Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сны Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Островский, также как и многие другие писатели, прибегает к приему снов и видений. Еще в юности, когда Катерина «жила в девушках», ей снились необыкновенные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Эти сны очень мечтательные, поэтичные, романтические. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа». Кроме того, сны Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, в которой она жила у родителей: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства. С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису: «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж не знаю». Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...» А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...». Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил.
Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. В них нет никакой выстроенности, заданности. Они отражают внутреннее состояние героини, ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Кроме того, важной функцией снов является предсказание скорой гибели Катерины. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что». Заключение На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи: ü узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна; ü провела анализ отобранных мною произведений; ü рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты. В данной работе были рассмотрены четыре произведения русской художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач. Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере снов Обломова и Катерины. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сон также может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского. Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы. Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.
Обращение к лучшим образцам художественной литературы прошлого со всей очевидностью убеждает нас в том, что сны и сновидения - это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются ещё века и тысячелетия.
Список используемой литературы · Гончаров И.А. «Обломов». Ленинград. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР 1963 г. · Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц · Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г. · Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель, 2004. · Витовцева Мария «Сон как литературный метод постижения действительности» || Журнал «Литература» №21/2004 · https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 · https://infourok.ru/uchebniy-proekt-sni-i-snovideniya-v-russkoy-literature-klass-3843682.html · https://works.doklad.ru/view/m1tgMw5OBsk/2.html Приложения Приложение 1 Зигмунд Фрейд. Биографическая справка Зигмунд Фрейд (полное имя –Сигизмунд Шломо Фрейд) - австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа - теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения. В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте, именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени.
Приложение 2
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.011 с.) |