Упражнения на поддержание и восстановление работоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на поддержание и восстановление работоспособности



В результате проведения этих упражнений происходят изменения:

1) в состоянии группы: повышается сплоченность, улуч­шается, выравнивается эмоциональное состояние, преодо­левается или снижается возникшая по тем или иным причи­нам напряженность;

2) в состоянии отдельных участников: повышается вни­мание, интеллектуальная и физическая активность, снижа­ется усталость, улучшается настроение.

УПРАЖНЕНИЕ 17

Участники садятся по кругу.

«Сейчас мы будем с вами считать, просто счи­тать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас нач­нет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет со­блюдать одно условие: если вам предстоит на­звать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и по­мнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Это упражнение очень динамично, особенно в том случае, если условия упражнения модифици­руются непосредственно в ходе его выполнения. Упражнению можно придать более конкурентныйхарактер, введя условия выхода за круг тех, кто сделал ошибки. В этом случае ошибающимся да­ется инструкция внимательно наблюдать за про­должением упражнения и стараться понять при­чины и характер ошибок. Упражнение способст­вует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

УПРАЖНЕНИЕ 18

Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмо­метр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигать­ся по часовой стрелке), знак арифметического действия („плюс" или „минус"), следующийснова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который дол­жен назвать знак, может сказать „равно", и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен бу­дет сказать результат вычислений. Например, я говорю „семь", Лена„плюс", Катя„восемь", Юра„минус", Олег„два", Зина„равно", и Таня называет число „тринадцать". Следую­щий участник, т. е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».

Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр только складывает и вычита­ет и делает это в пределах, например, пятидесяти.

Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а дру­гие — знаки, поэтому после 2—3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.

В ходе выполнения упражнения тренер побуж­дает «считать» быстрее.

Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например после короткого перерыва. При кажу­щейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как прави­ло, затруднения возникают у людей с недостаточ­но развитой способностью к концентрации внима­ния. В ходе упражненияони получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.

УПРАЖНЕНИЕ 19

Участники стоят по кругу.

«Будем по очереди выполнять любое действие. Делать это надо будет невербально, но поста­раться, чтобы все мы поняли, какое действие вы совершаете. Кто-то из нас начнет первый вы­полнять свое действие, а мы все вместе вслед за ним будем выполнять это действие до моего хлоп­ка. После хлопка начнет выполнять следующий по кругу (по часовой стрелке), и все вместе с ним будем некоторое время выполнять это дей­ствие и т. д., пока круг не замкнется».

После того как упражнение завершено, тре­нер спрашивает, обращаясь к группе, какое дейст­вие совершал первый участник, какое — второй и т. д. При этом каждый раз тренер уточняет у «ав­торов», правильно ли их поняли.

Упражнение мобилизует внимание участников группы, улучшает настроение, развивает их выра­зительные способности.

В то же время это упражнение хорошо соотно­сится с содержательным планом работы тренинговой группы, а именно с темой «Передача и прием информации», поэтому целесообразно проводить его для оптимизации работоспособности группы.

УПРАЖНЕНИЕ 20

Участники группы садятся по кругу.

«Мы будем выполнять различные движения, дей­ствия. При этом необходимо соблюдать одно ус­ловие: выполнять только те действия, сообще­ние о которых я буду предварять словами: „Сай­мон сказал". Например, если я говорю: „Саймон сказал: поднимите правую руку", то вы делаете это, если же я скажу: „Поднимите руку" или „Я прошу вас поднять руку",то это действие совершать не надо».

Характер действий, предлагаемых тренером, может быть различным: ходьба, повороты, подни­мание рук, прыжки и т. д. При этом тренер может провоцировать группу: например, тренер говорит: «Давайте встанем» и сам встает или: «Подними­те правую руку» и сам поднимает и т. д.

Упражнение надо проводить в быстром темпе. Обычно оно проходит весело, в результате чего снижается напряжение, усталость, улучшается настроение. В то же время оно способствует мо­билизации внимания.

УПРАЖНЕНИЕ 21

Вся группа становится по кругу.

«Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся за­помнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.

«Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдет к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше.

Обратите внимание на одно ограничение: нель­зя передавать ход обратно, т. е. тому, кто толь­ко что передал его вам».

В ходе упражнения тренер побуждает участ­ников действовать быстрее. По окончании упраж­нения можно задать вопрос: «Какие у вас были трудности?», «Какое ваше настроение?».

УПРАЖНЕНИЕ 22

Участники садятся в круг.

 «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано „слон"».

Тренер раздает карточки (если в группе не­четное количество участников, тренер тоже при­нимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждогонайти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и из­давать характерные звуки „вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каж­дой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весе­ло, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способст­вует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию вы­разительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

После завершения упражнения можно пред­ложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

УПРАЖНЕНИЕ 23

Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь жи­вотное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое жи­вотное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запом­нили, какое животное назвал каждый. Для упро­щения можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назо­вет животное, повторит все то, что сказали пре­дыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».

Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ла­доши и два удара ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из Вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например „вояк", а потом, хлопнув 2 раза по ко­леням,название животного того, кому он хо­чет передать ход. Тот, чье животное будет на­звано, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот, кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, вос­производя этот звук.

Упражнение способствует эмоциональной разряд­ке, создает хороший фон для продолжения работы.

УПРАЖНЕНИЕ 24

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас один из нас задумает строчку из извест­ной песни или стихотворения, состоящую из 6 — 7 слов. Наша задача понять, какая строчка заду­мана. Мы сможем задать задумавшему строку 10 вопросов. В 6 или 7 ответов (это зависит от количества слов в строке) он (она) должен бу­дет включить по слову из задуманной строки. Слова нельзя изменять по падежам, временам, числам и т. д. Все грамматические признаки долж­ны быть сохранены. Предлог включается в от­вет вместе со следующим за ним словом. Слова можно вводить в ответы в любом порядке. На­пример, если я задумываю строчку „В лесу роди­лась елочка, в лесу она росла", то в ответ на один из вопросов надо будет включить слово „в лесу", в другой „елочка" и т. д.».

Упражнение позволяет мобилизовать внимание, включить участников группы в ситуацию «здесь и теперь» после перерыва, особенно существенно изменяется состояние тех участников группы, ко­торые в ходе упражнения задумывают строчки из песен или стихов.

УПРАЖНЕНИЕ 25

Группа, разделяется на две подгруппы, которые рас­полагаются полукругом (стоя или сидя).

 «Участники (это относится к обеим подгруппам) поочередно будут выходить из своего полу­круга и поворачиваться к нему спиной. Члены его подгруппы будут задавать ему любые вопросы, отвечать на которые необходимо, называя имя спрашивающего. Очередность в подгруппах уста­новите сами».

Упражнение, как правило, проводится в начале второго дня работы и дает возможность участникам получить дополнительную информацию друг о дру­ге. Так как в упражнение включены все участники, работа идет динамично, эмоционально, дает обшир­ный материал для обсуждения. В ходе обсуждения обращается внимание на характер вопросов, впечат­ления отвечающих, которые часто отмечают, что иногда удавалось сразу, без затруднений определить имя задающего вопрос, в то время как других участ­ников удавалось узнать только после нескольких попыток. В этом случае группе может быть задан вопрос: «Как вы думаете, с чем это связано?» и пре­доставлена возможность для обсуждения.

УПРАЖНЕНИЕ 26

Участники встают. Тренер предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или дру­гом помещении.

«Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепь. Эта цепь изображает змею, а два крайних участникаее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевоз­можные кольца„запутывается"». (Тренер по­могает «змее» запутаться, предоставляя иници­ативу запутывания «голове». В процессе запуты­вания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голо­ва» и «хвост» змеи могут спрятать свои сво­бодные руки, но браться за руки они не должны.)

Когда «змея» запуталась, тренер приглашает участника, находившегося за дверью, и предлага­ет ему распутать «змею». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост». Процесс распутывания иногда занимает немало времени, участник, который пытается это сделать, может ссылаться на то, что задача эта невыпол­нима. В этом случае тренер побуждает его к про­должению работы, утверждая, что решить эту за­дачу можно, предлагая попробовать еще. Данное упражнение предполагает тесный физический кон­такт, способствует сближению группы. Кроме того, при обсуждении результатов упражнения могут появляться идеи о необходимости ориентации в ситуации, постоянной включенности в процесс ее разрешения, что способствует продвижению груп­пы в содержательном плане.

УПРАЖНЕНИЕ 27

Группа садится по кругу.

«Давайте представим себе, что все мыбольшая пишущая машинка. Каждый из насбуквы на кла­виатуре (немного позже мы распределим буквы, каж­дому достанется по три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, „поезд", и тог­да тот, кому достается буква „п", хлопает в ла­доши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, за­тем хлопает в ладоши тот, у кого буква „о", и снова общий хлопок и т. д. (Тренер распределяет буквы.) Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала».

Тренер приступает к проведению упражнения, подбирая при этом такие слова, чтобы все члены группы могли принять в нем участие.

В процессе выполнения упражнения тренер мо­жет усложнить задачу: предложить в одном слове всем вместе хлопать в ладоши между буквами 2 раза, а в следующем — 1 раз после согласных и 2 раза после гласных, можно заменить хлопки на вставание.

В результате проведения упражнения мобили­зуется внимание, улучшается настроение, повыша­ется активность участников занятий. Упражнение позволяет осознать необходимость постоянной включенности в процесс совместной деятельности, что в определенной степени интегрирует группу.

Проведенное после обеденного перерыва, это упражнение позволяет участникам «вернуться в круг», лучше почувствовать группу.

Если в ходе выполнения упражнения было много ошибок, то после его окончания можно за­дать вопрос: «Какие трудности у вас были?».

УПРАЖНЕНИЕ 28

Участники садятся в круг. (Это упражнение лучше проводить в группе из 12 человек, возможно в группах из 13—14 человек.)

«Представим себе, что наша группаэто боль­шие часы. Ты (тренер обращается к сидящему слева от него участнику группы) будешь цифрой 1 на циферблате часов, ты (тренер обращается к сле­дующему по часовой стрелке участнику)циф­рой 2, тыцифрой 3 и т. д. (В результате все цифры на циферблате часов оказываются распре­деленными между участниками.) Наши часы, как и предназначено, показывают время и делают это так: я буду говорить время, например 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому доста­лась цифра, на которой стоит часовая (малень­кая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (боль­шая) стрелка, говорит „бом". Если часы показы­вают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит „бом"».

Во время выполнения упражнения тренер в быс­тром темпе называет разное время, делая это так, чтобы все участники группы были включены и их ак­тивность и внимание все время находились на высо­ком уровне. Если в группе больше 12 человек, тренер может по очереди с тринадцатым членом группы на­зывать время, или попросить делать это по очереди тринадцатого или четырнадцатого участника.

УПРАЖНЕНИЕ 29

Участники садятся по кругу.

 «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом пере­дам его Тане (это участница группы, сидящая слева от тренера). Она нарисует на нем то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст картину дальше».

После того как тренер убедится, что все участ­ники группы поняли, как они будут «рисовать» картину, он «берет>> воображаемый холст в рамке и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», и передает будущую картину участни­це, сидящей слева. Тренер внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый уча­стник. Побывав у каждого, картина возвращается к тренеру, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я...». И дальше тренер проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обра­щаясь к нему в этот момент. Например, «...вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я, и море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал ты, Андрей, и...».

В результате проведения этого упражнения в группе возникает позитивное эмоциональное един­ство. Иногда чувства, эмоции, образы настолько сильны, что затрудняют переход к более реалис­тическим, рациональным моментам работы. В этом случае надо дать возможность участникам группы отреагировать их чувства и эмоции, задав им во­прос: «Как вы себя чувствуете?» или: «Может быть, у вас возникли чувства, переживания, идеи, которыми вы хотели бы поделиться с другими?».

Это упражнение дает лучшие результаты, если проводится на 3—4-й день работы группы, когда уча­стники уже достаточно хорошо чувствуют друг друга и проявившиеся в ходе работы групповые ценности.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 30

Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.

«У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внима­тельно посмотреть друг на друга». (За временем следит тренер.)

Через 1,5 минуты тренер просит всех повер­нуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тре­нер идет вправо или влево) и прохожу одного, вто­рого, третьего, останавливаюсь у четвертого чело­века, кто это?». Владимир отвечает (если ответ не­правильный, надо ему об этом сказать и дать воз­можность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного уча­стника группы. Например: «Есть ли у Петра гал­стук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т. д. Далее тренер дает аналогичное задание еще 2—3 участникам.

В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.

УПРАЖНЕНИЕ 31

Участники группы садятся по кругу.

«Сейчас я раздам вам карточки с названиями цве­тов, которые повторяются дважды, т. е., если вам, например, досталась карточка, на которой написано „красный", то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечис­лять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответ­ствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются ово­щем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следи­те за действиями остальных участников груп­пы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».

  В конце упражнения тренер предлагает объе­диниться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет.

УПРАЖНЕНИЕ 32

Все участники группы садятся по кругу.

 «Сейчас один из нас (тренер называет одного из участников) выйдет за дверь. Все остальные раз­делятся на 2 группы: „девочки" и „мальчики". В   каждой из них могут оказаться и мужчины и женщины. У групп будет две минуты на подго­товку. За это время нужно будет выбрать те или иные действия, которые участники будут выполнять все вместе. Это должны быть невер­бальные действия. Обе группы выполняют выбран­ные ими действия одновременно. А ты (тренер обращается к участнику, которому предстоит выйти из комнаты) должен будешь понять, где „мальчики", где „девочки" и что они делают».

После того как вернувшийся в комнату участ­ник дает ответ, тренер спрашивает его, на какие признаки он ориентировался, решая задачу.

Упражнение обычно проходит весело, участ­ники получают возможность проявлять изобрета­тельность, творчество. Кроме того, один из участ­ников должен вникнуть в смысл действий других, понять их, что соответствует содержательным це­лям тренинга партнерского общения, ведения пе­реговоров т. п.

УПРАЖНЕНИЕ 33

Все участники садятся по кругу.

«Пусть один из нас (чуть позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем вре­менем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен ви­зуально фиксироваться и однозначно делить груп­пу на две части (например наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были обозначены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа раздели­лась на две части».

После того как участник справится с постав­ленной задачей, тренер предлагает кому-то еще раз попробовать определить признак, по которо­му разделяется группа. Участник, выразивший желание продолжить упражнение, выходит за дверь, и в это время группа меняет признак и раз­деляется на подгруппы. По окончании упражне­ния можно обсудить возникшие сложности.

Упражнение направлено на развитие наблюда­тельности, активизирует внимание и мышление.

УПРАЖНЕНИЕ 34

Группа садится по кругу.

«Я предлагаю Виктору, Валерию и Василию при­нять участие в упражнении».

После этой фразы тренер предлагает группе уча­стников (4—5) посидеть какое-то время, не изме­няя позу, а участникам, выполняющим упражнение (Виктору, Валерию и Василию), внимательно по­смотреть на них и постараться все запомнить. За­тем эти трое на некоторое время выходят из ком­наты. В их отсутствие тренер производит ряд изме­нений в позах участников, которых запоминали Виктор, Валерий и Василий. Кроме того, могут быть изменения в расположении участников, появление или исчезновение каких-либо предметов у них в руках. Вернувшиеся в комнату участники должны установить все изменения. Это упражнение способ­ствует развитию наблюдательности.

УПРАЖНЕНИЕ 35

Все участники садятся по кругу.

«Сейчас мы поработаем в парах. (Тренер называ­ет состав пар, подобранных с учетом субъектив­ных предпочтений участников и их психологиче­ских особенностей.) Сядьте так, чтобы каждой паре было удобно работать. Решите сами, кто из вас начнет выполнять упражнение. (Тренер убеждается, что в каждой паре определен участ­ник, который будет начинать упражнение.) На­чинающий примет вид грустного, чем-то расст­роенного, вялого человека. Попытайтесь найти средства для того, чтобы войти в это состоя­ние. Напарник должен, используя различные сред­ства, изменить состояние грустного участника в позитивную сторону, вызвать у него улыбку, смех, активизировать его, не прибегая к физиче­скому контакту. Когда вы справитесь с задачей, поменяйтесь ролями».

При обсуждении упражнения удается получить конкретный перечень средств, которые использо­вались участниками для изменения состояния сво­его партнера, а также описание усилий «груст­ных» участников, которые им приходилось прилагать, чтобы сохранить свое состояние. В резуль­тате обсуждения появляются идеи о необходимо­сти гибкости в выборе средств, используемых для изменения состояний, об отсутствии универсаль­ных алгоритмов этих средств.

Упражнение проходит динамично, требует зна­чительных усилий участников в поиске средств изменения состояния их партнера. Упражнение может создавать эффекты, связанные с активиза­цией защитных механизмов участников, поэтому тренеру следует учитывать эту возможность при подборе пар и в ходе обсуждения.

Модификация

Все участники садятся по кругу.

  «Сейчас нам надо будет решить такую задачу: изменить состояние Сергея, которому грустно. Он расстроен и не расположен с нами разговари­вать. (Тренер заранее договаривается с Сергеем о его участии в упражнении.) Мы можем рассказы­вать Сергею истории, говорить что-либо прият­ное и т. д.»

Так как в этом случае усилия всей группы кон­центрируются на одном участнике, то его состоя­ние меняется быстро. В ходе обсуждения обраща­ется внимание на действия, фразы, которые в на­ибольшей степени влияли на изменение состояния Сергея, а также на то, что было для него безраз­личным или неприятным.

УПРАЖНЕНИЕ 36

Все участники становятся по кругу.

«Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы. (те, кто останется) выберем одного человека, кото­рый будет инициатором движения. Он будет вы­полнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участ­ник, находившийся за дверью, вернется в комна­ту, встанет в центр круга и, внимательно на­блюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.

«Обратите внимание на то, как будет про­исходить смена движения. Постараемся не смо­треть на Олега (тренер называет имя того уча­стника, который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно».

В ролях инициатора движения и того, кто пы­тается его обнаружить, могут выступить несколь­ко человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, нет ли желающих вы­ступить в этих ролях.

В ходе обсуждения упражнения тренер спра­шивает о впечатлениях участников, о том, как, каким способом удавалось найти инициатора дви­жения, что можно было сделать участникам, что­бы затруднить решение этой задачи.

УПРАЖНЕНИЕ 37

Группа садится по кругу.

«Для выполнения этого упражнения нам понадо­бится доброволец. (Тренер ждет, пока кто-либо не выскажет желания участвовать в упражнении.) Теперь нам всем надо собраться и последовательно воспроизвести все, что делал, говорил (говори­ла) Олег (Таня) с начала нашей работы. Олег (Таня), ты, пожалуйста, внимательно наблюдай за нашей работой, а потом дополнишь или ис­правишь нас. Давайте начнем».

Может быть предложена более сложная зада­ча: попытаться воспроизвести последовательность поведения одного из участников за весь прошлый день, т. е. попытаться вспомнить все его высказы­вания, жесты, действия. Тренер может и сам пред­ложить кандидатуру, ориентируясь на участника, которому, по его оценке, недоставало внимания и который не будет испытывать дискомфорта при обращении всей группы к нему.

Упражнение дает возможность осознания не­обходимости большего внимания друг к другу, позволяет восстановить материал предыдущего этапа работы, сплотить группу.

УПРАЖНЕНИЕ 38

Все участники садятся по кругу.

 «Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что вы делали сегодня в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее все, что проис­ходило с вами в течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя».

Упражнение проводится, как правило, в конце дня, перед тем как участники будут высказывать свои впечатления от работы. Его выполнение поз­воляет лучше запомнить и структурировать при­обретенный опыт.

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПЛАНА

В этот подраздел вошли психогимнастические упраж­нения, в ходе которых участники тренинга приобретают опыт, позволяющий двигаться к содержательной цели тре­нинга. Кроме того, эти упражнения дают возможность тре­нировки тех или иных приемов, способов общения, элемен­тов поведения, которые в дальнейшем могут быть включе­ны в целостное действие.

В первую часть каталога входят упражнения по следу­ющим темам:

* установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состоя­ния других людей, сопереживание;

* передача и прием информации;

* умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и не­вербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возни­кающие в ответ на то, что говорит человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.065 с.)