Сон обломова как средство характеристики в романе И. А. Гончарова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сон обломова как средство характеристики в романе И. А. Гончарова



Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3-4

2. Историческая справка……………………………………………………...5

3. Основная часть………………………………………………………….5-13

4. Заключение…………………………………………………………….13-14

5. Список используемой литературы……………………………………….15

6. Приложения……………………………………………………………16-23

Введение

Актуальность исследования: Человечество все дальше и глубже проникает в тайны Вселенной. Но, несмотря на успехи во многих отраслях, большая часть загадок этого мира не разгадана. И, что удивительно, сам человек еще изучен не полностью. Сознание человека – огромная загадка для ученых. Но самой большой тайной является то, как процессы в мозге создают субъективные ощущения, уникальные для каждого человека.

Узнав, что сон, обычные человеческие сновидения, еще не до конца изучены, я заинтересовалась этой темой. По словарю Д.Н.Ушакова, сон – это периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которого полностью или частично прекращается работа сознания. Кроме того, словом «сон» называют последовательность образов, которые человек может помнить. Но зачем нужны эти образы и сновидения человеку? В этом пытались разобраться многие ученые, поэты, писатели, начиная еще с пятого века до нашей эры. Но к единому выводу они так и не пришли, поэтому эта тема актуальна и сегодня.

Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить её как можно больше. Как любителю русской литературы мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь же большую роль в этой сфере, и поэтому я выбрала именно такую тему для своего проекта.

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

Объект исследования: явление сновидений в произведениях русской литературы.

Предмет исследования: роль снов в произведениях русской литературы.

Цель моей работы: выяснить, какую роль играют сновидения в произведениях русской литературы.

Я поставила себе следующие задачи:

· Найти толкования понятия «сон» в разных словарях;

· Изучить свойства и механизм сна;

· Найти информацию об истории сновидений в литературе;

· Найти произведения, в которых присутствуют картины снов;

· Проанализировать эти отрывки, сопоставить сцену сна с сюжетной линией и героем;

· Выявить роль сновидений в каждом из произведений;

· Систематизировать полученные результаты и сделать определенные выводы.

  Методы исследования: работа со справочной литературой, анализ художественных произведений, систематизация и обобщение полученных результатов.

Практическая значимость: работа представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль снов литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.

Историческая справка

С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе. Древнегреческий поэт Гомер различал вещие сны и ложные сны. Ложные сны, как полагал он, посылались богами специально, чтобы обмануть человека или за что-то наказать его.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был более популярной книгой, чем календарь. Эти суеверия пережили даже эпоху Возрождения. Именно в эпоху Ренессанса Кальдерон написал драму «Жизнь есть сон», а Шекспир устами Просперо из «Бури» сказал:

Мы сами созданы из сновидений,

И эту нашу маленькую жизнь

Сны окружают…

Основная часть

Одну треть нашей жизни мы проводим во сне. Сон необходим человеку так же, как вода и пища. Без пищи человек может прожить около месяца, а без сна человек не проживёт и двух недель.

Что же такое сон? Сон – это естественный физиологический процесс, происходящий у живых существ: у человека и животных, у рыб и птиц, у насекомых. Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность. Сон – это отдых всего организма. Если человеку не давать спать, то иммунной системе наносится вред, организм подвергается воздействию вредных микроорганизмов и веществ и заболевает.

Во всём мире проводятся исследования, как во время сна изменяется состояние человека. Оказывается, что наша жизнь делится на три фазы - бодрствование, сон без сновидений и сон со сновидениями. Сновидения необходимы нашему организму. Сновидения выполняют, как бы защитную функцию. Когда мы спим, до нас доходят раздражительные сигналы из внешней среды, например: духота, жара, холод, включенный свет, негромкая музыка и звуки - они включаются в наши сны, но не будят нас, и мы продолжаем спать. Выяснилось, что во время сна, у человека закрыты не только глаза, но и уши. Мышцы, которые управляют слуховыми косточками, во время сна расслаблены, и наши уши не улавливают негромкие звуки. Поэтому мы не просыпаемся от каждого шороха, только более громкие звуки прерывают наш сон.

Сновидения играют важную роль в психоаналитической терапии. Они являются, по словам Фрейда (см. приложение 1), «королевской дорогой к бессознательному». Во снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сновидения могут стать путем понимания скрытых аспектов нашего «Я», особенно, когда исследуются с помощью аналитика.

Сновидение — это субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека.

Сновидение в литературе — распространенный сюжет, литературный приём, встречающийся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен. Как литературный прием, сновидение служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Описание сна героя имеет в русской литературе давнюю традицию. К теме сна обращались в своем творчестве многие русские писатели. Сон раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить «невыразимое», ускользающее от рационального анализа.

Заключение

На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи:

ü узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна;

ü провела анализ отобранных мною произведений;

ü рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты.

В данной работе были рассмотрены четыре произведения русской художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.

Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере снов Обломова и Катерины. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сон также может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского.

Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.

Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.

Обращение к лучшим образцам художественной литературы прошлого со всей очевидностью убеждает нас в том, что сны и сновидения - это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются ещё века и тысячелетия.

 

 

Список используемой литературы

· Гончаров И.А. «Обломов». Ленинград. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР 1963 г.

· Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц

· Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г.

· Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель, 2004.

· Витовцева Мария «Сон как литературный метод постижения действительности» || Журнал «Литература» №21/2004

· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

· https://infourok.ru/uchebniy-proekt-sni-i-snovideniya-v-russkoy-literature-klass-3843682.html

· https://works.doklad.ru/view/m1tgMw5OBsk/2.html

Приложения

Приложение 1

Зигмунд Фрейд. Биографическая справка

Зигмунд Фрейд (полное имя –Сигизмунд Шломо Фрейд) - австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа - теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения. В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте, именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени.

 

Приложение 2

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3-4

2. Историческая справка……………………………………………………...5

3. Основная часть………………………………………………………….5-13

4. Заключение…………………………………………………………….13-14

5. Список используемой литературы……………………………………….15

6. Приложения……………………………………………………………16-23

Введение

Актуальность исследования: Человечество все дальше и глубже проникает в тайны Вселенной. Но, несмотря на успехи во многих отраслях, большая часть загадок этого мира не разгадана. И, что удивительно, сам человек еще изучен не полностью. Сознание человека – огромная загадка для ученых. Но самой большой тайной является то, как процессы в мозге создают субъективные ощущения, уникальные для каждого человека.

Узнав, что сон, обычные человеческие сновидения, еще не до конца изучены, я заинтересовалась этой темой. По словарю Д.Н.Ушакова, сон – это периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которого полностью или частично прекращается работа сознания. Кроме того, словом «сон» называют последовательность образов, которые человек может помнить. Но зачем нужны эти образы и сновидения человеку? В этом пытались разобраться многие ученые, поэты, писатели, начиная еще с пятого века до нашей эры. Но к единому выводу они так и не пришли, поэтому эта тема актуальна и сегодня.

Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить её как можно больше. Как любителю русской литературы мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь же большую роль в этой сфере, и поэтому я выбрала именно такую тему для своего проекта.

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

Объект исследования: явление сновидений в произведениях русской литературы.

Предмет исследования: роль снов в произведениях русской литературы.

Цель моей работы: выяснить, какую роль играют сновидения в произведениях русской литературы.

Я поставила себе следующие задачи:

· Найти толкования понятия «сон» в разных словарях;

· Изучить свойства и механизм сна;

· Найти информацию об истории сновидений в литературе;

· Найти произведения, в которых присутствуют картины снов;

· Проанализировать эти отрывки, сопоставить сцену сна с сюжетной линией и героем;

· Выявить роль сновидений в каждом из произведений;

· Систематизировать полученные результаты и сделать определенные выводы.

  Методы исследования: работа со справочной литературой, анализ художественных произведений, систематизация и обобщение полученных результатов.

Практическая значимость: работа представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль снов литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.

Историческая справка

С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе. Древнегреческий поэт Гомер различал вещие сны и ложные сны. Ложные сны, как полагал он, посылались богами специально, чтобы обмануть человека или за что-то наказать его.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был более популярной книгой, чем календарь. Эти суеверия пережили даже эпоху Возрождения. Именно в эпоху Ренессанса Кальдерон написал драму «Жизнь есть сон», а Шекспир устами Просперо из «Бури» сказал:

Мы сами созданы из сновидений,

И эту нашу маленькую жизнь

Сны окружают…

Основная часть

Одну треть нашей жизни мы проводим во сне. Сон необходим человеку так же, как вода и пища. Без пищи человек может прожить около месяца, а без сна человек не проживёт и двух недель.

Что же такое сон? Сон – это естественный физиологический процесс, происходящий у живых существ: у человека и животных, у рыб и птиц, у насекомых. Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность. Сон – это отдых всего организма. Если человеку не давать спать, то иммунной системе наносится вред, организм подвергается воздействию вредных микроорганизмов и веществ и заболевает.

Во всём мире проводятся исследования, как во время сна изменяется состояние человека. Оказывается, что наша жизнь делится на три фазы - бодрствование, сон без сновидений и сон со сновидениями. Сновидения необходимы нашему организму. Сновидения выполняют, как бы защитную функцию. Когда мы спим, до нас доходят раздражительные сигналы из внешней среды, например: духота, жара, холод, включенный свет, негромкая музыка и звуки - они включаются в наши сны, но не будят нас, и мы продолжаем спать. Выяснилось, что во время сна, у человека закрыты не только глаза, но и уши. Мышцы, которые управляют слуховыми косточками, во время сна расслаблены, и наши уши не улавливают негромкие звуки. Поэтому мы не просыпаемся от каждого шороха, только более громкие звуки прерывают наш сон.

Сновидения играют важную роль в психоаналитической терапии. Они являются, по словам Фрейда (см. приложение 1), «королевской дорогой к бессознательному». Во снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сновидения могут стать путем понимания скрытых аспектов нашего «Я», особенно, когда исследуются с помощью аналитика.

Сновидение — это субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека.

Сновидение в литературе — распространенный сюжет, литературный приём, встречающийся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен. Как литературный прием, сновидение служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Описание сна героя имеет в русской литературе давнюю традицию. К теме сна обращались в своем творчестве многие русские писатели. Сон раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить «невыразимое», ускользающее от рационального анализа.

Сон Обломова как средство характеристики в романе И.А. Гончарова

Таков и «Сон Обломова» (см. приложение 2) – один из ключевых эпизодов знаменитого романа Гончарова. Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно, и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Обломовцы довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.

Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов – старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», – с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов.

В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин.

Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы. Как справедливо отметил критик Александр Васильевич Дружинин: «Сон Обломова – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, – был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.049 с.)