Глава 1. Конфигурация регионального политического пространства: изменения и тенденции. Состояние основных политических субъектов, их взаимоотношений и ресурсов политики (2010-2015 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Конфигурация регионального политического пространства: изменения и тенденции. Состояние основных политических субъектов, их взаимоотношений и ресурсов политики (2010-2015 гг. )



Глава 1. Конфигурация регионального политического пространства: изменения и тенденции. Состояние основных политических субъектов, их взаимоотношений и ресурсов политики (2010-2015 гг.)

 

Концептуализация социального пространства как родового понятия по отношению к политическому пространству

В последние двадцать лет концепты «политическое пространство» и «социальное пространство» достаточно активно используется в политическом, социологическом и социально-философском дискурсе как зарубежными, так и отечественными исследователями.

Отметим, что термин «политическое пространство» в рамках тех работ, где сколько-нибудь уделяют внимания используемому тезаурусу, чаще всего вводят, опираясь на различные концепции и дефиниции «социального пространства». В рамках данной монографии при выборе методологической базы и исследовательского инструментария можно было бы использовать имеющиеся типологии рассмотрения различных концепций «социального пространства» (как более общей категории), в частности типологию А.Ф. Филиппова:

1. Пространство взаимодействия социальных акторов. Принимается во внимание значение близости/удаленности акторов друг от друга для самого процесса взаимодействия. Значение придается: а) тому, как исследователь видит пространство, б) тому, каково социальное значение пространства, не рефлексируемое участниками, но принципиально важное для них, в) тому, какое значение пространственным характеристикам взаимодействия придают сами участники: как пространство осознается и обсуждается ими.

2. Социальное пространство как порядок социальных позиций, метафорическое пространство, структурируемое статусами социальных акторов.

3. Пространство как нечто обозримое, место расположения тел[1].

Однако, на наш взгляд, данная типология страдает рядом недостатков. Во-первых, она достаточно общая, а это значит, что в ней сложно уловит различие между подходами Г. Зиммеля, И. Гофмана и Э. Гидденса, которых «записывают» в одну группу концепций социального пространства – «пространство взаимодействия социальных акторов»[2]. Разница же указанных выше концепций весьма существенна, поскольку они различным образом понимают суть самого взаимодействия: Г. Зиммель суть взаимодействия видит в конституировании форм "обобществления смысла". И. Гофман, хотя и сам считает себя продолжателем зиммелевской традиции понимания социального пространства, суть взаимодействия сводит к интеракции, к представлению себя другим в ограниченном физическом пространстве, к определенной социальной драматургии. Э. Гидденс, акцентируя собственное внимание на социальном агенте, фокус исследовательского интереса во взаимодействии концентрирует на ограничениях и ресурсах человеческой деятельности.

Во-вторых, в указанную выше типологию сложно вписать новую концепцию социального пространства М. Кастельса «пространственных потоков», поскольку он исходит принципиально из сетевой структуры современного социального пространства, где отдельно ни взаимодействие акторов, ни их стратификация, ни определенные «места» не имеют никакого конструктивного смысла. Совершенно не случайно, что в работе О. Чернявской Кастельс упоминается и в концепциях второго, и в концепциях третьего типа[3]. Автору «тесно» в принятой типологии, поэтому приходится упоминать одних и тех же авторов в различных подходах (Г. Зиммель, например, упоминается во всех трех подходах), объясняя это тем, что «в работах социологов в редких случаях присутствует только один из подходов»[4]. На самом деле, необходимо было просто предложить другую типологию.

Таблица 1.1

Численность населения Оренбургской области в 2010-2015 гг. (данные Росстата)

2010 2011 2012 2013 2014 2015
↘2 033 072 ↘2 031 497 ↘2 023 665 ↘2 016 086 ↘2 008 566 ↘2 001 110

 

В Оренбургской области преобладает (59,7%) городское население и наблюдается тенденция усиления урбанизации, поскольку, несмотря на сокращение численности городского населения, растет его доля в общей численности населения (по данным переписи 2002 года доля городского населения составляла 57,8%[69]).

По результатам Всероссийской переписи населения национальный состав Оренбургской области: русские – 75,9%, татары – 7,6%, казахи – 6,0%, украинцы – 2,5%, башкиры – 2,3%, представители других национальностей – 5,7%[70]. Несмотря на полиэтничность, ¾ населения Оренбургской области составляют русские.

Для сравнения обратим внимание на национальный состав пограничных с Оренбуржьем российских регионов (Табл. 2)

Таблица 1.2

Национальный состав пограничных с Оренбургской областью субъектов РФ (в %, данные Всероссийской переписи 2010 г.) [71]

  Оренбургская область Самарская область Татарстан республика Башкортостан республика Челябинская область
русские 75,9 82,26 39,65 35,19 81,41
татары 7,6 3,92 53,24 24,78 5,20
казахи 6,0 0,44 --- --- 0,54
украинцы 2,5 1,31 0,48 0,98 1,44
башкиры 2,3 0,23 0,36 28,79 4,67
другие 5,7 11,84 6,27 10,26 6,74

Значительная протяженность границы с Казахстаном обусловили этническую особенность Оренбуржья – значительное число казахов и большая, чем в соседних субъектах РФ, доля украинцев. Доля русского населения чуть меньше, чем в соседних областях, но почти в 2 раза больше, чем в соседних национальных республиках. В местностях с компактным проживанием татар, башкир, казахов при голосовании учитывается этнический принцип.

Долгое время в Оренбуржье формировался подданнический тип политический культуры. За исключением, пожалуй, периода Перестройки (1986-1991 гг.), когда на волне экологического движения против строительства близ Оренбурга завода белково-витаминных концентратов (БВК) активизировались структуры гражданского общества[72]. В течение нескольких лет активисты зеленого движения становились депутатами различных уровней. Владислав Шаповаленко — народным депутатом СССР. Поддержанные Зеленым комитетом Николай Тутов и Валерий Воронцов — народными депутатами РСФСР. Депутатом Госдумы двух созывов становилась Тамара Злотникова. Было время, когда 40% горсовета Оренбурга и 10% областного совета занимали «зеленые»[73].

 Однако, политический транзит конца 1980-х – начала 1990-х гг. не привел к становлению активистской политической культуры у большинства населения Оренбургской области [74].

 

Таблица 1.3

Валовой региональный продукт (ВРП) Оренбургской области в 2010-2014 гг. [75]

  2010 2011 2012 2013 2014
Значение (в текущих ценах млн. руб.) 458 145 553 321 628 564 709 524 715 000
Изменение (в % к предыдущему г.) 10,82 20,77 13,60 12,88 0,77

Таблица 1.4

Таблица 1.5

Основные экономические показатели Оренбургской области за 2010-2014 гг. (в тыс. руб.) [77]

  2010 2011 2012 2013 2014
Налог на прибыль 17360101 22983221 24803742 21724464 23365760
Налог на доходы физических лиц 9698280 10485178 11929340 12760368 15704193
Налог на добычу полезных ископаемых 353139[78] 356634 446794 505652 546776
Налоги и неналоговые доходы 36712823 44479933 50868694 50200115 55693270
Безвозмездные поступления 15244469 15439435 14613172 13107084 16540141
Доходная часть бюджета 53323935 61132357 65481866 63307199 72233411
Расходы 58079551 62361717 68013317 76347375 80338716
Сальдо -4755616 -1229360 -2531451 -13040176 -8105305
Государственный долг Оренб. области (на конец года) 9855700 10280600 14826200 24351600 25979800
Из него – по облигациям Оренб. области 0 0 4000000 9000000 14000000
           
Экспорт (тыс. долл. США) 2359270 2138260 2751700 2420331 2220658
Импорт (тыс. долл. США) 1122660 783810 601600 435654 610406

 

В экономическом смысле Оренбургская область по-прежнему представляет собой важный регион Российской Федерации. Однако, после того как упала стоимость углеводородов на мировом рынке, кроме этого, в сентябре 2012 ведущая российская горнодобывающая и металлургическая компании ОАО «Мечел» приняла решение продать «Южуралникель», дополнительно, в связи с кризисом, в 2013-2015 гг. возросло число банкротств предприятий малого и среднего бизнеса в регионе, Оренбургская область из региона-донора превратилась в дотационный субъект РФ. До 2010 года Оренбургская область всегда имела положительное сальдо[79].

За последние 5 лет постоянно растет государственный долг Оренбургской области. С 2010 по 2014 г. госдолг Оренбургской области вырос в 2,6 раза. И, что крайне важно, в структуре этого долга есть долги по облигациям. До 2012 года область не прибегала для покрытия дефицита бюджета к такому регулятору, как выпуск облигаций Оренбургской области[80]. Долги области по облигациям ежегодно растут. Если в 2012 году их было всего 4 млрд. руб., то в 2014 г. их стало уже 14 млрд. руб., т.е., в 3,5 раза больше! На 1 июля 2015 года они составляли уже 18,5 млрд. руб., причем к концу года прогнозируется увеличение этого долга. Напомним, что облигации - дорогое заимствование: если ставки по государственным кредитам, как правило, от 0,1% до 2,75%, то по областным облигациям - от 8,5% до 14%[81]. Кроме того, государственный долг не по облигациям часто не выплачивался в срок, а переносился на следующий год, чего нельзя делать по облигациям.

Перспективы экономического развития области во многом связываются с геополитическими проектами (строительство железнодорожного сообщения из Китая в Западную Европу через Оренбург), что позволит развить инфраструктуру и пополнить региональный бюджет.

Экономический потенциал российских регионов зависит от целого ряда факторов, среди которых показатели инвестиционной привлекательности, динамика торговых и экономических контактов, наличие привлекательного бренда, правильно выстроенное позиционирование региона.

В вопросе позиционирования между главами регионов существует своеобразная конкуренция. Так, например, Рустам Минниханов в декабре 2014 г. заявил, что Татарстан готов стать лидером оффшорной амнистии. Президент Татарстана четко уловил не только нотки последнего послания Владимира Путина (декабрь 2014 г.), но и синхронизировал свое заявление с соглашениями G-20 в австралийском Брисбене, где лидеры двадцатки договорились о скоординированных действиях по деофшоризации во всем мире. Не менее сильным фактором внешнеэкономического позиционирования постепенно становится предложенный главой Башкирии Рустэмом Хамитовым принцип горизонтального сотрудничества государств ЕАЭС и ШОС в формате «R2R» («Region to region» – «регион с регионом»). Предполагается, что регионы будут иметь больше полномочий для участия в разработке стратегий экономического развития.

К сожалению, губернатор Оренбургской области пока не может соперничать с главами соседних регионов в вопросе политэкономического позиционирования. К сожалению, даже громкий международный проект «Шелковый путь» по развитию автомобильной транспортной магистрали из Китая в Западную Европу, которая предположительно должна была существенно пройти по территории Оренбургской области, практически не достался Оренбургской области. В то время, как Башкортостан приложил массу усилий и «перетянул» существенную часть магистрали на свою территорию.

Инвестиционный рейтинг Оренбургской области с 2010 по 2014 гг. оценивался как 3B1 - Пониженный потенциал, умеренный риск.

Итоговый рейтинг инвестиционного климата Оренбургской области в 2015 г. – IV (наихудший из 4-х возможных). Среди субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ, IV рейтинг инвестиционного климата имеет, помимо Оренбургской области, только Пермский край. Наивысший рейтинг - I – имеют два субъекта в ПФО: республика Татарстан и Ульяновская область.

Итоговый рейтинг рассчитывается на основе 4-х показателей:

А. Регуляторная среда

Б. Институты для бизнеса

B. Инфраструктура и ресурсы

Г. Поддержка малого предпринимательства

Таблица 1.6

Таблица 1.7

Таблица 1.8

Показатели внешней торговли Оренбургской области за 2010-2014 гг. (в млн. долл. США) [84]

 

  2010 2011 2012 2013 2014
Внешнеторговый оборот 4 364,2 3 500,6 3 574,3 2856,8 2831,1
Экспорт 2359,3 2138,3 2751,7 2420,3 2220,7
Импорт 1122,7 783,8 601,6 435,7 610,4
Сальдо торгового баланса 1236,6 1354,5 2150,1 1984,6 1610,3

Для сравнения приведем показатели внешней торговли соседнего региона – республики Башкортостан, которая после республики Татарстан занимала второе место в ПФО по итогам 2013 г. по вкладу  в структуру экспорта и импорта страны (2,6 % и 0,3 % соответственно). Аналогичные показатели республики Татарстан 4,0 и 1,5 % соответственно. Башкирия, на территории которой расположены мощные нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплексы, занимает пятое место среди всех субъектов Российской Федерации по показателям экспорта.

Таблица 1.9

Показатели внешней торговли республики Башкортостан за 2010-2013 гг. (в млн. долл. США) [85]

 

  2010 2011 2012 2013 2014[86]
Внешнеторговый оборот 10640 13759,4 14497,9 15636,6 13774,9
Экспорт 9890,8 12656,8 13108,3 14470,6 12770,9
Импорт 739,2 1102,6 1379,6 1166,0 1004,0
Сальдо торгового баланса 9141,6 11554,2 11728,7 13304,6 11766,9

 

Как видно из сравнения данных таблиц 4 и 5, Оренбургская область значительно уступает соседнему региону по показателям внешнеторговой деятельности. Так, если в Оренбургской области наблюдается снижение внешнеторгового оборота на протяжении всего электорального цикла с 2010 года по настоящее время, то в республике Башкортостан незначительное снижение произошло только в 2014 году.

 

 

1.5. Основные политические акторы в Оренбургской области в период электорального цикла 2010-2014 гг.

Таблица 1.10

Величина налога на прибыль в консолидированном бюджете области крупнейших налогоплательщиков за 2010-2014 гг. (в млн. руб.) [112]

  2010 2011 2012 2013 2014
ОАО «Оренбургнефть»[113] 7 500,0   10 000,0 10 500,0 19 500,0
ООО «Газпром добыча Оренбург»     1 100,0   4 800,0
ОАО «Орскнефтеоргсинтез» 164,0 224,0   334,0 259,0
АО «Оренбургские минералы» 81,2 59,1 43,7 70,1 257,6
ООО «Руссоль» 97,9 236,5 368,5 190,0[114] 250,5[115]
ОАО «Новотроицкий цементный завод»   21,6 21,4 27,8 18,0
ОАО «Гайский ГОК» 576,1 753,6 623,0 186,7 0
ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (УГМК) 47,0 28,9 39,7 6,0 0
ОАО «Уральская Сталь»[116]   0 0 0 0

 

Кроме крупнейших налогоплательщиков в областной бюджет,  укажем других собственников экономического капитала, которые с той или иной степенью открытости формируют политическое пространство Оренбургской области:

1. Предприятия строительной отрасли («Лист», «Ликос», УПСК);

2. Региональные банки («Русь», «Форштадт», «Оренбург»);

3. Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги (филиал ОАО РЖД);

4. Агропромышленный бизнес;

5. Машиностроительные предприятия (ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ», «Орский завод строительных машин», «Орский машиностроительный завод», ПО «Стрела», «Завод бурового оборудования»)

 

 

Год.

10 октября 2010 года прошли выборы в представительные органы большинства муниципалитетов Оренбургской области. В целом их можно считать успешными для команды губернатора, хотя явка на выборы была невысокой. В родном для него Орске «Единая Россия» набрала более 80% голосов, перешагнув 40% рубеж во всех городах[154]. В основном и избранные депутаты, и главы городских округов и муниципальных районов были подконтрольны губернаторскому штабу. Если ориентироваться только на представительство «Единой России» (не считая самовыдвиженцев, которые тоже частенько бывали или членами этой партии или ее сторонниками), то Берг имел поддержку практически 2/3 представительных органов муниципальной власти и чуть меньше среди глав городских и сельских поселений.

В Новотроицке главой города выбрали креатуру Ю. Берга Галину Чижову (Берг даже лично присутствовал на церемонии вступления ее в должность)[155]. Женщина впервые в Оренбургской области стала главой крупного города.

В Бузулукском районе удалось оставить вторым прежнего главу, представителя КПРФ А. Жалыбина. Главой района стал самовыдвиженец В. Садов, которого в ходе избирательной кампании поддерживал губернатор, причем, по мнению ряда экспертов, именно поддержка Ю. Берга оказала решающее значение при голосовании населения района за кандидатуру В. Садова[156].

Из видимых губернаторских «неудач» избирательной кампании осени 2010 года можно считать избрание Александра Митина главой муниципального образования «Оренбургский район» из числа депутатов. Соперником Митина был  Алексей Кудинов, член партии "Единая Россия", рассматривавшийся всеми как фаворит. Даже губернатор Юрий Берг лично присутствовал на первом заседании вновь избранного районного Совета, где рискнул положить на чашу весов свой авторитет, открыто призвав депутатов голосовать за представителя «Единой России». «Голосование за главу района было тайным. Зато было явным разочарование губернатора, когда при подсчете голосов выяснилось, что за Митина - десять депутатов (стало быть, один единоросс), а за Кудинова – всего восемь»[157].

Почти сразу же предпринимаются попытки «отыграть» неудачный ход при избрании А. Митина. Уже 3 ноября в суде Оренбургского района состоялось разбирательство по иску Оренбургской районной прокуратуры о лишении главы Оренбургского района Александра Митина статуса депутата районного Совета. Заседание продолжалось четыре часа и завершилось отказом в иске.

Осенью 2010 года для губернатора Ю. Берга начинается «темная полоса» его, по мнению ряда экспертов, личного противостояния с депутатом Законодательного Собрания области Валерием Сазыкиным. 22 ноября 2010 года Сазыкин выступил с открытым письмом в адрес Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга. «В данном письме он ставил вопросы о необходимости немедленного капитального ремонта зданий областного противотуберкулезного диспансера, строительства детского корпуса, которое ведется уже несколько лет. Кроме того, в своем первом письме Сазыкин В.Л., как депутат, ставил ряд вопросов Губернатору Бергу Ю.А., связанных со строительством его личного коттеджа в поселке Пригородный»[158].

 

Год.

13 марта 2011 года прошли выборы в Законодательное Собрание области. В целом команде губернатора удалось укрепить свои позиции в областном парламенте. «Единая Россия» получила практически 100% результат по одномандатным округам и 40% - по партийным спискам, получив 32 мандата из 47 или 68,08% мест[159], обеспечив себе квалифицированное большинство в 2/3 голосов для принятия решений.

Обе упомянутые прошлогодние ситуации, ведущие к определенным репутационным потерям губернатора, продолжились с начала 2011 года.

Во-первых, продолжились попытки избавиться от «нежелательного» главы Оренбургского района А. Митина. 19 апреля 2011 года  Оренбургский райсуд своим решением отстранил на два года от должности главы района. А. Митин подал кассацию, однако 19 мая кассационная коллегия ее не удовлетворила. Вступившее в силу судебное решение стало поводом и для отзыва депутатского мандата Александра Митина. 7 июня глава Оренбургского района и депутат райсовета сложил полномочия уже официально – с приговором «два года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год». Кроме того, ему в течение двух лет было запрещено занимать руководящие должности в органах власти и местного самоуправления[160].

Можно сказать, что «дело А. Митина» положило начало определенной тенденции - уголовное преследование главы муниципального образования, кончающееся его снятием.

Во-вторых, продолжается линия противостояния с Валерием Сазыкиным. «За последующие после его письма 4 месяца лечебное учреждение, которым он тогда руководил, проверяли 14 (четырнадцать) комиссий, в том числе, неоднократно и правоохранительные органы. Ввиду создания в лечебном учреждении обстановки постоянных проверок, Сазыкин В.Л. добровольно 3 мая 2011 года был вынужден уйти с должности главного врача»[161]. Но уход Сазыкина с должности главврача только активизировал сбор на него «компромата».

5 сентября 2011 года «по собственному желанию» покидает свой пост министр экономического развития, промышленной политики и торговли региона Андрей Ефремов, который был назначен на эту должность Ю. Бергом вскоре после прихода на должность губернатора региона. Насколько желание Ефремова было «собственным» стало понятно 11 декабря 2011 года, когда экс-министр был арестован по решению суда в уголовного дела о хищении бюджетных средств в министерстве экономики. Летом 2011 года прокурорская проверка выявила серьезные финансовые нарушения при реализации министерством программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы"[162]. В январе 2013 года суд признал бывшего министра экономического развития Оренбургской области Андрея Ефремова виновным в «трех эпизодах хищения бюджетных денежных средств путем мошенничества» (два эпизода — по ч. 3 ст. 159 УК РФ, один эпизод — по ч. 4 ст. 159 УК РФ). Андрей Ефремов получил два года колонии общего режима и оштрафован на 900 тыс. рублей. Кроме того, он лишен возможности занимать руководящие посты на госслужбе или в органах местного самоуправления в течение трех лет[163].

«Дело экс-министра Ефремова» было не первым уголовным делом, возбужденных против министров Правительства Оренбургской области. В апреле 2011 года было возбуждено уголовное дело в отношении министра по молодежной политике, спорту и туризму Оренбургской области Валерия Федорова, который уже в ноябре был  приговорен к условному сроку за превышение должностных полномочий и совершение служебного подлога[164]. Но дело В. Федорова не сильно задело репутацию губернатора, поскольку Федоров проходил в основном по делам «давно минувших дней», Федоров скорее был «чернышевским» министром, нежели министром «берговским».

В течение года губернатору приходится решать проблему с подрывами боеприпасов на Донгузском и Тоцком полигонах, чтобы успокоить жителей области. «Чаще, чем с министерством обороны, ни с одним другим ведомством федерального Правительства в последние месяцы не общаюсь. Провели несколько совещаний с приглашением руководителей воинских частей, привлекли военную прокуратуру, сам лично бывал на полигонах. Улучшения были, но временные»[165].

Губернатор Ю. Берг сообщает в своем блоге, что в письмах на имя министра обороны А. Сердюкова и командующего войсками Центрального военного округа генерал-лейтенанта Чиркина «объяснил, что неоднократное общение с командованием того же полигона в Донгузе результатов не дают, договоренности об уменьшении закладки боеприпасов, регулярном информировании населения и муниципалитетов о графике утилизации, не выполняются»[166].

Таким образом, уже с начала 2011 года губернатор ощущает себя определенным «заложником» военных. Его попытки «договориться» с военными о здравых решениях проблемы «взрывов» на оренбургских полигонах, как мы видим, выглядят тщетными.

4 декабря 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Вместо 7 депутатов Госдумы, которых Оренбургская область имела в составе Госдумы предыдущего созыва, область получила только 5. Партия  «Единая Россия» получила всего 2 места (Е. Николаева, В. Заварзин), что в 2 раза меньше, чем в Думе предыдущего созыва. По одному мандату получили КПРФ (В. Чикин), ЛДПР (Е. Афанасьева), «Справедливая Россия» (С. Петров)[167]. В Оренбургской области «Единая Россия» набрала всего 34,89% голосов, войдя в группу субъектов РФ с наименьшим числом голосов за партию власти. В областном центре г. Оренбурге «Единая Россия», получив 25,5% голосов, и вовсе проиграла КПРФ, которая набрала 26,2% голосов.

Выступления населения и оппозиции под общим лозунгом «За честные выборы» в декабре 2011 года проходили в Оренбурге и Орске, но были малочисленны[168] и никаких особых проблем губернатору не создали. Как навряд ли создало проблемы и письмо 9 депутатов Законодательного Собрания Президенту РФ Д. Медведеву с требованием отставки губернатора Ю. Берга на том основании, что в Оренбуржье «Единая Россия» набрала не более трети голосов, а возглавлял список ЕР губернатор Ю. Берг.

2012

11 июня практически на всю страну прогремели взрывы в Бузулукском бору, близ Колтубановки, обнажив еще острее проблему взаимодействия гражданской власти региона с военными.

По информации ГУ МЧС России по Оренбургской области «военные нарушают меры безопасности при оборудовании площадок подрыва, при проведении погрузочно-разгрузочных работ, перевозке и складировании боеприпасов». Военные прокуроры выявили грубые нарушения закона при утилизации боеприпасов на складе в воинской части № 96588, сообщила Генпрокуратура РФ[169].

16 июля 2012 года Указом губернатора Юрия Берга на территории Оренбургской области был отменен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванный пожаром в войсковой части № 96558.

Ситуация со взрывами под Колтубановкой еще раз показала, что присутствие военных на территории области создает для губернатора определенные проблемы. 

Летом 2012 скандал, в который оказался  замешан губернатор Ю. Берг, с депутатом Законодательного Собрания Сазыкиным перерос внутрирегиональные рамки. О преследовании эсеров заговорили на общероссийском уровне[170].

«Скандал с преследованием по политическим мотивам депутата -"эсера" в Оренбургской области набирает обороты. На депутата областного Законодательного собрания, бывшего главврача тубдиспансера, Заслуженного врача Российской Федерации Валерия Сазыкина завели уголовное дело после того, как он написал письмо губернатору Юрию Бергу с критикой в адрес властей. На днях депутаты трех фракций областного парламента обратились к Владимиру Путину, Валентине Матвиенко и Сергею Нарышкину с письмом, в котором просят разобраться в ситуации»[171].

В знак протеста против политических преследований Валерий Сазыкин объявляет 9 августа 2012 года. О причинах он в июле написал в открытом письме губернатору: депутат уверен, что «травлю его и как человека, и как депутата» организовал Берг из мести[172].

14 августа в Оренбурге прошел митинг в поддержку Сазыкина, организованный «Справедливой Россией», КПРФ и ЛДПР. Митингующие потребовали отставки Берга и возвращения на доследование материалов дела против Сазыкина[173].

В сентябре 2012 г. губернатор Оренбургской области начинает активные действия против главы Адамовского района Сергея Явкина, которые закончатся только к выборам 2015 года. В сентябре губернатор Ю. Берг внес на рассмотрение районных депутатов инициативу об удалении в отставку главы администрации Адамовского района С. Явкина. На внеочередном заседании Совета районных депутатов народные избранники поддержали инициативу губернатора и удалили главу района в отставку[174].

В октябре 2012 года губернатору Юрию Бергу пришлось публично извинятся за хамство главы Бузулукского района Владимира Садова, который в 2010 году на своих предвыборных листовках писал: «Доверие губернатора – большая ответственность»[175]. В своём блоге он выразил мнение по поводу поступка районного руководителя: «Удручающее зрелище. И это не только про нецензурную лексику...»[176]. И «удручающее зрелище» с Садовым, и публичные извинения губернатора за поведение главы Бузулукского района получили огромное количество просмотров в сети «Интернет» и на федеральных телеканалах не только в России, но и за рубежом, в частности, в соседнем Казахстане.

В конце ноября подает в отставку мэр Бугуруслана[177] Виктор Назаров (предположительно под давлением губернатора)[178]. Ранее к Назарову предъявлялись претензии прокуратурой в связи с разногласиями вокруг распоряжения землей и имуществом. Это событие было включено в список «негативных» при составлении рейтинга социально-политической устойчивости российских регионов за ноябрь, который представляли Фонд «Петербургская политика» совместно с Информационным Агентством «РЕГНУМ». Хотя «команда губернатора» (начальник управления информационной политики аппарата губернатора и правительства Оренбургской области Евгения Шевченко) и попыталась записать это событие в «позитивные». "К примеру, факт отставки главы Бугуруслана, имеющего серьёзные проблемы с законом, служит доказательством последовательной позиции губернатора по борьбе с коррупцией в структурах исполнительной власти региона. И это скорее плюс в копилку губернатора, нежели минус»[179]. С этим, правда, практически невозможно согласиться. Как известно по материалам официального сайта Правительства Оренбургской области на заседании Совета депутатов Бугуруслана, на котором была принята отставка главы города Назарова, выступил губернатор Юрий Берг, который поблагодарил Виктора Назарова за работу на ответственном посту[180]. 

Осенью 2012 года активизировались выступления губернатора и его подчиненных по поводу «укрупнения муниципалитетов» в Оренбургской области, о котором губернатор предупреждал еще в своем докладе.

19 декабря на пленарном заседании Центризбиркома был положительно решен вопрос передачи вакантного мандата депутата Госдумы Катасонову Сергею Михайловичу (ЛДПР), который с этого момента начнет активнее демонстрировать свои претензии в борьбе за должность губернатора Оренбургской области на предстоящих выборах.

 

 

Год.

Новый год выводит на первый план еще одну «острую» проблему для губернатора и его «назначенца» министра здравоохранения Т. Семивеличенко в регионе. В январе фиксируется первое массовое выступление медицинских работников: 802 сотрудника и ветераны Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения «Оренбургская областная клиническая больница» написали публичное письмо губернатору Оренбургской области Юрию Бергу с просьбой вмешаться и не допустить развала здравоохранения [181]. Для региональной власти массовые протесты медиков опасны еще и тем, что медицинские работники традиционно считались теми, кто голосует за действующую власть.

В феврале сразу против двух членов партии «Единая Россия», занимавших достаточно высокие должности, были возбуждены уголовные дела. Бывшему главе администрации муниципального образования город Кувандык Владимиру Гончарову,  в ноябре прошлого года в очередной раз избранному Секретарем кувандыкского отделения «Единой России», предъявлено обвинение в совершении 4-х эпизодов преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 286 УК РФ – превышение должностных полномочий[182]. Незадолго до этого уголовное дело было заведено на главу Новоорского района Владимира Караулова, которого обвиняли по трем статьям Уголовного Кодекса – злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств. Караулов свою вину не признавал, утверждая о заказном характере своего уголовного преследования[183].

Март 2013 острее обнажил для губернатора «проблему Явкина». Бывший глава Адамовского района Оренбургской области Сергей Явкин, в сентябре прошлого года отправленный в отставку губернатором после вождения в нетрезвом виде, победил на досрочных муниципальных выборах. По предварительным итогам голосования, главой Адамовского района вновь избран Сергей Явкин, набравший 54,25% голосов[184].

Досрочные выборы главы Адамовского района в очередной раз публично обнажили клановые конфликты в Восточном Оренбуржье Насыбуллин-Борников-Тейхриб-Явкин. Игорь Сухарев, секретарь регионального отделения «Единой России», в интервью корреспонденту «Оренбургской недели» публично заявил: «Там была борьба определенных кланов. Галина Шешукова в своих социологических исследованиях это подтверждает. Но нам бы хотелось, чтобы эта тема была уже закрыта. Поэтому мы ее не комментируем никак»[185].

Тема противостояния восточнооренбургских кланов проявилась задолго до 10 октября 2010 года, когда жители адамовского района выбирали районных депутатов и главу района. Когда действующий глава района Петр Тейхриб - выдвиженец от партии «Единая Россия», депутат двух созывов Законодательного собрания Оренбургской области - проиграл самовыдвиженцу Сергею Явкину, на тот момент начальнику районного отдела образования. Причем проигрыш был оглушительный – с разницей в 10%, 51% за Явкина против 41% за Тейхриба[186].

Эта тема, к сожалению, не закрыта и до сих пор, и навряд ли она закроется в ближайшее время. Противостояние элит в Восточном Оренбуржье будет «головной болью» губернатора и на предстоящих в 2016 году выборах в Законодательное Собрание области.

«Однако не нужно думать, что такое происходит только в Адамовке. У нас вообще практически все муниципальные выборы есть отражение «местечковой» борьбы за ресурсы влияния. Чистой политики уже не осталось: почти за каждым кандидатом стоят чьи-то бизнес-интересы… В глубинке, в муниципалитетах бал правит кумовство и местечковость»[187].

Выборы в Адамовском районе вызвали «головную боль» у губернатора не только победой Явкина. Депутат Законодательного Собрания Ильдар Насыбуллин, куратор единороссов по пяти восточным районам области, Адамовского в том числе, накануне голосования сделал заявление: «Не победит наш кандидат — сложу депутатские полномочия»[188]. На состоявшемся 13 марта заседании Президиума политсовета Оренбургского регионального отделения «Единой России» рассмотрели поданное заявление депутата областного парламента И.И. Насыбуллина о возможном досрочном сложении депутатских полномочий. Игорь Сухарев так прокомментировал данную ситуацию: «Вчера на президиуме мы его заявление приняли к сведению. Ни отклонить, ни поддержать его мы не можем, поскольку Насыбуллин не в тот орган обратился. Но рекомендации ему были ото всех такие, что надо работать с удвоенными силами. Нам показалось, он нас услышал»[189]. И. Насыбуллин остался в Заксобе, но репутации его был нанесен весьма ощутимый урон, что может оказаться решающим при



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.06 с.)