Энтеральное применение лекарственных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энтеральное применение лекарственных средств



Энтеральный способ включает введение лекарственных средств: через рот, сублингвально, в прямую кишку.

Прием лекарств через рот:

-Самый распространенный, простой, удобный способ.

-Надежно контролируется.

Внутрь в основном принимают:

· твердые лекарственные формы (таблетки, драже, капсулы, порошки); таблетки дети глотают с трудом, а дети моложе 3 лет практически никогда не могут проглотить их, поэтому перед приемом таблетки размельчают;

· жидкие лекарственные формы (растворы, отвары, микстуры, лекарственные средства в сиропе); чем меньше возраст ребенка, тем чаще назначаются жидкие лекарственные формы.

Однако способ введения лекарств через рот имеет ряд недостатков:

· Препараты могут разрушаться желудочным и кишечным соком, относительно медленно поступают в кровь, всосавшуюся дозу препарата иногда трудно учесть.

· Лекарственные средства способны вызывать диспептические нарушения: тошноту, рефлекторную рвоту, диарею, запор.

· Отказ ребенка от приема лекарства может быть связан с неприятным запахом, вкусом, большими размерами таблеток, капсул, драже.

Правила приема лекарств через рот.

· Препараты в сухих формах (таблетки) измельчают, разбавляют в небольшом количестве воды, молока или сиропа.

· Смешивать лекарства с пищей не рекомендуется.

· Если внутрь назначено несколько лекарственных средств, каждое дают поочередно, не смешивая с другими и учитывая время приема – до или после еды.

· Средства с пометкой «до еды» необходимо дать ребенку за 15 минут до приема пищи, с пометкой «после еды» – через 15 минут после приема пищи; лекарства, предназначенные для приема «натощак», дают утром, за час до завтрака.

· Следует строго соблюдать назначенную дозу лекарства.

· Лекарства без этикеток, с истекшим сроком годности или хранившиеся с нарушением режима, в том числе температурного, применять категорически запрещается.

· В случае отказа ребенка принимать лекарство нельзя его принуждать, следует сообщить об этом врачу и, возможно, изменить способ его применения.

· Необходим контроль приема лекарственных препаратов больными детьми.

 

Методика введения лекарственных средств через рот

Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям школьного возраста. Раздача лекарств осуществляется на основании записей в листе врачебных назначений.

 Следует помнить и соблюдать следующие правила:

· Лекарства раздаются в строго определенное время, причем по показаниям их прием необходим до, во время или после еды.

· Необходимо знать лекарства по цвету, величине, запаху, вкусу, чтобы избежать возможных ошибок.

· Приступая к раздаче препаратов, медицинская сестра должна привести себя в порядок, вымыть руки с мылом.

· Существует несколько способов раздачи лекарственных средств в условиях детского отделения. Можно пользоваться лотками, разделенными на ячейки с указанием фамилии больных. В них заранее раскладывают лекарственные средства. Затем медицинская сестра обходит с лотком все палаты. Другой способ – использование передвижного столика.

· При раздаче лекарств у медицинской сестры должны быть: графин (чайник) с кипяченой водой, пинцет для раздачи пилюль и таблеток, одноразовые пипетки для капель, чистые мензурки для жидких лекарств.

· Необходимо внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства.

· Ребенок должен проглотить и запить лекарство под контролем медицинской сестры.

· Детям старшего возраста твердые лекарственные формы (таблетки, капсулы, драже) медицинская сестра помещает на корень языка и дает запить большим количеством воды; порошок высыпает на корень языка; жидкие лекарственные формы (настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой; спиртовые настойки, экстракты, которые назначают в каплях, отмеряет в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребенку и запить водой.

· Для детей раннего возраста делают специальные расфасовки препаратов: лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя его в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах, в суспензиях с добавлением сахарных или фруктовых сиропов.

· Детям грудного возраста назначенную дозу лекарственного средства в жидкой форме часто дают дробно, чтобы ребенок не поперхнулся; микстуры дают в градуированных стаканчиках с делениями 5, 10, 15, 20 мл; при отсутствии градуированной посуды учитывают, что водного раствора в чайной ложке 5 мл, в десертной – 10 мл, в столовой – 15 мл. Ø Спиртовые настои, а также жидкие экстракты отмеряют с помощью чистых пипеток одноразового пользования. Использование одной и той же пипетки для раздачи разных лекарственных средств запрещается.

· Если ребенок не хочет принимать лекарство, то приходится насильно открывать ему рот следующим образом: а) двумя пальцами нажимают на щеки; б) зажимают нос, и в этот момент ребенок открывает рот.

· Необходимо предупреждать детей (родителей) о возможном побочном действии лекарств (например, сонливость при приеме димедрола) или их влиянии на цвет мочи, кала (прием хинолиновых препаратов, висмута, железа, карболена, использование метиленового синего) и т. д.

· Следует строго соблюдать гигиенические правила. После каждого использования стеклянные стаканчики, керамические ступки для растирания таблеток подлежат обеззараживанию. После обеззараживания их хранят в закрытой емкости или крафт-бумаге.

 

 Введение лекарственных средств сублингвально (под язык)

Некоторые лекарственные препараты (валидол, нитроглицерин, глицин) принимают под язык. У детей такая методика применяется редко и только в старшем школьном возрасте.

Медицинская сестра помещает таблетку под язык больного ребенка, предварительно объяснив ему, что таблетку не надо жевать, проглатывать, а только держать под языком до полного ее растворения (рассасывания).

  Введение лекарственных средств в прямую кишку

Лекарственный препарат, введенный в прямую кишку:

· быстро всасывается в общий круг кровообращения, минуя печень;

· не подвергается воздействию ферментов кишечного сока;

· доза всосавшегося препарата почти соответствует введенной;

· из-за отсутствия ферментов в прямой кишке лекарства белковой природы, жиры, полисахаридные комплексы не проникают через ее стенку и оказывают местное действие.

 

Через прямую кишку вводят свечи (суппозитории) и лекарственные растворы с помощью клизм. Свечи (суппозитории) рекомендуется вводить утром или на ночь. Перед введением свечи необходимо опорожнить кишечник самостоятельно или с помощью очистительной клизмы.

 

1.5 Режим питания в детской больницетакже является очень важной составляющей при организации ухода за больным ребенком.

В детских стационарах используются две системы организации лечебного питания – групповая и индивидуальная.

Индивидуальная используется в основном при организации питания детей первого года жизни и у тяжелобольных более старшего возраста:

- диету назначает врач;

- пища готовится для конкретного ребенка.

Для детей старше 1 года, как правило, применяется групповая система питания, при которой ребенку в зависимости от патологии назначается тот или иной вид питания. Каждый вид лечебного питания имеет буквенное обозначение, которое соответствует обозначениям в диетологии взрослых. Это обеспечивает этапность диетического лечения и его преемственность

Назначение больному ребенку лечебной диеты при его поступлении в стационар осуществляется врачом приемного отделения, а затем – лечащим врачом, который также определяет режим питания в зависимости от вида патологии и состояния больного.

Правильное соблюдение режима питания является одним из факторов, обеспечивающих более успешное проведение диетотерапии.

Режим питания определяет:

· время, число приемов пищи и интервалы между ними;

· объемы блюд, пищевой рацион (состав пищи), его адекватное распределение по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору в течение дня;

· принимая во внимание тяжесть состояния, ограничение двигательной активности ребенка на постельном режиме, количество пищи на один прием для больных детей может быть меньше, чем полагается здоровым детям того же возраста.

Режим питания больного ребенка определяется:

· характером патологического процесса;

· тяжестью состояния больного;

· периодом болезни;

· возрастом ребенка.

Для детей старше 1 года чаще всего устанавливается режим питания с приемом пищи 4–5 раз в день. Для некоторых больных (особенно при острых кишечных инфекциях, наличии рвоты, диспепсических явлений, лихорадочных состояниях, развитии симптомов токсикоза) режим питания может быть изменен в сторону уменьшения интервалов между приемами пищи до 2,5 или 2 часов при соответствующем уменьшении объема порций. Это обеспечивается назначением второго завтрака, второго ужина, дополнительным утренним или вечерним приемом молока.

При обычном общем режиме питания в детских стационарах принято следующее распределение суточной калорийности: завтрак и ужин – 25%, обед – 35%, полдник – 10% и второй ужин (перед сном) – 5%. Количество пищи, объем блюд должны соответствовать возрасту ребенка.

Часы кормлений при 5-разовом питании: завтрак – 8.00, обед – 12.00, полдник – 16.00, ужин – 19.30, второй ужин (перед сном) – в 22.00. При 6-разовом питании вводится второй завтрак – в 11.00. Продолжительность обеда составляет примерно 25–30 минут, завтрака и ужина – 20 минут, второго завтрака, полдника и второго ужина – 10–15 минут.

Важно следить, чтобы в промежутках между отдельными приемами пищи дети не получали сладости, фрукты, другие продукты, в том числе молоко, так как это снижает аппетит. Поэтому необходимо обращать внимание на то, как дети используют те продукты, которые им приносят родственники. Кормление детей, находящихся на общем режиме.

Кормление детей, которым разрешается ходить, проводится в столовой. Раздачу пищи больным производят буфетчицы и медицинские сестры отделения, одетые в халаты с маркировкой «Для раздачи пищи». К раздаче пищи младший медицинский персонал не допускается.

Медицинская сестра:

· следит, чтобы перед едой закончились все лечебные процедуры, дети посетили туалет, вымыли руки с мылом;

· контролирует чистоту и сервировку столов: детям с 3-х лет разрешается пользоваться столовыми приборами;

· наблюдает, чтобы дети во время еды не разговаривали;

· выясняет причину отказа ребенка от еды; ребенок по возможности должен съесть хотя бы часть пищи, наиболее полноценную, богатую белком;

· контролирует, чтобы дети, которые по тем или иным причинам опоздали к приему пищи, могли покушать позже, их пища должна быть подогрета;

· помогает принимать пищу детям раннего возраста.

Кормление тяжелобольных

Дети, находящиеся на постельном режиме, принимают пищу в палате. К кровати каждого больного должен быть прикреплен ярлычок с указанием назначенной ему диеты, что предупреждает ошибки при раздаче пищи.

Если ребенок может сидеть, то после мытья рук он самостоятельно ест за прикроватным столиком, если больному трудно сидеть в кровати, то медицинская сестра:

· придает ребенку положение в постели полусидя, положив под спину вторую подушку;

· шею и грудь ребенка прикрывает пеленкой;

· кормит ребенка с ложечки, маленькими порциями, не спеша, чтобы успел проглотить;

· поит ребенка из поильника, немного приподняв ему голову левой рукой, чтобы не поперхнулся;

· после еды тщательно вытирает губы, углы рта ребенка, дает прополоскать рот теплой кипяченой водой;

· убирает салфетку, помогает ребенку лечь.

 

2 Периоды детства. Особенности каждого периода.  

Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

В зависимости от закономерных изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

I. Период внутриутробного развития:

1) фаза эмбрионального развития (зародыш, или эмбрион);

2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности (ранний неонатальный, поздний неонатальный). III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV. Ранний возраст (до 3-х лет)

Дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Препубертатный (младший школьный возраст, отрочество).

VI. Пубертатный (период полового созревания, старший школьный возраст).

 

1. Внутриутробный период (40 нед = 280 дней).

· Неблагоприятные (=тератогенные) факторы во время беременности: Экзогенные;

· Эндогенные, прежде всего генетические;

· Сочетанные.

При неблагоприятных воздействиях (заболевания, погрешности в питании, профессиональные вредности) на организм беременной, первые 3 мес. беременности могут возникнуть различные аномалии развития и уродства плода.

 

Неонатальный период.

В период новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробным условиям жизни:

· Повышение концентрации в крови катехоламинов, глюкокортикоидов, тиреотропного гормона (ТТГ), адренокортикотропоного гормона (АКТГ) и тироксина;

· Закрытие фетальных коммуникаций (ООО, ОАП);

· Полное «включение» малого круга кровообращения, становление легочной функции с эффективным газообменом;

· Появление энтерального питания;

· Установление гомеостатической функции почек

· Изменения энергетического обмена.

· Энергетическая потребность составляет 55 ккал / (кг/сут).

· Защиту от многих вирусных и бактериальных инфекций обеспечивают трансплацентарные Ig G, функция Т-лимфоцитов несколько снижена.

 

  Пограничные состояния новорожденных.

В период новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробным условиям жизни, отражением которого служат так называемые транзиторные или физиологические или пограничные состояния, которые проявляются в первые дни (2-4 дн.) жизни и исчезают к концу 1-й недели (макс. – к 10-му дню):

1. Транзиторная потеря массы тела (от 6 до 8%)

2. Физиологическая эритема

3. Транзиторная олигурия и мочекислый инфаркт

4. Физиологическая (коньюгационная) желтуха

5. Половой криз

6. Особенности терморегуляции

7.Транзиторные гипогликемии, метаболический ацидоз,

8. Гипопротеинемия, гипокальциемия и гипомагниемия и др.

Для детей грудного возраста характерно:

· Склонность к генерализации инфекции, развитию сепсиса;

· Некоторые врожденные и наследственные заболеваний могут появляться лишь в этом возрасте;

· Очень частые респираторные инфекции характеризуются быстрым развитие, генерализацией процесса, нередким осложнением в виде пневмонии, обструктивного синдрома и «ложного» крупа.

·  Заболевания нервной системы (энцефалопатия), в этом возрасте проявляется гидроцефалия, ДЦП.

· Экссудативно-катаральная аномалия конституции и аллергический диатез.

В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни - заболевания желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов, в частности кальциферола (витамина Д), могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются в грудном возрасте так называемые диатезы, особенно экссудативно-катаральный, аллергический диатезы. Острые детские инфекции в возрасте до 6 мес. встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заболевания. Из хронических инфекций в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез.

Ранний возраст – до 3-х лет

· Постепенное замедление темпов прибавки массы и длины тела, увеличение мышечной массы;

· Бóльшая степень зрелости основных физиологических систем;

·  Совершенствование координации движений – от ходьбы до бега, лазанья и прыжков;

· Увеличение периодов бодрствования (с 1,5 лет дети спят днем около 3 ч, ночью 11ч.);

· Становление второй сигнальной системы (словарный запас к 2 годам достигает 300 слов, к 3 годам – 1500 слов – длинные фразы). До 3-х лет ребенок о себе может говорить от 3-го лица;

· Через игру и наблюдение за действиями взрослых идет обучение трудовым и бытовым навыком. В познании окружающего мира дети этого возраста используют всевозможные анализаторы, в т.ч. рецепторный анализатор ротовой полости – мелкие предметы берутся в рот, частая возможность аспирации и случайных отравлений;

· Четко проявляются индивидуальные черты характера.

· Период первого упрямства. Нередки истерики, проявления капризности, застенчивости, удивления;

· Формирование лимфоидной ткани носоглотки;

· ЧДД – 25-35 в мин, ЧСС – 100-120 в мин;

· Окончательное прорезывание молочных зубов. К 2 года дети имеют 20 молочных зубов.

· Формирование гигиенических навыков: мочеиспускание произвольное, стул 1-2 раза в день

 В связи с расширением контакта ребенка с другими детьми частыми становятся ОРВИ, ОКИ. На фоне физиологической гиперплазии лимфоидной ткани нередко развивается тонзиллит, аденоиды, лимфаденит.

  Дошкольный период – 3-7 лет

· Расширение контакта ребенка с окружающим миром

· Замедление нарастания массы тела

· Первое физиологическое вытяжение в длину

· Последовательная активация различных звеньев эндокринной системы. Ведущая роль в этот период принадлежит гормонам щитовидной железы (макс. активность выявлена в 5 лет) и соматотропному гормону

· В 5-6 лет – начало смены молочных зубов на постоянные

· Режим питания взрослого человека

· Быстрое нарастание объема внимания. Период формирования долговременной памяти

· Игры приобретают абстрактный характер

· Иммунная система достигает значительной степени зрелости

· Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности часто приводит к травмам. Травматизм в этом возрасте является одной из основных причин смертности

· Сохраняется заболеваемость ОРВИ, хотя их распространенность уменьшается.

Период школьного возраста.

Младший школьный возраст.

· Совершенствуются все системы организма.

· Завершена структурная дифференцировка тканей, происходит дальнейшее увеличение массы тела и внутренних органов.

· Появляется половой диморфизм физического развития: к 8,5 годам у девочек и к 9,5 годам у мальчиков отмечается снижение скорости роста – заканчивается «первое физиологическое вытяжение». После этого у девочек с 9-10 лет и с 11-12 лет у мальчиков начинается новое ускорение роста («второе физиологическое вытяжение»). Вначале вытяжение происходит за счет роста конечностей, а затем – вследствие роста туловища.

· Появляются половые различия (выраженный рост яичников, матки, предстательной железы и яичек, качественные изменения в их строении и функциях);

· Полная замена молочных зубов на постоянные;

· Заканчивается формирование нервной системы, кора головного мозга по строению сходна с таковой взрослого человека.

· Закрепляются и развиваются все познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, речь и мышление;

· Физиологические параметры дыхательной и ССС приближаются к таковым у взрослых;

· Основные проблемы, связанные с нарушением здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения (близорукость), кариес зубов, заболевания носоглотки, инфекционные и аллергические болезни, болезни сердца и ЖКТ;

· Сохраняется высоким уровень травматизма.

Старший школьный период (от 12 до 17-18 лет).

Старший школьный возраста или подростковый или период пубертата совпадает с половым созреванием.

· Наблюдается интенсивная половая дифференцировка. Наиболее часто уровень полового созревания оценивается по половой формуле, в которой отражается как различная степень развития вторичных половых признаков, так и наличие / отсутствие менархе или регулярных менструаций.

· Развитие вторичных половых признаков и становление функции половых органов характеризует уровень биологического развития организма в целом и отражает степень зрелости нейроэндокринных механизмов регуляции физиологических процессов.

· Повышение активности гипофизарно-гонадной и гипофизарно-надпочечниковой системы. Основными гипофизарными тропинами, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом возрасте, являются СТГ, АКТГ, ФСГ, ЛГ и ТТГ. Интенсивное нарастание массы и длины тела связано, прежде всего, с деятельностью СТГ, обеспечивающего пролиферацию хрящевой и костной ткани, развитию мышечной массы, а также росту внутренних органов.

· В подростковом возрасте может нарушаться пропорциональность в физическом развитии: длинные конечности, сутулость. Движения становятся угловатыми, неуклюжими; Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность;

· Значительное повышение мышечной силы и работоспособности;

· В период пубертата происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. сосудов, отставание роста аорты (физиологическая узость аорты).

· Характерно многообразие морфологических вариантов развития сердца, лабильность сердечного ритма, несовершенство нейровегетативного контроля.

· В этом периоде часто наблюдаются различные расстройства ССС и ВНС: «юношеское сердце», «митральная форма» сердца, «юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства – ВСД;

· Завершение формирования костной ткани.

· Широко распространены расстройства питания (тучность, ожирение, гипотрофия, трофологическая недостаточность), заболевания ЖКТ (хронический гастродуоденит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки).

· С началом полового созревания появляются нарушения репродуктивной системы (дисменорея, аменорея).

· Могут обостриться аллергические заболевания, туберкулез.

· Достигает совершенства терморегулирующая функция кожи.

· Усиливается функция сальных желез, легко появляются юношеские угри. Повышается функция потовых желез, секрет их принимает неприятный кислый запах, что требует особого внимания к гигиене тела

· Диспропорции в уровне и темпах психического развития.

· В этот период конкретное, образное мышление, характерное для детей, все больше уступает абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным. Эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения, быстрые переходы от экзальтации к субдепрессивным состояниям.

 

Заключение

Итак, основа общего ухода заключается в создании гигиенической обстановки и соответствующего режима, организации рационального питания, а также в четком выполнении врачебных предписаний, постоянном наблюдении за состоянием детей. Объем мероприятий по уходу зависит от состояния и возраста пациента. Уход за больным ребенком требует определенных знаний, навыков и заботливого отношения. Правильный уход за больным ребенком, помимо дачи лекарственных препаратов, включает мероприятия по личной гигиене, содержанию в чистоте помещения и постели, белья и одежды; правильное питание; предоставление доступных развлечений и игрушек; индивидуальный подход к каждому ребенку, ласковое, спокойное и терпеливое обращение с ним; точное выполнение отдельных процедур и назначений врача. Для организации правильного ухода за больным ребенком обязательно необходимо знание особенностей его развития в определенные периоды жизни.

Список литературы

1. Основы ухода за детьми: учеб. пособие / Н.С. Парамонова [и др.]; под ред. Н.С. Парамоновой. — Минск: Новое знание, 2015. — 279 с

2. Уход за больными (в педиатрии): учеб. пособие / В. А. Клименко, Г. С. Сивопляс-Романова, Ю. В. Карпушенко, О. С. Лупальцова. – Х.: ХНМУ, 2017. – 80 с.

3. Сестринский уход за больными: учеб.-метод. пособие / Л. А. Жданова, С. И. Мандров, Г. Н. Нуждина, И. Е. Бобошко, Л. К. Молькова, А. В. Шишова, Русова Т.В., Копышева Е.Н.:– Иваново: ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава Российской Федерации, 2018. – 192 с.

4. Сестринское дело в педиатрии: учеб.-метод. пособие для обучающихся по специальности 34.03.01 Сестринское дело / Р.А. Файзуллина, Е.А. Самороднова, М.А. Казакова.; под общ. ред. профессора Р.А. Файзуллиной. – Казань: КГМУ, 2019. –80 с

5. Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.075 с.)