Действительно ли ребенок устал? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действительно ли ребенок устал?



Вопросы к государственному экзамену

1.  Дошкольная педагогика как наука.

2. Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.

3. Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен.

4. Современная система дошкольного образования в Республике Беларусь.

5.  История создания программных документов по дошкольному воспитанию, их значение для педагогической теории и практики.

6. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.

7. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.

8. Особенности периода раннего детства и его значение.

9. Организация и методика проведения режимных процессов с детьми раннего возраста.

10. Воспитание и развитие ребенка раннего возраста..

11. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

12. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.

13. Воспитание безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

14. Воспитание нравственно-волевых качеств характера.

15. Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста.

16. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

17. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста.

18. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

19. Умственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

20. Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.

21. Теоретические основы труда детей дошкольного возраста.

22. Особенности организации труда детей дошкольного возраста.

23. Игра детей дошкольного возраста.

24. Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста

25. Режиссерская игра детей дошкольного возраста.

26. Дидактические игры детей дошкольного возраста.

27. Театрализованные игры детей дошкольного возраста.

28. Строительно-конструктивная игра детей дошкольного возраста.

29. Компьютерные игры детей дошкольного возраста

30. Характеристика игрушки

31. Своеобразие использования игрушки в жизнедеятельности ребенка.

32. Свободная деятельность детей дошкольного возраста.

33. Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства.

34. Способы организации психологического исследования. Методы изучения психики ребенка.

35. Проблема онтогенетического развития. Анализ теорий психического развития.

36. Закономерности и движущие силы психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.).

37. Психическое развитие и деятельность. Понятие о ведущем виде деятельности и механизмах смены ведущего вида деятельности в детском возрасте.

38. Общение как фактор психического развития. Генезис форм общения.

39. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии. Психологические основы развивающего обучения.

40. Проблема возраста в психологии. Структура и динамика возраста. Критерии периодизации психического развития.

41. Психическое развитие в младенческом возрасте. Причины и пути преодоления психической депривации в младенческом возрасте.

42. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Развитие предметно-орудийных действий, их значение для психического развития.

43. Этапы развития самосознания. Основные новообразования личностного развития в дошкольном возрасте.

44. Особенности эмоциональной сферы дошкольников. Развитие и воспитание чувств на ранних этапах онтогенеза.

45. Развитие воли у детей. Психологические основы формирование произвольных форм поведения в дошкольном детстве.

46. Психологическое здоровье дошкольника. Факторы и пути его сохранения и укрепления.

47. Межличностное взаимодействие в детском обществе. Факторы, определяющие положение ребенка в системе межличностных отношений.

48. Психологическая сущность игры. Структура ролевой игры и её роль в социально-психологическом развитии ребёнка.

49. Психологические особенности продуктивной деятельности детей (изобразительной, музыкальной, конструктивной).

50. Психологические предпосылки развития элементарной трудовой деятельности детей.

51. Предпосылки учебной деятельности. Особенности обучения шестилеток.

52. Психологические основы сенсорного развития детей: формирование сенсорной культуры, развитие художественного восприятия и социальной перцепции.

53. Возрастные особенности внимания детей. Развитие свойств внимания у детей.

54. Особенности разных видов памяти у детей. Развитие мнемических действий и приемов логического запоминания в дошкольном возрасте.

55. Основные психологические теории развития детского мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков).

56. Становление речи в дошкольном возрасте. Освоение речи как основного механизма социализации.

57. Особенности воображения дошкольников. Пути формирования творческого воображения.

58.  Развертывание темперамента в дошкольном возрасте. Учёт индивидуально-типологических особенностей детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.

59. Гендерная социализация в дошкольном детстве.

60. Развитие и формирование способностей у детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их обучения и воспитания.

61. Психологическая характеристика шестилеток. Кризис семи лет.

62. Структура и содержание психологической готовности детей к обучению в школе. Психолого-педагогические условия её формирования.

63. Психология личности и деятельности педагога дошкольного учреждения.

64. Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми. Психологические основы педагогического общения.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ситуация 1.

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад. «Вероятно, ребенок в пути устает»,— делает предположение воспитатель. «Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит».

Ситуация 2

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Ситуация 3.

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Ситуация 4.

Лена (4 года) Бабушка, я помогу помыть посуду, можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.

Ситуация 5

Аня (З г.) стала называть себя Дарьей. Мама, подыгрывая дочери, стала тоже называть ее Дарьей, однако ни разу не спросила, почему девочке вдруг захотелось сменить имя,

Ситуация 6.

Четырехлетний Максим построил из стульев машину. Он с упоением гудит и вертит руль. Воспитатель обращается к мальчику: «Ты шофер? У тебя автобус или такси? Довези меня, пожалуйста, до магазина!»

Ситуация 7

Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.

Ситуация 8

У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра.

Как помочь малышу обрести детство?

Как бы Вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 9

Воспитатель старшей группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Ситуация 10

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

Каким способом можно «повернуть» детей к отверженному мальчику.

Как бы Вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 11.  

Лена (3 года 5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес.), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

Ситуация 12.

Родители Миши (5 лет) стремятся интеллектуально развить своего сына. И так его при этом загрузили, что у него не остается времени для игр.

Ситуация 13.

Коля – мальчик подвижный. Его руки все время чем-то заняты. Он хватает все попавшиеся на глаза предметы. Мальчик постоянно что-то чертит карандашом, его все время посещает множество идей, которые он стремится тут же высказать. Коля – непоседа: во всем он хочет поучаствовать, все попробовать, но очень быстро бросает начатое дело и хватается за новое. Маме это не нравится. Она все время его сдерживает, успокаивает.

Объясните, почему невозможно ребенка-непоседу сделать спокойным? Какие можно дать рекомендации родителям?

Ситуация 14.

Две мамы вели разговор. Одна с гордостью сообщила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая заметила: «Ну и зря! Будет теперь часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…».

Ситуация 15.

Петя ходит в старшую группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умею, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»

Ситуация 17.

   Сеня (4 года 6 месяцев), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:

– Я больше не хочу! Я больше не хочу!

– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.

– Нет, – вяло ответил малыш.

– Устал?

– Нет.

– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем–нибудь другим.

– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.

– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.

– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где–то и попотеть требуется.

– Чего ты к нему привязался! Не видишь – он не хочет, – рассердилась мама.

– Мало ли, что не хочет. Надо!

– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.

– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что–то сделает.

Проанализируйте суждения папы и мамы.

Какие можно дать рекомендации родителям?

  Ситуация 18.

Саша (6 лет). С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Ситуация 20.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Как надо поступить воспитателю?

Ситуация 22

К играющим подошел Андрей: «Возьмите и меня играть в поезд».

– Нет, поезд уже отходит от станции, и мы никого не принимаем, – ответили «пассажиры».

Мальчик поспешил к другой группе:

– Можно и мне с вами?

– Нет, нас и так много, – ответили дети.

Андрею одному было скучно, и он подошел к группе детей, играющих в настольный хоккей.

– А можно и мне поиграть?

– Нет, – ответили ему мальчики, – мы сами хотим играть.

Мальчик, опустив голову, медленно отходит от детей, останавливается у окна и ждет, когда за ним придут родители.

Ситуация 23

Пятилетняя Лариса с завидным упорством складывает из бумаги сначала кошелек, потом лодочку. Затем она подходит к воспитателю, что-то записывающему в тетрадь, и радостно сообщает:

 – Посмотрите, пожалуйста, что у меня получилось! Хорошо?

Взрослый, не отрываясь от записей, погладил ребенка по голове:

– Молодец, хорошая девочка!

Постояв немного, Лариса робко шепнула:

– Пожалуйста, посмотрите, так ли я сложила лодочку?

– Да-да, я вижу. Хорошо! – снова слышит девочка.

Немного постояв, Лариса огорченная возвращается на свое место.

Ситуация 24

Детям задали трудный вопрос, и два ребенка одновременно подняли руку.

Обоснуйте свой ответ.

Ситуация 25

Когда дети построили из строительного материала мосты через широкую реку, воспитатель похвалил:

– Молодцы! Все были внимательными, не отвлекались, и поэтому у всех хорошие мосты получились! И у Вали, и у Павлика!

– А у меня? – послышались с разных сторон голоса детей.

– И у тебя крепкий мостик, и у тебя… – отвечал воспитатель каждому ребенку.

Ситуация 27.

Воспитатель заметил, что одна из девочек, уходя каждый вечер из детского сада, уносит с собой куколку. На вопрос, зачем она это делает, девочка ответила, что кукле страшно одной ночью в группе.

Как поступить воспитателям?

Ситуация 28.

В каждой группе детского сада можно встретить нерешительных, застенчивых, неуверенных детей. Устанавливать контакт с человеком им чрезвычайно трудно. Как правило, они долго не приступают к выполнению задания, постоянно обращаются с просьбой о помощи, часто спрашивают: «Так я делаю?»

Ситуация 29.

Два мальчика младшей группы разделись быстрее других и, увидев случайно оказавшуюся в раздевалке игрушку пианино, начали усердно бить по клавишам. Воспитатель несколько раз сделал замечание, а потом, не выдержав, взяв их за руки и отвел в сторону со словами: «Посмотрите, как все дети раздеваются и аккуратно вешают одежду! Поучитесь!»

Ситуация 30.

Прежде чем идти на прогулку, воспитатель и дети смотрят в окно и ведут разговор о том, какая сегодня на улице погода. Попутно решается вопрос все ли вещи, которые лежат в шкафу, нужно на себя надевать. Воспитатель предлагает решить, какие лучше вынести на прогулку игрушки и кто не забудет их принести назад в группу.

Оцените такую организацию подготовки к прогулке.

Какие еще продуктивные приемы организации подготовки к прогулке вам известны? От чего зависит выбор воспитателем того или иного приёма?

Ситуация 31.

Некоторые дети во второй половине дня то и дело спрашивают воспитателя: «Скоро за мной придет мама (бабушка, папа)?». Они ничем не хотят заниматься, стоят у порога, окна и высматривают родителей.

Вопросы к государственному экзамену

1.  Дошкольная педагогика как наука.

2. Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.

3. Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен.

4. Современная система дошкольного образования в Республике Беларусь.

5.  История создания программных документов по дошкольному воспитанию, их значение для педагогической теории и практики.

6. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.

7. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.

8. Особенности периода раннего детства и его значение.

9. Организация и методика проведения режимных процессов с детьми раннего возраста.

10. Воспитание и развитие ребенка раннего возраста..

11. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

12. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.

13. Воспитание безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

14. Воспитание нравственно-волевых качеств характера.

15. Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста.

16. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

17. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста.

18. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

19. Умственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

20. Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.

21. Теоретические основы труда детей дошкольного возраста.

22. Особенности организации труда детей дошкольного возраста.

23. Игра детей дошкольного возраста.

24. Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста

25. Режиссерская игра детей дошкольного возраста.

26. Дидактические игры детей дошкольного возраста.

27. Театрализованные игры детей дошкольного возраста.

28. Строительно-конструктивная игра детей дошкольного возраста.

29. Компьютерные игры детей дошкольного возраста

30. Характеристика игрушки

31. Своеобразие использования игрушки в жизнедеятельности ребенка.

32. Свободная деятельность детей дошкольного возраста.

33. Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства.

34. Способы организации психологического исследования. Методы изучения психики ребенка.

35. Проблема онтогенетического развития. Анализ теорий психического развития.

36. Закономерности и движущие силы психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.).

37. Психическое развитие и деятельность. Понятие о ведущем виде деятельности и механизмах смены ведущего вида деятельности в детском возрасте.

38. Общение как фактор психического развития. Генезис форм общения.

39. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии. Психологические основы развивающего обучения.

40. Проблема возраста в психологии. Структура и динамика возраста. Критерии периодизации психического развития.

41. Психическое развитие в младенческом возрасте. Причины и пути преодоления психической депривации в младенческом возрасте.

42. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Развитие предметно-орудийных действий, их значение для психического развития.

43. Этапы развития самосознания. Основные новообразования личностного развития в дошкольном возрасте.

44. Особенности эмоциональной сферы дошкольников. Развитие и воспитание чувств на ранних этапах онтогенеза.

45. Развитие воли у детей. Психологические основы формирование произвольных форм поведения в дошкольном детстве.

46. Психологическое здоровье дошкольника. Факторы и пути его сохранения и укрепления.

47. Межличностное взаимодействие в детском обществе. Факторы, определяющие положение ребенка в системе межличностных отношений.

48. Психологическая сущность игры. Структура ролевой игры и её роль в социально-психологическом развитии ребёнка.

49. Психологические особенности продуктивной деятельности детей (изобразительной, музыкальной, конструктивной).

50. Психологические предпосылки развития элементарной трудовой деятельности детей.

51. Предпосылки учебной деятельности. Особенности обучения шестилеток.

52. Психологические основы сенсорного развития детей: формирование сенсорной культуры, развитие художественного восприятия и социальной перцепции.

53. Возрастные особенности внимания детей. Развитие свойств внимания у детей.

54. Особенности разных видов памяти у детей. Развитие мнемических действий и приемов логического запоминания в дошкольном возрасте.

55. Основные психологические теории развития детского мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков).

56. Становление речи в дошкольном возрасте. Освоение речи как основного механизма социализации.

57. Особенности воображения дошкольников. Пути формирования творческого воображения.

58.  Развертывание темперамента в дошкольном возрасте. Учёт индивидуально-типологических особенностей детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.

59. Гендерная социализация в дошкольном детстве.

60. Развитие и формирование способностей у детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их обучения и воспитания.

61. Психологическая характеристика шестилеток. Кризис семи лет.

62. Структура и содержание психологической готовности детей к обучению в школе. Психолого-педагогические условия её формирования.

63. Психология личности и деятельности педагога дошкольного учреждения.

64. Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми. Психологические основы педагогического общения.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ситуация 1.

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад. «Вероятно, ребенок в пути устает»,— делает предположение воспитатель. «Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит».

Действительно ли ребенок устал?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.136 с.)