Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими орд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими орд.



Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Сущность прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является составной частью прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, закрепленные в Конституции РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

· охрана и защита прав и свобод личности;

· обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

· обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности;

· предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Пункт 1 ст. 30 Закона о прокуратуре в отношении полномочий прокуроров в рассматриваемой сфере делает неопределенную отсылку к другим федеральным законам. Вместе с тем позиция Генпрокуратуры РФ и правоприменительная практика строятся, исходя из права прокурора применять как общие для всей надзорной функции полномочия, так и специфические полномочия, присущие только для надзора в этой сфере деятельности.

При использовании полномочий общего характера должна учитываться специфика надзора в рассматриваемой сфере. Например, одним из общих полномочий является право требовать от руководителей и других должностных лиц соответствующих органов представления необходимых документов, материалов и иных сведений (ст. 6 Закона о прокуратуре). Применительно к надзору за исполнением законов в ОРД имеются предусмотренные ст. 21 Закона об ОРД определенные ограничения, которые учитывают специфику такой деятельности. Согласно общим правилам теории права при конкуренции норм преимущество имеет специальная.

Право прокурора на доступ к документам и материалам органов, осуществляющих ОРД, может быть реализовано с учетом ограничений, предусмотренных ст. 21 Закона об ОРД, о чем будет сказано ниже.

Проверка исполнения законов в ОРД может проводиться с учетом отмеченных ограничений. Особенностью этого полномочия является то, что прокурор проводит такие проверки не только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, но и по другим основаниям, в частности с учетом уровня исполнения требований законов в ОРД.

Как отмечалось выше, требование к руководителям и другим должностным лицам соответствующих органов о представлении ими необходимых документов, материалов и иных сведений применительно к надзору за исполнением законов в ОРД имеет определенные ограничения, предусмотренные ст. 21 Закона об ОРД. К оперативно-служебным документам, которые должны представляться по требованию уполномоченных прокуроров, Закон об ОРД относит: дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, при наличии письменного согласия лиц, внедренных в организованные преступные группы, прокурору по его требованию должны быть предоставлены сведения о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе. В ситуации, когда имеются основания для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности, сведения о них должны быть предоставлены прокурору независимо от согласия этих лиц (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД).

Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Такая ситуация может возникнуть, например, когда проводится проверка правомерности использования специальных средств, повлекшего нанесение ущерба здоровью людей.

Право требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих оперативно-розыскных органов также может использоваться прокурором. Причем должностные лица таких органов обязаны приступить к выполнению такого требования незамедлительно (п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре).

Должностные лица и граждане могут быть вызваны прокурором для объяснений по поводу нарушений законов, однако он не может вызвать штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, либо лиц, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, при отсутствии их согласия (за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности).

Прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. Это полномочие вытекает не только из Закона о прокуратуре, но и из ч. 9 ст. 5 Закона об ОРД, которая обязывает прокурора, наряду с вышестоящим органом либо судьей, при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. В случае нарушения прав, свобод и законных интересов прокурор вправе разъяснять пострадавшим в связи с осуществлением ОРД порядок защиты нарушенных прав. Например, к прокурору может обратиться гражданин, сотрудничавший по контракту с органом, осуществляющим ОРД, которому в этом органе отказали включить определенный период времени в качестве основного рода занятий в трудовой стаж либо отказали в пенсионном обеспечении.

Закон о прокуратуре (п. 1 ст. 27) наделил прокурора таким важным полномочием, как принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда. Закон об ОРД в ч. 9 ст. 5 усиливает это полномочие, наделяя прокурора правом принимать такие меры в случаях нарушения прав и законных интересов юридических лиц.

Прокурор вправе требовать привлечения лиц, осуществляющих ОРД, к установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной).

В целях принятия мер к устранению нарушений закона прокурор выносит представление органу (должностному лицу), осуществляющему ОРД. В случае установления нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц в связи с принятием органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, правового акта (приказа, постановления), противоречащего закону, прокурор приносит протест или обращается в суд с заявлением.

Если при осуществлении ОРД нарушаются права и свободы человека и гражданина, защищаемые в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор обращается в суд.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор вправе предостеречь соответствующее должностное лицо (лиц) органа, осуществляющего ОРД, о недопустимости нарушения закона.

Прокурор правомочен возбудить дело об административном нарушении или незамедлительно передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган (должностному лицу), который полномочен рассматривать дела об административных правонарушениях. Вместе с тем следует отметить, что возбуждение дела об административном правонарушении в отношении тех, кто работает на негласной основе, конфиденциально, проблематично, поскольку сведения о них прокурор может получить лишь с их согласия.

При наличии предусмотренных законом оснований о совершении лицами, осуществляющими ОРД, деяния, за которое установлена уголовная ответственность, прокурор выносит мотивированное постановление и направляет материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий орган предварительного расследования.

Следует также принимать во внимание положения п. 9 приказа Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33, обязывающие прокурора совершать определенные действия (принимать решения) в случаях выявления нарушений законов.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

 

Тема №7. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

1. Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

2. Полномочия, формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

1. Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Данный надзор является одной из отраслей прокурорского надзора, которая наравне с другими отраслями строится на единых принципах прокурорского надзора. В этой отрасли прокурорского надзора осуществляются общие для всего прокурорского надзора функции, но имеются свои, специфические особенности в предмете надзора, формах и методах. К роме того, данная отрасль прокурорского надзора является неотъемлемой частью общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.

Предметом данной отрасли прокурорского надзора является:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания) и предварительного заключения (следственных изоляторах);

- законность нахождения лиц в исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- соблюдение установленных законодательством РФ порядка и условий содержания вышеуказанных лиц;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Деятельность прокуроров в этой отрасли надзора в пределах их компетенции распространяется на все исправительные учреждения уголовно

- исполнительной системы, в которых отбывают наказание в виде лишения свободы осужденные, и, которыми являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы. Кроме того, деятельность прокурора в данной отрасли прокурорского надзора распространяется:

- на арестные дома, в которых отбывают наказание осужденные по приговору суда к аресту;

- на уголовно-исполнительные инспекции, при отбывании осужденными наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении;

- на судебных приставов –исполнителей, при отбывании наказания в виде штрафа;

- на исправительные центры, при отбывании наказания в виде ограничения свободы или наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- на суд, вынесший приговор, должностное лицо или орган РФ, которые присвоили звание, классный чин или наградило государственной наградой, при исполнении наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Деятельность прокурора, при осуществлении данной отрасли прокурорского надзора, распространяется также и на дисциплинарные воинские части, в которых отбывают наказание военнослужащие, на гарнизонных гауптвахтах, при отбывании военнослужащими ареста, на командование воинских частей, при отбывании наказания в виде ограничения по военной службе либо при условном осуждении, лиц, к которым применена мера принудительного медицинского характера, и, которые содержатся в специализированных медицинских учреждениях.

При этом прокурору, осуществляющему прокурорский надзор, необходимо помнить, что правовое положение данных категорий лиц отличается от правового положения других граждан. Оно слагается из:

- обязанностей, прав и ответственности, регулируемых нормами конституционного, трудового, административного, семейного, уголовного и уголовно-процессуального права;

- специфических обязанностей, прав и ответственности, устанавливаемых нормами уголовно-исправительного права.

Правовое положение осужденных, правоотношения между осужденными и администрацией мест отбывания уголовного наказания определяют предмет прокурорского надзора в данной отрасли.

Важная задача прокурорского надзора в данной отрасли заключается в выявлении нарушений законов со стороны администрации учреждений уголовно - исправительной системы, должностных лиц, которые в соответствии с УИК РФ исполняют наказание. При этом прокурор должен обеспечить законность содержания в этих учреждениях только тех лиц, которые содержаться там, на законных основаниях, и в предусмотренном законом порядке, а также соблюдение соответствующей администрацией и должностными лицами установленных законом правил содержания определённых категорий лиц. К таким правилам относятся нормы, определяющие режим в местах лишения свободы, применения к заключённым предусмотренных законом мер поощрения и взыскания, права и законные интересы осужденных, материально-бытовое и медицинское обслуживание, порядок освобождения. В частности, речь идёт о том, чтобы прокурор надзирал за:

- законностью содержания осужденных в колониях того вида, который был определён приговором суда и обоснованностью перемещения осужденных из колонии в колонию того же режима или из одной тюрьмы в другую;

- законностью предоставления осужденным права передвижения без конвоя;

- законностью наказания осужденных и т. д.

К задачам прокурорского надзора относятся и выявление нарушений законности со стороны лиц, отбывающих наказание.

При осуществлении прокурорского надзора в данной отрасли, прокурору необходимо организовать работу таким образом, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нарушения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

2. Полномочия, формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Полномочия прокурора в этой отрасли во многом сходны с полномочиями в отрасли общего надзора.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе:

- посещать в любое время вышеуказанные органы и учреждения;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами;

- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации вышеуказанных органов и учреждений;

- требовать объяснения от должностных лиц;

- вносить протесты и представления;

- возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных;

- немедленно освобождать лиц, заключенных под стражу и осужденных своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Формы надзора прокурора в данной отрасли прокурорского надзора многообразны. Они могут быть подразделены на две группы:

1. Формы выявления нарушений закона;

2.Формы устранения и предупреждения нарушений закона.

К первой группе форм относятся:

- ознакомление с документами, на основе которых лица подверглись лишению свободы, предварительному заключению или задержанию;

- проверка соблюдения законности в местах лишения свободы;

- проверка соответствия законам приказов и распоряжений администрации мест лишения свободы, определяющих условия и режим содержания осужденных, обвиняемых и задержанных;

- посещение в любое время мест лишения свободы с беспрепятственным допуском во все помещения, ознакомление с деятельностью администрацией;

- приём и рассмотрение жалоб и заявлений осужденных, обвиняемы и подозреваемых;

- личный опрос прокурором осужденных, обвиняемых и подозреваемых;

- требование личных объяснений от представителей администрации мест лишения свободы по поводу нарушений законности.

Безусловно, основной формой прокурорского надзора в данной отрасли остаётся проверка соблюдения законности в местах лишения свободы и других местах отбывания наказания, предварительного заключения, задержания. При проведении проверки могут быть использованы и другие формы выявления нарушений. Сами же проверки могут быть как общие, которые охватывают весь объём, все стороны деятельности уголовно-исправительных учреждений, должностных лиц, связанных с отбыванием наказания осужденных, а также целевые проверки, которые охватывают лишь несколько вопросов, направлений работы уголовно-исправительных учреждений или должностных лиц, в которых отбывают наказание осужденные. Проверку необходимо организовать так, чтобы при меньшей затрате времени получить представление о состоянии в уголовно-исправительном учреждении, месте предварительного заключения, месте задержания. Для этого необходимо, чтобы проверка производилась регулярно и методически правильно. Так, в соответствии, с приказом Генерального прокурора от 5 августа 2003 г. N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах" (с изм. и доп. от 4 февраля 2004 г.) прокуроры должны ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах, а также не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний и содержание подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. При этом прокуроры должны систематически проверять соответствие действующему законодательству приказов, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частей, командирами воинских частей. Регулярно осуществлять проверки соблюдения требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.

Проверки по исполнению законов в уголовно-исполнительных инспекциях проводятся прокурорами ежеквартально.

Кроме всего проверки прокурорами должны быть тщательно спланированы, организационно обеспеченны. Объект проверки выбирается с учётом данных о состоянии законности на проверяемом объекте и с учётом сигналов о нарушении законности. Основные вопросы, подлежащие проверке, а также методы осуществления надзора различны в зависимости от того, в каком учреждении осуществляется проверка. При проведении общих проверок необходимо, прежде всего, проверить документы, на основании которых лицо подверглось уголовному наказанию, а также ознакомиться с материально-бытовым обеспечением и медицинским обслуживанием. Кроме того, необходимо проверить факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием, иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты.

Следующей формой выявления нарушений закона в данной отрасли прокурорского надзора является приём и рассмотрения жалоб и заявлений. Эта форма выявления нарушений закона представляет собой наиболее эффективную форму, в результате которой выявляются всевозможные нарушения законности, восстанавливаются нарушенные права и законные интересы осужденных, обвиняемых и подозреваемых, выявляются причины и условия, способствующие совершению преступления. Жалобы и заявления могут быть как письменные, так и устные. Они могут быть заявлены непосредственно при личном опросе осужденных, обвиняемых и подозреваемых, производимых прокурором в присутствии представителей администрации или наедине.

Ко второй группе форм прокурорского надзора относят:

- вынесение постановления о возбуждении ходатайства перед судом о освобождении из - под стражи лиц, в отношении которых истекли сроки содержания под стражей или незаконно содержащихся в карцерах, дисциплинарных и штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, гауптвахтах;

- обращение к администрации уголовно-исправительных учреждений, к должностным лицам с предложениям устранить выявленные нарушения установленных законом правил содержания;

- привлечение виновных в нарушении закона к ответственности, обеспечение возмещения осужденных, обвиняемым и подозреваемым причинённого материального ущерба;

- вынесение представлений по поводу выявленных право нарушений в компетентные органы.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

В местах лишения свободы прокуратура надзирает за установленным уголовно-исполнительным законодательством порядком и условиями содержания лиц в перечисленных выше учреждениях.

Если прокурором выносится протест на противоречащий закону акт администрации одного из вышеуказанных учреждений, то до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.055 с.)