Самооценка как средство принятия решения учеником 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самооценка как средство принятия решения учеником



 

       Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фак­тически способен. Способности, как и всё в личности, разви­ваются в процессе деятельности. Однако, проблема, соответ­ствует ли она той цели, к которой стремится человек, всегда сохраняет свою актуальность. Всегда человек, так или иначе, оценивает соответствие желаемого им – возможному. Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек переоце­нивает свои возможности и силы, т.е. притязает на большее, чем может. В других же, напротив, – его самооценка оказыва­ется слишком робкой, и он способен на несравненно большее, чем сам предполагает.

       Самооценка – отношение человека к своим способностям возможностям, личностным качествам, а также – к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, ка­ким его считают, самооценка чаще всего бывает неправильной, или, как её называют психологи, неадекватной.

       Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка пониженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, ре­зультаты деятельности, личностные качества, наружность, ха­рактерной для него является повышенная самооценка. Как по­вышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; труд­но жить и высокомерным.

       Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправиль­ной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребёнка. Как и всё в нём, она ещё только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

       Усваивая в процессе обучения и воспитания определённые нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оце­ночных суждений других (учителей, сверстников) относиться определённым образом, как к реальным результатам своей учеб­ной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрас­том он всё с большей определённостью различает свои действи­тельные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определёнными личностными качествами. Так у ученика в учеб­но-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов само­оценки.

       В самооценке отражаются представления ребёнка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его буду­щего – пусть ещё несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

       Отношение к допущенным ошибкам, к собственным прома­хам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важ­нейший показатель самооценки личности.

       Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обыч­но, даже с интересом, самостоятельно ищут ошибку. Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ни­чего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказы­ваются проверять себя, мотивируя тем, что всё равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения слу­жат существенным стимулом, поддерживающим их деятель­ность. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепен­но включаются в работу и нередко находят ошибку.

       В самооценке ребёнка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремле­ния, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям дру­гих. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооцен­кой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бра­куют всё, что делают другие. Ученики с пониженной самооцен­кой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

       Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второ­класснику), который обычно получает хорошие отметки и высо­ко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и та­кую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он по­ставит 4 или5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Ребёнок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и всё другие особенности личности, его самооценка скла­дывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

       Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стрем­лением к достижению успеха как в учении и общественной ра­боте, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

       Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребёнка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семь­ях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

       Не выявилось связи между самооценкой ребёнка и количе­ством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее – не сколько, а как общаются родители с ребёнком. Важно бе­режное, уважительное отношение родителей к личности ребёнка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с вы­сокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных планов и проблем. К мнению ребёнка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

       Совсем другая картина открылась в семьях, где жило боль­шинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих уче­ников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризо­вать своего ребёнка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определённые труд­ности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов роди­телей в школу.

       С поступлением в школу ребёнка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятель­ность с её особым режимом, особыми требованиями к его нервно- психической организации и личностным качествам. Ре­зультаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

       Теперь уже именно это определяет его лицо и место среди дру­гих людей. Успехи и неудачи в учении, оценки учителем резуль­татов его учебного труда начинают определять и отношение ре­бёнка к самому себе, т.е. его самооценку. Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя оказыва­ют на ребёнка.

       Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учеб­ное задание в присутствии учителя. К одним учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание глав­ным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил без вни­мания, ни к кому из них ни разу не подошел.

       Результаты оказались следующими: лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настро­ение своими замечаниями. Но самые низкие результаты полу­чились не у тех, кому учитель делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определённом отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его тру­да оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в по­ложительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка.

       Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается. В ходе учебно-воспитательного процесса у школь­ников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оцени­вают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особен­ности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступ­ки, не только успехи, но и неудачи в учении.

       Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, ро­дителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают дос­тижения более самостоятельно, делая, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

       На протяжении школьного обучения, уже в пределах началь­ных классов, смысл отметки для ребёнка существенно меняет­ся; при этом находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. От­ношение ребёнка к оценке его достижений всё больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.

       Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно 1аки воспринимавшей оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товари­щей как отличников, средних, слабых, старательных или неста­рательных, ответственных или безответственных, дисциплини­рованных или недисциплинированных.

       Для успешного решения педагогических задач учитель дол­жен иметь чёткое представление о тех факторах учебной деятель­ности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребёнка.

       Влияние школьной оценки. Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствую­щих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обуче­ния, по существу, является оценкой личности в целом и опреде­ляет социальный статус ребёнка.

       У отличников и некоторых хорошо успевающих детей скла­дывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки сни­жают их уверенность в себе, в своих возможностях.

       Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изу­чая динамику самооценки в начальных классах, выявила сле­дующую тенденцию.

Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохра­нить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, большинство оценит выполненное задание более высо­ким баллом, чем оно того заслуживает.

       При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». «Учительница мне никогда не ставит четыре, всё трой­ки или двойки, я сам поставил себе четыре». «Я же не хуже всех, у меня тоже может быть четыре».

       У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадёжности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую ус­певаемость успехами в других областях, «приглушённое» чув­ство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстаю­щего приводят к негативным последствиям.

       Чувство компетентности. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к станов­лению чувства компетентности – нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребёнка снижается са­мооценка и возникает чувство неполноценности, его личност­ное развитие искажается.

       Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая наиболее популярных сверстников, млад­шие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания.

       Для развития у детей правильной самооценки и чувства ком­петентности необходимо создание в классе атмосферы психо­логического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не толь­ко содержательно оценивать работу учеников (не просто по­ставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и до­нести свои положительные ожидания до каждого ученика, со­здать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

       Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подра­жать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчераш­ней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, ко­торые достигают высоких результатов без особого труда. И, на­оборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребёнка.

       Влияние семейного воспитания. Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

       У ребёнка на первый план выходят те его качества, кото­рые больше всего заботят родителей – поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто ещё в клас­се получил пятёрку?»), послушание («Тебя сегодня не руга­ли?») и т.д.

       В самосознании маленького школьника смещаются акцен­ты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует – школь­ная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в шко­ле?» — рано или поздно приведёт к соответствующему ответу: «Ничего особенного». Родители задают и исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их представ­ления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффект­ная внешность, незаурядная профессия, материальное благопо­лучие и популярность.

       Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успевае­мости, который складываются в начале обучения.

       Появление и влияние рефлексии. Если ребёнок приходит в школу, принимая ценности и притя­зания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начи­нает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем са­мым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

       Самооценка становится, в целом, более соответствующей дей­ствительности, суждения о себе - более обоснованными. В тоже время наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.02 с.)