов.

Последняя мера была направлена на поддержание заемщиков, столкнувшихся с проблемой выплаты кредитов, взятых в иностранной валюте.

Подведем итоги рассмотренного материала: 27 января 2015 года правительство РФ приняло распоряжение по утверждению антикризисного плана.

Основные направления антикризисного плана предусматривали:

· поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

· содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

· создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;

· компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);

· снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;

· оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;

· повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, предусматривающий сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета на 10 процентов, в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат. При этом полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера, что требует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, не уменьшены расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств Российской Федерации. Инвестиционные ресурсы бюджета сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых проектов будет отложена. Сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности.

Правительство Российской Федерации рассчитывало, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии, в том числе за счет более высокой ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате снижения курса рубля. Сопутствующее этому снижение инфляции на потребительском рынке позволит минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей.

Наряду с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования приоритетным направлением работы Правительства Российской Федерации является реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, что находит отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Кроме безусловной необходимости обеспечения макроэкономической стабильности и низкой инфляции требуются:

· продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования в соответствии с потребностями XXI века;

· создание необходимых условий для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП, ускоренное и полноценное исполнение "дорожных карт" национальной предпринимательской инициативы, а также комплексное совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе на основе риск-ориентированного подхода) с выходом России на стабильно высокие позиции среди всех стран по уровню комфортности ведения бизнеса;

· эффективное применение всех созданных инструментов промышленной политики, прежде всего для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта, в том числе с привлечением значительных объемов прямых иностранных инвестиций (проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки, государственные закупки, государственно-частное партнерство);

· формирование и начало реализации Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использования создаваемой инновационной инфраструктуры (инновационный центр "Сколково", наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития);

· продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот (за счет расширения ее адресного характера);

· радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством.

Реализация антикризисных мер осуществляется Правительством Российской Федерации в тесном взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, профессиональным и экспертным сообществом в рамках системы "Открытое правительство" и иных форм совместной работы.

Сам по себе антикризисный план Правительства Российской Федерации представляется весьма конструктивным. Однако, антикризисный план исполнялся с запаздыванием.

План был изначально плохо продуман, правительство обозначило общие результаты антикризисных мер, но нет количественных показателей. А часть мер поддержки не пользовались спросом: не работал механизм предоставления госгарантий для экспортеров, малый и средний бизнес не обращался за поддержкой к Агентству кредитных гарантий.

План исполняется в два этапа, первый – принятие нормативных актов, второй – распределение средств, К 1 сентября правительство распределило е все выделенные денежные средства, так и не было докапитализировано Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), из-за чего заемщики по ипотечным кредитам оказались в сложной ситуации. Фонд содействия развитию малых форм предприятий должен был получить 5 млрд руб., но на 1 сентября из них было перечислено только 991,5 млн руб. На поддержку промышленников, занимающихся импортозамещением, Минпромторгу было обещано 5 млрд руб., но получил он меньше половины – 2,1 млрд. Неравномерно средства распределялись регионы, остатки субсидий, по которым они не заключили соглашения.

В действиях правительства и Центробанка РФ отсутствовала стратегия для преодоления кризиса. Антикризисные программы Правительства РФ были ситуативными и не содержали соответствующей стратегии для преодоления кризиса, так как причины кризисных явлений в экономике нельзя преодолеть просто государственным контролем.

Решение Центрального Банка РФ о резком повышении ключевой ставки вызвало жёсткую критику среди политиков и ряда экономистов.

Перекладывание Федеральным Центром ответственности за кризис на регионы

Сегодня именно региональные чиновники отвечают за дефицит местных бюджетов, рост смертности, падение рождаемости, ослабление налоговой нагрузки и т.д. Начало подобной политики было положено в 2012 году Президентом РФ Владимиром Путиным, который издал Указы об увеличении социальных расходов, вследствие чего долговая нагрузка удвоилась более чем в 80 регионах России. Пытаясь решить проблему бюджетной сбалансированности, регионы в 2015 году были вынуждены резко сократить свои расходы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.006 с.)