Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I .1.1 Оценка мотивационного компонента учебной деятельности у учащихся с дизорфографией
В рамках исследованиясостояния учебной деятельностирассматривается, прежде всего,такой параметр её формирования, как мотивационный компонент. При проведении диагностики используется методика Г.Н. Казанцевой, позволяющая выявить как осознанное вербальное, так и эмоциональное отношение к учебе, а также уровень познавательной активности школьников (Практикум по возрастной психологии: // Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф, 2001). Школьникам предлагается серия утверждений, характеризующих отношение к обучению и к предмету «русский язык». По каждому из видов деятельности на различных фазах выполнения работы определялся уровень выполнения задания, а также прослеживалась взаимосвязь между аналитической и продуктивной деятельностью школьников. Материал исследования. Протокол … I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые: а) любимые _______________________________________________________ б) нелюбимые _____________________________________________________ II. Подчеркни доводы, характеризующие твоё отношение к предмету. Допиши недостающие.
III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий. 1. Это мой долг. 2. Хочу быть грамотным. 3. Хочу быть полезным гражданином. 4. Не хочу подводить свой класс. 5. Хочу быть умным и эрудированным. 6. Хочу получить полные и глубокие знания. 7. Хочу научиться самостоятельно работать. 8. Все учатся, и я тоже. 9. Родители заставляют. 10. Нравится получать хорошие оценки. 11. Чтобы похвалил учитель. 12. Чтобы товарищи со мной дружили. 13. Для расширения кругозора. 14. Классный руководитель заставляет. 15. Хочу учиться. Процедура и инструкция. Учащимся выдаются протоколы (Протокол …). Необходимо выполнить следующие указания: а) из всех изучаемых в школе предметов назови твои самые: любимые и нелюбимые; б) подчеркни доводы, характеризующие твоё отношение к предмету «русский язык», допиши недостающие. Оценка результатов. По результатам анализа данных, полученных в ходе выполнения школьниками заданий методики, определяются уровни сформированности учебно-познавательногоинтереса. Первый уровень ̶ отсутствие интереса. Основной диагностический признак: интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал). Дополнительный диагностический признак: безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. Далее – выделенное зеленым – в 3 главу, в качественный анализ данных по соответствующему разделу. В данном случае речь идёт не об отсутствии у ребёнка познавательного интереса вообще (сама по себе такая ситуация маловероятна), а о том, что он фактически никак не проявляется в ситуации школьного обучения в процессе решения учебных задач и не выполняет в акте учения какой-либо специальной функции (при этом он может в большей или меньшей степени проявляться вне школы, например, в игровой деятельности.
В ряде случаев учебная деятельность такого ученика может основываться на других мотивах, не связанных с содержанием учебных задач, например, на стремлении к поощрениям или страхе наказания. При этом даже в процессе реализации этих мотивов не обнаруживается заметных проблесков познавательного интереса или эмоционального отношения к этому учебному материалу. Чаще всего ребенок относится крайне безразлично или даже отрицательно к решению учебных задач, неохотно включается в их выполнение, неохотно принимает помощь со стороны учителя, не интересуется процессом и результатом их выполнения. Возможно несколько более положительное отношение к выполнению заданий, основанных на применении хорошо освоенных им умений и навыков, однако в ситуации поиска новых способов решения задач положительное отношение быстро падает. Возможно также проявление эмоциональных реакций на яркие, непривычные, забавные предметы, явления или ситуации; возможно также включение в выполнение заданий, насыщенных таким материалом, особенно если для этого требуется физическая активность; однако вне яркого и забавного материала интерес у ребёнка отсутствует. Иными словами, у части учеников, положительные эмоциональные реакции в учебном процессе если и бывают, то крайне редко, но и тогда их появление вызвано случайными обстоятельствами, внешними особенностями материала или условий выполнений учебных действий, а не содержательными сторонами объекта и способов познавательной деятельности. Именно поэтому нет оснований говорить в таких случаях о наличии учебно-познавательного интереса как значимого компонента учебной деятельности. Второй уровень ̶ реакция на новизну. Основной диагностический признак: положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Дополнительный диагностический признак: оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет. В обычных условиях текущей учебной работы у ребёнка учебно-познавательный интерес практически отсутствует, однако при введении нового, фактического материала достаточно часто и легко возникают положительные эмоциональные реакции. Причём эта реакция именно на новизну материала, а не на его яркость и забавность (понятно, что новый материал не всегда облачён в яркую форму). И новизна относится именно к практическому, фактическому, конкретному материалу, а не теоретическому (на новый теоретический материал положительной эмоциональной реакции не возникает). В этом случае ребёнок оживляется, задаёт вопросы, охотно включается в процесс выполнения заданий, связанных с новым фактическим материалом. Задаваемые ребёнком вопросы относятся исключительно к внешним особенностям материала, к конкретным фактам, а существо дела, теоретические сведения его не интересуют. Ответов учителя на свои вопросы он почти не слушает, относится к ним не критически (его удовлетворяет любой ответ). Охотно включившись в задание, не доводит его, как правило, до конца, нуждается в поддержке и контроле со стороны учителя. Почти не интересуется тем, насколько правильно или неправильно выполняет учебные действия. Выполняя задание, всегда ограничивается действиями на уровне фактического материала и не выходит на уровень теоретических сведений. При отсутствии нового фактического материала (т.е. при обработке и конкретизации уже усвоенного материала или при изучении нового теоретического материала) познавательного интереса не проявляет (в этих случаях его поведение соответствует 1-му уровню — отсутствие интереса). Критерием разделения 1-го и 2-го уровня является наличие реакции на новизну.
Третий уровень — любопытство. Основной диагностический признак: положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач). Дополнительный диагностический признак: оживляется и задаёт вопросы достаточно часто; включается в выполнение задания часто, но интерес быстро пропадает. Учебно-познавательный интерес обнаруживается в том, что у ребёнка периодически возникают положительные эмоциональные реакции на новизну в отношении не только фактического, конкретного материала, но и собственно познавательного, теоретического (этим 3-ий уровень отличается от 2-го). Вследствие увеличения материала, способного вызвать эмоциональные реакции, частота таких реакций увеличивается. При этом эмоциональные реакции ограничиваются информацией о новых для ребёнка теоретических сведениях и закономерностях, но не распространяются на способы решения теоретических и практических задач (на их состав, обоснование и т.п.), в этом случае возникший интерес быстро гаснет. Ученик задаёт учителю вопросы о новом фактическом и теоретическом материале, однако его интерес неустойчив. Включаясь в выполнение заданий, он быстро утрачивает интерес, не стремится доводить их до конца. При отсутствии нового теоретического материала познавательный интерес проявляется также как и на 2-м уровне ̶ реакция на новизну. Четвёртый уровень — ситуативный учебный интерес. Основной диагностический признак: возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не на системы задач). Дополнительный диагностический признак: включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.
Учебно-познавательный интерес обнаруживается в положительных эмоциональных реакциях не только на новый фактический или теоретический материал, но и на способ решения новой задачи, с которой сталкивается ученик. При этом речь идёт только о конкретном способе частной, единичной задачи, а не об общих способах решения системы задач. Охотно включается в процесс решения новых задач, пытается найти неизвестный способ их решения. Решение задачи стремится довести до конца, не отвлекается в процессе её решения и действует в основном самостоятельно. Задаёт вопросы, касающиеся способа решения задачи, стремится получить ответ, по существу. Охотно переходит к решению задач того же типа, если они даются ему сразу же после обнаружения новых способов. Возникающий интерес неустойчив. Это проявляется, во-первых, в том, что интерес практически полностью исчерпывает себя после нахождения способа решения данной конкретной задачи, т.е. оказывается действенным лишь в пределах единичной учебной ситуации и не распространяется за её рамки. И во-вторых, такой интерес не способен побуждать ученика к длительному самостоятельному решению задач, ученик проявляет активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем или под его непосредственным контролем. Самостоятельно оценить результаты своих действий, как правило, не стремится, однако проявляет достаточную заинтересованность в отметке. При низкой отметке интерес к способу решения задачи может ослабевать. Такой интерес проявляется только в конкретной ситуации при наличии перечисленных условий и не является устойчивой, постоянной характеристикой ученика. Пятый уровень ̶ устойчивый учебно-познавательный интерес. Основной диагностический признак: возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за приделы изучаемого материала). Дополнительный диагностический признак: охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу. Интерес направлен не столько на способы решения частных единичных задач, сколько на общий способ решения целой системы задач. Столкнувшись с возможностью обнаружения такого способа, охотно включается в процесс решения задач и работает при этом достаточно длительно. Охотно принимает предложения уточнить применение этого способа к частным задачам или найти новое его применение на новом материале или в изменённых условиях. Интересуется результатами собственного поиска общего способа, а также результатами, полученными одноклассниками. Нередко интересуется дополнительными сведениями, выходящими за пределы заданной системы задач. Интерес достаточно устойчив, не истощаем, обнаруживается достаточно часто при решении систем задач. Возможно некоторое снижение интереса при выполнении заданий, ориентированных на упражнение и отработку навыков, при выполнении серии однотипных задач. Отметками интересуется в меньшей степени, чем анализом найденного им общего способа.
Шестой уровень ̶ обобщённый учебно-познавательный интерес. Основной диагностический признак: возникает не зависимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала; непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Дополнительный диагностический признак: является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов. В этом случае интерес является постоянной характеристикой ученика и выходит за пределы изучаемого материала. Основу этого уровня, как и предыдущего, составляет интерес к поиску общих способов решения системы задач, однако на этом уровне он возникает и проявляется относительно независимо от внешних требований. Обнаруживая общий способ, ученик проявляет яркое стремление выйти за пределы заданной системы задач на совершенно новый материал; проявляет без каких бы то ни было побуждений извне творческое отношение к найденному способу. Проявляет интерес к истории проблем и их решений и стремится получать от учителя или из литературы дополнительные сведения но предмету. Проявляет интерес к собственным действиям, пытается их обосновать, разобраться в причинах успехов и неудач, стремится самостоятельно овладевать новыми общими способами действий. Возникает осознанная и мотивированная избирательность интересов (один предмет интересует больше, другой меньше), снижается интерес к отметкам, зато охотно выслушивает содержательный анализ своих действий со стороны авторитетных людей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.026 с.) |