Татьяна Ивановна Сечина, учитель истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Татьяна Ивановна Сечина, учитель истории



Татьяна Ивановна Сечина, учитель истории

«Методические приемы при изучении исторических личностей»

 

Без знания личности изучение истории не может быть полным. Исторические личности – это люди, оставившие значительный след в истории. При изучении личностей недопустима категоричность в оценках: применение лишь одного из оценочных цветов – черного или белого, деление на «наших» или «ненаших». В своей работе мы все чаще и чаще обращаемся к историческому портрету.

Что такое исторический портрет? Портре?т фр. portrait, от старофранц. portraire - воспроизводить что-либо черта в черту, устар. парсуна - от лат. persona - личность особа - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, а также в истории исторический портрет, литературе и криминалистике словесный портрет.

Выяснив, что же такое портрет вообще обратимся к его разновидности. Исторический портрет, историческая личность - воплощение истории России. Исторические личности - это вместилище душевной и физической энергии, неожиданные открытия, вклад в отечественную и мировую историю. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность. Одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки, обвинить в неправильном выборе и преступных деяниях.

Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы.

Прием №1.Изучение личности по алгоритму.

Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые существенные качества исторического деятеля.

1.Запоминание фамилии, имени личности.

2.Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.

3.Усвоение идейно-теоретических (политических, религиозных и т.д.)платформ изучаемой личности.

4.Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала.

5.Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.

Памятка

«Как дать характеристику исторической личности»

1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:

историческая обстановка;

ближайшее окружение;

путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.

2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального строя он выражал; его сподвижники.

3. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоящих перед страной и народом.

4. Раскройте связи и противоречия личности - в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.

5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.

7. Оцените его роль в истории:

- по результатам его деятельности;

- по значимости этой личности для страны, народа;

- по его влиянию на последующий ход событий т.д.;

- по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.

8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

 

Ответ: Александр I

 

3. «Его восшествие на престол было непростым, он писал: “Четырнадцатого числа я буду государь или мёртв”. Вступив же на престол он “ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний подёнщик из его подданных”. Он гордился прочностью своего режима, был одушевлён идеей порядка, но, как писали современники, “порядок этот странный, удивительный — он состоит из злоупотреблений, беспорядков, всяческих нарушений законов, наконец сложившихся в систему”. Умирая, он сказал своему сыну: “Служи России! Мне хотелось принять на себя всё трудное, всё тяжёлое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе…”

Ответ: Николай I

 

Иван Грозный.

 

3. За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова –

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

И обнажится всякая беда.

Останется великим навсегда.

Н.Тихонов.

Литература

· Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

· Артемов В.А., Васецкий Н.А. Исторические портреты. – М.: Просвещение, 1993.

· Бущик Л.П. Иллюстрированная история СССР. XV-XVII вв. Пособие для учителей и студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1970.

· Вересякина О.Г. История России с древнейших времен до конца XIX века. Олимпиады: школьный и муниципальный этапы. Ростов н/Д: Легион,2009.

· История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н.А. Стыденко. – Волгоград: Учитель, 2008.

· История в лицах: учебные задания. Составители Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова - Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.

· Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов /Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

· Козлов С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 М.: Просвещение, 2008.

· Пчелов Е.В. Рюриковичи: история династии. – М., 2004.

· Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.; Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

· Энциклопедический словарь юного историка. /Сост. Н. С. Елманова, Е.М. Савичева, - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

 

Татьяна Ивановна Сечина, учитель истории

«Методические приемы при изучении исторических личностей»

 

Без знания личности изучение истории не может быть полным. Исторические личности – это люди, оставившие значительный след в истории. При изучении личностей недопустима категоричность в оценках: применение лишь одного из оценочных цветов – черного или белого, деление на «наших» или «ненаших». В своей работе мы все чаще и чаще обращаемся к историческому портрету.

Что такое исторический портрет? Портре?т фр. portrait, от старофранц. portraire - воспроизводить что-либо черта в черту, устар. парсуна - от лат. persona - личность особа - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, а также в истории исторический портрет, литературе и криминалистике словесный портрет.

Выяснив, что же такое портрет вообще обратимся к его разновидности. Исторический портрет, историческая личность - воплощение истории России. Исторические личности - это вместилище душевной и физической энергии, неожиданные открытия, вклад в отечественную и мировую историю. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность. Одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки, обвинить в неправильном выборе и преступных деяниях.

Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.114 (0.011 с.)