Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дефолт 1998 г. И его последствияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Задание 1. 1) Отметьте неправильный ответ. Причинами финансового кризиса 1998 г. были: а) постоянно растущий внутренний долг страны; б) огромные внешние заимствования; в) отсутствие позитивных сдвигов в развитии реального сектора экономики; г) наследие советской экономической системы; д) непродуманность действий правительства; е) общее ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках. 2) Вычеркните лишнее. (см. Приложение 1) Федеративный договор 1992 г. провозглашал: а) предоставление национальным районам страны более широких полномочий; б) перераспределение государственной собственности и власти в субъектах Федерации; в) право субъектов Федерации устанавливать дипломатические отношения с другими странами; г) Россию как федерацию независимых национальных государств; д) в этих государствах преимущественные права народа данного государства на землю, недра, производственные мощности; е) предоставление статуса государственного языка родным языкам национальных республик; ж) создание в субъектах Федерации национальных вооруженных формирований.
Задание 2 Соотнести понятие и определение
Задание 3. Ответить на вопрос Назовите причины чеченского кризиса.
Инструкция выполнения заданий Тема 9.2 Реформы и российское общество в 1990-гг Задание 1. Выбор правильного ответа Запись в тетрадь 1) 2) Задание 2 Соотнести понятие и определение Запись в тетрадь Задание 3 Ответить на вопрос Запись в тетрадь Желаю успеха! Тема 9.2 Реформы и российское общество в 1990-е гг. Цели: - рассмотреть вопросы экономических и политических реформ, эволюцию социальной структуры постсоветского общества
План 1. Федеративный договор 1992 года 2. Чеченский вопрос 3. Дефолт 1998 г. И его последствия. 4. Социальная дифференциация российского постсоветского общества Федеративный договор В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания большинства населения республиканско-хозяйственная элита, умело апеллируя к реальным фактам национальной дискриминации, требовала преимущественных прав на территорию, ресурсы титульным нациям. Претензии республик и других национальных образований в России на особый статус, а тем более на выход из нее грозили полным распадом страны и междоусобицей. В этих условиях правительство РФ проводило осторожную, но непоследовательную национально-государственную политику. Незаконные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что впоследствии обернулось тяжелым кризисом в этом регионе. Продолжалось субсидирование из федерального бюджета республик, взявших курс на отделение России. Лишь в конце октября 1992 г. После начала столкновения между осетинами и ингушами Президент России впервые не исключил возможности использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.
Активизировались радикалы, проводившие забастовочные движения. Митинги охватили сначала угольные районы страны, а затем и другие сферы промышленности. Изначально митингующие требовали улучшения экономической ситуации, но со временем всё чаще стали звучать политические требования На фоне нестабильной экономической ситуации конца 1991-1992 гг. развивались сепаратистские настроения внутри России. В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик, произошло переименование многих регионов. Претензии республик на особый статус и неосторожные заявления местных элит о выходе из России создавали угрозу целостности страны. В Чечне не признавали суверенитет России на её территории. В Татарстане собрались вводить собственную валюту. В Башкортостане, Якутии (Соха), Удмуртии, Татарстане и др. отказались платить налоги в федеральный бюджет. Б. Н. Ельцину удалось убедить глав регионов за исключением Татарстана и Чечни подписать 31 марта 1992 г. Федеративный договор, разграничивший предметы ведения федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации. Конституция 1993 г. зафиксировала лишь формальное равенство субъектов РФ. Слабость федеральной власти стала причиной подписания особых двусторонних договоров с субъектами Федерации. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, в ведение которого перешли такие федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение татарского гражданства, установление отношений с иностранными государствами и другие. В двусторонних договор оговорили себе особые полномочия Башкортостан и Республика Якутия (Саха). Чеченский кризис Опасный источник сепаратизма оставался в Чечне, где осенью 1991 г. незаконные вооруженные формирования во главе с генералом Д. Дудаевым разогнали Верховный совет Чечено-Ингушской АССР. Автономия разделилась на Чеченскую и Ингушскую республики. Дудаев, ставший в 1991 г. президентом Чечни, призывал к созданию "общего кавказского дома народов" вне России. Когда попытки диалога федеральной власти с Дудаевым не принесли результатов, правительство России стало оказывать экономическое давление, сократив поставку нефти на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. Спад производства, отключение электроэнергии, вооруженные разборки на территории "Независимой Республики Ичкерия" сократили число сторонников Д. Дудаева. Однако он легко разогнал в мае—июне 1993 г. оппозицию в лице парламента, Конституционного суда, грозненского городского собрания. 30 ноября 1994 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики". В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска Министерства обороны и внутренних дел. Это событие стало началом чеченской войны. В ходе неудачного штурма Грозного в новогоднюю ночь 1994/1995 г. погибли сотни российских военнослужащих. Ввод войск изменил статус Дудаева, который из потерявшего популярность политика превратился в национального героя. Часть населения Чечни восприняла ввод федеральных войск как вторжение врагов, стремящихся отнять у них независимость. Новогодний штурм Грозного Только 22 февраля 1995 г. российская армия смогла взять Грозный под контроль, после чего началось продвижение в южные районы Чечни. Когда летом 1995 г. вооружённые силы Дудаева находились на грани разгрома, отряд боевиков под командованием Ш. Басаева 14 июня 1995 г. совершил нападение на больницу г. Будённовска в Ставропольском крае, захватив заложников. Начавшиеся после теракта в Будённовске переговоры федеральной власти с представителями Дудаева парализовали действия российских силовиков. 9 января 1996 г. отряд С. Радуева совершил нападение на дагестанский город Кизляр. Вновь были захвачены в заложники мирные жители. Несмотря на гибель Дудаева в апреле 1996 г. и подавляющее превосходство в живой силе, вооружении и воздушной поддержке, федеральные войска не смогли установить эффективный контроль над многими районами Чечни. Заложники в Буденновске машут белыми простынями, подавая знак спецназу не стрелять во время штурма больницы. 1995 Серьёзные потери, которые несли федеральные войска в Чечне, настраивали против продолжения боевых действий не только лидеров оппозиции, но и обычных россиян. Завершить чеченскую войну удалось лишь в конце 1996 г. В ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством было подписано соглашение о мире. Оно предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. Среди положительных 1. Начало перехода к рыночной экономике. Приложение 1 ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР - один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Включает три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и соответственно органами власти: а) суверенных республик в составе РФ; б) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; в) автономной области, автономных округов в составе РФ. Подписаны 31 марта 1992 г. представителями РФ и всех субъектов РФ (кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии). 10 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РФ одобрил подписанный Ф.д. и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РФ. Однако и после этого Ф.д. продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт. Конституция РФ 1993 г. (в п. 1 раздела 2) объявила о верховенстве своих норм над нормами Ф.д., но одновременно подтвердила (в п. 3 ст. 11) его действие в сфере регулирования федеративных отношений, что позволяет считать РФ федерацией конституционно-договорного типа. По своему содержанию Федеративный договор не является ни учредительным договором, ни договором о преобразовании в федерацию государства с иным государственно-территориальным устройством, посĸольĸу ĸ моменту его заĸлючения РФ уже сложилась ĸаĸ суверенное федеративное государство. Вместе с тем федеративные отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъеĸтами стали новым шагом в развитии федерализма в России. При использовании договора как формы правового регулирования общественных отношений немаловажное значение имеет вопрос о пределах договорного регулирования. Анализ федерального и регионального законодательства дает возможность сделать вывод о том, что в одних случаях устанавливаются такие пределы, в других - нет. Так, в случае передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий региональным органам исполнительной власти пределы договорного регулирования устанавливаются Конституцией РФ. Часть 2 статьи 78 Конституции РФ предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В этом случае пределом договорного регулирования являются конституционные нормы и предписания федеральных законов. 1. Из документа (Г. Трошев. Моя война. Записки окопного генерала): «…операция действительно готовилась наспех, без реальной оценки сил и средств противника, - это факт. Даже название операции не успели придумать… Радиосвязь в подразделениях, штурмующих (…), была почти парализована из-за царившей в эфире неразберихи. Между подразделениями практически не было взаимодействия, сказывалась неопытность большинства механиков-водителей танков и БМП. После проведенной огневой подготовки на ряде направлений выдвижения войск образовались труднопроходимые завалы. Смешанные колонны (автомобили и бронетанковая техника) растягивались вдоль узких улиц, не имея пространства для маневра. В результате из зданий пехоту и технику расстреливали в упор. Командиры, начиная от комбата и ниже, фактически не имели карты (…), отсюда и частые "сбои" с маршрута, утрата ориентировки…По сути, боевики только и ждали появления бронетехники в городе, действуя по ставшей классической схеме, которую применяли душманы в Афганистане: огонь наносился по головной и замыкающей машинам в колонне, после этого следовал шквальный огонь из окружающих домов по остальной, "запертой" бронетехнике… Фактически эффект внезапности был нами утерян, сложилась катастрофическая обстановка. В город смогли прорваться лишь группировки "Север" и "Северо-восток", но они вели бои в окружении превосходящих сил противника. Дважды командование Объединенной группировки войск (ОГВ) пыталось заставить командира 19-й мотострелковой дивизии полковника Кандалина наступать, но не действовали ни просьбы, ни приказы. Мотострелки продолжали стоять, а в это время у железнодорожного вокзала в полном окружении, захлебываясь в крови, вели смертельные бои подразделения 131-й бригады и 81-го мотострелкового полка. Отсутствие тесного взаимодействия с мотострелками и нерешительность генерал-майора Петрука словно парализовали активность десантников». Приложение 2 Отношения с религией и церковью «Россия перестала быть страной воинствующего атеизма. Зырянова П.А. «Священство и царство: о роли церкви в современной России» Приложение 3 Документ 1 Таблица 1 «Динамика социальной стратификации России» Документ 2 «Распространенность владения собственностью.1994 г.» Таблица 2
Документ 3 Травин Д.Я. « Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985–1999». – СПб.: Норма, 2010. Люди, раньше других отошедшие от духовных ценностей «кухонного прошлого» и раньше других осознавшие ценность денег и всего того, что можно на них купить, вдруг с интересом для себя обнаружили, насколько большой и чуть ли не безграничный мир потребительства раскрывается перед их глазами. В первой половине 90-х гг. эта вторая группа людей еще держалась в тени. Не в том смысле, что про них не знали, а в том, что властителями дум для миллионов россиян все же оставались подвижники, стремившиеся к трансформации системы. Но постепенно сами эти подвижники стали обнаруживать прелести «скромного» обаяния буржуазии. Те, кто вчера еще застенчиво жался в приемных у властителей дум, сегодня легко покупали газеты, телеканалы, театры и даже политические партии со всеми потрохами и всеми «властителями» в придачу. А самое главное – они создавали для купленных героев такие возможности труда и отдыха, о которых те раньше лишь в книжках читали. Мы видели, как политики льстят нам и тут же нас предают. Мы видели, как бизнесмены агитируют за идею и тут же покупают себе привилегии. Мы видели, как чиновники приходят во власть нищими и тут же начинают буквально-таки лопаться от сваливающихся на них богатств. И мы поняли главное. Есть только одна вещь, которая нам никогда не изменит. Это деньги. И желательно крупные деньги. Те, которым не страшны случайности –черные вторники, дефолты, девальвации. Раньше олигархов недолюбливали, но, по большому счету, оставались к ним равнодушными, потому что мир больших денег находился у нас где-то на обочине магистрального пути к светлому демократическому будущему. Теперь же олигархов искренне возненавидели, поскольку все мечтали оказаться на их месте. В 1997 г. элитная российская интеллигенция впервые показала всей стране, что при выборе между идеями и деньгами приоритетом становятся деньги. Не все сразу поняли, что лежало в основе той информационной войны, которую нам продемонстрировали по телевидению. Но те, кто понял, бросились догонять «властителей дум». Если вчера еще за ними следовали в идейном плане, то сегодня – в чисто рыночном. Все стремились продать идеи за твердую монету. Вкус денег, как вкус крови. Он непреодолимо манит хищника. Особенно такого несчастного и голодного, как «совок», который только что покинул тоталитарную систему. Сопротивляться этому зову невозможно. Или, по крайней мере, очень трудно. Сохранить в душе доминирование ценностей над ценами по силам только тому, кто уже стал Личностью. А кто из нас успел стать Личностью за тот краткий период взросления, что начался в 1985 г.? За годы реформ и мы, наконец, научились пользоваться деньгами, что позволило создать реально работающий рынок на месте бывшего ГУЛАГа. Беда лишь в том, что мы еще не научились пользоваться самими собой, смешав вновь обретенные рыночные рефлексы с моралью обитателя концлагеря. Трудно овладеть собой. И в тот год, когда тебя вдруг внезапно окунают в свободу... И десять лет спустя... И двадцать... И двадцать пять… Может, лишь то поколение россиян, которое почувствует себя в денежном плену так же плохо, как мы при тоталитаризме, сумеет устоять перед вкусом крови?
Документ 4 Ю.В. Арутюнян, член-корреспондент РАН, советник РАН «О социальной структуре общества в постсоветской России», 2002.
Так или иначе утверждение частной собственности на орудия и средства производства, способствовавшее подрыву многих отраслей экономики страны и за короткий срок разделившее народ на противоположные, действительно антагонистические классы – нанимателей и нанимаемых, имущих и обездоленных. Если в 1990 году в частном секторе было занято не более 1/8 занятых в экономике, то в 1997 году здесь сосредоточилось уже половина рабочих и специалистов, и в последующие годы этот рост продолжался. Естественно, в частном секторе как более доходном, теперь сосредотачивалось относительно больше мужчин и молодежи, а специалисты высокой квалификации, особенно пожилого возраста, потеряли свое былое преимущество. Главным для них теперь оставался ущербный государственный источник дохода. Такое развитие экономики было явно болезненно для страны в целом, хотя бы потому что частная собственность в первую очередь утверждалась в прибыльных потребительских отраслях за счет многих производственных отраслей. Неслучайно, валовое производство в промышленности за 90-е годы резко сократилось. Сильно пострадало и сельское хозяйство, свободное теперь “от организации”, а главное от снабжения техникой, удобрениями и в значительной мере лишенное заказов, вынужденное конкурировать с западными импортерами. В итоге наблюдалось заметное обнищание широких слоев населения. Даже в Москве, самом состоятельном в стране городе, у 50% населения (1999 г.) доходы в расчете на одного члена семьи, по самооценкам, ограничивались 1000 руб. Особенно страдали от низких заработков люди, работающие в сфере культуры, образования, науки, которые оставались только на государственном обеспечении. В плохом положении оказались многие отрасли промышленности, которые не выдерживали непривычных рыночных отношений. Преимущества не производственного, а потребительского сектора в экономике сказывалось на отраслевой и на социально-профессиональной структуре населения. В частном секторе резко возросло население, занятое в торговле и сфере обслуживания, где государственный сектор был сведен к минимуму и сохранялся в основном в промышленности, отчасти на транспорте и по существу монополизировал сферу культуры, где соответственно преобладала нищенская оплата труда. (1994 г.)
Задание 1. 1) Отметьте неправильный ответ. Причинами финансового кризиса 1998 г. были: а) постоянно растущий внутренний долг страны; б) огромные внешние заимствования; в) отсутствие позитивных сдвигов в развитии реального сектора экономики; г) наследие советской экономической системы; д) непродуманность действий правительства; е) общее ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках. 2) Вычеркните лишнее. (см. Приложение 1) Федеративный договор 1992 г. провозглашал: а) предоставление национальным районам страны более широких полномочий; б) перераспределение государственной собственности и власти в субъектах Федерации; в) право субъектов Федерации устанавливать дипломатические отношения с другими странами; г) Россию как федерацию независимых национальных государств; д) в этих государствах преимущественные права народа данного государства на землю, недра, производственные мощности; е) предоставление статуса государственного языка родным языкам национальных республик; ж) создание в субъектах Федерации национальных вооруженных формирований.
Задание 2 Соотнести понятие и определение
Задание 3. Ответить на вопрос Назовите причины чеченского кризиса.
Инструкция выполнения заданий Тема 9.2 Реформы и российское общество в 1990-гг Задание 1. Выбор правильного ответа Запись в тетрадь 1) 2) Задание 2 Соотнести понятие и определение Запись в тетрадь Задание 3 Ответить на вопрос Запись в тетрадь Желаю успеха! Тема 9.2 Реформы и российское общество в 1990-е гг. Цели: - рассмотреть вопросы экономических и политических реформ, эволюцию социальной структуры постсоветского общества
План 1. Федеративный договор 1992 года 2. Чеченский вопрос 3. Дефолт 1998 г. И его последствия. 4. Социальная дифференциация российского постсоветского общества Федеративный договор В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания большинства населения республиканско-хозяйственная элита, умело апеллируя к реальным фактам национальной дискриминации, требовала преимущественных прав на территорию, ресурсы титульным нациям. Претензии республик и других национальных образований в России на особый статус, а тем более на выход из нее грозили полным распадом страны и междоусобицей. В этих условиях правительство РФ проводило осторожную, но непоследовательную национально-государственную политику. Незаконные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что впоследствии обернулось тяжелым кризисом в этом регионе. Продолжалось субсидирование из федерального бюджета республик, взявших курс на отделение России. Лишь в конце октября 1992 г. После начала столкновения между осетинами и ингушами Президент России впервые не исключил возможности использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.
Активизировались радикалы, проводившие забастовочные движения. Митинги охватили сначала угольные районы страны, а затем и другие сферы промышленности. Изначально митингующие требовали улучшения экономической ситуации, но со временем всё чаще стали звучать политические требования На фоне нестабильной экономической ситуации конца 1991-1992 гг. развивались сепаратистские настроения внутри России. В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик, произошло переименование многих регионов. Претензии республик на особый статус и неосторожные заявления местных элит о выходе из России создавали угрозу целостности страны. В Чечне не признавали суверенитет России на её территории. В Татарстане собрались вводить собственную валюту. В Башкортостане, Якутии (Соха), Удмуртии, Татарстане и др. отказались платить налоги в федеральный бюджет. Б. Н. Ельцину удалось убедить глав регионов за исключением Татарстана и Чечни подписать 31 марта 1992 г. Федеративный договор, разграничивший предметы ведения федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации. Конституция 1993 г. зафиксировала лишь формальное равенство субъектов РФ. Слабость федеральной власти стала причиной подписания особых двусторонних договоров с субъектами Федерации. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, в ведение которого перешли такие федераль
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.004 с.) |