Тема: искусство России первой половины XVIII века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: искусство России первой половины XVIII века.



Класс

Тема: Искусство России первой половины XVIII века.

Начало XVIII в. для России ознаменовалось сломом привычного образа жизни, поворотом в сторону подражания западным культурным образцам, охватившим в первую очередь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с начала XVIII в. становится светским. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота.

Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера. В Россию приходят из Европы несколько художественных стилей — барокко и рококо, классицизм, просветительский реализм. Тем самым художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими, только народное искусство сохраняет верность традиционным образцам и приемам деятельности.
Ведущим художественным стилем первой половины XVIII в. в России становится барокко — стиль абсолютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодержавия. Русское барокко отличалось от западноевропейского позитивным началом. Главное в русском барокко — строительство дворцов новой столицы России — Петербурга.

А) Искусство портрета – значительное явление в русском искусстве начала века.

Работа с натуры – новая черта русской живописи.

Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА

Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.

Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.

Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.

Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.

Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей

 Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.

Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.

Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.

Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

 

Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. 1720-е

·

 

 

Памятник Петру I у Михайловского замка


Б) Бурное развитие градостроительного искусства и архитектуры вместе с гравюрой.

Происходит приобщение к общим закономерностям античной, ренессансной, барочной и зародившейся во Франции архитектуры классицизма. Простота и деловитость архитектуры, формируется новый идеал города – регулярно и рационально спланированного единого архитектурного ансамбля. Архитекторы отказываются от радиально-кольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, главных проспектов, сходящихся в одной точке, образующих «трезубец». Появляются новые типы зданий в русской архитектуре (административного, промышленного, учебного, научного назначения). Вводятся государством «образцовые проекты» для массового строительства. Зодчие используют высотные сооружения, увенчанные шпилями. Ордер – как важнейший атрибут архитектуры нового времени. Роль в развитии русской архитектуры начала века играли иностранные архитекторы и трое русских зодчих – М.Г.Земцов, И.К.Коробов, П.М.Еропкин. Связь классицистической линии в искусстве с деятельностью видного французского архитектора и инженера Жан-Батиста Леблона (1679-1719) и уроженца итальянской Швейцарии архитектора Доменико Трезини (ок. 1670-1734).

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ 1716 - 1717 ГОДОВ

В течение 1716 - 1717 гг. разработкой генпланов застройки и развития Санкт-Петербурга занимались два именитых архитектора - Доменико Трезини и Жан-Батист Александр Леблон.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ТРЕЗИНИ

По проекту Трезини центр столицы предполагалось разместить на Васильевском острове с целью обратить фасад города к Балтике, приблизив его таким образом к Европе. На острове главный архитектор Петербурга предлагал расположить управленческий и торговый центр города, окруженный бастионами.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ЛЕБЛОНА

В 1716 году из Франции в новую столицу России приехал королевский архитектор Леблон, на которого у Петра были большие надежды. Став новым главным архитектором Петербурга, Леблон получает поручение царя спроектировать еще один генплан, чтобы Петр смог из двух вариантов выбрать наиболее подходящий или объединить наиболее удачные проектные решения, предложенные обоими архитекторами. 

Петропавловская крепость

В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек — зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.

Наиболее примечательной частью собора является колокольня, устремленная вверх и увенчанная высоким шпилем. На то время именно она являлась доминантой в ансамбле строящегося города и длительное время была самой высокой точкой на берегах Невы — до самого 2012 года.

2

Здание Двенадцати коллегий

В 1733 году Трезини построил еще одно легендарное здание, назначение которого — государственная служба. В здании Двенадцати коллегий, все части которого оформлены как отдельный дом, в течение ста лет работали коллежские чиновники.

По одной из легенд, при императоре Павле I чиновников, которые не успевали выполнить дневной план работ, отказывались перевозить на другой берег Невы, поэтому им приходилось ночевать прямо на работе (вот бы и сейчас так!). После замены коллегий на министерства здание передали Педагогическому институту. С 1835 года и по сегодня в нем работает Санкт-Петербургский государственный университет.

3

Летний дворец Петра I

Еще одно здание легендарного архитектора, над которым он трудился 4 года (с 1710-го по 1714-й), сохранившееся до сегодняшних дней. Летняя резиденция Петра достаточно скромная как для тех времен и состоит из 14 комнат и двух кухонь.

Фото: rutravel.net

Барельефы, которыми украшен фасад, выполнены не Трезини, а его коллегой — немецким архитектором Шлютером, который в глине воплотил события Северной войны. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею.

Адрес: Набережная Кутузова, 2, Летний сад.

4

Зимний дворец Екатерины II

Дворцы руководителей были слабостью талантливого и трудолюбивого швейцарца. Еще одно его творение — зимний дворец Екатерины — считалось утраченным, поскольку именно на этом месте другой архитектор, Джакомо Кваренги, построил Эрмитажный театр. Но в конце прошлого века археологи во время раскопок нашли несколько сохранившихся помещений Трезини. В их числе 12 комнат, в которых предположительно располагались покои Екатерины.

Адрес: Дворцовая набережная, 32, здание Эрмитажного театра.

5

Дом Трезини

Дом самого архитектора был задуман как показательный проект. Наряду с его эстетической составляющей в стиле петровского барокко, здание должно было стать и воплощением комфорта жизни, поскольку здесь он не только обитал, но и давал первые уроки архитектуры будущим зодчим.

Сооружение возводили в размеренном темпе: в 1723 году был заложен фундамент, а закончили дом только в конце 20-х годов.

С течением времени дом архитектора несколько раз перестраивался, а в 2005-м провели его масштабную реконструкцию. С 2013 года в здании располагается пятизвездочный отель «Дворец Трезини», предлагающий гостям размещение в 21 номере класса люкс. Каждый номер отеля — это эксклюзивный дизайн, антикварная мебель, мрамор и роскошь эпохи Петра I.

Шикарная обстановка всех апартаментов была произведена по уникальным дизайн-проектам итальянских художников, а многие из деталей интерьера кропотливо создавались вручную. Помимо этого, каждый номер пятизвездочного отеля эксклюзивен, поэтому гости могут выбрать апартаменты по своему вкусу и предпочтениям.

В отеле работает ресторан, названный именем жены известного архитектора — «Мария Карлотта», который предлагает гостям изысканные блюда европейской и русской кухни, а в баре посетители могут выбрать эксклюзивные напитки из обширной коктейльной карты и вина. Обслуживание номеров круглосуточное. В котором бы часу вы ни вернулись с прогулки по прекрасному Петербургу — ужин в номер заказать не будет проблемой.

Отель «Дворец Трезини» — отличный выбор для проживания гостей, которые ценят пятизвездочную роскошь в сочетании с близостью культурных памятников Северной столицы. Теперь у вас есть возможность жить в исторически ценном здании в самом сердце Петербурга!

Адрес: Университетская набережная, 21.

6

Александро-Невская лавра

Первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы — тоже дело рук Трезини. Учитывая пограничное положение будущей святыни, Доменико спроектировал и ее возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская.

Работа лавры — это подготовка нескольких поколений архиереев. Многие епископы Русской церкви в то или иное время служили в монастыре в XVII-XIX веках.

Адрес: Набережная реки Монастырки, 1.

7

Главная придворная аптека

Первая аптека изначально располагалась в Петропавловской крепости, однако в 20-х годах XVIII века ей было выделено новое место. Архитектором здания стал Трезини, а его детище было возведено на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка. В 1789 году сооружение было перестроено Кваренги.

Адрес: ул. Миллионная, 4.

 

Задание: 1. Записать краткий конспект о реформах Петра I;

             2. Перечислить основные черты русского искусства первой поло-

                 вины XVIII века;

             3. Записать название произведений и имена авторов.

      Эта тема рассчитана на 2 урока. Это первая часть.

Для того, чтобы посмотреть фото в увеличенном размере, нажимаете на картинку, затем нажимаете справа на мышку и выбираете «открыть ссылку»

Класс

Тема: Искусство России первой половины XVIII века.

Начало XVIII в. для России ознаменовалось сломом привычного образа жизни, поворотом в сторону подражания западным культурным образцам, охватившим в первую очередь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с начала XVIII в. становится светским. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота.

Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера. В Россию приходят из Европы несколько художественных стилей — барокко и рококо, классицизм, просветительский реализм. Тем самым художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими, только народное искусство сохраняет верность традиционным образцам и приемам деятельности.
Ведущим художественным стилем первой половины XVIII в. в России становится барокко — стиль абсолютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодержавия. Русское барокко отличалось от западноевропейского позитивным началом. Главное в русском барокко — строительство дворцов новой столицы России — Петербурга.

А) Искусство портрета – значительное явление в русском искусстве начала века.

Работа с натуры – новая черта русской живописи.

Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА

Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.

Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.

Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.

Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.

Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей

 Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.

Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.

Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.

Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.031 с.)