Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт 1. Растворимость спиртов, отношение их к индикаторам, горение. Растворимость галогенов в спиртах.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лабораторная работа № 1. СПИРТЫ Опыт 1. Растворимость спиртов, отношение их к индикаторам, горение. Растворимость галогенов в спиртах. Цель опыта: _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реактивы: спирты (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый или изоамиловый), раствор иода в иодиде калия (1-процентный раствор), 1-процентный спиртовой раствор фенолфталеина, синяя и красная лакмусовая бумага. Оборудование: фарфоровые чашки (или фарфоровые тигли), лучинки.
а) В 4 пробирки наливают по 0,5 мл спиртов: этилового, пропилового, бутилового и амилового (или изоамилового). Отмечают запах спиртов. В каждую пробирку добавляют по 1 мл воды и содержимое пробирок встряхивают.
Вывод: _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. (сделайте вывод о запахе и растворимости спирты в воде в зависимости от числа атомов углерода, т.е. роста молекулярной массы).
б) Из каждой пробирки стеклянной палочкой наносят по капле растворов на синюю и красную лакмусовую бумагу. В пробирки добавляют по 1 капле раствора фенолфталеина. Данные внесите в таблицу.
Для чего служат индикаторы? _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ В каком случае данные в работе индикаторы изменяют свою окраску? _ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. (сделайте вывод о спиртах как электролитах) в) В фарфоровые чашки (или тигли) наливают во 2 мл спиртов, располагая их в порядке увеличения молекулярной массы (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый, изоамиловый). Поджигают спирты лучинкой и сравнивают характер пламени. Данные внесите в таблицу.
Напишите уравнения реакции горения каждого спирта. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. (сделайте вывод о характере горения в зависимости от содержания углерода в спирте). г) В пробирки со спиртами добавляют по 0,5 мл раствора иода в иодиде калия и встряхивают их.
Вывод: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________. Опыт 2. Образование и гидролиз алкоголятов натрия. Цель опыта: _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реактивы: этиловый спирт (абсолютный), пропиловый (или изопропиловый) спирт, амиловый (или изоамиловый) спирт, металлический натрий, 1-процентный спиртовой раствор фенолфталеина. Оборудование: прямые газоотводные трубки с оттянутыми концами. В три сухие пробирки наливают по 2 мл спиртов: в первую — абсолютный этиловый, во вторую — пропиловый (или изопропиловый), в третью - амиловый (или изоамиловый). В каждую пробирку вносят по кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирки закрывают пробками c газоотводными трубками, концы которых оттянуты.
Почему для этого опыта нельзя брать ректификат, а нужно брать абсолютный спирт? ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ Отметьте (в таблице графе «Наблюдения»), в какой пробирке реакция идет наиболее интенсивно, а в какой — медленно. Расположите данные спирты в порядке уменьшения кислотных свойств. Объясните, как изменяются кислотные свойства спиртов от строения. ____________________ _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как расщепляется σ-связь О—Н в этой реакции? ___________________ ________________________________________________________________. Почему спирты реагируют с натрием спокойнее, чем вода? _________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Через 1—2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у отверстий газоотводных трубок. Если реакция этанола с натрием сильно замедлится, можно слегка подогреть пробирку. Какой газ выделяется? _________________________________________. Добавляют в пробирки по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикатора? _____________________________. Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого пробирку осторожно подогревают. Что образуется на дне пробирки? ________________________________ ________________________________________________________________ Добавляют в пробирку 1—1,5 мл воды и растворяют в ней твердый __________________________. Если окраска не появляется, добавляют 1 каплю раствора фенолфталеина. Напишите уравнение реакции ___________________________________ __________________________________________________________________. Объясните, почему появляется окраска с фенолфталеином.________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. (сделайте вывод о кислотных свойствах спиртов в зависимости от строения, и по сравнению с водой)
Лабораторная работа № 2. ФЕНОЛЫ Опыт 3. Образование и разложение фенолятов. Цель опыта: ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________ Реактивы: фенол, 2 н. раствор гидроксида натрия, 2 н. раствор карбоната натрия, 2 н. раствор серной кислоты, 2 н. раствор гидрокарбоната натрия. а) К 0,1—0,3 г фенола прибавляют 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдают? ____________________________________________ Напишите уравнение химической реакции _____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Смесь нагревают до получения однородной жидкости. К охлажденному раствору приливают разбавленную серную кислоту. Что наблюдают? __________________________________________________________________ Напишите уравнение химической реакции _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
б) В две пробирки помещают по 0,1— 0,3 г фенола. В одну приливают 1—2 мл раствора карбоната, а в другую — такой же объем гидрокарбоната натрия. Что наблюдают? В 1 пробирке __________________________________ _________________________________________________, во 2 пробирке ______________________________________________________. О чем свидетельствует этот опыт? __________________________________________ _______________________________________________________________ Напишите уравнение реакции карбоната натрия с фенолом_______________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие свойства проявляет фенол при взаимодействии со щелочами и карбонатом натрия? ________________________________________________ __________________________________________________________________ Расположите в порядке увеличения кислотных свойств: фенол, вода, этанол, угольная кислота. Укажите значения pKa для каждого их веществ. Вывод: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Опыт 8. Окисление фенола. Цель опыта: _______________________________________________ ________________________________________________________________. Реактивы: фенол, 1-процентный раствор перманганата калия, 5-процентный раствор карбоната натрия. Оборудование: пипетки. В пробирке растворяют 0,1 г фенола в растворе карбоната натрия. Затем при взбалтывании по каплям добавляют раствор перманганата калия. Что наблюдают? ___________________________________________________. Напишите уравнение химической реакции. ________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________. (сравните легкость окисления бензола и фенола) Лабораторная работа № 3. АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ Опыт 1. Получение альдегидов и некоторые цветные реакции на них. Реактивы: этиловый спирт, глицерин, 10-процентный раствор формальдегида, уксусный альдегид, 10-процентный раствор уксусного альдегида, фуксинсернистая кислота, концентрированная соляная кислота, свежеприготовленный 0,5-процентный раствор резорцина (водный), дихромат калия К2Сr2O7, 10-процентный раствор К2Сr2O7, гидросульфат калия KHSО4, концентрированная серная кислота, 10-процентный раствор серной кислоты, Оборудование: спираль из медной проволоки, пипетки.
а) Реакция альдегидов с фуксинсернистой кислотой. В пробирку наливают 1 мл раствора фуксинсернистой кислоты и добавляют несколько капель 10-процентного раствора формальдегида. Пробирку ставят в штатив. Во вторую пробирку к фуксинсернистой кислоте добавляют такое же количество 10-процентного раствора уксусного альдегида (полученного в опыте 1в) и тоже оставляют ее. Через несколько минут в пробирке с формальдегидом появляется _______________________ окраска, а в пробирке с уксусным альдегидом — __________________________. При добавлении к окрашенным растворам по каплям концентрированной соляной кислоты происходят следующие изменения: окраска в пробирке с формальдегидом _____________________________, а в пробирке с уксусным альдегидом ___________________________________. Напишите уравнения химической реакции альдегидов с ФСК ________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Что собой представляет фуксинсернистая кислота? _________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Почему при добавлении альдегидов к бесцветной фуксинсернистой кислоте появляется окраска? ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________. б) Цветная реакция на формальдегид с резорцином. В пробирку наливают 3 мл 0,5-процентного раствора резорцина и 1 мл 10-процентного раствора формальдегида. Пипеткой осторожно по стенке добавляют 1—2 мл концентрированной серной кислоты. Что наблюдают на границе двух жидкостей? ________________________________________________________ Напишите уравнение химической реакции _____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Все альдегиды могут вступать в данную реакцию и почему? _________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________.
в) Получение уксусного альдегида окислением этилового спирта оксидом меди (II). В пробирку наливают 2-3 мл спирта. Нагревают спираль из медной проволоки в пламени горелки до образования на ее поверхности черного налета оксида меди (II). Раскаленную докрасна спираль опускают в подготовленную пробирку. Эту операцию повторяют несколько раз. Осторожно понюхайте выделяющиеся пары. ___________________________ _______________________________________________________________. Напишите уравнение реакции. ___________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вывод: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________. г) Получение уксусного альдегида окислением этилового спирта дихроматом калия, В пробирку насыпают 0,5 г К2Сr2O7, приливают 2 мл 10-процентного раствора серной кислоты и постепенно при встряхивании — 2 мл этилового спирта. Происходит разогревание смеси и изменение ее окраски. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной изогнутой трубкой, конец которой опущен в пробирку-приемник с 2 мл воды. Приемник находится в стакане с ледяной водой. Осторожно нагревают пробирку с реакционной смесью и отгоняют летучие продукты в течение 2—3 мин. Часть полученного водного раствора, содержащего уксусный альдегид, используют для реакции с фуксинсернистой кислотой, вторую — для реакции серебряного зеркала, третью — для реакции с гидроксидом меди (II). Напишите уравнение реакции и уравняйте с помощью метода электронного баланса. ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________. д) Получение глицеринового альдегида окислением глицерина дихроматом калия. В пробирку наливают 1 мл 10-процентного раствора К2Сr2O7, 1 мл 10-процентного раствора серной кислоты и 1 мл глицерина. Смесь встряхивают, пробирку закрывают пробкой с изогнутой газоотводной трубкой и осторожно нагревают. Пары образующегося глицеринового альдегида пропускают в 1 мл раствора фуксинсернистой кислоты, налитого в пробирку-приемник; появляется ________________________________________. Напишите уравнение реакции ___________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________. Лабораторная работа № 4. Лабораторная работа № 5. ГИДРОКСИКИСЛОТЫ Опыт 1. Качественное определение силы кислот. а) Реакция кислот с металлическим цинком. В 6 пробирок наливают по 2 мл 0,1 н. растворов кислот: серной, муравьиной, уксусной, щавелевой, винной и лимонной. Вносят в каждую пробирку по кусочку цинка одинаковой величины. Располагают пробирки с кислотами (в штативе) в порядке уменьшения интенсивности реакции с цинком. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________.
б) Реакция растворов кислот с метиловым оранжевым. Повторяют опыт 63а, но вместо цинка в каждую пробирку добавляют по 2 капли индикатора метилового оранжевого. Сравните окраску растворов. Сопоставьте интенсивность взаимодействия растворов кислот с цинком. Совпадают ли эти ряды? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 2. Свойства молочной кислоты. а) Реакция молочной кислоты с хлоридом железа (III). К 3—4 мл 1-процентного раствора фенола добавляют несколько капель 1-процентного раствора хлорида железа (III). Раствор становится фиолетовым. Его делят на три части. К одной части раствора приливают 0,5 мл молочной кислоты, к другой — 0,5 мл уксусной кислоты и к третьей — 0,5 мл молочной сыворотки. В пробирках с молочной кислотой и молочной сывороткой появляется характерное для α-оксикислот ________________________ окрашивание. В пробирке с уксусной кислотой ________________________________________________________- Напишите уравнение реакции образования лактата железа (III) (молочнокислого железа). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________.
б) Разложение молочной (α-оксипропионовой) кислоты при нагревании с концентрированной серной кислотой. (Тяга!) В пробирке, закрытой пробкой с газоотводной трубкой, имеющей оттянутый конец, нагревают до кипения смесь из 0,5 мл молочной кислоты и 1 мл концентрированной серной кислоты. Для равномерного кипения в реакционную смесь кладут кипятильники (2—3 кусочка битого фарфора). Выделяющийся газ поджигают у отверстия газоотводной трубки. Напишите уравнение реакции разложения молочной кислоты концентрированной серной кислотой. Какие вещества должны получиться при нагревании с серной кислотой α-оксимасляной кислоты? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________.
в) Разложение молочной кислоты при нагревании с разбавленной серной кислотой (1: 2). В пробирку помещают кипятильники, наливают 1 мл молочной кислоты, 1 мл разбавленной серной кислоты (1: 2) и закрывают ее пробкой с изогнутой газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опускают в другую пробирку с 2 мл фуксинсернистой кислоты, погруженную в стакан с холодной водой. Реакционную смесь нагревают до кипения. Через 2—3 мин раствор фуксинсернистой кислоты становится ________________________________. Напишите уравнение реакции и объясните, почему появляется окраска в пробирке с фуксинсернистой кислотой. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________.
г) Окисление молочной кислоты перманганатом калия в кислой среде. В пробирку наливают 0,5 мл молочной кислоты, 0,5 мл разбавленной (1: 2) серной кислоты и 1 мл 5-процентного раствора перманганата калия. Смесь осторожно нагревают. Что происходит с реакционной смесью? (Осторожно нюхают содержимое пробирки.) Напишите уравнение реакции разложения молочной кислоты при нагревании с разбавленной серной кислотой и уравнение реакции окисления муравьиной кислоты перманганатом калия в кислой среде. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________.
Лабораторная работа № 1. СПИРТЫ Опыт 1. Растворимость спиртов, отношение их к индикаторам, горение. Растворимость галогенов в спиртах. Цель опыта: _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реактивы: спирты (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый или изоамиловый), раствор иода в иодиде калия (1-процентный раствор), 1-процентный спиртовой раствор фенолфталеина, синяя и красная лакмусовая бумага. Оборудование: фарфоровые чашки (или фарфоровые тигли), лучинки.
а) В 4 пробирки наливают по 0,5 мл спиртов: этилового, пропилового, бутилового и амилового (или изоамилового). Отмечают запах спиртов. В каждую пробирку добавляют по 1 мл воды и содержимое пробирок встряхивают.
Вывод: _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. (сделайте вывод о запахе и растворимости спирты в воде в зависимости от числа атомов углерода, т.е. роста молекулярной массы).
б) Из каждой пробирки стеклянной палочкой наносят по капле растворов на синюю и красную лакмусовую бумагу. В пробирки добавляют по 1 капле раствора фенолфталеина. Данные внесите в таблицу.
Для чего служат индикаторы? _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ В каком случае данные в работе индикаторы изменяют свою окраску? _ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. (сделайте вывод о спиртах как электролитах) в) В фарфоровые чашки (или тигли) наливают во 2 мл спиртов, располагая их в порядке увеличения молекулярной массы (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый, изоамиловый). Поджигают спирты лучинкой и сравнивают характер пламени. Данные внесите в таблицу.
Напишите уравнения реакции горения каждого спирта. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. (сделайте вывод о характере горения в зависимости от содержания углерода в спирте). г) В пробирки со спиртами добавляют по 0,5 мл раствора иода в иодиде калия и встряхивают их.
Вывод: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________. Опыт 2. Образование и гидролиз алкоголятов натрия. Цель опыта: _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реактивы: этиловый спирт (абсолютный), пропиловый (или изопропиловый) спирт, амиловый (или изоамиловый) спирт, металлический натрий, 1-процентный спиртовой раствор фенолфталеина. Оборудование: прямые газоотводные трубки с оттянутыми концами. В три сухие пробирки наливают по 2 мл спиртов: в первую — абсолютный этиловый, во вторую — пропиловый (или изопропиловый), в третью - амиловый (или изоамиловый). В каждую пробирку вносят по кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирки закрывают пробками c газоотводными трубками, концы которых оттянуты.
Почему для этого опыта нельзя брать ректификат, а нужно брать абсолютный спирт? ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ Отметьте (в таблице графе «Наблюдения»), в какой пробирке реакция идет наиболее интенсивно, а в какой — медленно. Расположите данные спирты в порядке уменьшения кислотных свойств. Объясните, как изменяются кислотные свойства спиртов от строения. ____________________ _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как расщепляется σ-связь О—Н в этой реакции? ___________________ ________________________________________________________________. Почему спирты реагируют с натрием спокойнее, чем вода? _________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Через 1—2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у отверстий газоотводных трубок. Если реакция этанола с натрием сильно замедлится, можно слегка подогреть пробирку. Какой газ выделяется? _________________________________________. Добавляют в пробирки по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикатора? _____________________________. Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого пробирку осторожно подогревают. Что образуется на дне пробирки? ________________________________ ________________________________________________________________ Добавляют в пробирку 1—1,5 мл воды и растворяют в ней твердый __________________________. Если окраска не появляется, добавляют 1 каплю раствора фенолфталеина. Напишите уравнение реакции ___________________________________ __________________________________________________________________. Объясните, почему появляется окраска с фенолфталеином.________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Вывод: _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. (сделайте вывод о кислотных свойствах спиртов в зависимости от строения, и по сравнению с водой)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.178 (0.102 с.) |