А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»



В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается проблема самоопределения человека в социальной среде.

Особое внимание в повести уделяется событиям, на фоне которых развивается история центрального персонажа Петра Гринева. Автор показывает, что восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева не могло не сказаться на представителях народа. Это подчеркивает взаимосвязь человека и общества: жизнь человека, находящегося в обществе, всегда связана с общественными явлениями.

С помощью конкретного примера А.С. Пушкин показывает, что время пугачевского восстания было временем, когда представители народа выбирали, по какому пути им пойти и какие общественные мысли им поддерживать. Алексей Швабрин переходит на сторону пугачевцев, потому что не хочет погибать и хочет получить хотя бы какую-то власть в свои руки. Из-за того, что Петр Гринев не захотел переходить на сторону Пугачева, ему грозила смерть. Петр Гринев мог перейти на сторону восставших, как это сделали многие другие, как это сделал Швабрин, однако он этого не сделал, потому что для него преданность собственным жизненным принципам оказалась важнее жизни. Петр Гринев не поддался влиянию окружающих людей, совершая только такие поступки, которые соответствуют его нравственным ценностям. Поступок Петра Гринева показывает, что человек может противостоять обществу, если обладает сильным характером. В повести показано, что значит быть собой, находясь в обществе: не обязательно подчиняться тем правилам и принципам, по которым живут все остальные люди, важно найти собственное место в жизни и свое предназначение в обществе.

А.С. Пушкин показывает, что в обществе должна царить справедливость. Емельян Пугачев отменяет приговор Петру Гриневу, в соответствии с которым его должны были повесить, из-за того, что вспоминает добрый поступок Гринева, который дал Пугачеву заячий тулуп. Нельзя отрицать жестокости, которые совершал Пугачев, но и нельзя отрицать его справедливое отношение к людям: благодарный за помощь Гринева Пугачев освобождает его от казни, а также помогает ему спасти Машу Миронову от Швабрина, который совершил, по мнению Пугачева тоже, неправильный поступок. Взаимоотношения Гринева и Пугачева построены на взаимопомощи, несмотря на все те внешние обстоятельства, которые разъединяют героев.

 

А.П. Платонов «Юшка»

В рассказе А.П. Платонова «Юшка» показаны разные человеческие отношения с окружающими людьми. Центральным персонажем является Ефим Дмитриевич, которому дали прозвище Юшка, с его образом связано все повествование. Юшка оказывается непохожим на окружающих его людей, поэтому против него фактически выступает целое общество. А.П. Платонов поднимает проблему человека и общества.

Жители города, в котором живет Ефима Дмитриевича, не любили Юшку. И дети, и взрослые часто обижали Юшку, обзывали его, называли его некрасивым человеком. Отношение жителей города к Юшке были настолько жестоким, что некоторые люди кидали в Юшку камни и били его. А.П. Платонов демонстрирует, насколько жестокими могут быть люди. Умирает Ефим Дмитриевич после того, ка один человек, который начал издеваться над Юшкой, ударил его. Получается, что в конфликте человека с нравственно чистой душой и общества победителем становится жестокое общество, которое оказывается сильнее отдельного человека, которому некому помочь. В рассказе осуждается общество, в котором люди настолько озлоблены по отношению к другим, что это приводит к гибели человека. Общество в произведении представлено как большая толпа людей, которые не принимают непохожего на них человека, делая все, чтобы унизить его и оскорбить. Автор показывает, что обществу свойственно не столько равнодушие, сколько жестокость.

Юшка – добрый человек. Никому ни о чем не говоря, герой ухаживал за девочкой-сиротой. Юшка обладает способностью к самопожертвованию: он экономит деньги на себе, чтобы на них содержать девочку, которой в детском возрасте пришлось столкнуться с несчастьем. Юшка помог девочке оказаться в московском семействе, а затем устроил ее в пансион с обучением. На оскорбления и издевательства различного характера Юшка никак не реагирует, он не обижается на тех людей, которые обижают его. Он добр абсолютно к каждому человеку. А.П. Платонов выражает мысль о том, что в обществе будет царить мир и гармония в том случае, когда люди будут относиться к окружающим людям по-доброму.

Эта мысль подтверждается и поступком той самой сироты, которой помогал Юшка. Приехав узнать, что случилось с Ефимом Дмитриевичем, она узнала о его смерти. Героиня, выучившаяся на врача, остается в городе, лечит жителей и заботится о них, не ища никакой выгоды и ничего не требуя взамен. В рассказе выражается мысль о том, что человека нужно любить, несмотря ни на что.

 

У. Голдинг «Повелитель мух»

В романе У. Голдинга «Повелитель мух» продемонстрированы отношения между детьми, оказавшимися на необитаемом острове. Оставшись на острове без единого взрослого, ребята создают правила, которые помогают им благополучно выживать. Фактически власть оказывается у двух мальчиков: у Ральфа и Джека. Автор показывает, что у героев почти не было проблем даже в сложной ситуации, ведь они слушали друг друга и поддерживали, шли на компромиссы и заботились о друг друге. У. Голдинг показывает, что жизнь каждого человека внутри общества благополучна только в том случае, когда в обществе царят правила в соответствии с нравственностью, когда каждый человек добр и заботлив по отношению к окружающим.

В романе показана и обратная ситуация, автор отвечает на вопрос «Что будет, если в обществе будут царить зло и жестокость?». Когда мальчик Джек пытается забрать всю власть в свои руки, у детей начинаются проблемы. Ральф, выражающий авторскую позицию, призывает ребят, включая и Джека, к тому, что нужно жить дружно и работать в команде, чтобы выжить на необитаемом острове, однако Джек не хочет слушать Ральфа, он хочет власти. Вскоре все ребята делятся на две группы, конфликтующие друг с другом. Все усугубляется тогда, когда погибает первый ребенок. Дети под предводительством Джека превращаются в настоящих животных, способных ради достижения собственных целей пойти на все, даже на убийства. Одна группа ребят начинает спасаться от другой группы ребят, начавшую охоту. Ребята, которые поддерживали Ральфа, либо переходят на сторону Джека, либо умирают. Джек решительно настроен на то, чтобы убить Ральфа, тем самым безосновательно взять власть в свои руки. У. Голдинг с помощью страшных картин, где дети охотятся на других детей и убивают их, демонстрирует жестокость общества.

У. Голдинг неслучайно оставляет финал романа открытым: когда Ральф уже находится в критической ситуации, загнанный в угол детьми под предводительством Джека, на необитаемом острове появляется офицер; дальнейшие судьбы детей неизвестны. Открытый финал заставляет задуматься о том, что люди, находящиеся в обществе, сами выбирают путь, по которому пойдет это общество. Автор выражает мысль о том, что жизнь благополучна только в том случае, когда между людьми заключены взаимоотношения, построенные на доброте друг к другу и милосердии.

 

М. Зусак «Книжный вор»

В романе М. Зусака «Книжный вор» поднимаются проблемы жестокости и отзывчивости по отношению к окружающим людям.

Время действия романа – зарождение и развитие фашистского движения, Вторая мировая война. Поэтому неудивительно, что автор демонстрирует различные примеры жестокости. В большей степени в романе показаны зверские действия по отношению к евреям. Они подвергаются гонениям, они оказываются в концлагерях. В повествовании показано, что, когда фашизм набирает обороты, евреев ведут колоннами через города. Жестокость проявляется и по отношению к тем людям, которые не поддерживают нацистскую власть. Ганса Хубермана принимают в партию только для того, чтобы отправить его на Вторую мировую войну, ведь во время прохождения колонны евреев через Молькинг Ганс Хуберман дал кусок хлеба одному старому еврею. М. Зусак в романе показывает по-настоящему ужасные времена, которые были в мировой истории на самом деле. В романе подчеркивается жестокость общества того времени, она всячески осуждается автором.

Однако М. Зусак показывает, что даже в тяжелых условиях развития фашизма были люди, которые сострадали окружающим, сопереживали им, поддерживали и помогали. Семейство Хуберманов без лишних слов пускает к себе в дом по сути незнакомого человека – сына боевого товарища Ганса Хубермана Макса Ванденбурга, который был евреем. Герои действительно рискуют своими жизнями, но помогают еврею выжить. Главная героиня Лизель Мемингер и ее близкие Ганс Хуберман, Роза Хуберман, Руди Штайнер, Макс Ванденбург, Ильза Герман – люди, которые умеют проявлять любовь к ближнему. Для М. Зусака, как он сам признавался, было важно продемонстрировать «стремление к прекрасному даже в самых тяжелых условиях». Автор, не забывая изображать ужасы того времени, выражает важную мысль: благодаря таких людям, как Лизель Мемингер и ее близким, люди не стали настоящими животными, что только доброе и милосердное отношение к окружающим поможет даже в самые сложные времена. М. Зусак на фоне фашизма и войны демонстрирует семейные и дружеские отношения, выражая мысль о том, что семья и друзья помогут справиться со всеми жизненными испытаниями. Очевидна авторская позиция: в любой ситуации, даже самой трудной, нужно оставаться Человеком. Роман, осуждая любые насильственные действия, является призывом к ненасилию, доброте, любви к ближним.

 

Вывод

Таким образом, между людьми, а также между отдельной личностью и обществом порой могут быть противоречивые отношения. Часто в художественных произведениях показаны общественные пороки, с которыми авторы призывают бороться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.007 с.)