На тему: «Психологический уровень надежности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: «Психологический уровень надежности»



Студента: Токумбаева Николая Сергеевича

Группы: УВД — 62

Курса: 3

Специальность: 25.02.05 «Управление движением воздушного транспорта

Руководитель

                                                                        (подпись, фамилия, инициалы)

Исполнитель

                                                                        (подпись, фамилия, инициалы)

Допустить к защите

(дата допуска)

Заместитель директора филиала по УР

(подпись, фамилия, инициалы)

г. Хабаровск

Г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАДЕЖНОСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ.......................................... 7

1.1 Сущность понятия «психологическая надёжность»................................ 7

1.2 Компоненты психологической надежности. Эффективность профессиональной деятельности.................................................................................................. 14

1.3 Психологический компонент надежности профессиональной деятельности авиадиспетчеров............................................................................................ 23

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАДЕЖНОСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ..................................................................................... 32

2.1 Цель и задачи исследования................................................................... 32

2.2 Методика исследования.......................................................................... 33

2.3 Обработка и интерпретация результатов исследования....................... 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................................................................................. 54

 

ВВЕДЕНИЕ

Темпы современного технического прогресса диктуют множество новых аспектов в различных сферах прикладной психологической науки. В частности, в постоянной динамике находятся представления в области осуществления специалистом профессиональной деятельности в системе «человек — машина». Это обуславливается тем, что функционал, цели и задачи современных технических средств (машин) непрерывно совершенствуются.

Одновременно с упрощением способов взаимодействия человека-оператора и машины происходит и увеличение количества факторов, влияющих на работоспособность системы, ее надежность.

Подобные проблемы возникают, в частности, в работе авиадиспетчеров. Не смотря на вектор в сторону автоматизации, компьютеризации систем, управляемых авиадиспетчеров, человеческий фактор, надежность самого специалиста, его способность предотвратить неисправности системы или устранить их последствия не перестают в значительной степени влиять на эффективность работы в целом.

Разработанность темы: Несмотря на значимость проблемы и обширную литературу, посвященную изучению проблем психической надежности в профессиональной деятельности, в области психологических исследований можно отметить методологическую неразработанность. Это проявляется уже в том, что существует множество терминов для обозначения разных аспектов надежности человека, употребление которых чаще всего не совпадает у различных авторов, что отражает неупорядоченность понятийного аппарата в данной области.

Так, для обозначения самого предмета исследования — надёжности человека — употребляются следующие термины: «устойчивость», «психологическая устойчивость», «помехоустойчивость», «нервно-психологическая устойчивость», «психическая устойчивость», «эмоциональная устойчивость», «эмоционально-моторная устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «психическая готовность», «оперативная устойчивость», «надёжность», «надёжность труда», «надёжность работы», «надёжность действий», «надёжность деятельности», «надёжность человека», «надёжность оператора», «надёжность человека-оператора», «надёжность спортсмена», «надёжность машиниста», «надёжность лётчика», «надёжность комплексных систем человек-техника», «профессиональная надёжность», «функциональная надёжность», «стабильность», «сопротивляемость к стрессу», «стрессоустойчивость», «толерантность к стрессу», «устойчивость к стрессу», «боевая активность оператора». При этом в трудах большинства авторов отсутствует обоснование для использования именно этих терминов, а с содержательной точки зрения они часто оказываются идентичными.

В основу настоящего исследования легли труды по авиационной психологии, методологии изучения специфики профессиональной деятельности авиадиспетчеров, проблематике особенностей надежности труда операторов и стрессовым ситуациям в работе диспетчера, однако следует отметить недостаток методик, позволяющих анализировать именно уровень психологической надежности авиадиспетчеров — наибольший интерес для авторов различных методик представляют спортсмены и сотрудники МЧС, что указывает на необходимость создания методики изучения личностных и профессиональных качеств авиадиспетчеров или адаптации схожих методик для данного профиля.

Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы вытекает из низкого уровня разработанности данной темы и новизны такого направления, как авиационная психология, в совокупности с высочайшим уровнем значимости эффективности работы авиадиспетчеров.

Объектом данного исследования является психологический аспект осуществления профессиональной деятельности авиадиспетчеров.

Предметом исследования выступают: психологическая надежность, как совокупность личностных и профессиональных качеств авиадиспетчера, способствующих эффективному осуществлению деятельности; факторы, влияющие на этот показатель; критерии и методы оценивания психологического уровня надежности авиадиспетчеров.

Цель исследования заключается в выявлении критериев и методов оценивания психологического уровня надежности авиадиспетчеров.

Поставленная цель достигается путем поэтапного выполнения следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятия «психологическая надежность» в профессиональной деятельности человека;

2. Выделить компоненты психологической надежности в рамках профессиональной деятельности человека, условия эффективности ее осуществления и причины возникновения ошибок;

3. Изучить психологический аспект профессиональной деятельности авиадиспетчера;

4. Провести диагностическое исследование уровня развития компонентов психологической надежности авиадиспетчеров;

5. Интерпретировать полученные в рамках эмпирического исследования результаты и сформулировать выводы.

В рамках данного исследования были использованы следующие методы:

1. Анализ результатов деятельности;

2. Критический анализ;

3. Статистический анализ;

4. Беседа;

5. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И Моросановой.

Теоретическая значимость исследования заключается в сборе и систематизации знаний и представлений о сущности психологической надежности в рамках осуществления профессиональной деятельности авиадиспетчеров, влиянии этого показателя на эффективность труда и критериев оценивания уровня психологической надежности. Основная часть настоящей работы может также пролить свет на некоторые проблемные сферы авиационной психологии и послужить базой для дальнейших исследований в данном направлении.

Практическая значимость выражается в результатах эмпирического исследования, которые могут быть использованы для подготовки, отбора и мониторинга авиадиспетчеров при осуществлении ими профессиональной деятельности, а также в целях повышения эффективности их труда и предотвращения ошибок, связанных с низким уровнем саморегуляции.

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из теоретической и практической глав, заключение, список использованных источников и приложения.

В первой (теоретической) главе раскрывается сущность понятия психологической надежности, его место в системе «человек — машина». В ней также описываются компоненты психологической надежности и взаимосвязь этого показателя с эффективностью труда, приводится описание основных ошибок и причин их возникновения. Далее все описанные ранее аспекты конкретизируются относительно работы авиадиспетчеров.

Во второй (практической) главе формулируются цели, задачи, экспериментальная база, форма и порядок осуществления эмпирического исследования уровня развития компонентов психологической надежности авиадиспетчеров. Далее обосновывается выбор методики измерения и раскрывается процедура его проведения. В заключительном подразделе главы приводятся обработка и интерпретация результатов исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.009 с.)