Тема: «глагол. Повторение изученного в 5 классе». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «глагол. Повторение изученного в 5 классе».



Тема: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе».

Цели урока:

Обучающие: 1) усвоить грамматические признаки глагола;

2) усвоить опознавательные признаки орфограмм по данной теме.

Развивающие: 1) формировать умение выявлять морфологические признаки глагола;

2) развитие опыта обобщения;

3) формировать умение по конструированию текстов, умение работать с деформированными текстами;

Воспитывающие: 1) развитие коммуникативного опыта в условиях группового взаимодействия;

2) обретение опыта взаимодействия в парах;

3) формирование познавательной активности;

4) обретение опыта оценки своей деятельности и взаимооценки.

 

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с заданиями, разноцветные сердечки.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

При входе в кабинет учащиеся выбирают геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и занимают место за соответствующим столом. (4группы по 6 человек).

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать в этот каникулярный день на уроке русского языка. У нас сегодня много гостей. Посмотрите, пожалуйста, на них, поприветствуйте. Я, надеюсь, что их присутствие не повлияет на вашу работоспособность.

II. Эмоциональный настрой учащихся.

- Давайте выясним, с каким настроением вы пришли на урок. У каждого из вас есть сигнальная карточка с красным и зелёным цветом. Красный цвет – отрицательный эмоциональный настрой, зелёный – положительный. (Учащиеся поднимают карточку с красным или зелёным цветом вверх.)

III. Определение темы и целей урока.

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. В этом вам поможет стихотворение-подсказка.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает.

Что им делать? Что им сделать?

Говорит.

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про…(глагол).

(Учащиеся записывают в тетради число, классная работа, тему).

IV. Работа в группах.

1. -На столах у вас карточки. Карточка №1. Выполните задание.

Группа №1. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Все глаголы стоят в форме единственного числа. Ве…т, стел…шь, бор…тся, помога…т, срыва…т, руб…т, кле…т.

Группа №2. Слитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки. (Не) был, (не) навидеть, (не) хотел, (не) бросит, (не) увидишь, (не) домогать, (не) жила.

Группа №3. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффикс прошедшего времени. Раста…л снег, постро…ли дом, ла…ли собаки, усил…лся ветер, подкле…л тетрадь, ненавид…л врага, наде…лись на удачу.

Группа №4. –ТСЯ или –ТЬСЯ? Вставьте, где необходимо, Ь. Носят…ся по берегу, вертит…ся колесо, шепчут…ся друг с другом, нужно настроит…ся на работу, надо держат…ся за перила, двигат…ся по улице, борот…ся с огнём.

(Учащиеся выполняют задание, затем обмениваются карточками с соседом и выполняют взаимопроверку по ключам и оценивают одноклассников. Выясняем результаты. Карточки собирает учитель. Если кто-то получил «2», то сразу же получает карточку с этой же орфограммой для домашнего выполнения.)

2. – Обсудите в группе правило на вашу тему, а затем представитель каждой команды должен проговорить правило всему классу.

VI. Игра «Рассели жильцов в домики». Карточка №2.

Вам необходимо расселить жильцов по квартирам: 1 группа – глаголы I спряжения, 2 группа – глаголы II спряжения, 3 группа – глаголы с буквой И в корне, 4 группа - глаголы с буквой Е в корне. Учитывается время выполнения и правильность.

Слова для 1, 2 группы: С тро..шь, ве..шь, стел..шь, руб..шь, бор..шься, кле..шь, помога..шь, слыш..шь, бре..шь, замет..шь, срыва..шь, держ..шь.

Слова для 3, 4 группы: Разб..рать, расст..лить, зам..реть, бл..стать, раст..реть, разб..ру, расст..лать, зам..рать, выт..рать, отд..рать, отд..ру, бл..снуть.

Обсуждаем правильность выполненного задания, определяем самую быструю команду. При неправильном выполнении останавливаемся на этом слове.

VII. Физкультминутка.

Встаньте.

По швам руки опустите,

Плечи вверх приподнимите,

Корпус влево наклоните,

Затем вправо прогните,

Головой помотайте и покивайте,

Повздыхайте.

Отдохнув немного дружно,

На свои места сесть нужно.

-Молодцы, вы хорошо, слаженно умеете работать в команде. А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

VIII. Самостоятельная работа. Дифференцированные задания. Карточка №3.

- У каждого из вас карточка с 3-мя заданиями. Выполните 1 из заданий, но учтите, что задание А – лёгкий уровень, задание В – продвинутый уровень (посложнее), задание С – творческий уровень. Посмотрите, подумайте, определитесь с уровнем.

Задание А. Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания. Укажите спряжение этих глаголов.

1. Пилой пилят, а ножом …

2. Красками красят, а белилами …

3. Дом строят, а колодец …

4. Глазами смотрит, а ушами…

5. Лёд на реке колют, а траву на лугу …

Задание В. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Ошибки исправляем в тексте.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Задание С. Придумайте и запишите стихотворение по глаголам-исключениям 2 спряжения.

Карточка №4

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите фразу:

На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…

 

- А сейчас прошу вас поставить отметку за урок своей группе при помощи сердечек:

5” - красное сердечко,

4” - зелёное сердечко,

3” - жёлтое сердечко.

Х. Домашнее задание. (Учащиеся выбирают одно задание)

1) упр.712;

2) составить кроссворд по теме «Глагол»;

3) сочинить грамматическую сказку о глаголе.

- Спасибо за урок. Молодцы!

Приложение

Карточка №1

Группа №1. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Все глаголы стоят в форме единственного числа. Ве…т, стел…шь, бор…тся, помога…т, срыва…т, руб…т, кле…т.

Группа №2. Слитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки. (Не) был, (не) навидеть, (не) хотел, (не) бросит, (не) увидишь, (не) домогать, (не) жила.

Группа №3. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффикс прошедшего времени. Раста…л снег, постро…ли дом, ла…ли собаки, усил…лся ветер, подкле…л тетрадь, ненавид…л врага, наде…лись на удачу.

Группа №4. –ТСЯ или –ТЬСЯ? Вставьте, где необходимо, Ь. Носят…ся по берегу, вертит…ся колесо, шепчут…ся друг с другом, нужно настроит…ся на работу, надо держат…ся за перила, двигат…ся по улице, борот…ся с огнём.

Карточка №2

Вам необходимо расселить жильцов по квартирам: 1 группа – глаголы I спряжения

Слова для 1, 2 группы: С тро..шь, ве..шь, стел..шь, руб..шь, бор..шься, кле..шь, помога..шь, слыш..шь, бре..шь, замет..шь, срыва..шь, держ..шь.

Слова для 3, 4 группы: Разб..рать, расст..лить, зам..реть, бл..стать, раст..реть, разб..ру, расст..лать, зам..рать, выт..рать, отд..рать, отд..ру, бл..снуть.

Карточка №3

Задание А. Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания. Укажите спряжение этих глаголов.

1.Пилой пилят, а ножом …

2.Красками красят, а белилами …

3.Дом строят, а колодец …

4.Глазами смотрит, а ушами…

5.Лёд на реке колют, а траву на лугу …

Задание В. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Запишите исправленный вариант.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Задание С. Придумайте и запишите стихотворение по глаголам-исключениям 2 спряжения.

Карточка №4

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите фразу:

Открытый урок в 6 классе

«Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»»

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи,

формировать умения распознавать морфологические признаки глагола,

употреблять их в устной и письменной речи, формировать умение

применять знание орфограмм на практике.

 

Планируемые результаты:

- предметные: умение находить глагол в тексте, определять его морфологические признаки (вид, спряжение, время, число, лицо, род); умение применять орфографические правила на практике (правописание «Тся» и «Ться» в глаголах», «Безударные окончания в окончаниях глаголов I и II спряжения», «Мягкий знак после шипящих во 2-м л., ед.ч.»)

- метапредметные:

1) коммуникативные: умение вести диалог, строить монологическую речь, строить развернутые высказывания;

2) регулятивные: умение ставить цель, умение обобщать; слушать друг друга, работать в коллективе, в паре; умение управлять своим поведением, умение осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний;

3) познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявленные в ходе анализируемых глаголов.

4) личностные: воспитание уважительного, бережного отношения к русскому языку, к русской культуре; воспитание толерантности, воспитание любви к природе.

 

Тип урока: урок повторения знаний.

 

Оборудование: меловая доска, мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Русский язык. 5 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская).

 

 

Ход урока:

I.Организационный момент (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок буду вести я, Анастасия Игоревна.

 

Установка.

Привели голову в порядок (погладили, причесали себя пальчиками).

 

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

 

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи.

Прошу садиться.

 

 

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.)

 

- Помогите, пожалуйста, мне отгадать загадку (слайд 1)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело привлекает.

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго он затем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтобы знали про… (про что?)

 

- Верно! Это Глагол! А как вы догадались?

Вы молодцы! Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить.

Сегодня мы повторим знания по теме «Глагол».

- Откроем тетради и запишем число и тему урока «Повторение изученного по теме «Глагол»». (слайд 2)

 

Задание№1. Выполните синтаксический разбор предложения.

Светлой змейкой ручейки вьются, пенятся, журчат. (Повест, невосклиц, простое, распр.,осложн. Однр.членами)

 

-Найдите глаголы.

-Докажите, что это глаголы.

-Сделайте синтаксический разбор предложения.

(вызвать к доске одного человека)

 

Задание № 2. (слайд 4)

А вот в этом задании найдите глаголы и определите их вид.

(К доске выходят трое учеников, работают по карточкам)

 

1. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

2. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

3. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

 

- Кто отгадал загадки?

- А как мы с вами можем определить вид глагола?

 

Задание № 3 (слайд 5)

Задание № 4 (слайд 6)

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо и число глаголов. (Один ученик делает задание у доски)

 

Дело мастера боит(?)ся (3 л, мн ч).

Любишь катат(?)ся (2 л., ед. ч.), люби (2 л., ед. ч.) и саночки возить.

Имя человека трудом славит(?)ся (3 л., мн. ч).

 

- Объясните пропущенные буквы. Какое правило мы вспомнили?

(В глаголах неопределенной формы пишется ь знак, у глаголов 3 лица мн.ч. мягкий знак не пишется)

-Кто скажет, а как пишется не с глаголами?

Физкультминутка.

Ненавидел, не смотрел, нездоровится, негодовал, не увидел, не читают, не спросят, недоумевал, недолюбливал, не умею, не знали, не поедешь, не хотел, не принес, не любить, не улыбнулся.

 

- А что можно определить по неопределенной форме глагола? (спряжение)(Неопределенная форма не показывает ни времени, ни числа, ни времени, ни рода)

- Скажите, а какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко второму спряжению?

(слайд 7)

- Прочитаем правило на стр. учебника 101.

 

Если личное окончание глагола безударное, спряжение определяется по неопределённой форме глагола.

-ое спряжение

1-ое спряжение

1. Все на -ить (кроме брить, стелить);

2. 7 на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

3. 4 на -ать: гнать, дышать, держать, слышать

Все остальные глаголы + брить, стелить

 

 

Задание № 5. (слайд 8)

Задание № 6. (слайд 9) Работа с текстом.

Утро только наступа..т. Ве..т утренней прохладой. Первые лучи солнца пробиваются сквозь густые верхушки деревьев.

Бредешь по заречному лугу и вид..шь много цветов в высокой зеленой траве. От легкого ветерка качаются их нарядные головки в желтых колпачках. На резных листочках серебром лежат капельки росы. Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется.

Небо над головой синее и радостное. Глядишь и не можешь глаз оторвать. Дыш..тся легко. Воздух душистый и свежий.

 

- Озаглавьте текст.

- Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

– Найдите в тексте глаголы совершенного вида, разберите их по составу. (сорвешь, поднесешь, выпьешь)
– Выпишите из текста два глагола 1-го и 2-го спряжения. (наступает, дишится)

 

Итог урока

Подводя итог урока, учащиеся отвечают на вопрос:

– Какие орфографические навыки повторяли на уроке?

(правописание тся и ться, правописание личных окончаний глагола, правописание ь знака после шипящих у глаголов 2 лица ед.ч)

 

Рефлексия. (3 мин)

Вы сегодня очень хорошо поработали, думаю, для каждого из вас урок оказался полезен.

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

- Было ли тебе интересно?

- Ты сумел показать свои знания?

- С удовольствием ли будешь продолжать работу по данной теме?

 

- Вы активно отвечали, принимали участие в ходе обсуждений на уроке. Все молодцы. За работу на уроке отметку «5» получают…, отметку «4»…..

 

 

Игра "Ремонт" (дополнительное задание)

- Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок. (Что это за время?)

 

 

Лист успеха

Фамилия и имя ученика(цы) 6  класса____________________________________

 

Критерии Да + Нет -
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом  
Я умею определять вид глагола  
Я могу определять время глагола  
Я умею определять спряжение глагола  
Я знаю слова-исключения  

 

 

Комментирование и выставление оценок.

 

Тема: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе».

Цели урока:

Обучающие: 1) усвоить грамматические признаки глагола;

2) усвоить опознавательные признаки орфограмм по данной теме.

Развивающие: 1) формировать умение выявлять морфологические признаки глагола;

2) развитие опыта обобщения;

3) формировать умение по конструированию текстов, умение работать с деформированными текстами;

Воспитывающие: 1) развитие коммуникативного опыта в условиях группового взаимодействия;

2) обретение опыта взаимодействия в парах;

3) формирование познавательной активности;

4) обретение опыта оценки своей деятельности и взаимооценки.

 

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с заданиями, разноцветные сердечки.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.102 с.)