Психогимнастические упражненияя на создание работоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогимнастические упражненияя на создание работоспособности



Независимо от вида тренинга работа в группе начина­ется с этапа формирования работоспособности, основная цель которого — создать такую групповую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого уча­стника группы, которые позволяют перейти к содержатель­ной части работы. Этот этап соответствует этапу установ­ления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Основными характеристиками необходимого для работы тренинговой группы «климата отношений» являются эмо­циональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и к тренеру.

Наряду с достаточно традиционными действиями, ко­торые совершаются на этом этапе работы тренинговой груп­пы (знакомство участников или их представление перед группой в том случае, если они уже знакомы друг с другом, высказывание ожиданий в связи с предстоящей работой, сомнений и опасений, которые могут быть у пришедших на занятия людей, обсуждение формы обращения), могут быть использованы различные психогимнастические упражнения. Задача создания работоспособности группы специфич­на для начала занятий и на ее решение тратится определен­ное время. Однако эта задача не снимается и на последую­щих этапах работы: в начале дня и после больших переры­вов приходится выполнять упражнения на восстановление утраченной работоспособности, на включенность в группу, на повышение уровня внимания, на эмоциональную разрядку, на снижение усталости и т. д.

А. Упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы

В начале занятий могут быть проведены психогимнас­тические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, спло­ченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяли бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсужде­ние которого послужит «мостиком» для перехода к содер­жательным этапам работы тренинговой группы.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в цент­ре круга (для начала им буду я) предлагает поме­няться местами (пересесть) всем тем, кто об­ладает каким-то общим признаком. Этот при­знак он называет. Например, я скажу: „Пересядь­те все те, у кого есть сестры",и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, про­должит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».

Как правило, упражнение проходит весело. Оно позво­ляет снизить напряженность, поднимает настроение, акти­визирует внимание и мышление.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Участники группы становятся в одну шеренгу, по­вернувшись лицом в одну сторону.

 «Я буду считать и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 граду­сов. Выполнять задание будем молча, не перего­вариваясь друг с другом. Задачавсем повер­нуться лицом в одну сторону и постараться сде­лать это как можно быстрее».

Тренер прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.

Упражнение сплачивает группу, повышает па-строение, снижает напряженность, скованность. Кроме того, оно дает каждому опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к обще­му решению. Вопросы: «Что помогало группе спра­виться с поставленной задачей?», «Что помешало выполнить задачу быстрее?» («Что могло бы по­мочь выполнить задачу быстрее?») и т. п. — дают возможность выявить моменты в поведении, име­ющие значение в ситуации, когда группа выраба­тывает совместное решение, должна о чем-то до­говориться и т. д. Обычно при этом выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями дру­гих, вникать в логику, позицию других; обнару­живается, что не стоит оказывать давления в си­туациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ поведения.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Все участники садятся по кругу.

       «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не до­говариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считатьраз, два, трии на счет три все одновременно выбрасывают пальцы. Ка­кое-то время, достаточное для того, чтобы по­нять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очеред­ную попытку. Понятно? Давайте начнем».

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточ­но четырех-пяти. В любом случае упражнение дает богатый материал для обсуждения, который мо­жет использоваться в ходе тренинга, а также в раз­личных социально-психологических практикумах.

В практикуме по психологии управления и со­циальной психологии можно обратить внимание на функционирование таких феноменов как об­щественное мнение, групповое давление, автори­тет, групповое настроение.

В тренинге эффект от проведения этого уп­ражнения сходен с эффектом упражнения 2.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Все участники садятся по кругу.

  «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не боль­ше и не меньше). Например, если я говорю „четы­ре", то как можно быстрее должны встать чет­веро из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вы­рабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения тренер бло­кирует попытки участников группы обсудить и при­нять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справлять­ся с поставленной задачей и что затрудняло ее вы­полнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осо­знать, что для выполнения общей задачи необхо­димо быстро ориентироваться в намерениях, так­тике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более дета­лизированного обсуждения можно говорить о про­явлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Участники становятся в круг.

       «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возь­мемся за руки и сделаем это так, чтобы в каж­дой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказы­вает. Во время выполнения упражнения достаточ­но часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер дол­жен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, рас­путаться можно всегда». Упражнение может за­вершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Время, затрачиваемое группами на выполне­ние этого упражнения, может быть очень разным: в опыте нашей работы оно варьировалось от 3—5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от про­должения поисков решения.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросами: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (по­следний вариант является более предпочтительной, с на­шей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам поме­шало быстрее справиться с поставленной задачей?»). В ходе обсуждения участники группы обычно приходят к мнению, что успешно решать такую задачу в ходе совместной дея­тельности помогает доброжелательное, бережное отноше­ние друг к другу, забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, постоянная ориентация в ситуации, учет мнения каждого, появление оригинальных идей и т. д. Этот материал может быть полезен в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в резуль­тате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Все участники садятся в круг.

       «Сейчас у каждого из вас будет 7,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обраще­ния: помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации „здесь и теперь", полностью вклю­читься в работ».

После того как все участники выполнят это задание, тренер обращается к группе с вопросом: «Чье обращение подействовало на вас наиболее сильно, помогло включиться в ситуацию „здесь и теперь", отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе?»

Обсуждение прозвучавших обращений выявля­ет те моменты, которые позволяют наиболее эф­фективно выполнить это задание. Наилучшего ре­зультата достигают те участники, которые во вре­мя обращения смотрят в глаза тем, к кому они обращаются, фразы произносят четко, ясно, по­нятно, ориентируются на интересы слушателей, говорят о том, что созвучно их переживаниям, проявляют подлинную заинтересованность, искренность, открытость, гибкость, не оказывают давле­ния, не навязывают свою точку зрения и т. д.

Таким образом, это упражнение позволяет получить полезный в содержательном плане мате­риал, в то же время решая задачу включения каж­дого участника в ситуацию групповой работы.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Упражнение выполняется в парах. Тренер предла­гает каждому выбрать себе в пару того члена груп­пы, которого он знает меньше всех остальных (на­именее знакомого члена группы).

     «Данное упражнение включает несколько заданий. Каждое задание рассчитано на определенное вре­мя. Я буду говорить, что надо делать, буду сле­дить за временем и сообщать вам, когда оно за­кончится.

Задание 1. В течение четырех минут молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Каждому из вас дается 4 минуты, в течение которых вы должны рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами: „Я вижу перед собой..." и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личност­ных особенностях человека, например: добрые гла­за, умный взгляд и т. п. Сначала один говорит 4 минуты, другой слушает, потом наоборот. Я ска­жу вам, когда нужно будет поменяться ролями.

Задание 3. Каждому из вас дается 5 минут для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он (ваги собеседник) был, с вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера».

После того как первая пятиминутка завершит­ся, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течение 1 минуты сказать рассказчику, что в его рассказе было наиболее точным и что в его жизни было совсем не так.

Далее 5 минут для рассказа дается другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает 1 минуту для обратной связи.

Задание 4. «Каждому из вас дается 5 минут для того, чтобы рассказать своему партнеру, ка­кой он, с вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: „Какой человек мой собеседник?"»

После выполнения всех четырех заданий уча­стники садятся в круг, и каждому дается 1 ми­нута, в течение которой надо представить свое­го партнера группе как человека, с которым всем вместе предстоит провести 5 дней.

Данное упражнение дает самые разные возмож­ности для его обсуждения. Нужно задать вопро­сы: «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?», «Выполнение какого из четырех зада­ний у вас вызвало наибольшие трудности?», «Ка­кие впечатления возникли у вас в ходе выполне­ния упражнения?» и т. д.

В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, существенно со­кращается дистанция между участниками группы. В то же время рефлексия опыта, приобретенного в процессе выполнения заданий, позволяет обсудить:

1) значение контакта глаз в ходе общения;

2) трудности, которые испытывают участники, когда они должны описывать другого человека, не давая оценок и не характеризуя его личност­ные особенности;,

3) стремление перенести свой опыт на друго­го человека, приписать ему то, что свойственно прежде всего нам самим и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 8

Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас подумает над тем, какое

качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбран­ном вами качестве. Услышав ваш рассказ (исто­рию, притчу), остальные участники группы долж­ны понять, о каком качестве идет речь».

После первого, а также каждого из последую­щих рассказов тренер обращается к группе с во­просом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотел сообщить Андрей?»). После того как участники группы выскажут свои предложения, тренер обращается к самому рассказчику и про­сит его сказать, какое качество выбрал он.

Упражнение позволяет участникам лучше уз­нать друг друга, оно побуждает членов группы к проявлению творческой активности, развивает во­ображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них, а эта задача соответствует содержательным целям мно­гих тренинговых программ.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (при численности группы 14— 16 человек можно выполнять упражнение в двух шеренгах, создав соревновательную ситуацию). Тренер встает около одного из концов шеренги.

«Все задания мы будем выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как мож­но быстрее и в то же время как можно точнее. Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренгитот, у кого самый небольшой среди нас рост. Начали».

После того как группа выполнила задание, тренер проходит вдоль шеренги и проверяет точ­ность его выполнения. Если задание выполняется в двух группах, можно предложить им взаимно проверить точность выполнения задания.

«Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на противоположном конце шеренгис самыми светлыми волосами».

В практике нашей работы, кроме названных двух, мы использовали следующие задания:

* в начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами. В конце — с самыми светлыми;

* начало шеренги — это 1 января, конец — 31-е декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения.

Эффекты данного упражнения разнообразны. Улучшается настроение, возрастает непринужден­ность поведения членов группы, сокращается дис­танция в общении. Кроме того, последнее задание дает возможность обсудить то, как удается до­стигать понимания в общении, что адекватно со­держанию тренинга партнерского общения и тре­нинга деловых переговоров.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Это упражнение особенно подходит для про­ведения на первом этапе работы группы (этап со­здания работоспособности) в группе знакомых между собой людей.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы. будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу „Ни­кто из вас не знает, что я (илиу меня)..." Бу­дем внимательны и сделаем это так, чтобы каж­дый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз».

В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чув­ствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении. Многие участники группы раскрываются с неожиданной стороны: о ком-то мы узнаем, что этот человек — мастер спорта, другой — играл раньше в ансамбле на трубе и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.042 с.)