Особенности работы с учащимися. Имеющими нарушения речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности работы с учащимися. Имеющими нарушения речи



Дисграфия – стойкие специфические затруднения в овладении деятельностью письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего.

Логопедическая работа включает в себя формирование произносительных навыков,развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи,по формированию произношения и обучению грамоте.Именно в эти занятия и были включены упражнения,направленные на развитие зрительно- пространственных представлений,зрительного анализа и синтеза,памяти,восприятия,внимания,мышления с целью предупреждения возникновения дислексии и дисграфии.

С целью профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников на занятиях по произношению и обучению грамоте провожу работу по:

1.Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:а)развитие анализа предложения;б)развитие слогового анализа и синтеза;в)формирование фонематического анализа и синтеза;

2.Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:а)развитие зрительного восприятия и узнавания;б)уточнение и расширение объема зрительной памяти;в)формирование пространственного восприятия и представлений;г)развитие зрительного анализа и синтеза;

3.Развитию внимания, памяти,мышления.

4.Развитию понимания прочитанных слов, предложений, текста.

Использование отдельных приемов коррекционной работы

При изучении букв использую следующие игры и задания:а)«Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и тд.

б)для определения правильно и неправильно написанных букв применяю следующие задания: называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями; называние букв, наложенных друг на друга.

Дописывание букв, обведение контура букв,выполненного пунктиром.

в) реконструирование букв:а)добавление элементов;б)убавление элементов;

г) изменение пространственного расположения элементов,например,из буквы т получить букву г;

д)нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

е)Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек;

ё)письмо буквы в воздухе,пальцем на ладони, спине, колене;

ж) никтография(изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели;

На занятиях заучиваем с детьми стихи о буквах(С. Маршака, С Михалкова,)

Для закрепления зрительных образов букв, буквы соотношу с каким – либо сходным по форме предметом: «о»,-с обручем, «з»- со змеей ит.д

С первого периода обучения начинаю работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти использовались следующие игры и задания:1)«Запомни,назови».Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.2)«Найди картинки».В ряду картинок ребенок находит те, которые назвал логопед. 3)запоминание трех, пяти фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других(7-10.);4.раскладывание 3-4 картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

С целью развития зрительного восприятия использую следующие задания и игры: а)называние контурных изображений предметов;б)распределение изображенных предметов по величине;в) дорисовывание незаконченных контуров кругов,треугольников;г)составление разрезанных на части картинок;д)нахождение различий в двух картинках.

Формирование пространственного восприятия и представлений начинаю с работы по дифференциации правых и левых частей тела.

Использую следующие виды заданий:а)показывание и называние руки, которой надо есть,писать,рисовать т. д.;б) показывание левой руки; в)показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой- левого глаза,уха, ноги.

Формирование ориентировки в окружаемом пространстве начинаю с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком.

Проводится работа над определением пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Используются игры и задания: игра «Домик».Детям предлагается нарисованный домик, дается задание дополнить рисунок, например,справа от него нарисовать забор, а слева-дерево. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например,от елки и т. д

Графический диктант. Задание: нарисовать точку, слева от нее–круг,- справа-треугольник, ниже точки крестик.

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа: а) «Угадай какой звук потерялся (по картинкам);б)узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам:..от,..оза,..ык,..орова; в) составить из букв следующих слов новые слова(ствол,картина); г)«Цепочка слов».От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом-мак кот.) д) придумать слово к графическим схемам;е)разложить картинки под графическими схемами.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза с использованием следующих заданий и игр: а) определить количество слогов в названных словах –поднять соответствующую цифру; б)игра «Домики»:дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов; в)определить пропущенный слог в названии картинок; г)определить слово или предложение,произнесенное по слогам. д) игра«Телеграф»:ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают что это за слово(по картинкам).

Работа над предложением.

Виды заданий: составить графическую схему предложения;придумать по графической схеме предложение; определить место слова в предложении (какое по счету);поднять карточку с цифрой,соответствующей количеству слов;составить из двух предложений одно.

С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте использую следующие игры и задания: прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; объяснить значение прочитанного слова; задания:«придумай начало сказки», «Придумай конец сказки».

Игры и упражнения направленные на развитие мышления и внимания:«4-й лишний»;

«Назови одним словом», например: свекла, огурец, помидор-овощи; «Угадай по описанию»,например,игрушку.

Разрезные картинки:«Угадай,что за предмет по части картинки».

Раскладывание картинок по стопкам.Например: что мы едим, что одеваем, …

Головоломки:

«Куда спряталась кукла?»:отыскивание игрушки с помощью плана.

«Собери бусы».Детям предлагается нанизать,раскрасить бусинки,различающиеся цветом или формой(3-10)элементов.

«Телеграфист»:дети учились отстукивать ритм по образцу.

«Подумай,назови».Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, и.т.д.

Коррекция дисграфии.

Цель коррекционно-педагогической работы: предупреждение и коррекция нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушением в развитии устной речи.

Коррекция дисграфии проводилась по определенному плану, который учитывал механизм нарушений и их соответствие какой –либо форме дисграфии.

Направления работы по преодолению нарушений письма:

1) развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза.

2) развитие грамматического строя речи;

3)развитие пространственно- временной ориентации;

4) расширение словарного запаса обогащение активного словаря;

5) формирование связной речи.

6)развитие процессов чтения и письма.

Раздел 1.Звуко-буквенный и слоговой состав слова.

-Звуки гласные. Буквы сходные по написанию.

-Звуки согласные твёрдые -мягкие парные(1-й способ смягчения: гласные второго ряда)

-Звуки согласные твёрдые – мягкие парные(2-й способ смягчения: буква ь)

-Звуки согласные твёрдые –мягкие (непарные)

-Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию

Дети учились:

-различать гласные и согласные звуки;

-различать твёрдые мягкие согласные звуки;

-различать акустически близкие звуки;

-различать звонкие и глухие согласные;

-обозначать смешиваемые звуки схематично;

-производить фенетический разбор;

- подбирать слова на заданный звук;

- объяснять значения слов паронимов;

-дифференцировать звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

-использовать гласные буквы и,я,е,ю,е, или ь для обозначения мягкости согласных на письме;

-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

-производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

-ориентироваться во времени и пространстве;

-сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

- конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

Раздел 2. Морфемный состав слова

- Окончание. Основа. Корень.

- Суффикс

-Приставка

-Проверяемый безударный гласный в корне слова

-Проверяемый сомнительный парный согласный в корне слова

-Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Дети учились:

-подбирать родственные слова;

-выделять корень;

-образовывать новые слова при помощи приставок;

-образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

-разбирать слова по составу;

-проверять безударный, непроизносимый согласный в корне слова;

3 Раздел

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Дети учились:

-определять части речи;

-согласовывать прилагательное с существительным, глагол с существительным, числительное с существительным;

-работать с деформированными предложениями;

-составлять распространенное предложение;

-правильно употреблять предлоги в речи;

-составлять текст по опорным словам;

-составлять текст описание, повествование, рассуждение;

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма провожу на уровне: звука, буквы; слога; слова; словосочетания; предложения; текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.017 с.)