Часть 2. Методическое обоснование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Методическое обоснование



Опираясь на изложенные выше теоретические положения и ориентируясь на важность и необходимость формирования у будущих вожатых мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии, он-лайн обучение в «Школе вожатых» нами было построено следующим образом:

1. С целью более глубокого и осмысленного формирования у будущих вожатых собственного, индивидуального ИМИДЖА, им было предложено поучаствовать в анкетировании, направленном на выявление их понимания и представлений об имидже вожатого:

АНКЕТА №1. Представления об имидже и имидже вожатого у студентов

АНКЕТА №2. «Определение доминирующих имиджформирующих характеристик вожатого»

2. Так как в процессе формирования имиджа важное значение имеет представление об образе объекта имиджа в восприятии другого человека (субъекта) и обобщенного образа в восприятии группы людей (социума), мы предложили студентам поучаствовать в упрощенной форме нарративного интервью: написать эссе-сочинение на тему «Мой идеальный напарник». Лучшие сочинения показаны во вложении к статье.

Нарративное интервью (англ. и фр. narrative — повествовательный) — метод сбора качественных данных, который сводится к анализу рассказов и историй людей. Концепция нарративного интервью восходит к идеям немецкого социолога Фрица Шютце, который считал, что рассказы — это «элементарный институт человеческой коммуникации», а пересказы историй — это базовая форма повседневной коммуникации.

Этапы проведения интервью

Все интервью записываются на диктофон для дальнейшей процедуры транскрибирования записей, после которой появляется стенограмма проведённого интервью. В общем виде этапы нарративного интервью выглядят следующим образом:

1. Формулирование основного запроса со стороны интервьюера. На этом этапе респондента вводят в ситуацию интервью, возникает «нарративный импульс» в виде просьбы поделиться историей на заданную тему.

2. Свободный рассказ респондента. В течение этого этапа интервьюер не должен перебивать рассказчика. Он должен лишь невербально или с использованием междометий поддерживать поток речи говорящего. Сигналом завершения данного этапа служит высказывание самого респондента (например, «Вот и все на этом») или логическая завершённость всего рассказа.

3. Фаза нарративных расспросов. На данном этапе интервьюер вправе задать любые вопросы респонденту, цель которых состоит в прояснении деталей, получении более подробного описания или оценки всего пережитого опыта, влияния его на жизнь человека в целом. На данной стадии сбора информации используются описательные вопросы «широкого круга», целью которых является получение от оппонент более объемного и богатого нарратива. Интервью становится эпизодическим, выявляя не только последовательность действий в отдельно взятом событии, но и интерпретацию всего произошедшего. С другой стороны, могут использоваться вопросы «малого круга», сфокусированные на небольшой единица опыта. В таком случае нарративное интервью приобретает черты полуструктурированного интервью. Завершается этот этап вопросами, имеющими отношение к настоящему времени. Это делается, чтобы «вывести» человека из ситуации интервью, отвлечь его от воспоминаний.

Возможность повлиять на тему рассказа (например, направить её в другое русло) является одним из показателей уровня коммуникативной инициативы. Это понятие используется в лингвистике, подразумевая «ведущую роль в коммуникативной деятельности на определённом этапе диалога». В случае с нарративным интервью инициатива должна принадлежать рассказчику, однако роль интервьюера также остается значимой. В его задачи входит добиться максимальной заинтересованности со стороны респондента.

Источник: Журавлев В. Ф.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.005 с.)