Тема №1. Опрос как научная и организационная проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Опрос как научная и организационная проблема



Вопросы к обсуждению

1. История организации опроса учащихся.

2. Теоретическое обоснование опроса. Требования к организации опроса.

3. Условия организации опроса.

4. Подготовка учителя к опросу.

Литература:

1. Педагогика. /Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: «Проспект», 2004.

2. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М.: Зна­ние, 1981.

3. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

4. Оценка качества обучения в современном образовательном пространстве / Отв. Ред. М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: МГОУ, 2005.

ТЕМА №2 ТРЕНИНГ

Вопросы к обсуждению

1. Разработать проект опроса: индивидуального, группового, фронтального (предмет на выбор студента).

2. Создать ситуацию «блиц-опроса» на уроке с целью развития познавательной активности учащихся.

3. Опрос в структуре урока (разработать варианты: проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, мини-прове­рочные задания).

Литература:

1. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М.: Зна­ние, 1981.

2. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

ТЕМА №3. ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Вопросы к обсуждению:

1. Психолого-педагогическое обоснование понятия «диагности­ка». Требования к диагностике.

2. Характеристика видов контроля.

3. Требования к формулировке вопросов, заданий для учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

4. «Проиграть» в процессе имитационной игры разные спосо­бы контроля: устные, письменные, продуктивные, творчес­кие и т.д.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

2. Пидкасистый П. И., Портнов М.Л. Опрос как средство обуче­ния. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

3. Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

ТЕМА №4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Вопросы к обсуждению

1. Характеристика тестового контроля как технологии по: изме­рению уровня усвоенных знаний; изучению динамики разви­тия личности учащихся; корректировки обучения.

2. Разработать разные варианты тестов: закрытой формы, от­крытой; задание «на соответствие», на «установление правиль­ной последовательности».

3. Анализ и проверка разработанных тестовых заданий.

Литература

1. Аванесов B. C. Форма тестовых заданий. — М., 1991

2. Аванесов B. C. Композиция тестовых заданий. М., 1994.

ТЕМА №5. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ    УЧРЕЖДЕНИИ

Вопросы к обсуждению:

1. Рейтинговая система контроля как научная и организацион­ная проблема.

2. Применение системы рейтингового контроля в образователь­ной практике Российских школ.

3. Рейтинговая система контроля в образовательном учрежде­нии: «за» и «против».

Литература:

1. Каралаш И.А., Яковлева М.Ю. Применение системы рейтинг-контроля и его роль в управлении учебным процессом. Астрахань: изд. АГПУ, 1999.

2. Устинова Л.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения. – Волгоград, 2000.

3. Яковлева М.Ю. Использование рейтинг-контроля при изуче­нии русского языка в педагогическом вузе//Сб. Актуальные проблемы русской лингвистики и методики её преподавания в системе школа-вуз. – М.: 1999.

4. Лебедева М.Б. Какой должна быть рейтинговая система оценивания? //Сб. Оценка качества обучения в современном об­разовательном пространстве. Отв. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: МГОУ, 2005.

ТЕМА № 6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Вопросы к обсуждению:

1. Десятибалльная шкала как основа бесконфликтного обуче­ния.

2. Положительные и отрицательные стороны введения десяти­балльной шкалы в школьную программу.

3. Характеристика современных подходов к оценочной деятель­ности.

4. Типичные субъективные ошибки в оценивании.

Литература:

1. Симонов В. П. Десятибалльная шкала как основа бесконф­ликтного обучения.//Сб. Оценка качества обучения в совре­менном образовательном пространстве. Отв. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоева..: М.: МГОУ, 2005.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М.: Рос. пед. агентство, 1997.

3. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М.: Знание, 1981.

4. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльная шкала оценок степени обученности по предмету. Учебно-справочное посо­бие. - М., 2002.

 

ТЕМА №7. ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ        ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы к обсуждению:

1. Диагностика качества обученности как научно-методическая проблема.

2. Технология диагностики фактической степени обученности.

3. Пути преодоления формализма в оценке знаний учащихся.

4. Оценка и самооценка педагогической деятельности.

Литература:

1. Федоров В.А. Теория развития профессионально-педагогичес­кого образования в современных условиях. - Екатеринбург, 2002.

2. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогичес­кую деятельность. - М.: 1998.

3. Алферова Ю.С., Курдюмова И.М., Писарева Л. И. Оценка и ат­тестация кадров образования за рубежом. - М.: 1997.

4. Сантурова С.М. Рекомендации по диагностике уровня подго­товленности студентов в вузе. – М.: РППО ИГУ МО, 2002.

5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М., 1997.

6. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине

1. Документы, регламентирующие учебный процесс в средних общеобразовательных учреждениях.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

3. Виды учебных программ по физике, их структура и содержание. Требования к уровню подготовки выпускников.

4. Основные принципы отбора и построения содержания образования.

5. Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение.

6. Особенности построения учебного плана для различных профилей обучения в старшей школе.

7. Технологии организации педагогического процесса в профильном обучении.

8. Подходы к аттестации учащихся по итогам изучения элективного курса.

9. Особенности построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

10. Особенности организации обучения.

11. Приоритетные педагогические технологии в профильном обучении. Преимущества и недостатки, возможности и ограничения применения той или иной педагогической технологии в профильном обучении.

12. Формы итоговой аттестации в современной школе. Их достоинства и недостатки.

13. Необходимость введения ЕГЭ в профильной школе.

14. Особенности реализации ЕГЭ на современном этапе. Перспективы развития ЕГЭ в отечественном образовании.

15. Категориально-понятийный аппарат, характеризующий качество образования.

16. Методологические подходы и задачи управления качеством образования.

17. Понятийный аппарат процесса оценивания.

18. Основные направления модернизации системы оценки качества школьного образования.

19. Инновации в системе оценивания обучающихся основной школы.

20. Инновации в оценивании образовательной деятельности обучающихся средней полной школы.

21. Становление и развитие тестирования у нас в стране и за рубежом.

22. Сущность и понятие педагогического теста. Классификация тестов.

23. Тестовое задание как структурная единица теста.

24. Компьютерное тестирование и адаптивный тестовый контроль.

25. Показатели качества тестов. Эмпирические требования к качеству тестовых заданий.

26. Надежность теста и проблема угадывания правильного ответа. Валидность тестовых результатов.

27. Индивидуальные особенности учащихся и тестовый контроль.

28. Современные подходы к объективной оценке учебных достижений.

29. Принципы создания контрольно-измерительных материалов.

30. Личностно ориентированная технология подготовки учащихся к ЕГЭ.

31. Теория и технология проведения централизованного тестирования.

32. Компьютерная обработка результатов тестирования.

33. Рейтинговая система контроля знаний.

Список рекомендуемой литературы

Основная

       1. Аванесов B. C. Форма тестовых заданий. – М., 1991

       2. Аванесов B. C. Композиция тестовых заданий. М., 1994.

       3. Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития: Научные труды Ш-й Международной научно-практической Интернет-конференции. Часть 2. — М.: МГОУ, 2006.

       4. Древе У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах) – М.: Просвещение, 1984.

       5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика /Пер. с нем. М., 1991.

       6. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Использование стандартных про­граммных средств в управлении образовательным учреждением.- М., 2005.

       7. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система оценки учебной деятельно­сти студентов. – М., 1999.

       8. Каралаш И.А., Яковлева М.Ю. Применение системы рейтинг-кон­троля и его роль в управлении учебным процессом. — Астрахань: изд.: АГПУ, 1999.

       9. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика. Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

       10. Культура современного урока. — М.: Изд-во «Российское педаго­гическое общество», 1997.

       11. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М.: 1981.

       12. Переверзев В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: спра­вочное руководство.- М.: Издательское объединение «Е-Медиа», 2005.

       13. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. — М.: Педагогическое общество России, 1999.

       14. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М.: «Гном-Пресс», Московское городское педагогическое общество, 1999.

       15. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. — М.: Знание, 1981.

       16. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. — М.: «Когито-Центр», 2001.

       17. Розенберг Н.М. Измерения в дидактике. Киев, 1985.

       18. Сантурова С.М. Рекомендации по диагностике уровня подготов­ленности студентов в вузе. М.: РППО ИГУМО, 2002.

       19. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1997.

       20. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффек­тивности. Учебное пособие. М., 2005.

       21. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценок сте­пени обученности по предмету: Учебно-справ.пособие. М., 2002.

       22. Синебрюхова В.Л. Подготовка студентов педвуза к реализации кон­трольно-оценочной деятельности учителя начальных классов. — Сургут, 2000.

       23. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

       24. Устинова Л. Г. Развитие творческого потенциала студентов в усло­виях рейтинговой технологии обучения. — Волгоград, 2000.

       25. Федоров В.А. Теория развития профессионально-педагогического образования в современных условиях. — Екатеринбург, 2002.

       26. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качеств образования в шко­ле. М., 1998.

       27.  Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самосто­ятельной работы студентов в условиях рейтингового контроля. — Ростов на Дону., 2001.

       28. Яковлева М. Ю. Возможности использования комплексного конт­роля. Тезисы докладов конференции «Научное наследие П. Анохина в трудах волгоградских ученых». — Волгоград: Изд-во ВГАФК, 1998.

       29. Яковлева М.Ю. Использование рейтинг-контроля при изучении русского языка в педагогическом вузе /Сб. Актуальные проблемы рус­ской лингвистики и методики ее преподавания в системе школа-вуз. – М., 1999.

Дополнительная литература

  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

  2. Чибисова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., 2001.

  3. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М., 2004.

  4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1999.

  5. Иванов Д.А.. Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

  6. Немова Н.В.Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.– 68 с.

  7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена. 1996, – 222 с.

  8. Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Подушкина И.М. Управленческий портфель. Управление качеством образования. – Курск, 2003.

 

 

8. Глоссарий дисциплины

       Балл — усвоенная единица для оценки по определённой шка­ле результатов выполнения теста или его задания.

       Балл тестовых материалов — совокупность систематизиро­ванных тестовых заданий и тестов, разработанных различными авторами, для различных целей, прошедших апробацию и име­ющих известные характеристики.

       Бланк ответа — стандартный бланк для записи ответов на предложенные в тесте задания; тестируемый отмечает или запи­сывает номера выбранных ответов или сами ответы в определен­ные позиции бланка.

       Валидность — одна из важнейших характеристик психоди­агностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему. Валидность указывает, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

       Валидность теста прогностическая — частный случай валид-ности критериальной. Отражает эффективность прогноза теста о возможностях испытуемых в будущем.

       Валидность теста содержательная — характеристика теста, выражающая показатель охвата заданиями теста той области знания, подготовленность в которой этот тест оценивает.

       Валидность сопоставительная (текущая) — частный случай валидности критериальной. Отражает соответствие текущего ди­агноза теста результатам другого измерения того же объекта.

       Валидность теста — комплексная характеристика теста, от­ражающая его способность измерять именно то, для чего он пред­назначен. Характеризует возможности генеральной совокупно­сти заданий в тестируемой области знаний несмещенно оценить объект измерений теста.

       Виды контроля — это система последовательных взаимосвя­занных действий учителя и учащихся, обеспечивающих обрат­ную связь в процессе обучения, эффективности учебного про­цесса. Современная дидактика выделяет следующие виды конт­роля: устный контроль, письменный контроль, практический контроль, дидактические тесты, наблюдение.

       Диагностика — это точное определение результатов дидакти­ческого процесса; — область психологической науки, разрабаты­вающая методы выявления и измерения индивидуально-психо­логических особенностей личности.

       Диагностика обученности — включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактичес­кого процесса.

       Задание закрытого типа — тестовое задание, содержание ко­торого сопровождается несколькими нумерованными вариан­тами ответа; испытуемому предлагается выбрать номер правиль­ного ответа.

       Задания открытого типа — тестовое задание без указания воз­можных вариантов ответа; испытуемому предлагается самосто­ятельно указать правильный ответ.

       Инструкция о проведении тестирования — документ, устанав­ливающий порядок и организацию тестирования, которые оп­ределяются используемой методикой, техническими и органи­зационными средствами и запланированными способами обработки.

       Инструкция тестового задания словесные указания испы­туемому, связанные с выполнением тестового задания (выбором правильного ответа из нескольких вариантов; решением мате­матической задачи; и т.п.). Указывается способ записи правиль­ного ответа (что, каким образом и где надо отметить, вписать и т.д.). Инструкция может быть единой для нескольких заданий теста, если эти задания однотипны по действиям.

       Ключ тестового задания — правильный ответ для тестового задания.

Компетентность (по Равенну) — это специфическая способ­ность, необходимая для эффективного выполнения конкретно­го действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, спо­собы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

       Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

       Матрица ответов — прямоугольная таблица, в каждой пози­ции которой указываются ответы участника тестирования. Обычно номер строки соответствует номеру испытуемого, а но­мер столбца соответствует номеру задания теста.

       Методы контроля — это способы, с помощью которых опре­деляется результативность учебно-познавательной деятельнос­ти обучаемых и педагогической работы обучающих.

       Надёжность теста — показатель точности и устойчивости ре­зультатов измерения с помощью теста при его многократном применении. Характеризует степень адекватности отражения тестом соответствующей генеральной совокупности заданий.

       Недостаток – это проблемы, отсутствие чего-либо полезно­го, нужного.

       Отклонение — это не просто отсутствие желательного, но и наличие нежелательных, вредных качеств (привычек, неправиль­ных навыков).

       Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

       Оценка — как философская категория предполагает опреде­лённое «отношение к социальным явлениям, человеческой дея­тельности, поведению, установлению их значимости, соответ­ствия определённым нормам и принципам морали».

       Оптимум — совокупность наиболее благоприятных условий. Оптимум — отклонение от оптимума учебной деятельности.

       Педагогическая оценка — предполагает оценивание проявля­емого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить — зна­чит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь».

       Педагогический тест — это система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности — система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и качество, измерить уровень подготовленности испытуемых. Ука­зывается также планируемое время выполнения каждого тесто­вого задания и всего теста в целом.

       Протокол результатов тестирования — официальный доку­мент о результатах тестирования определённого контингента ис­пытуемых с указанием тестового балла для каждого участника тестирования.

       Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

       Психометрия — это индикатор, позволяющий определить не только подготовку школьников, но и способность достижения успехов в учёбе, стимулирование развития ученика, повышение воображения, мышления, памяти, способностей.

       Рейтинг (от англ. Rating-to-rate) — оценивать, определять класс, категорию.

       Рейтинговый контроль — метод для измерения отношений между изучаемыми объектами на основе экспертных оценок (рейтингов).

       Степень обученности — это совокупность определённых зна­ний, умений и навыков, усвоенных учащимися.

       Тест — (от англ, слова test — проверка, задание) — это сис­тема заданий, позволяющих измерить уровень усвоения знаний, степень развития определённых психологических качеств, спо­собностей, особенностей личности.

       Тест аппаратурный — тест с использованием технических ус­тройств для изучения внимания, восприятия, памяти и т.д.

       Тест гетерогенный — педагогический тест, проверяющий уро­вень подготовленности по нескольким родственным дисциплинам.

       Тест гомогенный — педагогический тест, проверяющий уро­вень подготовленности по конкретной дисциплине.

       Тест критериально-ориентированный — частный случай тес­та, предназначенного для абсолютного тестирования, позволя­ющий оценить, преодолел ли испытуемый определённый порог усвоения учебного материала рассматриваемый учебной про­граммы или ее части. При этом результаты тестирования срав­ниваются с некоторым критерием уровня подготовленности.

       Тест мономорфный — тест, объединяющий задания одного типа (например, задания закрыто го типа).

       Тест мощности (тест на сложность) — тест, состоящий из за­даний возрастающей трудности. Время выполнения лимитиру­ется мягко. Оценивается в зависимости от уровня трудности верно выполненных заданий.

       Тест нормативно-ориентированный — частный случай относи­тельного теста, позволяющий сравнивать учебные достижения (уровень подготовленности) отдельных испытуемых друг с дру­гом или относительно предварительно полученных тестовых норм. Тест обучающий — педагогический тест, включающий акту­альный учебный материал, предназначенный для формирова­ния у обучаемого определённого уровня знаний, умений, навы­ков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвое­ния материала.

       Тест стандартизированный — педагогический тест, имеющий спецификацию и определённые характеристики, стабильно под­тверждённые на представительной выборке испытуемых. Пред­назначен для многократного использования.

       Тестирование аттестационное — педагогическое тестирование по окончании обучения определённого уровня, с целью сопос­тавления уровня подготовленности учащихся с образовательны­ми стандартами и аттестации испытуемых.

       Тестирование компьютерное — педагогическое тестирование на компьютере под управлением специальной программы, обес­печивающей нужную презентацию тестовых заданий и обработ­ку результатов тестирования.

       Тестирование на бланках — педагогическое тестирование, при котором носителем содержания теста служит бланк определён­ного образца; дополняется соответствующим бланком ответов.

       Тестирование тематическое — педагогическое тестирование с целью измерения уровня подготовленности испытуемых в опре­делённой области знаний, соответствующей законченной теме или разделу учебной дисциплины.

       Тестовое задание — задание специфической формы, элемент теста, минимальная законченная составляющая единица теста.

       Тестовое задание на соответствие (тестовое задание перекрёс­тного выбора) — тестовое задание, при выполнении которого необходимо установить соответствие между элементами 2-х мно­жеств (2-х списков).

       Тестовое задание на установление правильной последователь­ности — тестовое задание, выполнение которого состоит r уста­новлении правильной последовательности операций, действий, событий.

       Тестовое задание на установление точки зрения — задание с несколькими ответами качественного характера, среди которых нет правильных и нет неправильных; испытуемый выбирает от­вет в соответствии со своей точкой зрения по сформулированно­му в задании вопросу, основываясь на своих склонностях, пред­ставлениях и т.п. (примером предлагаемых ответов могут быть следующие: полностью согласен, частично согласен, безразли­чен, не согласен, категорически не согласен).

       Тестовое задание с несколькими правильными ответами — за­дание, в котором правильных ответов может быть несколько.

 

Фонд контрольных заданий

9.1. Перечень тем и заданий для самостоятельной работы

 

1. Подготовьте краткое сообщение на тему «Традиционные средства педагогических измерений результатов обучения в общеобразовательной школе: достоинства и недостатки».

2. Проведите беседу со старшеклассниками с целью изучения их мнения о совершенствовании системы оценивания результатов обучения.

3. Составьте программу микроисследования отношения школьников к традиционным средствам оценивания результатов обучения.

4. Разработайте технологическую карту мониторинга качества освоения образовательной программы по конкретному учебному предмету.

5. Отрефлексируйте ход и содержание Вашей деятельности по управлению качеством образования. Разработайте программу мониторинга качества школьного образования.

6. Разработайте план-график внутришкольного контроля с учетом ведущих направлений модернизации общего образования.

7. Составьте программу педагогических чтений на тему «Опыт модернизации образовательного процесса в школе». Определите «сильные» и «слабые» места в своей управленческой деятельности по вопросам модернизации образовательного процесса в школе.

8. Изучите теорию составления и использования тестовых заданий в школьной практике. Подготовьте выступление на педсовете по вопросам педагогического тестирования.

9. Оцените свое отношение в ЕГЭ. Есть ли у Вас возражения против ЕГЭ? Какие? Какие изменения, на Ваш взгляд, должны произойти в содержании и технологиях школьного образования в результате введения ЕГЭ?

10. Подготовьте краткие тексты выступлений перед родителями учащихся на темы: «Почему возникла необходимость введения ЕГЭ?», «В чем принципиальные отличия традиционной формы итоговой аттестации школьников и ЕГЭ?»

11. Проанализируйте серию статей по проблемам проведения ЕГЭ, опубликованных в периодической печати. Выберите те из них, которые соответствуют Вашей точке зрения. Подготовьте дискуссионные вопросы по материалам статей, в которых изложены идеи, чуждые Вашей позиции о ЕГЭ.

12. Какие опасности подстерегают школу, если в целях подготовки к ЕГЭ будет осуществляться «натаскивание» учащихся по конкретным предметам? Как избежать знаниецентризма в процессе подготовки к ЕГЭ и обеспечить личностно ориентированный подход к образованию?

13. Проведите микроисследование по выявлению понимания педагогами, выпускниками и их родителями сущности ЕГЭ и технологии подготовки к нему. Определите степень единства взглядов на ЕГЭ в Вашем коллективе. Поразмышляйте, как соотносятся взгляды педагогов на ЕГЭ и результаты их профессиональной деятельности. Сопоставьте мнения о ЕГЭ педагогов с мнениями учеников. Решите, надо ли проводить какую-либо работу среди учителей, детей и их родителей по изменению их взглядов на ЕГЭ.

14. Разработайте серию организационно-педагогических документов школы по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ.

15. Разработайте тематику проблемных семинаров для учителей по вопросам ЕГЭ.

16. Перечислите трудности, возникающие у Вас и Ваших коллег при подготовке к ЕГЭ. Предложите способы преодоления имеющихся затруднений. Составьте опросник (анкету) по выявлению затруднений педагогов и учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ.

17. Проанализируйте учебные занятия (свои и коллег) с точки зрения подготовки к ЕГЭ. Выявите наиболее типичные ошибки. Укажите, в чем их причина.

18. Прочитайте «Положение о проведении Единого государственного экзамена» с карандашом в руках. Отметьте пункты, которые требуют дополнительной информации и разъяснений. Наметьте план действий по получению разъяснений.

19. В КИМах, которые предлагаются в процессе ЕГЭ, многое «завязано», с одной стороны, на способностях, а с другой – на ЗУНах. Предложив одни и те же КИМы в сельской и городской школе, в обычной общеобразовательной и в лицее, гимназии, мы получим более высокий результат, конечно же в городских гимназиях и лицеях. Согласны ли ВЫ с этим мнением? Если да, то что, на Ваш взгляд, следует изменить в «Положении о проведении Единого государственного экзамена»?

20. Предложите свой вариант итоговой аттестации выпускников школ и вступительных испытаний в ссузы и вузы.

9.2. Тестовые задания

Задание №1

       1. Определите неправильный ответ в формулировках целей и за­дач по проверке и оценке знаний:

1. определяются по содержанию;               

2. по требованиям к качеству знаний;

3. по уровню усвоения материала;

4. по типу формируемой оценочной основы;

5 выбранные цели не соответствуют условиям.

       2. Укажите неправильный ответ в конкретном назначении опроса:

1. опрос - важнейший вид контроля и учёта знаний учащихся;

2. опрос -это важное средство закрепления и углубления зна­ний;

3. опрос -важнейшее средство развития мышления;

4. опрос -это инициатива учителя для самоутверждения;

5 опрос как условие развития познавательной самостоя­тельности.

       3. Определите, к какому виду опроса относится данная характе­ристика: «Учащийся знает, что выбора варианта опроса не будет, он должен знать всё»:

1. фронтальный опрос;

2. индивидуальный опрос;

3. обобщающий опрос по текущей теме;

4. письменные контрольные вопросы;

5. комбинированный опрос.

       4. Выделите среди условий опроса учащихся то, которое не со­ответствует педагогическим требованиям:

1.оценка должна быть строгой и справедливой;

2. ответ ученика необходимо кратко комментировать;

3. учителю и ученику не обязательно готовиться к предстояще­му опросу;

4. слабый ответ ученика требует повторного опроса по данной теме;

5. опрос не только контролирует знания вызванного ученика, но и активизирует весь класс.

       5. Определите условие наиболее эффективного опроса:

1. насыщенность опроса к концу четверти;

2. однообразие опроса;

3. разнообразие способов опроса и умелое применение их со­образно материала и целям.

4. возрастные особенности не имеют значения для опроса;

5. учителю не обязательно следить за ответом ученика, пусть следят учащиеся.

       6. Дайте правильное определение «диагностики»:

1. это «проверка знаний, умений, навыков»;

2. это точное определение результатов дидактического процесса;

3. это накопление статистических данных;

4. это форма контроля;

5. это прогнозирование результатов.

       7. Определите способ выражения оценки, не соответствующий дидактическим требованиям:

1. устное суждение педагога;

2. качественные письменные характеристики;

3. систематизированная по определённым параметрам анали­тических данных;

4. воспитательная функция оценки формирует самосозна­ние и адекватную самооценку учебной деятельности школьника.

       8. Выделите типы отклонений, сформированные в педагогичес­ких терминах:

1. дифференцированная неуспеваемость;

2. общее отставание в учении;

3. специфическое отставание;

4. отклонение от индивидуального оптимума учебной деятель­ности;

5. задержка в развитии эмоционально-волевой сферы.

       9. Выделите тезис, не относящийся к функции рейтингового кон­троля:

1. креативная;

2. стимулирующая;

3. рефлексивная;

4. диагностическая;

5. специфическая.

       10. Эффективность рейтинговой технологии зависит от:

1. разработанности;

2. чёткого взаимодействия всех её элементов;

3. соблюдение всех правил организации;

4. изменения в одном из элементов системы не должны затра­гивать другие;

5. отсутствие интереса со стороны участников образова­тельного процесса.

Задание 2

 

       1. Укажите положение, которым не следует пользоваться учите­лю при составлении вопросов:

1. нет необходимости своевременно дополнять, исправлять от­вет учащегося.

2. вопрос должен быть предельно ясным;

3. вопрос должен касаться основных моментов темы;

4. вопрос должен стимулировать работу мышления;

5. готовить вопросы с учётом индивидуальных качеств уча­щихся.

       2. Выделите вид опроса, не влияющий на активное и сознатель­ное усвоение учебного материала:

1. текущий опрос;

2. фронтальный опрос;

3. индивидуальный опрос;

4. комбинированный опрос;

5. опрос сосредоточен на ответе одного ученика.

       3. Выделите пункт, не характеризующий функции оценки:

1. мотивационная - поощряет образовательную деятельность ученика, стимулирует его;

2. характеризует ученика по отношению его к содержанию учеб­ного курса;

3. диагностическая -указывает на проблемы тех или иных образовательных результатов;

4. воспитательная - формирует самосознание и самооценку у школьника;

5. информационная - свидетельствует о степени успешности учащегося в овладении знаниями.

       4. Определите вид контроля, который имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года.

1. Предварительный контроль;

2. Текущий контроль;

3. Повторный контроль;

4. Периодический контроль;

5. Тематический контроль.

       5. Определите по характеристике вид контроля: контрольная ра­бота, зачёт,  защита творческой работы.

1. Периодический контроль;

2. Отсроченный контроль;                                

3. Итоговый контроль;

4. Устный контроль;

5. Практический контроль.

       6. По характеристике определите вид контроля: «экрномщ вре­мя, единые требования к измерению и оцениванию знаний, уст­раняется субъективизм учителя»:        

1. Отсроченный;

2. Тематический;                                                   

3. Итоговый;

4. Комбинированный;

5. Машинный.

       7. Что учитель, слушая ученика, не должен допускать:

1. Полноту и глубину раскрытия темы;

2. Сознательность усвоения;

3. Умение применять знания на практике;

4 Последовательность, обоснованность ответа;

5. Дать наводящие вопросы, комментировать.

       8. Что можно не считать ошибкой учителя при оценке устных от­ветов:

1. Положительная оценка за неполный, поверхностный ответ;

2. Стремление учителя «вытянуть» ответ ученика;

3. Нет должного внимания на культуру речи отвечающего;

4. Комментирование ответа, обоснование оценки;

5. Подсказывающие вопросы учителя.

       9. Педагогический тест – это:

1. один из наиболее стандартизируемых и объективных мето­дов контроля;

2. возможность проверить творческое применение усвоенных знаний;

3. вероятность случайных попаданий на правильный ответ;

4. трудность в проверке глубины понимания вопроса;

5. невозможность проверки логики мышления образователь­ного процесса.

       10. Выделите принципы рейтингового контроля:

1. ориентационный;

2. комплексного подхода;

3. мотивации;

4. объективности;

 5. сознательности.

       Задание 3.

 

       1. Определите один из принципов обобщающего опроса по теку­щей теме:

1. выявление фактического уровня знаний каждого ученика по каждому узловому вопросу;

2. возможность проверить умения составлять план и тезисы;

3. вызов нескольких учеников, а остальные внутренне выклю­чаются из работы;

4. одновременно вести наблюдение за группой и вызванным учеником;

5. большая часть учащихся не отвечает устно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.204 с.)