Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное состояние коррупции в РФ
Р.Р. Газимзянов отмечает: «Коррупция - явление социальное. Она существовала и существует там, где имеются органы государственного управления, только в разных масштабах, сферах деятельности и уголовно-наказуемых формах. Очевидно, что истинные размеры коррупции не поддаются измерению»[38]. При этом обращает на себя внимание явное противоречие между возрастающей латентностью взяточничества для правоохранительных органов при очевидности этого явления для населения. Фактически признанно, что коррупция в России стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны[39]. На значимость этой проблемы указано и в Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию, обозначившего в качестве одного из приоритетных направлений новой политической стратегии России государственную политику в сфере противодействия коррупции: «…Нашей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией. Считаю, что мы должны самым внимательным образом анализировать исполнение уже принятых решений и двигаться дальше»[40]. Согласно данным Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Так, анализ данных таблицы «Индекс восприятия коррупции за 2010 год» показал, что в рейтинге из 178 стран (в начале списка – наименее коррумпированные страны, в конце списка –страны, в которых коррупция наиболее распространена), Россия находится на 154 месте наряду с такими странами как Кения, Лаос, Папуа – Новая Гвинея, Таджикистан[41]. Индекс за 2011 год определил Россию на 143 место из 183 возможных. На последнем месте снова осталась Сомали. Первые позиции заняли Новая Зеландия, Дания и Финляндия; Соединенные Штаты оказались на 24 месте. По мнению президента общественного движения «Союз правых сил» Леонида Гозмана, разница между 143-м и 154 местом может быть погрешностью статистики[42]. С учетом того, что можно различать «белую» (общепринятую), «серую» (отчасти осуждаемую) и «черную» (осуждаемую законом коррупцию), российская коррупция все больше и больше «светлеет», то есть становится повседневной, обычной. Возрастает толерантность к ней, что также можно рассматривать как фактор, способствующий укреплению позиций коррупции в структуре российского общества. В.В.Лунеев вообще считает, что коррупция в нашей стране стала нормой, а не исключением, в том числе среди политической, правящей и экономической элиты. А это значит, что правоохранительные органы, сами погрязли в мздоимстве, с одной стороны, слабы бороться с институциональной коррупцией, с другой - подчинены в этих делах не только и не столько закону. Могучий конгломерат (бюрократия-бизнес-организованная преступность), получивший название «железный треугольник», живет только по своим законам. Налицо мировой парадокс: все говорят и даже кричат о разрушительной и растущей коррупции, миллионы людей стонут от ее повседневного и беспощадного гнета, а официальная криминальная, судебная и особенно пенитенциарная статистика (как мировая, так и национальная) свидетельствуют о единичных случаях доказанной продажности.
Если предположить, что каждое зарегистрированное коррупционное преступление расследуется в рамках одного возбужденного уголовного дела, то можно сделать вывод, что до суда доходит одно из трех уголовных дел. Такая взаимосвязь может объясняться следующими положениями: ¾ она обусловлена диалектикой свойств коррупционных проявлений, которые, подвергаясь уголовно-правовому воздействию, в целях его минимизации продолжают расточать свои свойства. ¾ взаимосвязь качества расследования преступлений и судебных решений по ним, которые нередко выносятся в режиме воспроизведения (или незначительных изменений) обвинительных заключений прокурора или следователя, имеет свои особенности в сфере противодействия коррупции[43]. Такая взаимосвязь проявляется по-разному. Либо коррупционная подверженность судопроизводства как свойство диалектически переходит от стадий расследования уголовных дел, когда подкупается сначала следователь, а затем судья, либо последний подвергается коррупции первоначально. Имеются факторы постоянные, которые оказывают более существенное влияние на результативность борьбы с коррупцией. Первый фактор заключается в снижении профилактической роли уголовно-правового воздействия, если его понимать с позиции устрашения суровости санкций, которые установлены за коррупционные преступления и выполняют превентивные функции в отношении лиц, подверженных коррупционным рискам.
Второй фактор отражается в закономерностях избрания гуманных видов уголовных наказаний, назначаемых виновным в совершении коррупционных преступлений. Косвенным образом это свидетельствует о том, что судебная система перестает быть действенным рычагом борьбы с коррупцией. По данным Верховного Суда Российской Федерации, более 80% осужденных в 2010 г. за взяточничество обвинялось в получении незаконного вознаграждения на сумму менее 30 тыс. рублей[44]. В то же время по заявлениям пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ средний размер взятки и коммерческого подкупа среди всех выявленных в России в 2010 году коррупционных преступлений составляет почти 300 тыс. рублей[45]. Можно сделать вывод, что до суда дела со значительными суммами взяток попросту не доходят. По данным Генерального прокурора России, из всего класса российских чиновников около 90% коррумпировано[46]. Общая сумма российской «деловой коррупции» в 2,66 раза превышает доходы федерального бюджета 2005 года (474 млрд. долл., средняя взятка в Москве оценивается в 0,5 млн. руб.). Дифференцированный анализ статистических данных о получении и даче взятки показывает, что ежегодно фактов получения взятки регистрируется в среднем примерно в полтора раза больше, чем фактов дачи взятки. По данным правоохранительных органов, число выявленных эпизодов взяток выросло в 2003–2009 годах в 1,8 раза, количество осужденных за взятки выросло в 2,5 раза. Но количество осужденных взяткодателей росло гораздо быстрее, чем взяткополучателей. А наказания за взяточничество в составе организованной группы по предварительному сговору и вовсе снизились в 1,6 раза. Серьезные расследования подменяются часто «кампанейщиной» против отдельных врачей, учителей, муниципальных служащих и инспекторов ГИБДД. Между тем общественный «спрос» на искоренение коррупции, как показывают социологические данные, огромен: если в 2009 году лишь 7% граждан хотели обжаловать коррупционное поведение госслужащих, то в 2010 году уже 52% были готовы сообщать о факте коррупции[47]. В 2009 г. в следственные органы поступило свыше 55 тыс. сообщений о фактах коррупции. Возбуждено более 15,5 тыс. уголовных дел. Всего в производстве следователей находилось свыше 20 тыс. дел о преступлениях коррупционной направленности. Окончено расследование 9 тыс. дел.[48] Специалистами в области борьбы с организованной преступностью признается, что наиболее опасным видом коррупции в России является ее элитно-властная разновидность, т.е. коррупционная деятельность с участием представителей высших органов всех трех ветвей власти. Данное коррупционное поведение опаснее остальных как из-за размеров взяток, последствий незаконных действий, совершенных за подношения (хищения, отмывание денег, корыстные злоупотребления власти и прочие экономические преступления), так и вследствие тесной связи с организованной преступностью. По мнению исследователей, от 30 до 50 процентов преступных доходов организованных преступных группировок передается на подкуп представителей власти и других должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Прослеживается тенденция к распространению коррупции и иных противоправных деяний и среди сотрудников правоохранительных органов. Для этой категории лиц наиболее характерны злоупотребления служебным положением, противоправное участие в предпринимательской деятельности, покровительство криминальным структурам, взяточничество. Все эти и ряд других тревожных обстоятельств дают основание взглянуть на коррупцию как на социально-экономический и политический феномен, который по экспертным оценкам специалистов МВД России, достиг крайне опасных пределов и представляет для национальной безопасности государства одну из самых серьезных угроз как внутреннего, так и внешнего плана. Прежде всего, необходимо отметить, что объективную оценку роста коррупции во властных структурах Российской Федерации дать крайне сложно во многом из-за того, что по своей сути это явление крайне латентное. Почти три четверти (72,5%) опрошенных специалистов в области борьбы с преступлениями рассматриваемой категории сообщили, что для большинства должностных преступлений характерна естественная латентность. Действительно, сложность борьбы с такими деяниями состоит в том, что преступное использование служебного положения в корыстных целях имеет не только скрытый, но и зачастую согласительный характер совершения. В большинстве случаев она не влечет за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки. Средства достижения коррупционных целей были разнообразны и предоставлялись в виде денежного вознаграждения (в 61% случаев), промтоваров или продуктов питания (25% случаев), покупки автомашин либо строительства коттеджей (23%)[49]. Анализ характеристики коррупционных проявлений указывает на условия и причины совершения таких преступных деяний в ОВД: ¾ низкий уровень контроля за деятельностью различных подразделений и отдельных должностных лиц, пассивное поведение и, в отдельных случаях, соучастие вышестоящих должностных лиц организации; ¾ терпимое отношение в обществе к фактам преступного использования служебного положения в корыстных целях; ¾ чрезмерная урегулированность с одновременной неопределенностью законов и норм, дающие чиновниками большой простор для их «индивидуальной» трактовки.
В то же время сотрудники внутренних дел часто не имеют возможности адекватно и профессионально реагировать на коррупционные проявления. Среди факторов, влияющих на коррупцию Я.И. Гилинский выделяет то, что коррупция - это давняя российская традиция; бывшая советская коррумпированная «номенклатура» в значительной степени сохранила или восстановила свои позиции в «новой» системе власти, привнося в нее свои нравы; организованная преступность успешно использует взятки, подкуп для обеспечения своей безопасности; издавна коррумпированными в России (включая времена СССР) оказывались высшие эшелоны власти; ясно, что среднее и низшее звенья чиновничества «с чистой совестью» следуют их примеру (и этот факт подметила народная мудрость; «рыба гниет с головы»); немаловажным, хотя и не главным, является то, что официальная зарплата служащих, сотрудников правоохранительных органов крайне низка, и это служит моральным «оправданием» взяточничества (другое дело, что развращенные чиновники продолжают брать взятки и в случае повышения должностных окладов: денег много не бывает...)[50]. Б.Т. Рябушкин и Э.Ю.Чурилова утверждают, что для России, как и для других стран СНГ, проблема отражения деятельности в теневом и неформальном секторах экономики, или ненаблюдаемой экономике, является особенно актуальной. Это связано с тем, что в ходе проведения экономических реформ и внедрения рыночных механизмов хозяйствования, осуществлявшихся вначале в условиях глубочайшего кризиса, масштабы теневой и неформальной деятельности, их роль в воспроизводственных процессах резко возросли. Ряд факторов способствовал частичному или полному уходу многих хозяйствующих субъектов «в тень», развитию неформального сектора экономики и одновременно усложнил задачу статистического изучения этих явлений. Такого рода факторы следующие: резкие институциональные и структурные изменения в экономике, гигантское увеличение (и в кратчайшие сроки) мелких предприятий и субъектов предпринимательства без образования юридического лица; беспрецедентная криминализация страны, объективные причины, побуждающие активную часть населения искать дополнительные источники доходов; несовершенство системы налогообложения, других институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики или предназначенных для ее регулирования; неизбежные трудности адаптации статистики к новым экономическим и общественно-политическим реалиям[51]. Выводы по первой главе. Коррупцию рассматривают как сложное явление, связанное с подкупом лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, получением ими дополнительных благ, доходов, привилегий за совершение умышленных общественно опасных деяний (в том числе и в интересах третьих лиц) вопреки интересам государства и общества Субъектами коррупции, или так называемыми корруптантами, могут быть: должностные лица, государственные служащие без статуса должностных лиц, должностные лица и служащие негосударственных хозяйственных структур. Объектом коррупционного правонарушения являются правовые блага, распоряжаться которыми должностное лицо может в силу предоставленной ему законом компетенции. Коррупция включает разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами. В коррупции, как правило, участвуют государственный служащий и заинтересованный в принятии соответствующего решения гражданин, поэтому решить проблему коррупции исключительно с помощью правовых средств достаточно сложно.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.01 с.) |