Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На тему: «Психологический уровень надежности»
Студента: Токумбаева Николая Сергеевича Группы: УВД — 62 Курса: 3 Специальность: 25.02.05 «Управление движением воздушного транспорта Руководитель (подпись, фамилия, инициалы) Исполнитель (подпись, фамилия, инициалы) Допустить к защите (дата допуска) Заместитель директора филиала по УР (подпись, фамилия, инициалы) г. Хабаровск Г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАДЕЖНОСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ.......................................... 7 1.1 Сущность понятия «психологическая надёжность»................................ 7 1.2 Компоненты психологической надежности. Эффективность профессиональной деятельности.................................................................................................. 14 1.3 Психологический компонент надежности профессиональной деятельности авиадиспетчеров............................................................................................ 23 ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАДЕЖНОСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ..................................................................................... 32 2.1 Цель и задачи исследования................................................................... 32 2.2 Методика исследования.......................................................................... 33 2.3 Обработка и интерпретация результатов исследования....................... 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................................................................................. 54
ВВЕДЕНИЕ Темпы современного технического прогресса диктуют множество новых аспектов в различных сферах прикладной психологической науки. В частности, в постоянной динамике находятся представления в области осуществления специалистом профессиональной деятельности в системе «человек — машина». Это обуславливается тем, что функционал, цели и задачи современных технических средств (машин) непрерывно совершенствуются. Одновременно с упрощением способов взаимодействия человека-оператора и машины происходит и увеличение количества факторов, влияющих на работоспособность системы, ее надежность.
Подобные проблемы возникают, в частности, в работе авиадиспетчеров. Не смотря на вектор в сторону автоматизации, компьютеризации систем, управляемых авиадиспетчеров, человеческий фактор, надежность самого специалиста, его способность предотвратить неисправности системы или устранить их последствия не перестают в значительной степени влиять на эффективность работы в целом. Разработанность темы: Несмотря на значимость проблемы и обширную литературу, посвященную изучению проблем психической надежности в профессиональной деятельности, в области психологических исследований можно отметить методологическую неразработанность. Это проявляется уже в том, что существует множество терминов для обозначения разных аспектов надежности человека, употребление которых чаще всего не совпадает у различных авторов, что отражает неупорядоченность понятийного аппарата в данной области. Так, для обозначения самого предмета исследования — надёжности человека — употребляются следующие термины: «устойчивость», «психологическая устойчивость», «помехоустойчивость», «нервно-психологическая устойчивость», «психическая устойчивость», «эмоциональная устойчивость», «эмоционально-моторная устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «психическая готовность», «оперативная устойчивость», «надёжность», «надёжность труда», «надёжность работы», «надёжность действий», «надёжность деятельности», «надёжность человека», «надёжность оператора», «надёжность человека-оператора», «надёжность спортсмена», «надёжность машиниста», «надёжность лётчика», «надёжность комплексных систем человек-техника», «профессиональная надёжность», «функциональная надёжность», «стабильность», «сопротивляемость к стрессу», «стрессоустойчивость», «толерантность к стрессу», «устойчивость к стрессу», «боевая активность оператора». При этом в трудах большинства авторов отсутствует обоснование для использования именно этих терминов, а с содержательной точки зрения они часто оказываются идентичными. В основу настоящего исследования легли труды по авиационной психологии, методологии изучения специфики профессиональной деятельности авиадиспетчеров, проблематике особенностей надежности труда операторов и стрессовым ситуациям в работе диспетчера, однако следует отметить недостаток методик, позволяющих анализировать именно уровень психологической надежности авиадиспетчеров — наибольший интерес для авторов различных методик представляют спортсмены и сотрудники МЧС, что указывает на необходимость создания методики изучения личностных и профессиональных качеств авиадиспетчеров или адаптации схожих методик для данного профиля.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы вытекает из низкого уровня разработанности данной темы и новизны такого направления, как авиационная психология, в совокупности с высочайшим уровнем значимости эффективности работы авиадиспетчеров. Объектом данного исследования является психологический аспект осуществления профессиональной деятельности авиадиспетчеров. Предметом исследования выступают: психологическая надежность, как совокупность личностных и профессиональных качеств авиадиспетчера, способствующих эффективному осуществлению деятельности; факторы, влияющие на этот показатель; критерии и методы оценивания психологического уровня надежности авиадиспетчеров. Цель исследования заключается в выявлении критериев и методов оценивания психологического уровня надежности авиадиспетчеров. Поставленная цель достигается путем поэтапного выполнения следующих задач: 1. Раскрыть сущность понятия «психологическая надежность» в профессиональной деятельности человека; 2. Выделить компоненты психологической надежности в рамках профессиональной деятельности человека, условия эффективности ее осуществления и причины возникновения ошибок; 3. Изучить психологический аспект профессиональной деятельности авиадиспетчера; 4. Провести диагностическое исследование уровня развития компонентов психологической надежности авиадиспетчеров; 5. Интерпретировать полученные в рамках эмпирического исследования результаты и сформулировать выводы. В рамках данного исследования были использованы следующие методы: 1. Анализ результатов деятельности; 2. Критический анализ; 3. Статистический анализ; 4. Беседа; 5. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И Моросановой. Теоретическая значимость исследования заключается в сборе и систематизации знаний и представлений о сущности психологической надежности в рамках осуществления профессиональной деятельности авиадиспетчеров, влиянии этого показателя на эффективность труда и критериев оценивания уровня психологической надежности. Основная часть настоящей работы может также пролить свет на некоторые проблемные сферы авиационной психологии и послужить базой для дальнейших исследований в данном направлении. Практическая значимость выражается в результатах эмпирического исследования, которые могут быть использованы для подготовки, отбора и мониторинга авиадиспетчеров при осуществлении ими профессиональной деятельности, а также в целях повышения эффективности их труда и предотвращения ошибок, связанных с низким уровнем саморегуляции. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из теоретической и практической глав, заключение, список использованных источников и приложения. В первой (теоретической) главе раскрывается сущность понятия психологической надежности, его место в системе «человек — машина». В ней также описываются компоненты психологической надежности и взаимосвязь этого показателя с эффективностью труда, приводится описание основных ошибок и причин их возникновения. Далее все описанные ранее аспекты конкретизируются относительно работы авиадиспетчеров. Во второй (практической) главе формулируются цели, задачи, экспериментальная база, форма и порядок осуществления эмпирического исследования уровня развития компонентов психологической надежности авиадиспетчеров. Далее обосновывается выбор методики измерения и раскрывается процедура его проведения. В заключительном подразделе главы приводятся обработка и интерпретация результатов исследования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.009 с.) |