Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности работы с учащимися. Имеющими нарушения речи
Дисграфия – стойкие специфические затруднения в овладении деятельностью письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего. Логопедическая работа включает в себя формирование произносительных навыков,развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи,по формированию произношения и обучению грамоте.Именно в эти занятия и были включены упражнения,направленные на развитие зрительно- пространственных представлений,зрительного анализа и синтеза,памяти,восприятия,внимания,мышления с целью предупреждения возникновения дислексии и дисграфии. С целью профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников на занятиях по произношению и обучению грамоте провожу работу по: 1.Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:а)развитие анализа предложения;б)развитие слогового анализа и синтеза;в)формирование фонематического анализа и синтеза; 2.Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:а)развитие зрительного восприятия и узнавания;б)уточнение и расширение объема зрительной памяти;в)формирование пространственного восприятия и представлений;г)развитие зрительного анализа и синтеза; 3.Развитию внимания, памяти,мышления. 4.Развитию понимания прочитанных слов, предложений, текста. Использование отдельных приемов коррекционной работы При изучении букв использую следующие игры и задания:а)«Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и тд. б)для определения правильно и неправильно написанных букв применяю следующие задания: называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями; называние букв, наложенных друг на друга.
Дописывание букв, обведение контура букв,выполненного пунктиром. в) реконструирование букв:а)добавление элементов;б)убавление элементов; г) изменение пространственного расположения элементов,например,из буквы т получить букву г; д)нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки). е)Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек; ё)письмо буквы в воздухе,пальцем на ладони, спине, колене; ж) никтография(изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели; На занятиях заучиваем с детьми стихи о буквах(С. Маршака, С Михалкова,) Для закрепления зрительных образов букв, буквы соотношу с каким – либо сходным по форме предметом: «о»,-с обручем, «з»- со змеей ит.д С первого периода обучения начинаю работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти использовались следующие игры и задания:1)«Запомни,назови».Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.2)«Найди картинки».В ряду картинок ребенок находит те, которые назвал логопед. 3)запоминание трех, пяти фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других(7-10.);4.раскладывание 3-4 картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись. С целью развития зрительного восприятия использую следующие задания и игры: а)называние контурных изображений предметов;б)распределение изображенных предметов по величине;в) дорисовывание незаконченных контуров кругов,треугольников;г)составление разрезанных на части картинок;д)нахождение различий в двух картинках. Формирование пространственного восприятия и представлений начинаю с работы по дифференциации правых и левых частей тела. Использую следующие виды заданий:а)показывание и называние руки, которой надо есть,писать,рисовать т. д.;б) показывание левой руки; в)показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой- левого глаза,уха, ноги. Формирование ориентировки в окружаемом пространстве начинаю с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком.
Проводится работа над определением пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Используются игры и задания: игра «Домик».Детям предлагается нарисованный домик, дается задание дополнить рисунок, например,справа от него нарисовать забор, а слева-дерево. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например,от елки и т. д Графический диктант. Задание: нарисовать точку, слева от нее–круг,- справа-треугольник, ниже точки крестик. Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа: а) «Угадай какой звук потерялся (по картинкам);б)узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам:..от,..оза,..ык,..орова; в) составить из букв следующих слов новые слова(ствол,картина); г)«Цепочка слов».От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом-мак кот.) д) придумать слово к графическим схемам;е)разложить картинки под графическими схемами. Закрепление операций слогового анализа и синтеза с использованием следующих заданий и игр: а) определить количество слогов в названных словах –поднять соответствующую цифру; б)игра «Домики»:дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов; в)определить пропущенный слог в названии картинок; г)определить слово или предложение,произнесенное по слогам. д) игра«Телеграф»:ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают что это за слово(по картинкам). Работа над предложением. Виды заданий: составить графическую схему предложения;придумать по графической схеме предложение; определить место слова в предложении (какое по счету);поднять карточку с цифрой,соответствующей количеству слов;составить из двух предложений одно. С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте использую следующие игры и задания: прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; объяснить значение прочитанного слова; задания:«придумай начало сказки», «Придумай конец сказки». Игры и упражнения направленные на развитие мышления и внимания:«4-й лишний»; «Назови одним словом», например: свекла, огурец, помидор-овощи; «Угадай по описанию»,например,игрушку. Разрезные картинки:«Угадай,что за предмет по части картинки». Раскладывание картинок по стопкам.Например: что мы едим, что одеваем, … Головоломки: «Куда спряталась кукла?»:отыскивание игрушки с помощью плана. «Собери бусы».Детям предлагается нанизать,раскрасить бусинки,различающиеся цветом или формой(3-10)элементов. «Телеграфист»:дети учились отстукивать ритм по образцу. «Подумай,назови».Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, и.т.д. Коррекция дисграфии. Цель коррекционно-педагогической работы: предупреждение и коррекция нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушением в развитии устной речи. Коррекция дисграфии проводилась по определенному плану, который учитывал механизм нарушений и их соответствие какой –либо форме дисграфии. Направления работы по преодолению нарушений письма:
1) развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза. 2) развитие грамматического строя речи; 3)развитие пространственно- временной ориентации; 4) расширение словарного запаса обогащение активного словаря; 5) формирование связной речи. 6)развитие процессов чтения и письма. Раздел 1.Звуко-буквенный и слоговой состав слова. -Звуки гласные. Буквы сходные по написанию. -Звуки согласные твёрдые -мягкие парные(1-й способ смягчения: гласные второго ряда) -Звуки согласные твёрдые – мягкие парные(2-й способ смягчения: буква ь) -Звуки согласные твёрдые –мягкие (непарные) -Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию Дети учились: -различать гласные и согласные звуки; -различать твёрдые мягкие согласные звуки; -различать акустически близкие звуки; -различать звонкие и глухие согласные; -обозначать смешиваемые звуки схематично; -производить фенетический разбор; - подбирать слова на заданный звук; - объяснять значения слов паронимов; -дифференцировать звуки на всех этапах в устной и письменной речи; -использовать гласные буквы и,я,е,ю,е, или ь для обозначения мягкости согласных на письме; -составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; -производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений; -ориентироваться во времени и пространстве; -сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах; - конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов; Раздел 2. Морфемный состав слова - Окончание. Основа. Корень. - Суффикс -Приставка -Проверяемый безударный гласный в корне слова -Проверяемый сомнительный парный согласный в корне слова -Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова Дети учились: -подбирать родственные слова; -выделять корень; -образовывать новые слова при помощи приставок; -образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; -разбирать слова по составу; -проверять безударный, непроизносимый согласный в корне слова; 3 Раздел Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Дети учились: -определять части речи; -согласовывать прилагательное с существительным, глагол с существительным, числительное с существительным; -работать с деформированными предложениями; -составлять распространенное предложение; -правильно употреблять предлоги в речи; -составлять текст по опорным словам; -составлять текст описание, повествование, рассуждение; Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма провожу на уровне: звука, буквы; слога; слова; словосочетания; предложения; текста.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.017 с.) |