Причины и условия существования коррупции в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и условия существования коррупции в РФ



Коррупция (от лат. corrumpere - «растлевать») - обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее нормам права и морали. Сегодня коррупция понимается не только как подкуп, но и как использование служебного положения в корыстных целях и отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией. В резолюции «Практические меры борьбы с коррупцией», подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе - сентябре 1990 г., речь идет о нарушениях этического, дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности. Наиболее часто термин «коррупция» применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества[2].

Коррупция - сложное социальное и правовое явление и понятие. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер этого явления и понятия. Справедливо связывают его со всеми социальными процессами данного общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретной страны или государства. Некоторые исследователи говорят о коррупции как о целой относительно самостоятельной правовой науке и учебной дисциплине - корруптологии, вкладывая в это понятие «пути совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию»[3].

Проблема беспрецедентного разрастания масштабов коррупции представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии и правам человека, затрудняет экономическое развитие страны. По уровню коррумпированности Россия находится в числе государств, в которых это явление получило наибольшее развитие. Распространению коррупции способствуют многие негативные факторы: просчеты в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности; ослабление системы государственного регулирования и контроля; несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере; снижение духовно-нравственного потенциала общества.

Коррупция как явление уходит своими корнями вглубь мировой и российской истории, связано со специфическими традициями и обычаями народов. Можно сказать, что эволюционировали как сама коррупция, так и формы борьбы с ней. «История законодательства о борьбе с коррупцией не уступает по древности истории человеческой цивилизации», - пишет Т.А. Хабибуллин, - «уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые упоминания о фактах, которые мы сегодня можем назвать коррупционными, встречаются уже в Библии: «Князья твои законопреступники и сообщники воров, все они любят подарки и гонятся за мздою»; «горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного»[4].

О том, насколько глубоко в нашем сознании укрепился феномен коррупции, можно судить и по его отражению в нашем языке: «оказать почесть», «проявить уважение», «мзда», «корм», «добыча», «подарок», «вернуть долг», «лихоимство». О взятке писал Петр Великий как о «богопротивном лакомстве», С. Уваров - как о «произвольном самовознаграждении», М. Салтыков-Щедрин - как о «служебной сладости». О причинах этого явления принято говорить: «так уж устроен человек», «креста на них нет», «рыба гниет с головы», «власть портит», «Бога забыли» и т.п.

Еще в дореволюционной России особенностью «русской взятки» было то, что ее перестали стыдиться, а если кто и возмущался, то его считали неисправимым «идеалистом»: «брали губернаторы, председатели гражданских и уголовных палат, брали в Сенате. Все это узаконилось, вошло в обычай, и проситель никогда не приходил в присутственные места с пустыми руками»[5]. В школьный курс истории такая система вошла под названием «система кормлений».

В.С. Овинский обоснованно пишет: «Борьба с коррупцией сопровождала всю историю развития государственности. Уже в дошедших до нас документах Древнего Вавилона XIV века до н.э. содержатся упоминания о мерах по пресечению злоупотреблений чиновников и судей, а также вымогательства незаконных вознаграждений у храмовых священников со стороны царских слуг. Платон и Аристотель связывали коррупцию с политикой. Современное понимание коррупции как системы грабежа со стороны чиновников сформулировал в XVI веке Николо Макиавелли в своей книге «Государь». Век спустя Томас Гоббс напишет в «Левиафане»: «Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения». Этот вывод, сделанный в XVII веке, в полной мере соответствует и веку нынешнему. Начало XXI века ознаменовалось небывалым всплеском коррупционных скандалов, в том числе и в отношении первых лиц целого ряда государств»[6].

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». Дело не в академизме, а, как пишут некоторые авторы, «в стремлении к взаимопониманию с читателями»[7].

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в Толковом словаре русского языка коррупцию определяют как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами[8].

По мнению Г.Н. Борзенкова, коррупция - это «разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях»[9].

Л.М. Колодкин считает, что коррупция как общественное (социальное) явление выражается в использовании работниками государственных органов служебного положения в целях получения неправомерных, личных выгод материального или имущественного характера[10]. Сходную позицию занимают в своем учебном пособии «Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы» М.В. Костенников и А.В. Куракин[11].

Б.В. Волженкин полагает, что коррупция - «социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус, авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах»[12].

В.В. Лунеев подчеркивает, что коррупция - явление более широкое, чем взяточничество: «Мы знаем, что коррупция не сводима к взяточничеству. Она охватывает любые злоупотребления должностных лиц, совершенные с корыстной целью»; «коррупция как явление, включает в себя... многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования»[13].

Н.И. Мельник на примере исследования механизма преступного коррупционного поведения мотивированно доказал правомерность широкого понимания коррупции. По его убеждению, существует как минимум два варианта такого поведения. Первый - это взаимодействие двух субъектов, каждый из которых при помощи коррупционной связи стремится удовлетворить свой интерес; второй - коррупционная деятельность одного лица (коррупционера), самостоятельно (без взаимодействия с иным субъектом) удовлетворяющего личный интерес или интерес иного лица (лиц) с помощью предоставленной ему власти или должностных полномочий[14].

Л.Д. Гаухман считает, что коррупция в общесоциальном понимании - это использование должностным лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для незаконного личного обогащения, как в рамках полномочий должностного лица, так и за их пределами, но в связи с его статусом. В обоих случаях это использование авторитета власти, который может распространяться в зависимости от уровня должностного положения на различные сферы, порой бесконечно многообразные[15].

Как правило, в научной литературе выделяются два подхода к понятию коррупции. Первый подход делает акцент на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества, государства, его властных структур. И в этом плане под коррупцией понимается не столько определенное преступное поведение государственного чиновника или должностного лица, сколько определенное социальное зло, неизбежно присущее социальной системе и государству. И подобные определения, по сути дела, указывают на коренные причины этого социального зла и явления. В этих случаях коррупция именуется как «простое определение», означающее подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей[16].

Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию, обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стремятся к латентности. Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник.

Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемыми культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных деяниях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление, как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.

К наиболее типичным проявлениям коррупции, по мнению обывателей также относятся подкуп чиновников и государственных деятелей всех рангов, взяточничество за предоставляемые блага или преимущества, протекционизм работников по принципу личной преданности, родственных связей, приятельских отношений. Коррупция трактуется в современной отечественной справочной литературе как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения[17].

Данное определение коррупции фактически отождествляется с вышеуказанным пониманием коррупции как социального зла и явления. И это не случайно, поскольку многие авторы подобных определений указывают на то, что российский законодатель до сих пор не дал этому явлению соответствующего определения в уголовном законе.

Особо опасной является коррупция в органах внутренних дел, под которой понимается негативное социальное явление, осуществляемое посредством использования сотрудниками ОВД своего служебного положения, авторитета и статуса службы, чаще всего, вопреки законным интересам общества и государства, для получения выгод материального или нематериального характера для себя лично или других лиц либо в корпоративных интересах преступным путем[18].

Проблема коррупции и борьбы с ней всегда была одной из острейших и болезненных проблем для России. В последние годы коррупция в нашей стране вышла на такой уровень, что признана одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности[19].

В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции[20], которая закрепила стремление государств-участников периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней (п. 3 ст. 5 Конвенции).

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается[21]:

а) «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подп. «а» настоящего пункта, от имени и в интересах юридического лица» (Пункт 1 ст. 1 ФЗ N 273-ФЗ).

Понятие коррупционного правонарушения в общем виде дано в Национальном плане противодействия коррупции[22]. Согласно Плану, коррупционное правонарушение - отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. Под иной ответственностью в данном случае понимается гражданско-правовая.

Исходя из данного понятия, можно выделить 4 вида коррупционных правонарушений[23]:

1) Дисциплинарные коррупционные проступки - обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание. При этом основанием дисциплинарной ответственности служащих органов государственной власти является совершение дисциплинарного коррупционного проступка. Его понятие дано в ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[24]. В соответствии с этой статьей дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. К ним можно отнести:

а) неисполнение обязанности по представлению сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения об обязательствах имущественного характера;

б) неисполнение обязанности по сообщению представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;

в) непринятие мер по предотвращению такого конфликта;

г) исполнение гражданским служащим неправомерного поручения руководителя при отсутствии состава преступления или административного правонарушения;

д) получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) и т.п.

2) Гражданско-правовые коррупционные деяния, т.е. деяния, ответственность за которые предусмотрена ГК РФ[25]. Основанием наступления гражданско-правовой ответственности за коррупционное правонарушение согласно ст. 1064 ГК РФ является причинение:

а) вреда личности или имуществу гражданина;

б) вреда имуществу юридического лица.

К числу коррупционных правонарушений, за которые возможно наступление гражданско-правовой ответственности, относятся:

а) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов;

б) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов;

в) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа.

3) Коррупционная преступность, т.е. прямое нарушение уголовного закона;

4) Коррупционные правонарушения в области административного права.

Изучая коррупционное поведение с социологической точки зрения, И.Н. Коновалов и М.П. Петров считают, что современные виды коррумпированного поведения должностных лиц ушли далеко за рамки простого подкупа. Повсеместное распространение получили криминальный лоббизм, корыстный сговор должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, а также необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с участием в коммерческих организациях, неправомерное вмешательство в деятельность правоохранительных органов. Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток[26].

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции — это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их возможность влиять на деятельность фирм и граждан.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия преступников.

Весомым фактором, способствующим, как укреплению теневой экономики, так и коррупции является плохо организованная миграционная работа. Различные источники свидетельствуют о том, что, начиная с 90-х годов XX в., численность в России нелегальных мигрантов достигла 10 миллионов человек. Только чуть более 1,5 миллиона человек получили статус беженца или вынужденного переселенца. По данным современных криминологических исследований, до 80% опрошенных местных жителей считают мигрантов источником повышенной криминальной опасности. Многие недобросовестные чиновники, так или иначе связанные с мигрантами, используют свое должностное положение для извлечения выгоды[27].

Значимое влияние на рост коррупционной преступности оказывает плохой подбор, расстановка и воспитание российских чиновников, недостаточный государственный и общественный контроль за их повседневной деятельностью.

Портрет коррупционера в РФ

Для коррупционной преступности присущи и особенно значимы специфические причины и условия ее существования и развития, связанные преимущественно с государственной, муниципальной и иной службой.

Среди этих факторов следует выделить те из них, которые связаны с особенностями служебной среды, условиями службы; с характеристикой самих служащих; с состоянием социального контроля их служебной деятельности.

Выделяя служебную среду в качестве фактора, продуцирующего должностную и коррупционную преступность, особое внимание необходимо обратить на: а) условия службы; б) существующий тип управления; в) социально-психологическую обстановку в коллективе.

Большое значение в системе должностной и коррупционной преступности имеют негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в нашей стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн. чиновников).

К числу этих характеристик относятся такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

В основе коррупционного поведения лежит корыстная мотивация, которая в большинстве случаев формируется уже на подготовленной предыдущим опытом почве. Начиная с подросткового возраста, ребенок сталкивается с ситуациями, когда его родители вынуждены с помощью взяток решать свои проблемы с чиновниками. Не являются исключением средние специальные и высшие учебные заведения, в том числе и в системе МВД России.

У молодого человека на подсознательном уровне формируется мировоззрение, в целом оправдывающее взяточничество. Этот тезис подтверждается и результатами опроса населения: так, по данным опросов 87% населения согласны с тем, что в нашей стране «все продается и покупается». При этом подавляющее большинство опрошенных (80%) готовы лично либо опосредованно с помощью денег или подарков решать любые свои проблемы, обходя законы. Указанные цифры выглядят убедительнее, если учесть, что более половины опрошенных ранее уже решали важные для них вопросы с помощью вознаграждения[28].

На формирование и проявление негативных черт личности сотрудников ОВД существенное влияние оказывают[29]:

¾ изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах;

¾ некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений;

¾ ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами, желание выделиться, похвастаться;

¾ наличие дорогостоящих привычек и интересов;

¾ желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.

На страницах юридической печати аргументируется точка зрения о существовании зависимости «между уровнем образования и степенью подверженности сознания отрицательным факторам жизни и воспитания человека. Чем ниже образование, - указывает, в частности, В.К. Звирбуль, - тем меньше развито понимание материальных и духовных ценностей, умение их создавать и ими пользоваться»[30].

Результатами эмпирического исследования для субъектов коррупции  установлен высокий в целом образовательный уровень и уровень профессиональной подготовки[31].

Так, 78% взяткополучателей являются лицами с высшим образованием, и только 22% из них имеют среднее специальное образование. В целом же по России 70% взяткополучателей имеют высшее образование[32].

Примечательно, что образовательный уровень взяткодателей является более низким в сравнении с образовательным уровнем взяткополучателей (удельный вес лиц, имеющих высшее и среднее образование, соответственно составил 40 и 60%). Такое соотношение объясняется в первую очередь тем, что взяткополучателем может быть только должностное лицо и лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации, и теми требованиями, которые предъявляются к занятию этих должностей, в то время как в качестве взяткодателя может выступать любое лицо.

Исследования показывают, что взяткополучатели обладают, как правило, богатым жизненным опытом, организаторскими и ораторскими способностями, умением работы с коллективом. Установлено, что подавляющее число взяткополучателей (83%) - являются лицами мужского пола и только малая часть (17%) - лицами женского пола.

Не является характерным для субъектов коррупции  наличие прежних судимостей. Доля лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, составляет только 5%.

Современная тенденция состояния коррупции характеризуется сближением лиц, владеющих крупным капиталом, добытым криминальным путем, с лицами, наделенными властными полномочиями. Самостоятельным элементом криминалистической характеристики такого симбиоза является устойчивая и достаточно организованная группа, действующая в течение длительного времени или группа, образованная для совершения одного преступления. В этих случаях важное криминалистическое значение имеют данные о численности и связях группы, характере преступного сговора между ее участниками, распределении ролей.

При рассмотрении вопроса, касающегося ближайшего окружения преступников, установлено, что они находятся в благоприятном социальном окружении. 86% из них имеют семью, члены которой зачастую даже не подозревают о преступной деятельности взяткодателей и взяткополучателей.

Изучение личности субъектов коррупции  должно проводиться на всех этапах предварительного расследования в рамках уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями закона, что связано со спецификой рассматриваемого вида преступлений. Это сложный, непрерывный, динамический процесс, в основу которого должно быть положено требование всесторонности, полноты и объективности исследования. Между тем этот метод познания, как показало изучение практики, не является алгоритмом деятельности следователя, что подтверждается следующими данными.

Так, по 83% изученных уголовных дел имелись лишь формальные характеристики с места работы и жительства обвиняемых, как правило, положительные, учитывая, что уголовное преследование по коррупции осуществляется в отношении лиц, занимающих соответствующие должности и в силу этого имеющих хорошие, налаженные отношения с вышестоящим руководителем. И только по 17% уголовных дел личность преступников была выяснена относительно всесторонне[33].

В 2003 г. известный психолог Т.В. Корнилова провела масштабное социально-психологическое исследование в г. Москве на предмет выявления наиболее типичных мотивов поведения чиновников. Это исследование осуществлялось не посредством анкетирования, а в виде углубленного психологического зондирования каждого респондента, в связи с чем можно полагать о высоком уровне достоверности результатов эксперимента. Т.В. Корнилова выявила существенную группу респондентов «работники администрации префектур Москвы, сочетающие в своей деятельности предпринимательство с другими своими административными обязанностями»[34]. Для этого круга лиц типовыми мотивами являются:

1.  агрессия (за свой интерес они будут биться до последнего, а любое давление на них вызовет контрмеры, подчиняться приказу «не брать взятки» они не собираются, более того, они активно используют антикоррупционный инструментарий против самих борцов с коррупцией и их же выставляют как коррупционеров и репрессируют);

2.  низкий показатель стремления к самостоятельности (они стремятся структурироваться и объединяться, борцам с коррупцией следует иметь в виду, что они столкнутся не с частными проявлениями преступного поведения, а с деятельностью сложной и мощной организации);

3.  отрицательный индекс чувства вины (от них бесполезно ждать раскаяния и позитивного перерождения);

4.  стойкость в достижении цели (полумеры и непоследовательные асистемные мероприятия против них будут неэффективны);

5.  высокая импульсивность и склонность к риску (по натуре они - игроки, не случайно российские чиновники известны во многих популярных казино мира, уголовный запрет в отношении их неэффективен, более того, он лишь подстегивает азарт и создает необходимую для них адреналиновую подпитку).

Исследование Д.С. Сухова показало, что у значительной части сотрудников ОВД наблюдается искаженное восприятие действительности. Ценностные ориентации характеризуются правовым нигилизмом, неверием в справедливость[35].

Правовой нигилизм сотрудников проявляется и в их неверии в возможность борьбы с коррупционными проявлениями в органах внутренних дел. Положительно по этому поводу высказались лишь 7% участвующих в опросе, при этом 46% респондентов указали, что борьба с коррупцией в ОВД ведется неэффективно, а 20% отметили, что борьба с коррупционными проявлениями вообще не ведется.

При вопросе о возможности борьбы с коррупцией в подразделениях ГИБДД ответы сотрудников органов внутренних дел характеризуются еще большим пессимизмом. 92% респондентов заявили, что борьба с коррупцией в ГИБДД не ведется вообще, 5% ответили, что данная борьба проводится неэффективно, остальные затруднились ответить.

Как результат этих настроений в успех борьбы с коррупцией в органах внутренних дел верят только чуть более четверти лиц, участвующих в исследовании (25%); вообще не верят в успешность таких действий 45% опрошенных; остальные респонденты затрудняются ответить на этот вопрос.

Подводя итог исследованию личности сотрудника подразделений ГИБДД, совершившего коррупционное преступление, Д.С. Сухов выделил характерные ему личностные особенности:

¾ все сотрудники подразделений ГИБДД, совершившие коррупционные преступления, являются лицами мужского пола;

¾ наибольшее число коррупционеров из числа сотрудников ГИБДД совершают преступные деяния в возрасте от 26 до 40 лет;

¾ уровень образования сотрудников ГИБДД-коррупционеров является достаточно высоким;

¾ подавляющее число коррупционеров-сотрудников ГИБДД на момент разоблачения состояли в браке;

¾ существует определенная связь между стажем практической работы в ГИБДД и уровнем коррупции. По мере увеличения стажа работы возрастает и интенсивность коррупционной деятельности;

¾ среди коррупционеров - сотрудников ГИБДД можно отметить доминирование лиц начальствующего состава;

¾ в большинстве случаев мотивами коррупционного поведения сотрудников ГИБДД является желание улучшить свое материальное положение.

Указанные личностные особенности позволяют сконструировать обобщенный криминологический портрет личности сотрудника ГИБДД, совершившего коррупционное деяние. Типичным коррупционером в подразделении ГИБДД является профессионально зрелый сотрудник ОВД, который имеет значительный стаж практической работы, обладает высоким уровнем образования и определенными профессиональными знаниями. Как правило, такой сотрудник совершает коррупционные преступления, исходя из корыстной заинтересованности.

Изучение доступного эмпирического материала (официальных статистических данных ГИАЦ МВД России, материалов уголовных дел, информационно-аналитических справок ДКО МВД России) позволило сформулировать обобщенный портрет сотрудника органов внутренних дел, совершающего коррупционные правонарушения[36]: лицо в возрасте до 30 лет, стаж в службе органов внутренних дел, у большинства исследованных составляет не более пяти лет, имеет звание младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел, обладает преимущественно средним специальным образованием.

Значительная доля преступлений, совершенных в сфере здравоохранения, наоборот, совершается лицами женского пола, что объясняется в последнее время их более активной занятостью, чем мужчин, в медицинской среде. Большая часть медицинских работников на момент совершения преступления состояла в браке. Образовательный уровень медицинских работников, совершивших рассматриваемые преступления, характеризовался достаточно высоко, что объясняется спецификой сферы деятельности личности. Исследование также показало, что медицинские работники впервые привлекались к уголовной ответственности, что свидетельствует об отсутствии рецидива[37].

Учитывая тот факт, что в коррупционном поведении выгоду обычно извлекают две и более стороны, например, взяткополучатель и взяткодатель, уместно рассматривать модели «входящего» и «исходящего» типов коррупционного поведения.

Модель поведения коррупционера - покупателя коррупционных услуг отличается от модели поведения коррупционера-продавца, прежде всего, по целевой функции. Если коррупционер-продавец заинтересован продать свои услуги по максимально возможной цене, то коррупционер-покупатель хотел бы взять эти услуги, если не даром, то с минимальными издержками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.056 с.)