Один из основных принципов биоэтики — это 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Один из основных принципов биоэтики — это



       а)​ гуманность.

       б)​ уважение к профессии;

       в)​ честность;

       г)​ врачебная тайна.

 

 

По Харди, эмоционально лабильная сестра, — это

        а)​ «артистка»;

        б)​ «нервная»;

        в)​ «рутинер»;

        г)​ «гренадер».

 

Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека — это

        а)​ сочувствие;

        б)​ внимание;

        в)​ понимание;

        г)​ эмпатия.

 

     9. ​  Главный этический принцип — это

        а)​ не навреди;

        б)​ честность;

        в)​ порядочность;

        г)​ милосердие.

 

    10   Право давать согласие, как и получать информа ​ цию о своем    

здоровье в нашей стране, наступает в

        а)​ 12 лет;

        б)​ 14 лет;

        в)​ 16 лет;

        г)​ 18 лет.

 

     11. Модель родительской заботы врача о своем пациенте

        а)​ контрактная;

        б)​ инженерная;

        в)​ коллегиальная;

        г)​ патерналистская.

 

Задание: дополните ответ методом подстановки.

     12. К этическим категориям относятся:

                    а) ……………………….

                    б)………………………..

                    в)………………………..

                    г)…………………………..

13.Теоретической основой медицинской деонтологии является……………………………………………….

14. Нравственное содержание действий и поступков медперсонала в конкретной ситуации изучает наука …………………………

15. Дисциплина, определяющая меру ответственности тех, кто принимает решение о лечении и о применении научных знаний на практике называется……………………………

16. Абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо называется………………………………………….

17. Медсестра должна обладать следующими этическими ценностями:

                    а) ……………………….

                    б)………………………..

                    в)………………………..

                    г)…………………………..

18. Медсестра должна обладать следующими этическимиобязанностями:

          а) ……………………….

          б)………………………..

          в)………………………..

         г)…………………………..

19. Медсестра должна обладать следующими этическими добродетелями:

                    а) ……………………….

                    б)………………………..

                    в)………………………..

                    г)…………………………..

   

       20. «Этический кодекс медсестры России» выполняет следующие

       функции

                     а) ……………………………………………………

                     б)……………………………………………………

                     в)……………………………………………………

 

 

Эталоны ответов.

1. б;

2. а;

3. а;

4. б;

5. в;

6. г;

7. б;

8. г;

9. а;

10. б;

11. г;

12. а) долг,

     б) честь,

    в) совесть,

    г) верность профессии,  

13. этика

14. деонтология

15. биоэтика.

16. принципами

17.а) свобода  

    б) независимость

    в) справедливость

    г) здоровая окружающая среда

18. а) говорить правду

    б) делать добро

    в) не причинять вреда

    г) уважать права пациента

19. а)  доброта

    б) сострадание

    в) честность

    г) дисциплинированность

20. а) практически-регулятивная,

      б) педагогически-воспитательная,

      в) консолидирующая.

 

 

 Упражнение.

А. Задание.  Проанализируйте клиническую ситуацию, обсудите ниже предлагаемые вопросы, а так жесогласно четырем универсальным этическим принципам в сестринском деле. Ответ оформите письменно. 

 

Клиническая ситуация №1 дана и исчерпывающим эталонам ответа, чтобы на примере ее Вы могли самостоятельно разобрать следующие предлагаемые ситуации.

 

Клиническая ситуация № 1.

Медсестру, работающую в отделении реанимации, подруга познакомила со своим молодым человеком 24 лет. Две недели спустя в бессознательном состоянии он был доставлен именно в это отделение с тяжелой политравмой после автомобильной аварии. Экспресс тест на ВИЧ дал положительный результат. Это вызвало большое беспокойство у медсестры, она не знала, должна ли сообщить об этом результате своей подруге.

 

Анализ (эталон ответа):

· С точки зрения принципа полноты оказания помощи, принципиально важен ответ на вопрос:

медицинская сестра узнала о положительном ВИЧ статусе потому, что она оказывала помощь этому пациенту или потому, что ее волновало его состояние и она из-за любопытства заглянула в мед.карту?

 Если она не являлась членом команды, оказывающей помощь пациенту, то она не имела права на информацию о состоянии его здоровья  (с профессиональной позиции право на медицинскую информацию проистекает не просто из факта того, что человек является медицинским работником, а из того, что он является медработником, оказывающим помощь конкретному пациенту). Профессионализм требует также и того, чтобы ее дружба с девушкой этого молодого человека никоим образом не сказывалась на оказании ему медицинской помощи. Ухаживая за пациентом, она обязана быть медсестрой, а не подругой.Это не так просто, и порой бывает невозможно совместить (этический конфликт). Вероятно, чтобы избежать такой ситуации, избежать конфликта интересов между своим профессиональным долгом и дружескими чувствами, ей следовало бы обратиться с просьбой к администрации дать ей временно другой участок работы, другую палату или отделение.

 

· Допустим, что медсестра узнала о положительном ВИЧ-статусе вследствие выполнения своих должностных обязанностей, чтобы понять как ей действовать далее и сделать правильный моральный выбор между профессиональной ответственностью и дружескими взаимоотношениями, нам нужно проанализировать этот случай с точки зрения принципа Справедливости / Не причинения вреда: есть ли у нее справедливое обязательство, как у медсестры, защитить подругу пациента от возможного вреда? Если да, то этически верным будет рассказать девушке о положительном ВИЧ статусе этого пациента.

 

Допустив, что не существует юридически обоснованных требований или запретов, мы можем увидеть, что у медсестры имеется этическое обязательство защитить свою подругу до того, как она что-либо скажет. Для того, чтобы возникло этическое обязательство защитить кого-либо, мы должны иметь дело с ситуацией, несущей серьезный риск здоровью, пропорциональный тому, что нам придется нарушить право пациента на конфиденциальность информации о своем здоровье. В этом случае мы имеем дело как минимум с двумя рискованными моментами в связи с положительном ВИЧ-статусом: это риск заразиться, а также риск не просто заразиться, но и не узнать об этом.

Риск заражения ВИЧ для этой девушки очень высок. Но пока ее молодой человек в больнице, в бессознательном состоянии или пока он не стал сексуально активным, этого риска нет, следовательно, девушку не от чего пока защищать. Соответственно, нет и обязательства у медсестры защищать свою подругу от риска, который в данный момент не существует. Позже он может возникнуть, но сейчас действовать ей нельзя вплоть до наступления такого риска. 

 

Что же касается риска быть инфицированной и об этом не узнать. Он серьезен, но не в той же степени, что и риск быть инфицированной. (потенциально может возникнуть риск и для других людей, если она заразится и будет встречаться с другими молодыми людьми, но мы допустим, что она верна своему молодому человеку).

 Риск быть инфицированной есть у этой девушки, если

1) она не знает о положительном ВИЧ-статусе этого пациента;

2) если эта пара в сексуально активных отношениях;

3) если они не используют средства защиты от передачи инфекций;

4) если медсестра знает о том, что у них есть сексуальные отношения без средств защиты и что ее подруга не осведомлена о ВИЧ статусе своего молодого человека.      

Очень сложно утверждать, что у медсестры существует обязательство защитить подругу этого пациента от рисков, которые возможно есть, а может быть, и нет. Мы ведь можем дополнить этот список и сделать допущение о том, что девушка уже инфицирована, но об этом пока не знает, и это стало результатом ее собственных решений, принятых задолго до аварии. По моему убеждению, медсестра имеет право волноваться за свою подругу, но это не должно иметь отношения к ее профессиональной деятельности.

 

Клиническая ситуация № 2.

 Пациент находился на обследовании в пульмонологическом отделении, его направили на бронхоскопию. Он обратился к дежурной медсестре с просьбой объяснить, почему его направили на данный вид исследования. Медсестра в грубой форме ответила: «Не надоедайте! У вас рак». Утром пациента обнаружили мертвым. Вскрытие показало, что он отравился.

Клиническая ситуация № 3.

У 20-летней девушки была определена беременность на сроке 12недель; беременность была желанной. При проведении необходимых анализов был также установлен положительный ВИЧ-статус. Женщина почувствовала полную беспомощность и тревогу, она не могла принять решения о сохранении или прерывании беременности, т.к. не обладала достаточной информацией о ВИЧ, методах лечения, влиянии заболевания на течение беременности и здоровье малыша. Она не видела будущего, не знала, что сказать родственникам.

Вопрос:

Что в этой ситуации может сделать медсестра?

 

 Клиническая ситуация № 4.

Трехмесячному ребенку, рожденному ВИЧ-инфицированной матерью, в соответствии с национальным календарем прививок, была введена вакцина АКДС. в связи с ослабленной иммунной системой малыша в месте введения вакцины образовался абсцесс. О положительном ВИЧ статусе ребенка известно только его матери. Ребенок проживает вместе с бабушкой, которая чрезвычайно обеспокоена состоянием его здоровья и обрушивается с обвинениями в нарушении мер асептики и антисептики на сестринский персонал.

  Вопрос:

Может ли медицинская сестра объяснить бабушке истинную причину образования абсцесса?

 

Клиническая ситуация № 5.

40-летней женщине был поставлен диагноз - рак желудка. Лечащий врач не сообщил ей о диагнозе и госпитализировал для дальнейшей диагностики. Медсестра, которая присутствовала на приеме пациентки, позже обсуждала ее ситуацию с палатной медсестрой на сестринском посту отделения. Как раз в этот момент женщина шла по коридору и услышала, что речь шла о ней. Узнав свой диагноз, она тут же выбросилась из окна отделения, расположенного на 2 этаже. Пациентка осталась жива, но сломала ногу.

Вопросы:

1. Имела ли право медсестра обсуждать диагноз пациентки с кем бы то ни было, даже если этот человек является мед. работником?

2. Правильно ли поступил врач, не сообщив женщине о диагнозе?

 

Б. Задание. Выделить (указать) основные положения (принципы) профессиональной медицинской этики в «Клятве Гиппократа»

 

Клятва Гиппократа.

«Клянусь Аполлоном-врачем, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: клянусь почитать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делится с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; … наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел а женщинами и мужчинами, свбодными и рабами. Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

 

В. Задание. Определите тип медсестры по Харди.

Ситуация 1.

Диалог врача и палатной медсестры:

Врач: Вы вчера не подклеили анализы в историю болезни пациента К.

Медсестра: Анализы подклею сегодня — ничего страшного. Задерживать​ся на работе я не обязана, мне за это не платят.

 

Врач: Но из-за вас вчера пациента не проконсультиро​вал хирург, так как не было результатов анализа.

Медсестра: Но ведь пациента еще не выписывают, се​годня я все подклею.

Врач: Клиническая ситуация требует обязательного оперативного вмешательства, состояние пациента ухудша​ется...

 

Ситуация 2.

Пациент Т. 70 лет находится в терапевтическом отде​лении по поводу язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Боится проведения эндоскопического исследова​ния.

 

Диалог палатной медсестры и пациента:

Сестра: В 8.00 у вас процедура в кабинете № 2; подой​дите туда в состоянии натощак и не забудьте полотенце.

Пациент: Сестра, а вы мне поможете? У меня кружит​ся голова, я боюсь упасть.

Сестра: Конечно, я вам помогу, — это моя обязан​ность, я подойду в палату в 7 часов 45 минут.

 Пациент: Спасибо, буду ждать.

Разговор в коридоре медсестры с коллегой:

Медсестра: Придется вести этого пациента на обследо​вание, видите ли — боится упасть. Вечно эти «старики» со своими проблемами.

 

 

                  

 

 

           

 

      Темы, которые Вам необходимо самостоятельно изучить и найди дополнительную информацию для написания одного из предложенных ниже рефератов во внеаудиторное время.

Темы рефератов

Тема Вопросы для подготовки
  1.   2.     3.     4.   5.   6.     «История вопроса о медицинской этике и деонтологии».   «Этический Кодекс медсестры России».   «Профессиональная деформация личности медработника».   «Права пациента»     «Этические проблемы в вопросах эвтаназии»      Профессиональ- ная тайна».       - Источники мед этики и деонтологии; - клятва Гиппократа; - роль в вопросах профессиональной этики русских врачей (П.И.Пирогов, Ф.П.Гааз. М Я. Мудров, В.Б.Вересаев и др.); - основные положения профессиональной этики; - основные моральные принципы взаимоотношений медработника и пациента.   - История вопроса; - структура и содержание Кодекса 2011г.; - функции Кодекса.     - Основные понятия; - причины; - вопросы профилактики по данной проблеме.     - Лиссабонская декларация о правах пациента; - «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» 1993г.   - Основные понятия и классификация; - отношение к данной проблеме за рубежом; - отношение к данной проблеме в России; - Ваше личное отношение к данной проблеме; - Хосписы.   - Основные понятия; - перечень сведений, относящихся к профессиональной тайне; - данная проблема в историческом аспекте; - законодательные документы.

 

 Задания, необходимые выполнить во внеаудиторное время (домашнее задание) для лучшего понимания учебного материала.

А. Вам предлагаются темы мини-сочинений:

 

1.  Мой взгляд на проблему субординации в медицинском коллективе.

2.  Врач и медсестра. Допустимы ли неформальные отношения?

3.  Как относиться к проблеме неформальной оплаты за медицинские услуги?

4. Имеет ли медицинский работник право на ошибку?

 

Б. Составление глоссария по данной теме  

В. Составление кроссворда по данной теме (не менее 20 слов).

     Приложить эталон ответов.

 

· Какие вопросы, изучаемой темы, вызвали у Вас затруднение для понимания?

……………………………………………………………………..

…………………………………………………………………….

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..         

…………………………………………………………………….

……………………………………………………………………..

…………………………………………………………………….

…………………………………………………………………..

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

…………………………………………………………………….

………………………………………………………………………

………………………………………………………………………..

· Что Вы хотите уточнить у преподавателя? Подготовьте вопросы:

………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………….

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

1. Шеламова. Г. М., «Этикет делового общения», М., Академия, 2005 г.

2. Шеламова Г.М «Деловая культура и психология общения», М., «Академия ИЦ», 2009 г.

3. Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. — М.,1988. - Т. 2. - С. 390.

4. Этический кодекс медицинской сестры России. 1996г., 2011г. 

5. Фаулер М. Этика и сестринское дело. — М., 1994.

6. Харди И. Врач, сестра, больной. Под ред. М.В. Коркиной. –

     М., 1981.

7. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М., 1984.

8. Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент.//

     Медицинская помощь. – 1996. - №3.

9. Островская И.В. Медсестра и пациент: общение для обмена

     полезной информацией. // Медицинская сестра. – 2000. - №4.

 

           

           Тема 3

                                                                                         Этические нормы

Делового общения

Методические рекомендации для студентов

Учебно-целевые задачи:

Для освоения общих, в частности – ОК –1; 2; 3; 4; 5; 6; 10; 12 и профессиональных компетенций, в частности ПК- 4.1; 4.2; 4.4; 4.11.  студент должен

 

 

Знать:

- понятие делового общения.

- правила делового общения

- этика делового общения: «сверху вниз», «снизу вверх», «по горизонтали».

- саморегуляция поведения в деловом общении.

- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

 

Уметь:

- ориентироваться в этических основах делового общения;

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

-  пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;           

-  принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения      в корректной форме;     

- поддерживать деловую репутацию;      

- организовывать рабочее место;

                  

 

 Вопросы для обсуждения и та дополнительная информация, которая вам поможет лучше понять дидактический материал.

В процессе изучения информационного материала, письменно дайте ответы на следующие вопросы.

 

Вопрос Ответ
  1.Почему деловое общение - самый массовый вид социального общения?   2.Докажите, что деловое общение имеет исторический характер.   3.Что такое этика и этикет делового общения, в чем их отличительные особенности?    4.Что является специфической особенностью делового общения?      5.Какие наиболее важные качества деловых людей приобретают в деловом общении особую значимость и почему?     6.Какова специфика делового общения в современных условиях     7.В процессе прямого и косвенного делового общения используют различные методы влияния на людей. Какой из них, на Ваш взгляд, наиболее рационален? Обоснуйте ответ.       8. Докажите, что интерьер помещения — лицо фирмы.   9. На какие детали вы обратили бы большее внимание при оформ­лении своего рабочего места?       …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. ………………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………. ………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. …………………………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………… …………………………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………… …………………………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………….. ………………………………………………... …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. …………………………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. …………………………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. …………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………  

 

 

Информационный материал

  Деловое общение - необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.

Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.

 

 И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

  Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

  Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

 

С учетом всего сказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

 

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.

    Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Спецификой является регламент - подчинение установленным ограничениям, определенных национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта.

Взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.

Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как

· обязательность,

· организованность,

· верность слову,

· соблюдение нравственно-этических норм и принципов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.118 с.)