Классический психоанализ
| Индивидуальная психология
|
Физиологическое основание теории
| Социальная психология
|
Характерна абсолютизация и материализация бессознательного
| Бессознательное имеет одинаковую с сознанием природу, являясь лишь его частью, не подвластной пониманию и невыразимой в ясных понятиях. Сознание и бессознательное охвачены единым "жизненным стилем" и подчинены одной цели.
|
Редукционистский подход. Индивид разделен на “части”, которые антагонистичны друг другу, например, ид-эго-суперэго, Эрос против Танатоса, сознательное против бессознательного.
| Холистический подход. Личность неделима. Она представляет собой единство и все “части” (память, эмоции, поведение) находятся на службе всей личности.
|
Психика рассматривается как некий аппарат, структура, а между Я и ОНО существуют причинно-следственные отношения (Я - агент ОНО).
| Основной принцип психики - бессознательная детерминация. В психической жизни человека действуют смысловые связи. Я - первично, это фокус всей жизненной конструкции личности, стиля жизни.
|
Акцент на эдиповой ситуации и ее разрешении.
| Акцент на семейной констелляции.
|
Ответственность за психологическое развитие ребенка во время и после Эдипова периода лежит на отце.
| Мать является ключевой социализирующей фигурой в развитии ребенка. В связи с этим триединая задача матери:
- развить у ребенка интерес к себе;
- развить привязанность к себе, любовь к себе;
-развить у ребенка возможность сотрудничества.
Все эти способности развиваются благодаря доверию между матерью и ребенком в раннем детстве. Позднее мать должна способствовать тому, чтобы они были перенесены в окружающий мир.
|
Описание З. Фрейдом развития ребенка ретроспективно и основано не на непосредственном наблюдении детей, а на материале свободных ассоциаций взрослого.
| Дети исследовались непосредственно в семьях, в школах и образовательных центрах.
|
Является наукой об индивидууме, о единичной личности, он раскрывает человеку самого себя. Предметом изучения является интрапсихическая область.
| Занимается проблемами коллективного смысла, метафизического значения; выводит человека за пределы своего Я и вводит его в человечество. Человека можно понять только по поведению и взаимодействию с окружением.
|
Установление интрапсихической гармонии составляет идеальную цель психотерапии. “Там, где находилось ид, должно стать эго”.
| Развитие личности, самореализация, усиление социального интереса представляют идеальные цели для индивидуума.
|
Движущая сила развития - Либидо.
| Основными мотивами развития являются: стремление преодолеть свою беспомощность, слабость, стремление быть значимым, причастным, а также стремление к превосходству, социальный интерес.
|
В своей основе человек “плохой”. Цивилизация пытается его приручить, за что он платит огромную цену. Посредством терапии возможна сублимация инстинктивных требований.
| Человек ни “плохой”, ни “хороший”. Но как творческое, принимающее решения человеческое существо, он может выбрать быть ли ему “хорошим” или “плохим” или и тем и другим одновременно, в зависимости от его стиля жизни и от его оценки непосредственной ситуации, ее положительных исходов. Посредством терапии человек может выбрать самоактуализацию.
|
Человек – жертва, как своей инстинктивной жизни, так и цивилизации.
| Человек имеет возможность выбора, возможность формировать свою внутреннюю и внешнюю среду. Хотя он и не совершенный господин своей судьбы и не всегда может предопределить события в будущем, но он всегда имеет возможность выбора в том, как относиться к жизненным стимулам.
|
Люди – враги. Они наши соперники, и мы должны защитить себя от них. Теодор Райк (1948) цитирует Нестроя: “Если случай сведет двух волков вместе… ни один из них не почувствует никакого беспокойства, поскольку другой – волк; однако, два человеческих существа никогда не встретятся в лесу, чтобы при этом не пришла в голову мысль: “Этот человек может оказаться грабителем”
| Другие люди – наши ближние, братские человеческие существа. Мы все равноправны Люди наши соратники и сотрудники в жизни.
|
Психология иррационального.
| Концепция здравого смысла.
|
Невроз имеет сексуальную этиологию.
| Невроз – неудача в обучении, продукт искаженных восприятий.
|
Женщины чувствуют неполноценность из-за зависти к пенису.
| Женщины чувствуют неполноценность, так как недостаточно оценены в культурной среде.
|
Невроз - цена, которую мы платим за цивилизацию.
| Невроз - цена, которую мы платим за недостаток цивилизации.
|
Эти кратко сформулированные идеи стали фундаментом нового направления - Индивидуальная психология